ПЛАСТИЧ. МОДЕЛИРОВАНИЕ

1

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

1
2
3
4

5

Образовател
ьная
организация
Название
программы
Направленно
сть
программы
Нормативноправовая
основа
разработки
программы

ФИО,
должность

муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования для детей» Курского
муниципального округа
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Пластическое моделирование»
Техническая
-Приказ Минпросвещения России от 27 июля 2022г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
-Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации».
-Приказ министерства просвещения России от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей».
-Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. №
678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года»
-Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20.
-Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разно уровневые программы)
(Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере
воспитания детей и молодежи Минобрнауки России от 18.11.2015 № 093242).
- Методические рекомендации по реализации адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья,
включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных
потребностей (Приложение к письму Минобрнауки России от 29 марта
2016 г. № ВК-641/09).
-Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе муниципального бюджетного учреждения дополнительного
образования «Центр дополнительного образования для детей» Курского
муниципального района Ставропольского края (приказ МУ ДО «ЦДОД»
КМР СК от 20 сентября 2019 г. № 74).
Сведения о разработчике
Шимко Инна Юрьевна, педагог дополнительного образования
Сведения о программе

6
7
8
9

7-16 лет
Возраст
обучающихся
создание коррекционно-развивающих условий, способствующих
Цель
умению применять полученные знания в социальных и жизненных
программы
ситуациях.
1– ознакомительный.
Этапы
обучения
Формы и
Формы:
очная, с использованием различных образовательных технологий.
методы
2

Методы обучения:
занятия определяются содержанием программы и предусматриваются
практические занятия, мастер-классы, мастерские, выставки, творческие
проекты, работы по замыслу.
Вводный контроль (первичная диагностика).
Формы
мониторинга Промежуточный контроль.
результативн Итоговая аттестация.
ости
Дата
утверждения
и последней
06.09.2023 г.
корректиров
ки
программы
образователь
ной
деятельности

11

12

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»
«Истоки способностей детей – на кончиках их пальцев…..»
В. А. Сухомлинский
1.1
Пояснительная записка
Создание макетов и моделей простейших объектов - это первые шаги в
конструировании и моделировании. Это познавательный процесс, направленный на
3

формирование начальных политехнических знаний, умений и развитие художественного
вкуса. Конструирование и моделирование строится на активном воображении и
творческом мышлении.
Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа «Пластическое
моделирование» относится к технической направленности, поскольку ориентирована на
развитие интереса детей в области начальной конструкторской деятельности. Но с учетом
возможностей
учреждения,
особенностями
обучающихся,
нестандартности
индивидуальных результатов обучения и воспитания, в программу включены разделы
изобразительного искусства, различных техник декоративно-прикладного искусства и
технического конструирования (конструирование, моделирование аппликация, оригами,
бумагопластика).
Данная программа является модифицированной. При составлении программы
использованы структурные элементы российских учебных пособий: Кузнецовой Л.А.,
Глозмана Е.С., Кожиной О.А., Казакевича В.М. и др.
Новизна программы
Идея применения знаний о живой природе для решения инженерных задач
принадлежит Леонардо да Винчи, который пытался построить летательный аппарат с
машущими крыльями, как у птиц – орнитоптер. Проектирование, конструирование и
изготовление моделей животных, птиц, насекомых, используется как решение
инженерных задач на основе включения элементов из области науки Бионики
посредствам занятия обучающихся техническим творчеством.
Актуальность программы
Актуальность программы заключается в том, что ребенок с ОВЗ получает
возможность развития мелко-моторных навыков. Коррекционно-развивающие занятия
пластическим моделированием, направлены на «включение» обоих полушарий головного
мозга за счет равноправных согласованных действий ребенка обеими руками, что
особенно благоприятно для гармоничного развития двух сфер мышления – эмоциально творческой и рационально-логической.
Педагогическая целесообразность программы
Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена важностью
постоянного поиска новых форм и методов организации учебного и воспитательного
процесса, что позволяет делать работу с детьми ОВЗ более разнообразной, эмоционально
и информационно насыщенной.
Отличительные особенности программы
В основе программы лежит методика пластического моделирования как
активного инструмента при создании макета, моделей различных объектов, скульптуры.
Адресат программы
Программа разработана для детей с ограниченными возможностями здоровья с
учетом диагноза, состояния здоровья, подробной характеристики обучающегося и
ориентирована на детей с задержкой психического развития (ЗПР).
Дети с задержкой психического развития (ЗПР) характеризуются существенными
индивидуально-типологическими различиями, которые проявляются в результате
несформированной основных мыслительных операций. Обучающиеся испытывают
трудности понимания и организации деятельности, нуждаются в поддержании и
направленном развитии формирующейся учебной мотивации, познавательного интереса.
Объем и сроки реализации программы
4

Программа реализуется в 2023-2024 учебном году, объёмом 108 часов в год. Учебный
план программы рассчитан на текущий учебный год. Программа предполагает
возможность корректирования учебного плана, с учетом конкретных образовательных
потребностей и индивидуальных возможностей обучающихся.
Формы обучения – очная, с использованием различных образовательных
технологий.
Особенности организации образовательного процесса (методы обучения)
Занятия проводятся индивидуально или в микрогруппах (до 7 человек) с
постоянным составом.
Занятия начинаются с массажа кистей рук, а в ходе занятия, для расслабления
мышц, снятия напряжения – пальчиковая гимнастика.
Занятия могут иметь музыкальное сопровождение с помощью прослушивания
классической музыки (напр. П.И.Чайковский «Времена года»). Виды занятий
определяются содержанием программы и предусматриваются практические занятия,
мастер-классы, мастерские, выставки, творческие проекты, работы по замыслу.
Содержанием программы предусмотрено выполнение творческих работ, проектов с
учетом готовности обучающихся к их выполнению.
Режим
занятий,
периодичность
и
продолжительность
занятий
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. №28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20.
Для обучающихся с ЗПР:
Продолжительность занятия – 40 минут
Количество занятий в неделю – 3
1.2
Цель и задачи
Цель – создание коррекционно-развивающих условий, способствующих умению
применять полученные знания в социальных и жизненных ситуациях.
Задачи:
Образовательные:
- сформировать первоначальные представления о труде, как способе
преобразования окружающего пространства;
- научить безопасной работе с пластилином и чертежными инструментами;
- сформировать навыки организации рабочего места при работе с инструментами и
материалами;
- формировать умение воспроизводить технологическую последовательность
изготовления несложных изделий;
- формировать представление о свойствах предметов (цвет, форма, величина) и
способах их преобразования.
Метапредметные:
развивать
познавательную
мотивацию,
интересы,
инициативность,
любознательность на основе связи художественного и технологического образования с
жизненным опытом и интересами ребенка;
- формировать компетенции по соблюдению правил безопасной работы и гигиены
труда;
- формировать привычку планировать свою деятельность, контролировать качество
её выполнения, общую организацию работы, корректировать план с учетом
изменяющихся условий.
Личностные:
5

- способствовать установлению первичного контакта с обучающимися;
- формировать способность к волевым усилиям и произвольной регуляции
поведения;
- формировать коммуникативные умения в процессе реализации творческой
деятельности (умение выслушивать мнения, умение высказываться и отвечать на вопросы
и т.д.).
- способствовать формированию нравственности, которая непосредственно
сопряжена с пониманием значения труда в жизни человека.
Коррекционные:
- корректировать отдельные стороны психической деятельности;
- развивать зрительную память, внимание, усидчивость;
- выполнять различные операции, применяемые в быту;
- формировать зрительно-двигательную координацию;
- развивать познавательную и эмоциональную сферу;
- развивать тактильно-двигательное восприятие и мышечный тонус пальцев.

Стартовый (ознакомительный)
(7-16 лет)

2

1

18

1

практика

теория

Вариативная часть
(кол-во
часов)

всего

практика

теория

Инвариантная часть
(кол-во
часов)

всего

Про
дол
жител
Наименование
ьно
разделов
сть
обу
чения
1
1. Введение.
год 1.1 Знакомство с
программой.
2
Инструктаж
по
охране труда.
2.
Понятие
о
моделировании.
30
Материалы
и
инструменты.
2.1 Работа с бумагой.
Складывание.
6
Инструменты
и
приспособления.
2.2
Плоские
геометрические
8
фигуры
«квадрат»,
«прямоугольник»,

Общее кол-во часов

Уровень
(возраст)

обучения

1.3 Содержание программы
Учебный план
2023-2024 год обучения

-

-

-

4 14

12

4

8

4

1

3

2

1

1

6

1

5

2

1

1

Формы
проме
жуточн
ой/
итогов
ой
аттеста
ции
Педаго
гическ
ое
наблюд
ение
практи
ческие
задания,
творче
ские
проекты,
минивыстав
ка
6

«треугольник»,
«круг», «овал».
2.3.
Объёмные
геометрические
фигуры
«куб»,
«конус» - раскладка.
2.4. Конструирование
объёмных игрушек
на
основе
геометрических
фигур. Рисунок.
3.
Пластичные
материалы.
3.1
Пластилин.
Приемы работы с
разными
видами
пластилина.
Геометрические тела
«конус», «шар».
3.2
Лепка
однодетальных
фигурок.
3.3. Геометризация
форм в окружающей
среде.
Многодетальные
простые
фигурки.
Животные.
3.4. Геометрические
тела «брус», «куб».
Их развертка. Макет.
4.
Понятие
«пластическое
моделирование».
Скульптура. Лепка
фигурок животных
конструктивным
способом.
4.1
Графическая
подготовка
в
пластическом
моделировании.
Технический
рисунок.
4.2.
Работа
с
проволокой.

работ.

6

4

1

3

2

1

1

10

4

1

3

6

1

5

36

20

5 15

16

4

12

6

4

1

3

2

1

1

8

4

1

3

4

1

3

12

6

2

4

6

1

5

10

6

1

5

4

1

3

40

12

4

8

28

5

23

10

6

2

4

4

1

3

6

3

1

2

3

1

2
7

Инструменты.
4.3. Работа с фольгой
(сминание,
сжимание,
6
3
скручивание
алюминиевой
фольги).
4.4 Сборка изделия
из
разных
18
материалов.
Творческий проект.
ИТОГО на стартовом
108 52
уровне

1

2

3

1

2

-

-

18

2

16

56

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
1 год обучения (108 ч.)
1 этап – ознакомительный
Возраст детей – 7-16 лет
8

Раздел 1. Введение.
Подраздел 1.1. Знакомство с программой.
Теория. ТБ. Давайте познакомимся. Я и мир вокруг. Изобретения природы и
человека. Природа и техническая среда. Инструктаж по технике безопасности и охране
труда.
Практика. Игра «Я – твой друг». Первичная диагностика умений.
Коррекционно-развивающая работа. Формирование умений узнавать, называть и
вспоминать известные предметы. Закрепление имеющихся представлений о предметном
мире.
Воспитательный компонент. Беседа о правилах поведения на занятиях. Беседа
«Такие разные эмоции». Способы снятия эмоционального напряжения, что такое
тактичность?
Раздел 2. Моделирование из бумаги. Материалы и инструменты.
Подраздел 2.1. Работа с бумагой. Складывание. Инструменты и
приспособления.
Теория. ТБ. Представление о бумаге как о поделочном материале. Знакомство с
некоторыми сортами бумаги (писчая, печатная, рисовальная, впитывающая, упаковочная,
бумага для труда), их физическими свойствами (плотная, тонкая, гладкая, шероховатая,
блестящая, матовая и т. д.) и назначением.
Практика. Рассматривание коллекции образцов бумаги, тактильное знакомство с
поверхностью. Обучение приемам «сгибание прямоугольного листа пополам» и
«совмещение углов с опорными точками» в разных пространственных направлениях
(сверху вниз, снизу вверх). Сгибание квадрата с угла на угол (по диагонали). Обучение
делению стороны на четыре равные части посредством сгибания ее несколько раз.
Обучение приему «сгибание сторон к середине». Обучение складыванию гармошки.
Инвариантная часть. Практическая работа «Черепаха», «Рыбка», стаканчик для
игрушки «Поймай пуговицу».
Вариативная часть. Выполнение творческих работ «Открытка со складной
фигуркой кошечки», «Декоративная птица со складными крыльями».
Коррекционно-развивающая
работа.
Развитие
осязания
и
слуховой
чувствительности. Формирование умения узнавать и называть цвета бумаги (красный,
оранжевый, желтый, синий, зеленый, коричневый), различать не цветную бумагу (белая,
серая, черная). Коррекция восприятия пространства (наверху, внизу, слева, справа) и
формирование умения ориентироваться в пространстве геометрической фигуры. Развитие
умения понимать инструкцию, содержащую пространственную характеристику.
Исправление
недостатков
зрительно-двигательной
координации.
Развитие
комментирующей речи.
Воспитательный компонент. Фотоколлаж «Моя семья»
Подраздел 2.2. Плоские геометрические фигуры «треугольник», «квадрат»,
«прямоугольник», «круг», «овал».
Теория. ТБ. Введение понятий геометрических фигур. Сведения об основных
признаках фигуры треугольник (три стороны, три угла, середина), квадрат (четыре
стороны, четыре угла, середина), прямоугольник (четыре стороны, по две – одинаковой
длины, четыре угла – все прямые) и так далее. Инструменты для резания бумаги. Правила
обращения с ножницами. Правила работы ножницами.
9

Практика. Развитие умения различать геометрические фигуры по величине.
Обучение навыку устанавливать сходство фигур с предметами природного и
рукотворного мира, имеющими такую же форму. Плоскостное конструирование.
Симметричное вырезание орнаментов из бумаги, сложенной пополам. Игра
«Геометрический конструктор» (Приложение 2).
Инвариантная часть. Удержание ножниц. Освоение приемов вырезания
ножницами: «разрез по короткой прямой линии»; «разрез по короткой наклонной линии»;
«надрез по короткой прямой линии»; «разрез по длинной линии»; «разрез по
незначительно изогнутой линии»; «округление углов прямоугольных форм»; «вырезание
изображений предметов, имеющих округлую форму»; «вырезание по совершенной кривой
линии (кругу)». Практические работы «Домик», «Помидор», дополнение деталями –
дымок, листик, черешок. Практическая работа «Собачка», дополнение деталями – глаза,
ушки, рот; «Петушок».
Вариативная часть. Освоение способов вырезания: «симметричное вырезание из
бумаги, сложенной пополам»; «симметричное вырезание из бумаги, сложенной несколько
раз»; «тиражирование деталей», «криволинейное вырезание из бумаги, сложенной в
несколько раз». Изготовление простых аппликаций из геометрических фигур. Творческая
работа «Геометрический орнамент», «Снежинка», «Снеговик».
Коррекционно-развивающая работа. Формирование умения ориентироваться в
пространстве геометрической фигуры (верхний угол, нижний угол, правая, левая, боковая,
нижняя стороны). Формирование умения устанавливать сходство и различия между
фигурами.
Исправление недостатков зрительно-двигательной координации. Коррекция
недоразвития координации движений рук. Обучение синхронной работе обеими руками.
Формирование умения правильно распределять мышечное усилие при выполнении
разрезов по длинной прямой линии и по кругу.
Воспитательный компонент. Расширение знаний о предметах рукотворного мира.
Подраздел 2.3. Объемные геометрические фигуры «цилиндр», «куб», «конус».
Их развертка. Макет.
Теория. ТБ. Формирование знаний о геометрических фигурах «цилиндр», «куб»,
«конус». Приемы разметки: разметка с помощью шаблонов. Понятие «шаблон». Правила
работы с шаблоном. Порядок обводки шаблона геометрических фигур. Разметка по
шаблонам сложной конфигурации; разметка с помощью чертежных инструментов (по
линейке, угольнику, циркулем). Их применение и устройство. Понятия: «линейка»,
«угольник», «циркуль»; разметка с опорой на чертеж. Понятие «чертеж». Линии чертежа.
Чтение чертежа. Объяснение понятия «развертка». Подготовка рабочего места к работе с
бумагой и чертежными инструментами.
Практика. Деление круга на равные части способом сгибания. Вычерчивание
окружности с применением циркуля. Изготовление конуса из круга. Сравнивание
геометрической фигуры (круг) и геометрического тела (конус); прямоугольник - цилиндр.
Предварительное рисование по опорным линиям в разных направлениях (снизу-вверх,
сверху вниз, слева направо, по часовой и против часовой стрелки). Разметка по линейке и
с помощью циркуля, меры длины: миллиметр, сантиметр, разметка заготовок с помощью
угольника, циркуля и т. д. Выделение детали из заготовки, формообразование и сборка
изделия, отделка деталей изделия. Изготовление изделия на основе развертки.
Закрепление умения производить разметку на бумаге развертки по шаблону.
Инвариантная часть. Выполнение практической работы «Геометрическая фигурараскладка», «Складные часы».
10

Вариативная часть. Выполнение творческой работы «Жар-птица в облаках».
Коррекционно-развивающая работа. Формирование умения употреблять в речи
слова, обозначающие пространственные отношения (сверху, снизу); пространственные
признаки предметов (выше, ниже, равные по ширине, высоте и т. д.). Развитие умения
анализировать конструкцию изделия, выделяя его основные признаки и свойства.
Развитие логического мышления и внимания в ходе складывания геометрических
комбинаций на фигуре-раскладке. Формирование умения устанавливать общую форму,
особенности конструкции изделия и его пространственные отношения.
Воспитательный компонент. Умение определять временные рамки. Беседа «Часы.
Время».
Подраздел 2.4. Конструирование объёмных игрушек на основе геометрических
фигур. Геометрическая фигура «шар». Рисунок.
Теория. ТБ. Знакомство с материалом – картон: сорт (переплетный, коробочный),
цвет (серый, белый, желтый, окрашенный в разные цвета), физические свойства (гладкий,
шероховатый, рифленый), особенности (картон впитывает влагу и коробится; толстый
картон ломается по сгибу, тонкий легко сгибается, режется). Повторение правил работы с
шаблоном. Овладение понятиями «контур», «силуэт». Формирование умения
анализировать объект (бумажный шар), выделяя его признаки и свойства (название,
назначение, материал, форма, цвет, величина, детали).
Практика. Сравнение геометрических форм «круг» и «шар», их признаках
(плоский, объемный). Изготовление шара, состоящего из 4—5 и более полос бумаги.
Технические приемы «разметка полос по шаблону», «разрез по длинной линии»,
«склеивание полосы-заготовки кольцом».
Инвариантная часть. Изготовление плоскостной елочной игрушки «Солнышко»,
«Рыбка», «Яблоко» в форме стилизованных изображений. Овладение понятием
«бумажная мозаика». Выполнение объемной работы «Гусеница из кругов».
Вариативная часть. Творческая работа по замыслу «Объемное елочное
украшение».
Коррекционно-развивающая
работа.
Развитие
зрительно-двигательной
координации. Формирование умения анализировать объект, выделяя его признаки и
свойства (название, назначение, материал, форма, цвет, величина, детали), самостоятельно
и с помощью педагога. Формирование навыка самостоятельного или с помощью педагога
чтения предметно-операционного плана и следования ему. Развитие мелкой моторики:
регуляции мышечного усилия, координации движений рук.
Воспитательный компонент. Новогодняя театрализованная игровая программа,
«Новогодние традиции моей семьи».
Раздел 3. Пластичные материалы.
Подраздел 3.1. Пластилин. Приемы работы с разными видами пластилина.
Геометрические тела «конус», «шар».
Теория. ТБ. Формирование представления о пластилине как о поделочном
материале и его физических свойствах; определение цвета пластилина. Знакомство с
разными видами пластилина: парафиновый, плавающий, скульптурный, восковой,
застывающий, шариковый, пластилин на растительной основе, перламутровый пластилин.
Изучение правил обращения с пластилином, инструментами и другим оборудованием.
Знакомство с понятием «аппликация». Использование в работе графических изображений
на листах дидактического материала.
Практика. Знакомство с пластическим способом лепки однодетальных предметов
шаровидной или овальной формы из одного куска пластилина. Приемы лепки:
11

«разминание пластилина в руках и размазывания его по поверхности», «скатывание в
ладонях шара из пластилина кругообразными движениями» (помидор), «раскатывание
пластилина в ладонях до овальной формы» (огурец) и «вдавливание пальцем пластилина
на поверхности шара или овала», «вытягивание шара и овала до конической формы».
Лепка однодетальных предметов конической формы из одного куска пластилина. Работа с
опорой на предметно-операционный план с частичной помощью педагога (морковь,
свекла) и самостоятельно (репка).
Инвариантная часть. Закрепление приемов «скатывание в ладонях шара из
пластилина кругообразными движениями» (свекла, репка), «раскатывание пластилина в
ладонях до овальной формы» (морковь). Аппликация из пластилина «Яблоко»,
«Помидор», «Репка».
Вариативная часть. Творческая работа по замыслу.
Коррекционно-развивающая
работа.
Развитие
мышечной
системы,
пространственной ориентировки.
Воспитательный компонент. Формирование представления о предметах
природного мира группы «Овощи». Игра «Пищащий комочек».
Подраздел 3.2. Лепка однодетальных фигурок.
Теория. ТБ.Знакомство с пластическим способом лепки однодетальных предметов
шаровидной или овальной формы из одного куска пластилина. Виртуальная экскурсия в
Ставропольский государственный историко-культурный и природно-ландшафтный музейзаповедник им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве «Зал природы» http://v.stavmuseum.ru/
Практика. Обучение приему «раскатывание пластилина столбиками (палочками)»;
формирование представления о величине (длинный, короткий, средний), толщине
(тонкий, толстый); формирование умения сравнивать длину вылепленной из пластилина
заготовки со схемами.
Инвариантная часть. Выполнение практической работы «Змея - кобра»,
«Гусеница», «Морковка».
Вариативная часть. Творческая работа «Ёжик», декорирование с помощью стека.
Коррекционно-развивающая работа. Развитие мышечной системы, координации
движений рук.
Воспитательный компонент. Игра «Мастер сказок».
Подраздел 3.3. Геометризация форм в окружающей среде. Многодетальные
простые фигурки. Животные.
Теория. ТБ. Знакомство с элементарными представлениями о геометризации форм
человеческой фигуры и фигуры животного: голова – шар, туловище, руки, ноги (лапы) –
усеченный конус. Понятие о конструктивном способе лепки многодетальных предметов.
Формирование умения анализировать образец объемного многодетального изделия с
помощью педагога. Виртуальная экскурсия в Ставропольский государственный историкокультурный и природно-ландшафтный музей-заповедник им. Г.Н. Прозрителева и Г.К.
Праве «Зал природы – млекопитающие и птицы» http://v.stavmuseum.ru/
Практика. Обучение умению делить пластилин в соответствии с количеством,
величиной и цветом деталей изделия. Закрепление умения скатывать заготовки
шарообразной формы. Приём «прищипывание пластилина». Формирование умения
соединять детали, используя прием «примазывание». Закрепление умения лепить
конструктивным способом, соблюдая пропорции и пространственные соотношения
деталей и частей при лепке многодетальных объемных фигурок птиц, животных, человека
и др.
12

Инвариантная часть. Практическая работа «Цыпленок», «Котик».
Вариативная часть. Используя разные приемы лепки, затем соединив сделанные
детали, вылепить разные фигурки и использовать их при изготовлении многофигурных
композиций (макетов), учитывая пространственные соотношения между ними. Макет
«Птичий двор».
Коррекционно-развивающая работа. Формирование умения анализировать образец
объемного многодетального изделия с помощью педагога. Коррекция мелкой моторики:
координация движений пальцев, регуляция мышечного усилия. Формирование умения
осуществлять контроль за выполнением практического действия.
Воспитательный компонент. Формирования представлений о предметах
рукотворного мира группы «Игрушки» и о предметах природного мира группы
«Животные», «Домашние птицы». Расширение представления о животном и растительном
мире.
Подраздел 3.4. Геометрические тела «брус», «куб».
Теория. ТБ. Знакомство с прямоугольным геометрическим телом «брус».
Формирование умений сравнивать брус с реальными предметами (книга, шкаф,
холодильник и т. д.), с геометрическим телом «куб» и устанавливать сходство и различия
между ними.
Практика. Лепка из пластилина геометрических тел прямоугольной формы.
Использование брусков в изготовлении изделия. Развитие умения составлять план работы
над изделием с опорой на наглядные материалы с помощью педагога, придерживаться
плана в процессе изготовления изделия, осуществлять текущий контроль.
Инвариантная часть. Практическая работа «Ворота», «Молоток», «Дом (Изба)» и
т.д.
Вариативная часть. Творческая работа по замыслу.
Коррекционно-развивающая работа. Обучение употреблению в речи слов,
обозначающих пространственные признаки бруска (высокий, низкий, широкий, узкий,
длинный, короткий). Развитие мелкой моторики движения рук: координации движений
рук, дифференциации движений пальцев, регуляция мышечного усилия.
Воспитательный компонент. Дискуссия «Как и зачем играть».
Раздел 4. Понятие «пластическое моделирование». Скульптура. Лепка
фигурок животных конструктивным способом.
Подраздел 4.1. Графическая подготовка в пластическом моделировании.
Технический рисунок.
Теория. ТБ. Понятие о чертежных инструментах и принадлежностях: линейка,
угольники, карандаш, ластик. Приемы работы с ними. Линии чертежа: видимого,
невидимого контура, осевая или центровая линия. Понятия о симметричных фигурах,
симметричных деталях плоской формы, круг, окружность. Сопоставление формы
окружающих предметов, частей машин и объектов животного мира с геометрическими
фигурами. Понятие о масштабе. Обучение элементам графической грамоты (названия
условных обозначений: тонкая сплошная линия - вспомогательная, размерная; штрих с
двумя точками - линия сгиба; стрелочки - направление, в котором надо выполнить
действие). Рассматривание иллюстраций. Уточнение представления о форме, строении,
размерах композиции.
Практика. Проведение линий по линейке, параллельные линии; линии видимого и
невидимого контура, осевая линия. Вычерчивание плоских геометрических фигур.
Создание эскиза животного с применением чертежных инструментов. Создание
композиции из отдельных деталей, используя имеющиеся навыки работы с пластилином –
13

скатывание, расплющивание. Составление плана работы над изделием с опорой на
предметно-операционные, графические планы, распознавание простейших технических
рисунков, схем, чертежей, чтение их и выполнение действий в соответствии с ними в
процессе изготовления изделия. Участие в музейном культурно-образовательном проекте
«Расту в музее». – «Чей нос лучше?».
Инвариантная часть. Развитие умений правильно смотреть, понимать и
использовать в работе графическую наглядность. Совершенствование умения
анализировать объект, выделяя его признаки, свойства и детали. Выполнение
практических работ «Рыбки в аквариуме», «Робот» и т.д.
Вариативная часть. Создание композиции «Три медведя». Оформление силуэтов
фигурок освоенными декоративными элементами. Обыгрывание созданной композиции
(варианты: сказка, картина).
Коррекционно-развивающая работа. Развитие умения работать в соответствии с
намеченным планом. Развитие внимания, наблюдательности, аккуратности при
выполнении действий.
Воспитательный компонент. Метафорическое изображение своих чувств и
переживаний.
Подраздел 4.2. Работа с проволокой. Инструменты.
Теория. ТБ. Формирование знаний о проволоке: понятие «проволока», применение
проволоки в изделиях из природных и других материалов, виды проволоки (медная,
алюминиевая, стальная), ее свойства (гнется, режется кусачками, сматывается), приемы ее
сгибания (в кольцо, волной, в спираль, под прямым и острым углами). Инструменты,
используемые при работе с проволокой (плоскогубцы, круглогубцы, кусачки). Обучение
правильной хватки инструмента. Организация рабочего места для работы с проволокой и
правила обращения с проволокой. Виртуальная экскурсия в Ставропольский
государственный историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник им.
Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве «Зал природы - насекомые».
Практика. Выработка практического навыка формообразования при работе с
проволокой (сгибание проволоки руками волной, в кольцо, в спираль, намотка проволоки
руками на карандаш, сгибание проволоки под прямым углом плоскогубцами) «Волна»,
резание проволоки кусачками, сгибание проволоки под прямым углом с помощью
плоскогубцев). Обучение изготовлению паука по предметно-операционному плану
самостоятельно и с частичной помощью педагога.
Инвариантная часть. Практическая работа «Кольцо», «Спираль», «Прямой угол»,
буквы Л, С, О, В из проволоки.
Вариативная часть. Изготовление декоративных фигурок птиц, зверей,
человечков. Сборка изделия из разных материалов (проволока, бумага, нитки). Творческая
работа «Муха», «Пчела», «Бабочка».
Коррекционно-развивающая работа. Развитие воображения, внимания, точности,
координации движений правой и левой руки, регуляции мышечного усилия, ритмичности
движений. Развитие умения работать в коллективе.
Воспитательный компонент. Беседа «Насекомые вокруг нас, их роль в живой
природе».
Подраздел 4.3. Работа с алюминиевой фольгой (сминание, сжимание,
скручивание).
Теория. ТБ. Введение понятия фольга – это металл. Элементарные сведения о
металле. Применение металла. Виды металлов (черные, цветные, легкие, тяжелые,
14

благородные). Расширение представления о функциональном назначении изделий из
металла. Формирование представления о видах, свойствах, цвете, технологической ручной
обработке металлов и об используемых при этом инструментах. Приемы обработки
фольги: «сминание», «сгибание», «сжимание», «скручивание», «скатывание»,
«разрывание», «разрезание».
Практика. Развитие умений сгибать, разрывать и разрезать по линии сгиба
алюминиевую фольгу. Обучение приемам формообразования (сминания, сжимания и
скручивания) изделий из алюминиевой фольги.
Инвариантная часть. Практическая работа - изделие «Осьминог», изделие «Паук».
Вариативная часть. Творческие работы с изготовлением проволочного каркаса
«Улитка», «Ящерица», «Поросенок», «Лошадь».
Коррекционно-развивающая работа. Развитие умения работать в соответствии с
намеченным планом. Развитие умения распределять мышечное усилие при сминании,
сжимании и скручивании фольги. Развитие точности, координации движений правой и
левой руки и дифференциации движений пальцев в процессе обработки алюминиевой
фольги.
Воспитательный компонент. Применение и назначение фольги в быту,
обсуждение.
Подраздел 4.4. Сборка изделия из разных материалов. Творческий проект.
Теория. ТБ. Формирование умения использовать различные материалы при
изготовлении одного изделия. Актуализация знаний о проволоке, нитках, бумаге.
Определение сходства и различий между этими материалами (по длине, пластическим
свойствам). Знакомство с понятием – проект. Виртуальная экскурсия в Ставропольский
государственный историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник им.
Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве «Ставрополье - родина слонов» http://v.stavmuseum.ru/
Практика. Работа над общим творческим проектом – макетом «Ставрополье –
родина слонов» (Приложение 3). Изучение фотографий музея, прорисовка будущей
работы. Обдумывание композиции. Изготовление проволочного каркаса. Придание
формы алюминиевой фольгой. Декорирование животных пластилином, придание
реалистичности.
Коррекционно-развивающая работа. Развитие воображения, внимания, точности,
координации движений правой и левой руки, регуляции мышечного усилия, ритмичности
движений. Вовлечение в проект каждого обучающегося, внесение личного вклада в
работу по проекту, соответствующего его здоровью и возможностям. Это способствует
повышению социальной адаптации, развитию коммуникации, бытовых навыков. Развитие
межличностных взаимоотношений.
Воспитательный компонент. Знакомство с культурой и историей Ставропольского
края.
1.4 Планируемые результаты
1. Образовательные результаты.
К концу освоения программы у обучающихся развиваются следующие навыки:
- сформированность практических навыков ручного труда;
- развитие мелкой моторики рук, мышления, памяти, внимания, глазомера.
- устойчивый интерес детей к конструированию, моделированию, к творческой, проектной
деятельности;
2. Метапредметные.
15

- развитие художественно – эстетического вкуса;
- умение планировать свою деятельность, самостоятельно решать проблемные ситуации в
процессе изготовления моделей и конструкций.
3. Личностные.
- взаимоуважение и взаимопомощь;
- бережное отношение к результатам своего труда и своих товарищей;
- бережное отношение к материалам, инструментам, оборудованию;
- ответственность и самостоятельность;
- уважение к традициям русского народа;
- гражданские и патриотические чувства;
- стремление к здоровому образу жизни.
4. Коррекционные.
- слаженная работа в микрогруппах;
- представление о свойствах предметов;
- объективная оценка результата своей деятельности.
Такие результаты достигаются за счет введения вариативной части в учебный план
(имеет инвариантную и вариативную части). Вариативная часть направлена на освоение
новых умений, усвоение конкретных элементов социального опыта, применения
полученных знаний в нестандартных для обучающегося ситуациях. Вовлечение
обучающихся в проектную деятельность позволяет выработать индивидуальную
траекторию достижений каждого ребенка и дает возможность отслеживания его
социальных и жизненных компетенций.

Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год
Наименов Уровень/
ание
год
объединен обучения
ия, группы

1 группа

Срок
учебного
года
(продолжит
ельность)

Стартовы 36 недель
й/
1

Количество
занятий в
неделю,
продолжител
ьность
одного
занятия
3 занятия по
40 минут

Всего
академи
ческих
часов в
год

Количест
во
академ.
часов в
неделю

108

3

16

2.2. Условия реализации программы
1. Материально-техническое обеспечение.
1. Рабочие материалы: пластилин, пластиковые дощечки для лепки, картон белый,
картон цветной, простые графитные карандаши, шаблоны, салфетки для рук (бумажные
или тканевые).
2. Технические средства обучения: ноутбук, флешкарта.
3. Оборудование: предметы декоративно-прикладного творчества, муляжи
(иллюстрации) овощей, фруктов, грибов, мольберт, доска, маркеры.
Кабинет, в котором проходят занятия, оснащен необходимым количеством столов и
посадочных мест.
2. Методическое обеспечение программы.
Аудио, видео, фото и интернет источники по темам программы.
3. Кадровое обеспечение.
Педагог, реализующий данную программу, имеет педагогическое образование,
курсы повышения квалификации «Организация и осуществление дополнительного
образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью от 5 до 18
лет» (год прохождения – 2020 г.).
2.3. Формы аттестации
Система оценки достижения планируемых результатов:
- анализ результатов продуктивной деятельности обучающегося;
- наблюдение трудовой деятельности обучающегося в ходе занятия;
- наблюдение родителей за деятельностью ребенка в ходе выполнения заданий;
Входная диагностика проводится в соответствии с индивидуальной картой
навыков обучающегося (Приложение 1).
Для контроля результатов проделанной работы оцениваются следующие
показатели детской деятельности на начало и конец учебного года:
- владение материалом, заинтересованность, коммуникативность, проявление
творчества, развитие моторики, усидчивость;
- освоение основных способов работы с материалом: создание шарообразной,
цилиндрической, конусообразной форм, раскатывание тонких колбасок, овладение
различными способами соединения частей в целую игрушку, способы декорирования
работы, создание игрушки на основе шаблона;
- развитие художественно-эстетической сферы. Проявление творчества, фантазии,
воображения, инициативы;
- развитие коммуникативных качеств;
- формирование познавательно-исследовательских качеств. Развитие продуктивной
сферы;
- развитие социально-личностной сферы (трудовых качеств и навыков
самообслуживания).
Методики контроля по окончании реализации программы:
- индивидуальные показатели положительной динамики тестирования детей;
- качественные изменения в психоэмоциональном состоянии детей (появился
интерес к игровой, учебной деятельности, повысилась самооценка, возросла
работоспособность);
- развитие двигательно-моторной координации и мелкой моторики руки;
17

- активизация межличностного взаимоотношения «ребенок-родитель» (участие
родителей в процессе занятий, совместное выполнение с ребенком предложенного
задания положительно отражается на результатах коррекции и на взаимоотношениях в
семье);
- самоотчет детей, участие в коллективных работах и в выставках детских работ.
(Это помогает ребенку научиться занимать себя продуктивной деятельностью, помогает
побороть застенчивость и неуверенность в себе.)
- участие в процессе выполнения коллективных работ: ребенок охотно
сотрудничает с другими детьми, договаривается о замысле, распределяет работу. В
процессе собственной деятельности стремится создавать выразительные и интересные
образы, выбирает при небольшой помощи взрослого и правильно использует материалы и
инструменты.
Формы отслеживания и фиксации результатов:
Аналитическая справка, портфолио, грамота, диплом, свидетельство (сертификат,
фото и т.п.).
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
Аналитический материал по итогам педагогической диагностики, аналитическая
справка, выставка, конкурс, открытое занятие, творческая защита проекта.
2.4. Оценочные материалы
Индивидуальная карта диагностики достижений обучающимися с задержкой
психического развития планируемых результатов освоения программы «Пластическое
моделирование» (Приложение 1).
2.5. Методическое обеспечение программы
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительноиллюстративный, частично-поисковый, проблемный, дискуссионный, проектный.
Формы организации образовательного процесса: индивидуальная, индивидуальногрупповая.
Формы организации учебного занятия: беседа, практическое занятие, выставка.
Педагогические технологии: технология индивидуализации обучения, технология
разно уровневого обучения, технология развивающего обучения, технология
коллективной творческой деятельности, здоровьесберегающая технология.
Алгоритм учебного занятия.
Каждое занятие по программе, включает теоретическую часть и практическое
выполнение задания.
Теоретические сведения – это как повтор пройденного материала, так и объяснение
нового, информация познавательного характера о способах работы с пластичными
материалами или об истории изготовления того или иного творческого проекта. Теория
сопровождается показом наглядного материала, преподносится в форме рассказаинформации или беседы, сопровождаемой вопросами к ребенку. На занятиях
используются различные виды наглядности: показ иллюстраций, рисунков, журналов,
фотографий, образцов изделий, демонстрация трудовых операций, различных приемов
работы, которые дают достаточную возможность обучающемуся закрепить их в
практической деятельности.
При проведении практических работ в процессе работы с различными
инструментами и приспособлениями педагог систематически напоминает ребенку о
правилах пользования инструментами и соблюдении правил гигиены, санитарии и
18

техники безопасности. Для проведения практических работ у обучающегося имеется
набор инструментов и материалов, необходимых для конкретного задания.
Каждое занятие начинается с элементов самомассажа кисти и пальцев рук. При
необходимости - оказание помощи.
Нарушения тактильных ощущений преодолеваются включением в занятия игры на
узнавание предметов без зрительного контроля, с целью обследования объектов которые
предстоит изобразить, вылепить. Тактильное восприятие хорошо совершенствуется
посредством игры «волшебный мешочек» с набором мелких предметов, которые
необходимо узнать «на ощупь». Эти упражнения являются наиболее эффективными для
преодоления нарушений тактильных ощущений.
На одном занятии выполняется не более 3-4 упражнений. Весь комплекс
упражнений на занятиях делится на 3 составляющие:
1. Пальчиковая гимнастика.
Пальчиковые игры - важная часть работы по развитию мелкой моторики рук. Они
увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. В ходе
пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем
самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать
внимание на одном виде деятельности.
2. Упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов:
- нанизывание колец на тесьму;
- сортировка монет;
- перебор крупы;
- работа с бумагой;
- шнуровка на специальных рамках, ботинок;
- завязывание узлов на толстой веревке, на шнурке, нитке;
- рисование в воздухе;
- рисование различными материалами (карандашом, ручкой, мелом, красками и
т.д.).
3. Непосредственные занятия с пластилином.
В процессе изготовления изделий большое внимание обращается на подбор
творческих работ, над которыми работает ребенок. Успех ребенка в изготовлении изделий
из пластилина рождает в нем уверенность в своих силах, воспитывает готовность к
проявлению творчества в любом виде труда, он преодолевает барьер нерешительности,
робости перед новыми видами работы.
Дидактические материалы.
Наглядно-дидактические пособия по темам: «Дикие животные», «Домашние
животные», «Насекомые» и др.
Репродукции картин художников, иллюстрации из детских книг и книг-раскрасок,
открытки, образцы готовых работ.
2.6 Список литературы
Источники, используемые педагогом для разработки программы и организации
образовательного процесса:
1. Бардышева Т. Ю. «Пляшут мои ручки». Изд. ООО «Карапуз» «Гелиос» 2008г.
2. Кузнецова Л. А. Технология. Ручной труд. Методические рекомендации. 1–4
классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные
общеобразоват. программы / Л. А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2020. – 369 с.
19

3. Бгажнокова, И.М., Бойков, Д.И., Баряева, Л.Б.Обучение детей с выраженным
недоразвитием интеллекта/И.М. Бгажнокова, Д.И. Бойков, Л.Б. Баряева. – М.:
Просвещение,2007. – 265с.
4. Зеньковский В.В. «Психология детства» – М., 2000.
5. Сакович, Н.А. Использование креативных методов в коррекционно-развивающей
работе психологов системы образования: Учебно-методическое пособие [В 3 ч.]/
Т.В.Сакович. – Ч.1. – Минск, 2003.
6. Сергей Олюнин. Уроки лепки из пластилина. Мастер «Издательский дом АСТ»,
2009
7. Ткаченко Т. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников
с нарушением речи. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.
8. Технология: 5-9 классы: учебник/ Е.С.Глозман, О.А.Кожина, Ю.Л.Хотунцев и др.
– М.:Дрофа, 2018. – 280 с.
9. Казакевич В.М. Технология 5-9 классы: учебное пособие для
общеобразовательных организаций – М.: Прсвещение, 2020. – 64 с.
10. http://www.stavmuseum.ru/
Литература, рекомендуемая для детей и родителей:
1. Рузина,М.С. Страна пальчиковых игр. Развивающие игры для детей и
взрослых/М.С.Рузина. – СПб.: Кристалл, 2000 – 165 с.
2. Цвынтарный, В.В. Играем пальчиками и развиваем речь / В.В. Цвынтарный. СПб.: Лань, 2006. – 32 с.
3. Ляхов П.Р. Я познаю мир: Животные: Дет. энциклопедия.- М.: ООО Издательство
АСТ, 2003.
4. Нагибина В.И. «Чудеса из ненужных вещей». Ярославль 2007 г.
5. Надеждина В.К. Поделки и фигурки из пластилина. Увлекательное рукоделие и
моделирование. «Харвест», 2008 - 38 с.
6. Ткаченко Т. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников
с нарушением речи. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.
7. Тарыновский Н.И. и др. «Маленькие чудеса», С-П 2003 г.

20

Приложение 1
Диагностика достижений обучающимися
с задержкой психического развития планируемых результатов освоения
программы «Пластическое моделирование»
Индивидуальная карта_______________________________________
Фамилия, имя, отчество

Наличие навыка
Текущий Итоговый
Первичный
Наименование
контроль
контроль
№
Итог
контроль
навыка
(декабрь,
(апрель,
(сентябрь)
январь)
май)
Есть Нет Есть Нет Есть Нет
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Владение приемами разметки деталей изделия на заготовке
1
Разметка деталей
по шаблону
2
Разметка деталей с
помощью
измерительной
линейки
3
Разметка деталей с
помощью
угольника
4
Разметка
окружности
с
помощью циркуля
Владение приемами выделения деталей изделия из заготовки
1
Резание ножницами
по
короткой
прямой
2
Резание ножницами
по длинной прямой
3
Резание ножницами
по кривой
4
Рациональное
использование
приемов вырезания
5
Использование
рациональных
способов
вырезания
(вырезание
симметричных
деталей,
21

тиражирование)

6
7

1

2
3

Разрывание
по
линии сгиба
Разрывание
по
линии разметки
Владение способами формообразования изделия
Придание изделию
определенной
формы
путем
сминания заготовки
Складывание
из
бумаги (сгибание)
Скручивание
бумаги
Владение способами сборки изделия

1
2
3

1

Склеивание
деталей
Наклеивание
деталей на основу
Соединение
деталей
из
пластилина
Отражение умственного развития ребенка
в изготовленных им изделиях (аппликациях и др.)
Взаимное
расположение
предметов

2

Наличие деталей

3

Форма деталей

4

Цвет деталей

5
6

1

Пропуск деталей и
замена
предмета
другими
Отражение
признаков
предметов
в
высказываниях
Качество выполнения работы (готового изделия)
Соответствие
изготовленного
изделия образцу
22

2

1
2

Качество
выполнения
технологических
операций
и
приемов
Умение работать с информацией
Работа
с
инструкциями
Чтение несложных
чертежей

Анализ полученных результатов: ___________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
___________

23

Индивидуальная карта личностного развития
_____________________________________________________________
Фамилия, имя, отчество

№

1
2
3
4
5
6
1
2

1
2

Наличие личностных качеств
Текущий Итоговый
Оцениваемые
Первичный
контроль контроль
качества личности контроль
Итог
(декабрь,
(апрель,
ребенка
(сентябрь)
январь)
май)
Есть Нет Есть Нет Есть Нет
Личностные качества
Самостоятельность
Активность
Аккуратность
Инициативность
Старательность
Настойчивость
Навыки самоорганизации
При подготовке
рабочего места
При уборке
рабочего места
Коммуникабельность (умение общаться)
С другими
обучающимися
С педагогом,
другими взрослыми

Анализ полученных результатов: ___________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
____________

24

Приложение 2
Методическая разработка игра «Геометрический конструктор»
Эта игра появилась в Китае, в глубокой древности. Она заключается в том, что
бумажный квадрат надо разрезать на части, а затем из получившихся деталей сложить
фигурки животных, птиц, людей, предметов.
Игра направлена на:
- совершенствование точности движений при разрезании заготовки на части;
- формирование наглядно-действенного мышления, внимания, памяти в процессе
переворачивания деталей геометрического конструктора с изнаночной стороны на
лицевую;
- развитие воссоздающего воображения в процессе сборки заданных силуэтов.
Цель: развивать у ребёнка психические процессы, мелкую и общую моторику,
стимулировать самостоятельное творчество.

Рис. 1. Схема деталей геометрического конструктора и части для вырезания.
Игра позволяет решить следующие задачи:
1. Закрепить умение производить разметку с помощью линейки.
2. Чертить отрезки заданной длины в миллиметрах или сантиметрах.
3. Изготавливать изделие по графическому плану.
4. Совершенствовать точность движений при разметке и резании заготовки по
размеченным линиям.
5. Развивать наглядно-действенное мышление, внимание, память, воображение в
игре «Геометрический конструктор».
Возможные варианты заданий игры:
1. Изготовить детали игры «Геометрический конструктор», как на образце.
2. Покажи четырехугольники.
3. Назови фигуру, у которой 3 угла и 3 стороны.
4. Назови получившиеся геометрические фигуры.
5. Определи величину треугольников. Найди большие, средние и маленькие
треугольники.
25

6. Из получившихся геометрических фигур, сложи изображение самолета (или
любой другой предмет).

Рис. 2. Возможные варианты сложения фигур.

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».