Страничка ПСИХОЛОГА

План психолога 2018-2019.docx (скачать)
статья для родителей психолог.doc (скачать)

Внимание! Мультфильмы!

16.01.2024

Ребёнок учится по подражанию, перенимая демонстрируемые ему эталоны. Зачастую, первые мультфильмы дети смотрят те, которые им предлагают, так как они ещё не могут самостоятельно и осознанно выбирать телепередачи.

Что полезного может извлечь ребенок из просмотра мультфильма?

·      Персонажи мультипликационных фильмов демонстрируют ребёнку самые разные способы взаимодействия с окружающим миром. Они формируют у ребёнка представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения.

·      Через сравнение себя с любимыми героями, ребёнок имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим.

·      События, происходящие в мультфильме, позволяют повышать осведомлённость ребенка, развивать его мышление и воображение, формировать его мировоззрение.

Таким образом, мультфильм, наряду с чтением и игрой — это эффективное средство воспитания ребёнка.

К сожалению, многие транслируемые сегодня мультфильмы построены психологически, педагогически или этически безграмотно. Просмотр таких мультфильмов может нести в себе исключительно развлекательную функцию. Неверно утверждать, что плохие мультики обязательно «сломают» психику ребёнка одну и ту же сцену разные дети воспринимают по-разному. Основными причинами  негативного влияния мультфильмов на детскую психику являются неправильно подобранный фильм и слишком долгое время просмотра.

Признаки «вредного мультика»:

·      главные герои мультфильма агрессивны, они стремятся нанести вред окружающим, нередко калечат или убивают других персонажей → последствием просмотра такого мультфильма может стать проявление жестокости, безжалостности, агрессии у ребёнка в реальной жизни;

·      персонажа, нарушающего общепринятые правила, никто не наказывает, не говорит, что так делать нельзя → у ребенка закрепляется представление о допустимости подобных форм поведения, расшатываются эталоны хорошего и плохого поступка, допустимого и неприемлемого поведения;

·        демонстрируются опасные для жизни ребёнка формы поведения, повторять которые в реальной действительности нецелесообразно, глупо и даже просто опасно → это может обернуться для ребёнка снижением порога чувствительности к опасности, а, значит. потенциальными травмами;

·      распространены сцены неуважительного отношения к людям, животным, растениям → у ребенка появляются циничные высказывания, неприличные жесты, непристойное поведение, грубость и безжалостность;

·      используются несимпатичные персонажи с искажёнными пропорциями тела и лица. Положительные персонажи должны быть симпатичными или даже красивыми, а отрицательные — наоборот → у ребёнка не формируются критерии оценки поступков мультипликационных героев. Когда ребенок вынужден подражать несимпатичным главным героям, неизбежно страдает его внутреннее самоощущение;

·      транслируются формы нестандартного полоролевого поведения: существа мужского пола ведут себя как представительницы женского пола и наоборот → нарушается усвоение половой принадлежности ребенка (в дошкольном возрасте).

Напутствия для родителей:

·      по мнению ВОЗ (всемирной организации здоровья), детям до года просмотр любых экранов строго противопоказан;

·      просмотр телевизора не должен превышать 1 час в день (по 20 минут 3 раза в день);

·      при выборе детской телепередачи или мультфильма родителям надо быть в десять раз осторожней, чем при выборе книги, потому что зрительные образы воздействуют на ребенка гораздо сильнее;

·      с детьми нужно обязательно обсуждать содержание просмотренных фильмов, через воспроизведение последовательности событий у ребёнка складывается более ясная и цельная картинка происходящего;

·      не надо «перекармливать» детей никакими мультфильмами — хороший мультфильм должен быть наградой, праздником.

Если ребенка невозможно оторвать от телевизора, можно использовать отучающие игры:

 «Телевизор переезжает». По данным психологических исследований, дети больше тянутся к телевизору, если он занимает «почётное» место, например в центре комнаты. Вместе с ребёнком организуйте «переезд» телевизора на новое место жительства, менее почётное. Или украсьте и объявите  почётным местом низкие открытые полочки, куда «переедут»  детские книжки и игрушки.

«Сделай свой мультик». Купите раскраски со сценками из мультиков (или нарисуйте) и склейте из них свое собственное «кино» с новым сюжетом. Сделайте из картона большой экран и используйте его как сцену для кукольных спектаклей. Предложите малышу выступить в роли ТВ-ведущего. Уменьшение времени телепросмотра за счет других занятий должно происходить незаметно, иначе ждите обратной реакции.

Уважаемые родители!

Самое ценное, что мы можем дать детям – это время! Совместные игры с ребёнком, живое общение с ним,  внимание, любовь и забота – это лучшая почва для его полноценного развития. И никакие мультики и гаджеты этого не заменят. Помните об этом!

ЕСЛИ РЕБЁНОК ПЛОХО СЕБЯ ВЕДЁТ

05.03.2024

Часто ли Вы  произносите фразу: «Мой ребёнок неуправляем… своим поведением он делает мою жизнь невыносимой… позорит меня перед людьми…!»

Абсолютно всех родителей волнует поведение ребенка: он не делает уроки, слишком много сидит в интернете,  ест вредную пищу или грубо разговаривает с бабушкой. По сути, мы часто жалуемся на то, что дети делают или не делают что-либо вопреки нашим пожеланиям. Родители часто задаются вопросом:

 «Разве ребенок не должен уважительно относиться к старшим?», «Разве ребенок не должен быть ответственным перед учебой?» и т.д..

Конечно, мы можем утвердительно отвечать на подобные вопросы. Но будет ли от этого толк? Что мы можем в такой ситуации сделать? Например, написать на стене в его комнате: «Ребенок, относись к педагогам с уважением!» Ведь многим из нас кажется, что работа с детским поведением заключается в том, чтобы объяснить, уговорить, потребовать, внушить, заставить, ребенка что-то делать или, наоборот, не делать. Но все мы знаем, что это не работает или работает очень редко.

Что же тогда работает? Прежде чем ответить на этот вопрос, важно разобраться, что такое поведение, как оно устроено и что за ним стоит.

Как объяснить плохое поведение

Давайте попробуем понять своего ребёнка, распознать причину его иногда невыносимого поведения и наладить с ним контакт.

Плохое поведение – это всего лишь «крыша». Чтобы понять, что же является «фундаментом» этой проблемы, нам придется спуститься на 4 ступени вниз, чтобы увидеть самую базовую причину плохого поведения ребенка, о которой никто не догадывается.

Ступень 1: ребенок учится реализовывать свои потребности и достигать своих интересов

Почему мы идем обедать? Почему срываемся и кричим на близких? А почему обнимаем своего ребенка?

За нашим поведением всегда стоит наше состояние:

если я голоден, я иду обедать; если я испытываю сейчас эмоциональное состояние нежности, я хочу обнять близкого человека; если я устал и измотан, я могу сорваться…

Между состоянием и поведением находится одно промежуточное звено – потребность,  которую можно реализовать разными способами.

Например, если взрослый человек устал, он может сказать близкому человеку: «Извини, сейчас я очень измотан, мне нужно отдохнуть». Если недоволен поступком другого человека, он скажет: «Мне не нравится это, не делай так больше, пожалуйста!». А Ваш ребёнок может выразить чувства вслух? Как Вы на это реагируете? Даёте ли возможность высказаться, открыться? Внимательно ли слушаете своего ребёнка? Слышите ли его? Ведь слушать не всегда значит слышать!

То, как человек умеет находить способы бороться со своим состоянием, чтобы контролировать поведение, называется технологией достижения интересов.

Эту технологию достижения интересов ребенок совершенствует только с возрастом. Не все дети могут освоить эту технологию самостоятельно. Их нужно этому научить.

Например, у школьника не получается решить задачу по математике. Если у него уже достаточно хорошо развита эта технология, он попросит помощи у родителей или обратится к педагогу. Неотработанная технология влечет за собой, например, такое поведение: ребенок скажет, что ему ничего не задали, а потом спишет, не включая голову.

Что делать? Обучайте ребенка технологиям достижения интересов. Не требуйте от школьника правильно собирать портфель, если вы ни разу не показывали ему, как это делать. И не забывайте, что каждому возрасту соответствуют свои способности обучения технологиям.

Ступень 2: всему свое время и свой возраст

К сожалению, даже не все взрослые владеют хорошими технологиями достижения интересов. А у маленьких детей этот навык отсутствует полностью. Именно поэтому поведение ребёнка будет зависеть от того, как вы сумеете поддерживать его состояние, чтобы у него не возникло потребности избавиться от напряжения с помощью своих «неадекватных» способов.

Например, если вы летите с ребенком в самолете, нет никакого смысла пытаться объяснить ему, что он должен себя тихо вести и не мешать другим пассажирам. И тем более нельзя этого требовать от него в категоричной форме, например, запугивая наказанием.Хочу такой сайт

Единственное, что вы в силах совершить, – это включиться в процесс и постоянно развлекать малыша.

И тогда, находясь в хорошем состоянии, он будет иметь совсем другие потребности и, соответственно, приемлемое поведение.

То же самое происходит, если родители требуют от ребёнка то, что ему еще недоступно, так как у него еще не развиты в достаточной степени отделы мозга, отвечающие за нужные навыки. Например, за предвидение последствий за свои поступки, за долгосрочное планирование.

Когда мы разговариваем с младшими подростками и пытаемся добиться от них ответственности по отношению к учебе словами «Это же влияет на твое будущее!», мы не правы.

Дело в том, что дети в таком возрасте пока еще не могут выстроить правильную логическую цепочку: сегодняшнее невыполненное задание – это для них далекое будущее.

То же самое с просьбой, обращенной к 5-летнему ребёнку, навести полный порядок в своей комнате. Помните, что это сложный алгоритм для понимания ребенком в таком возрасте. Надо объяснить, что сначала он должен убрать подушки, потом игрушки с дивана, потом игрушки с пола и так далее.

Что делать? Важно понимать состояние ребёнка и заботиться о нём. Старайтесь увидеть глубинные причины его эмоций, ведь ребёнок может не хотеть идти на прогулку, просто  потому, что у него колючая шапка. Он может отказываться посещать уроки, потому что в школе над ним издеваются. Услышать и понять ребёнка – это ответственность взрослого.

Ступень 3: состояние ребенка зависит от его отношений с взрослыми

Как говорилось выше, состояние влияет на поведение ребёнка. А состояние очень сильно зависит от взаимоотношений со значимыми для него взрослыми. Например, если ребёнку нравится учитель, он будет любознателен и активен. Если школьник почувствует, что учитель его недолюбливает, ребёнок будет либо подавлен, либо агрессивен.

Но больше всего состояние ребенка зависит от отношения с родителями.

Наверное, любой взрослый может вспомнить, как он себя чувствовал, если мама или папа были им недовольны, кричали на него или, наоборот, наказывали молчанием. Для детей это очень тяжелое состояние, в такие минуты весь мир кажется ему враждебным.

А вот когда вы вспоминаете самые счастливые моменты из своего детства, то заметьте, что они связаны с хорошими отношениями с мамой и папой. Например, вы вместе с радостью куда-то идёте, разговариваете по душам, вместе играете, обнимаетесь, валяетесь на диване, на полу или просто в теплой обстановке пьете чай с печеньем.

Состояние ребенка зависит от отношения с родителями гораздо больше, чем нам кажется.

И трудное поведение ребенка – это часто нарушенные отношения с мамой и папой.

Частая ошибка родителей – это выраженная негативная реакция на поведение ребёнка. Ведь дети считывают такое отношение. Такие фразы как «Тебя никто не спрашивает!... У тебя нет ничего своего…. Не ной из-за ерунды! Все дети как дети, а ты… и т.д.», - больно ранят ребёнка.

Если бы ребенку были доступны хорошие техники достижения интересов, он сказал бы родителям: «Мама, папа, у вас сейчас были такие лица, что мне показалось, что вы меня разлюбили. Скажите мне, пожалуйста, это не так?»

Но если бы все было так просто, тогда бы и проблемы плохого поведения ребёнка просто не существовало. К сожалению, у ребенка, в силу возраста, нет способности так мыслить.

Поэтому его реакция – это не нужные слова, а плохое поведение, вызванное сильной тревогой и страхом из-за вашего недовольства.

И тогда образуется порочный круг: чем больше родители расстраиваются из-за какого-то поведения, тем больше шансов получить то же самое нежелательное поведение.

Это очень просто объясняется: когда человек в стрессе, он не способен освоить новые технологии поведения, так как организм экономит энергию на преодоление стресса. Ребенок продолжает практиковать то, что умеет, то есть плохое поведение.

Что делать? Выстраивайте отношения с ребенком, укрепляйте их. Не заставляйте ребенка сомневаться в том, что он вам нужен. Он должен знать, что любим в любом случае, это дает ему рывок к развитию. Помните, что если вы накричите на школьника за то, что он не может выполнить домашнее задание, это никогда не поможет ему его выполнить.

Ступень 4: главное – это ресурс родителя

Когда родители в хорошем расположении духа, плохое поведение не выбивает их из колеи. Ребёнок раскидал игрушки, не хочет чистить зубы? Если вы в ресурсе, где-то вы пошутите, где-то поможете – и вопрос решится. Но если вы не в ресурсе – устали, истощены, измотаны, – то даже маленькая поведенческая проблема начинает казаться кошмарным сном, и вы не можете с этим справиться.

Соответственно, вы недовольны поведением ребёнка и посылаете ему сигнал: «Я не хочу такого ребёнка, который так поступает!»

Этот посыл отправляет сына или дочь в состояние стресса, в котором он не имеет возможности научиться достигать своих интересов, а значит, снова ведет себя плохо.

Что делать? Учиться радоваться жизни, отдыхать. Если мама и папа живут как загнанные лошади, они не сумеют найти ресурсы для выстраивания здоровых отношений.

К чему мы пришли? Из ресурса родителя вытекают отношения. Отношения влияют на состояние детей. А от состояния зависит способность ребёнка управлять своим поведением.

Поэтому, прежде чем расстраиваться из-за поведения ребёнка, винить его, наказывать,  обратите внимание, есть ли у Вас самих ресурсы.

 

Простые и занимательные игры для развития речи ребёнка от 5 до 7 лет.

20.02.2024

Игра – это весело, радостно и полезно!

Часто игры используются именно для того, чтобы человеку было легко осваивать то, что считается трудным.

Если будете долго и нудно что-то объяснять, малыш и слушать не станет. А если произнести эти два волшебных слова: «Давай поиграем!» - всё, ребёнок навеки Ваш, его вниманием можно завладеть надолго, если, конечно, будет интересно.

Родители, пользуйтесь этим временем, когда игра творит волшебство!

Предлагаю несколько речевых игр для развития и совершенствования всех компонентов речи, необходимых для готовности к школьному обучению:

1. Для обогащения, уточнения и расширения словаря:

«Будь внимательным!» - взрослый называет ребёнку ряд слов «пальто, плащ, ботинки, свитер, сапоги, босоножки, блузка…», ребёнок должен слушать внимательно и хлопнуть в ладоши, когда услышит слово обозначающее обувь (одежду). Важно: если ребёнок ошибается, не зная значения слова или путает с другим, необходимо ему объяснить, что обозначает это слово и в чём различие.

«Отгадай-ка» - родитель называет части предмета: макушка, корень, ствол, ветки, листья - ребёнок угадывает название предмета. Потом меняетесь ролями, ребёнок загадывает предмет. Правило: нельзя сразу выкрикивать, обязательно надо дослушать до конца, чтобы правильно отгадать предмет.

2. Для улучшения переработки слуховой информации и совершенствования фонематического слуха:

Фонематический слух – это способность различать фонемы, то есть такие звуки речи, от которых зависит смысл слов жар-шар, дочка-точка, бочка-почка.

 «Я знаю пять названий фруктов на звук «а» - по принципу предыдущей игры.

«У кого слух лучше?» - взрослый называет какой-либо звук (с,з,ш) и предлагает ребёнку хлопнуть в ладоши (топнуть ногой, подпрыгнуть, поднять руку), когда услышит слово с заданным звуком. Важно: взрослый произносит слова чётко и понятно.

3. Для проработки грамматических умений и тренировки связных высказываний:

«Повтори и дополни предложение» - взрослый предлагает ребёнку продолжить начатое им предложение, подбирая нужные по смыслу слова. Например, взрослый говорит: «Рыжая», ребёнок добавляет «Рыжая лиса», затем снова родитель – «Рыжая лиса живёт», ребёнок – «Рыжая лиса живёт в», взрослый – «Рыжая лиса живёт в лесу (норе)». Важно: предложение можно начинать с любой части речи, даже с предлога.

«Угадай, что это?» - мама или папа называют только прилагательные, по которым ребёнок должен угадать загаданный предмет. Например, круглые, разноцветные, летящие, резиновые, воздушные -? Если сын или дочка правильно угадал-угадала предмет, то ход переходит ребёнку.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».