Юный корреспондент

Отдел образования администрации
Курского муниципального округа Ставропольского края
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования для детей»

Принята на заседании
педагогического совета
от «05» сентября 2022 года
Протокол № 1

УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБУ ДО «ЦДОД»
___________ / Ж.А. Саркисова
Приказ №62 от 05.09.2022 г.
М.П.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО – ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Юный корреспондент»
(Название программы)

Уровень программы: базовый
Срок реализации: 1 год (144 часа)
Состав группы: до 23 человек
Возрастная категория: 10 – 17 лет
ID –номер программы в Навигаторе:19403

Составители:
педагог дополнительного образования
Волкова Татьяна Валериевна

ст. Курская, 2022г

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного
образования «Центр дополнительного образования для
детей»
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Юный корреспондент»
социально-гуманитарная

1.

Образовательная
организация

2.

Название программы

3.

Направленность
программы
Нормативно-правовая - Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г.
основа
разработки № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
-Распоряжение Правительства Российской Федерации от
программы
31.03.2022
г.
№
678-р
«Концепция
развития
дополнительного образования детей до 2030 года»
-Постановлением Главного государственного санитарного
врача РФ от 28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных
правил СП 2.4.3648-20- Методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы) (Приложение к письму
Департамента государственной политики в сфере
воспитания детей и молодежи Минобрнауки России от
18.11.2015 № 09-3242).
Методические
рекомендации
по
реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных
программ, способствующих социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детейинвалидов, с учетом их особых образовательных
потребностей (Приложение к письму Минобрнауки России
от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09).
- Приказ Минпросвещения России от 27 июля 2022 г.
N 629 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным общеобразовательным программам».
- Положение о дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе муниципального учреждения
дополнительного образования «Центр дополнительного
образования для детей» Курского муниципального района
Ставропольского края (приказ МУ ДО «ЦДОД» КМР СК от
4 сентября 2017 г. № 74).
Сведения о разработчике
Саакян Вера Юрьевна, педагог дополнительного
ФИО, должность
образования
Сведения о программе
1 год
Срок реализации
Возраст обучающихся 10-17 лет
Создание условий для социальной и творческой
Цель программы
самореализации личности, интеллектуального развития;
формирование патриотизма и гражданственности у
обучающихся, адаптация их к жизни в современном

4.

5.
5.1
6.
6.1.
6.2.
6.3.

2

6.4.
7.

8.

9.

обществе, профессиональная ориентация в области
журналистики.
ознакомительный
Этапы обучения
Формы и методы Формы обучения:
Дистанционная с проведением очных юнармейских
образовательной
форумов
деятельности
Методы обучения:
наглядный;
словесный;
практический.
Вводный контроль (первичная диагностика).
Формы
Промежуточный контроль.
мониторинга
Итоговая аттестация.
результативности
Дата утверждения и
последней
05 сентября 2022 года
корректировки
программы

3

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1
Пояснительная записка
Программа «Юный корреспондент» относится к социально – педагогической
направленности.
В воспитании и образовании молодого поколения особую роль играет
патриотическое воспитание и средства массовой информации. Они не только становятся
«окном в мир» для подростков, но и серьезно воздействуют на их жизненные идеалы и
ценности. Как источник социальной информации определяют, формируют не только
видение мира и восприятие других людей, но и отношение к обществу. Поэтому основная
задача образовательного процесса – социализация личности, приобщение ее к
многогранной системе общественных отношений. Одним из важнейших средств
самоутверждения и саморазвития юной личности является предоставление возможности
конкретному ребёнку свободно высказывать и утверждать свои взгляды, позиционировать
свои интересы, обращаться к общественному мнению.
Современные подростки выстраивают свои каналы информации для общения с
ровесниками и взрослыми, где сами же являются участниками равноправного диалога,
проявляют активность, влияющую на социальное окружение. Иными словами, они создают
коммуникативные сообщества, в которых информационная составляющая становится
важной частью группового общения.
Новизна
Программа «Юный корреспондент» предназначена помочь учащимся верно выбрать
приоритеты в системе социальных отношений и нацелена на формирование творческой
индивидуальности, приобретение основ профессии журналиста, умение увидеть вокруг
себя свежую тему, выработать интересную идею, оригинальное воплощение.
Актуальность программы «Юный корреспондент» связана с решением такого
блока задач как социально-творческое развитие личности, профессиональная
профориентация, социализация и личностное становление учащихся, что особенно важно в
настоящее время. В свою очередь обучение данной программе не только расширит объем
знаний, но и даст запас сведений, необходимых для успешной будущей профессиональной
деятельности.
Отличительной особенностью программы является то, что она предполагает
дистанционные занятия с юнармейцами 23 школ округа, а в совокупности с проведением
практикумов в виде очных юнармейских форумов. Системный характер дистанционного
обучения позволяет каждому учащемуся научиться работать как индивидуально, так и в
коллективе.
Программа «Юный корреспондент» ориентирована на то, чтобы учащиеся
попробовали себя в роли журналистов в области патриотического воспитания на школьном
уровне. Кроме того, занятия по данной программе направлены на развитие и становление
личности учащегося, его самореализацию и свободное самовыражение, раскрытие
литературного таланта, фотохудожника, видеооператора, экспериментальный поиск,
развитие фантазии и способности мыслить гибко и четко, укрепление связей с ближайшим
социальным окружением (родителями, педагогами).
В 2022-2023 году в рамках программы продолжается реализация патриотического
проекта – создание интерактивной «Карты Памяти Курского района», начало которому
было положено в январе 2022 года в рамках второго юнармейского форума. Проект
приурочен к 80-й годовщине освобождения Курского района от немецко-фашистских
захватчиков 05 января 1943 года. В рамках проекта предусмотрено проведение итоговых
мероприятий юнкорами.
Адресат программы

4

Участниками программы могут стать учащиеся общеобразовательных школ Курского
муниципального округа – юнармейцы школ. Программа рассчитана для детей в возрасте
10-16 лет, заинтересованных в изучении основ журналистики и овладении практическими
навыками работы в области патриотического воспитания. Образовательный процесс
строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и
особенностями учащихся.
Подростковый возраст– период количественного и качественного изменения психики и
личности молодого человека. Он является этапом формирования самосознания и
собственного
мировоззрения,
принятия
значимых
решений.
Характерным
новообразованием подростка является «чувство взрослости», а также развитие самооценки,
осознание себя личностью, раскрытие своих возможностей. Завершается подготовка
подростка к самостоятельной жизни, формирование ценностей, мировоззрения, выбор
профессиональной деятельности, осознание самого себя и переоценка своих качеств. На
формирование лидерских качеств оказывают большое влияние семья, сверстники, школа,
СМИ и другие многие факторы. Также в подростковом возрасте возрастает потребность в
общении со сверстниками, желание не быть как все. Это накладывает, определяет отпечаток
на развитие лидерских качеств. Складываются собственные моральные установки и
требования, которые определяют характер взаимоотношений со старшими и сверстниками.
Появляется способность противостоять влиянию окружающих, отвергать те или иные
требования и утверждать то, что они сами считают несомненным и правильным. Они
начинают обращать эти требования и к самим себе. Они способны сознательно добиваться
поставленной цели, готовы к сложной деятельности, включающей в себя и малоинтересную
подготовительную работу, упорно преодолевая препятствия. Чем насыщеннее, энергичнее,
напряжённее их жизнь, тем более она им нравится.
В юношеском возрасте у учащихся формируются привычки, мышление достигает новых
высот. Характер к этому возрасту уже, как правило, сформирован, но неустойчива
самооценка, есть комплексы. Старшеклассники любят дебаты и споры, их воображение
обычно находится под контролем рассудка и суждений. Они принадлежат компаниям или
к исключительной социальной группе, их очень интересуют собственные особенности и
свой внешний облик. На этом этапе они хотят социального утверждения, их интересы
устремлены в будущее и нацелены на построение жизненных планов. Наряду с желанием
самореализации растет желание помогать другим, а также потребность в неформальном,
доверительном общении со взрослыми, установлении с ними эмоциональных контактов на
более высоком сознательном уровне. В этом возрасте педагог для них – друг, тьютор,
наставник, сопровождающий их на пути к успеху.
Программа-комплексная, так как ориентирована на применение широкого
комплекса знаний по изучаемым учебным дисциплинам, таким, как литература, русский
язык, история, география.
Главным условием привлечения учащихся является их личная заинтересованность,
мотивация и желание учиться и работать в данном направлении.
Объём и сроки реализации программы:
Программа рассчитана на 1 год обучения, 114 часов. Занятия по программе начинаются 1
ноября после выборов президентов ученического самоуправления общеобразовательных
школ округа в единый день голосования 22 октября.
Уровень обучения
Период
Кол-во недель Кол-во часов в год
Ознакомительный
15.09.2022-31.05.2023
36
144
Форма обучения –дистанционная
Формы организации занятий.
Программой используются следующие виды занятий:
5

- дистанционные занятия: конференция, семинар-практикум, «круглый стол»,
тематическое занятие, тренинг, беседа, мозговой штурм;
- очные занятия: семинар, квест, конкурс.
Режим занятий, периодичность и продолжительность.
Период
1 год
обучения

Продолжительность
занятия
4ч (4*30 минут),
перерыв 10 мин,

Кол-во занятий
в неделю
1

Кол-во часов
в неделю
4

Кол-во недель
36

Особенности организации образовательного процесса
Педагогические принципы, на которых основывается учебная деятельность:

принцип свободы действия, мнений, традиций;

принцип равных возможностей;

принцип ориентации на успешную деятельность.
Работа над конкретным делом, результаты которого можно «подержать в руках» и
показать друзьям и родным, превращают обучение в интересный и эффективный процесс.
Данный курс предусматривает такую форму самостоятельных заданий, как
редакционные задания, а также наличие специальных зачётов, тестов.
Программа базируется на знании русского языка и литературы, современных
информационных технологий, умении владеть фото-видеоаппаратурой.
Авторская методика основана на опыте работы автора по привлечению учащихся к
написанию журналистских материалов для СМИ (местная периодическая газета «Степной
маяк»), созданию печатной продукции, активному участию в творческих конкурсах
различного уровня.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
1 год обучения – 144 часа.
Занятия дистанционно проводятся 1 раза в неделю по 4 часа (30 минут). Перерыв
между занятиями 10 минут.
2 год обучения – 216 часов. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 академических
часа. Перерыв между занятиями 10 минут.
1.2 Цель и задачи программы
Цель: создание условий для социальной и творческой самореализации личности,
интеллектуального развития; формирование патриотизма и гражданственности у
обучающихся, адаптация их к жизни в современном обществе, профессиональная
ориентация в области журналистики.
Задачи:
Личностные:
-формировать навыки совместной деятельности и диалогового общения;
- воспитывать патриотизм и гражданскую идентичность;
-воспитывать культуру общения, культуру речи;
Метапредметные:
-способствовать развитию творческих способностей, индивидуального мышления;
-помогать в расширении кругозора учащихся, владении словом;
-воспитывать патриотизм.
Образовательные:
-познакомить с принципами журналистской деятельности;
-изучить основы журналистики;
6

-формировать знания об истории журналистики и этапах ее развития;
-формировать начала первичного профессионального опыта.
№ п/п

1.3 Учебный план
Количество часов

Название раздела

Формы
аттестации и
контроля

всего

теория

практика

2

2

-

2

1

1

3
4

Вводное
занятие.
«Всё
только
начинается…»
Экскурсия в историю журналистики:
«Листая страницы истории…»
Журналистика – творческая деятельность
Содержательная модель газеты

2
2

1
1

1
1

5

Графическая модель газеты

6

2

4

6

Работа с фотоматериалами

40

8

32

Мини-выставка

7

Основы компьютерной вёрстки

12

6

6

Практическая
работа

8

Газетный материал

16

4

12

9
10

Знакомство с жанрами. Газетные жанры.
Участие в патриотических акциях и
формирование статей о них в СМИ

24
32

6
-

18
32

11
12

Этика журналистского «Я»
Экскурсия в редакцию.

2
2

1
-

1
2

13

Итоговое занятие: «Пресс-кафе «Я журналист!»

2

-

2

Практическая
работа
Викторина
Отчет о
мероприятиях:
ссылки
Своя игра
Написание
статьи о
мероприятии
Форум
«Открытый
микрофон»

144

32

112

1
2

ИТОГО

Беседа,
тестирование
Викторина
беседа
Практическая
работа
Практическая
работа

Содержание учебного плана
Первый год обучения, 144 часа.
Раздел 1. Вводное занятие. «Всё только начинается…»
Теория: Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Знакомство с программой обучения.
Раздел 2. Экскурс в историю журналистики: «Листая страницы истории…»
Теория: Как и почему возникла журналистика.Значение журналистики. Роль в
обществе. Введение в проект «Карта Памяти Курского района»
Практика: Журналистика как профессия и общественная деятельность.
7

Раздел 3. Журналистика – творческая деятельность
Теория:Профессиональные качества журналиста.
Практика:Основы профессиональной культуры, этики журналиста.
Раздел 4. Содержательная модель газеты
Теория: Виды и типы СМИ - радио, ТВ, интернет, газетно-журнальная периодика.
Газетный мир. Для чего нужна газета?
Понятие «детская журналистика». Особенности периодических изданий для детей и
подростков. Первые детские издания Европы и России.
Дайджест в детских СМИ. Понятие дайджеста. Как его составить. Знакомство с
законами о СМИ.
Практика: «Знакомство с детской прессой» -этимологический «круглый стол».
Разделившись на две группы, учащиеся готовят этимологические справки о словах «газета»
и «журнал».Литературный обзор «Путешествие в Страну Малой Информации (СМИ)»:
выбрать любое детское или подростковое издание и рассказать о его особенностях.
Проектная деятельность: Сбор информации для проект «Карта Памяти Курского
района»
Раздел 5. Графическая модель газеты
Теория:С чего начинается газета? Содержание. Внешний вид.Заголовок в газете:
сказать всё и коротко.Макет газетной полосы. Тематическая модель газеты.Рубрики.
Практика:«Профессиональные термины».Газетный дизайн. Разновидности
шрифтов.
Раздел 6. Работа с фотоматериалами
Тема 6.1 Азы фотосъёмки
Фотоаппараты: механические и цифровые. Основные параметры, применяемые в
фотосъёмке. Что такое выдержка и диафрагма Значение света при съёмке. Выбор точки,
ракурса, и момента фотосъёмки. Виды фотоматериалов: фотопленка, фотобумага,
проявители, закрепители, составление рецептов.
Тема 6.2 Свет в фотографии
Какой бывает свет: искусственный,
электронных вспышек в фотографии.

естественный,

смешанный.

Свойства

Тема 6.3 Фотожурналистика
Композиция фотоснимка. Золотое сечение. Линия красоты. Жанры. Приёмы
построения фотокадра. Подготовка снимка к печати в газете.
Тема 6.4 Спортивная съемка
Определение жанра спортивной съемки. Основные требования к работе в данном
жанре (техника, динамика, правила).
Тема 6.5 Натюрморт, как фотоэтюд
Что такое натюрморт. Показ слайдов или фотографий, составление натюрморта, его
освещения.
Съёмка фрагментов для приобретения технических навыков, художественная
фотосъёмка.
Тема 6.6 Фотопейзаж
8

Особенности фотосъёмки пейзажа в различных погодных условиях. Использование
функций фотоаппаратуры для проработки облаков.
Тема 6.7 Фотопортрет
Один из сложнейших видов съёмки. Связь с особенностями характера и настроением
каждого человека, естественность и непринуждённость, контакт с объектом съемки.
Репортажная съемка - показ человека в различных жизненных ситуациях. Распознавание
типов лица, для составления схем освещения.
Практические занятия:
Выбор точки, ракурса, и момента фотосъёмки. Работа с фотовспышкой. Композиция
фотоснимка. Фотосъемка спортивных мероприятий.
Съёмка фрагментов для приобретения технических навыков, художественная
фотосъёмка.Съёмка пейзажей с выходом на природу для практических
занятий.Фотопортрет - стритсъемка. Репортажная съемка.
Раздел 7. Основы компьютерной вёрстки
Тема 7.1 Основные типы современных компьютеров
История компьютерной техники. Настольный компьютер. Планшетные и карманные
компьютеры. Портативные компьютеры – ноутбуки. Техника безопасности при работе с
компьютером. Устройство персонального компьютера Системный блок. Внешние
устройства. Периферия.
Тема 7.2 Операционная система Windows
Установка и настройка Windows. Загрузка компьютера. Способы управления в
Windows. Интерфейс Windows. Работа с файлами. Проводник. Работа с программами.
Завершение и приостановка сеанса работы в Windows.
Тема 7.3 MicrosoftOffice. MicrosoftWord
Популярные офисные пакеты. Microsoft Office: король офисов. Текстовые
редакторы. Microsoft Word. Горячие клавиши Microsoft Word.
Тема 7.4 Набор текста
Компьютерный набор текста в MicrosoftWord, формат текста, размер шрифта для
городской газеты, для детской газеты «Ровесник». Выделение лида и
рубрик.(Практические занятия).
Тема 7.5 Верстка страниц газеты
«Ты – редактор». Определение типа верстки. Размещение фотоиллюстраций.
Приемы выделения важных текстов – пробельным материалом, заливкой, вывороткой
заголовков и т. д.(Практические занятия).
Раздел 8. Газетный материал
Теория:Что и как писать? Фактура. Язык газеты. О чём писать? Источники
информации.Тема найдена, что дальше?Корректура. Редактирование газетного материала.
Практика:«Пишем материал», отвечая на главные вопросы информации: что, где,
когда?Оригинальность и образность подачи темы. Корректоры-спасатели.
Раздел 9. Знакомство с жанрами. Газетные жанры
Теория:
Группы
газетных
жанров:
информационные,
аналитические,
художественно-публицистические.
Публицистика. Система жанров в литературе и журналистике. Античный театр как
9

предтеча жанров журналистики. Газетно-журнальные жанры.Знакомство с понятиями
«жанр», «факт». Мастерская жанров
Принципы деления на жанры. Информационные: новость (информация), заметка,
отчёт, репортаж, интервью, опрос, пресс-релиз. Аналитические: комментарий, статья,
корреспонденция, обозрение, рецензия. Художественно-публицистические: очерк,
зарисовка, фельетон, эссе. Жанровое своеобразие журналистских материалов:
экологические (обзор, мониторинг, информационная листовка), социальные и т.
д..Публицистические жанры.
Информация (новость).
Что такое информация (новость) и её основные черты. Типы информации. Формы
подачи новостей: метод маски, фичер, клиповый заголовок.Правила построения
информации. Методы получения информации. Факт, как основа информационных жанров.
Собирание школьных новостей. Техническое оснащение юнкора.
Практика:«Пишем информацию». Мастер-новость «Час важных сообщений».
Написание заметок о значимых событиях в жизни школы.
Заметка
Что такое заметка и её основные черты. Типы заметок: краткая и расширенная.
Отчет
Что такое отчёт и его основные черты. Творческая мастерская «Бюро детективных
расследований». Написать «детективный» отчёт на тему «Классный день календаря» (о
появлении профессиональных праздников - Дне журналиста, Дне российской печати).
Репортаж
Что такое репортаж, его признаки. Предмет репортажа и его основа. Виды и типы
репортажа. Тема репортажа и его герой. Подготовка к репортажу. Фоторепортаж. Работа
с техническими средствами
Интервью
Что такое интервью, его признаки. Типы и виды интервью. «Расспросные речи» прообраз интервью. «Газетный жанр интервью. Вопросы-крючочки». Сюжетно-ролевая
игра «Берём интервью». Творческое задание «Газетный жанр». Опрос. Пресс-релиз
Что такое опрос, пресс-релиз. Функции пресс-релиза, структура.
«Пишем опрос, пресс-релиз»
Обозрение, комментарий. Очерк, зарисовка.
Общее знакомство. Элементарное понятие об этих жанрах, их видах и признаках.
Раздел 10.Участие в патриотических акциях и формирование статей в СМИ
Практика: участие в патриотичских акциях, написание статей в газету «Степной
маяк», постов для интерент-страниц школ и сообществ
Раздел 11. Этика журналистского «Я»
Теория:Неписанные законы журналистской этики.
Практика:Правила «трёх плюсов», «пятнадцати секунд». Развивающие упражнения.
Раздел 12. Экскурсия в редакцию
Практика:Знакомимся с распорядком дня редакции, штатным расписанием,
распределением творческих заданий, условиями работы журналистов.
Раздел 13. Итоговое занятие: «Пресс-кафе «Я - журналист!»
Практика:Сюжетно-ролевая игра «Берём интервью».
Творческое задание
«Газетный жанр». Опрос. Пресс-релиз. Дискутируем о том, какой жанр привлекательнее
для читателя – репортаж, фоторепортаж или интервью.

10

1.4 Планируемые результаты
К концу второго года обучения учащиеся должны знать:
- виды СМИ, их типологию и классификацию;
- специфику печатных СМИ, радио-, тележурналистики, Интернет-СМИ;
-теорию и методику журналистского творчества, особенности журналистского
текста;
- основные жанры журналистики, источники информации;
- методы работы с текстом;
- нормы и правила и газетных публикаций;
- основы издательского дела;
- основные принципы дизайна;
- основы стилистики и литературного редактирования;
- основы компьютерной грамотности;
- психологические и этические аспекты работы журналиста;
- основы фотоискусства;
- получают начальные навыки работы с изученными программами Word, «Scribus»;
-основные сведения по истории мировой и отечественной журналистики.
К концу второго года обучения учащиеся должны уметь:
- оперативно реагировать на события, происходящие вокруг них, продуктивно
действовать в информационном пространстве;
- собирать информацию из разных источников, обрабатывать, анализировать и
обобщать её;
- работать в разных журналистских жанрах (информация, заметка, корреспонденция,
интервью, зарисовка и др.);
- определить жанровую природу газетного материала, его структуру, функцию
языковых средств и деталей;
- выражать в журналистских текстах авторское отношение к героям, событиям;
- макетировать, верстать печатные издания;
- свободно общаться, не бояться публичных выступлений, высказываний;
- проводить фотосъемку в сложных условиях.
После изучения каждого из разделов программы проводится проверка знаний и
умений учащихся в виде тестов, практических и творческих работ, печатать статьи для
выпуска газеты «Степной маяк» (по согласованию с редакцией)

11

03.0909.09
10.0916.09
17.0923.09
24.0930.09
01.1007.10
08.1014.10
15.1021.10
22.1028.10
29.1004.11
05.1111.11
12.1118.11
19.1125.11
26.1102.12
03.1209.12
10.1216.12
17.1223.12
24.1230.12
31.12-

сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь

06.01
18
07.0113.01
19
14.0120.01
20
21.0127.01
21
28.0103.02
22
04.0210.02
23
11.0217.02
24
18.0224.02
25
25.0203.03
26
04.0310.03
27
11.0317.03
28
18.0324.03
29
25.0331.03
30
01.04.07.04
31
08.0414.04
32
15.0421.04
33
22.04-28.04
34
29.0405.05
35
06.0512.05
36
13.0519.05
37
20.0526.05
38
27.05-02.06
39
03.0609.06
40
10.0616.06
41
17.0623.06
42
24.0630.07
43
01.0707.07
44
08.0714.07
45
15.0721.07
46
22.0728.07
47
29.0704.08
48
05.0811.08
49
12.0818.08
50
19.0825.08
51
26.0830.08
Всего учебных
недель/ часов по
программе

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1 Календарный учебный график
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август

1
г
о
д
2
г
о
д
34

36

Условные обозначения

Ведение занятий по расписанию

Промежуточная аттестация

Итоговая аттестация

Каникулярный период

12

Наименов
ание
объедине
ния,
группы

Уровень/год
обучения

«Я
- Ознакомите
Лидер», 1 льный,
группа
28 недель

Срок
обучения

28 недель

Количество
занятий
в
неделю,
продолжительн
ость
одного
занятия
2 занятия по 2
академических
часа, перерыв
10 минут

Наименова
ние
дисциплин
ы (модуля)

«Я
Лидер!»

–

Всего
академ
ически
х часов
в год
112

Количес
тво
академи
ческих
часов в
неделю
4

2.2. Условия реализации программы.
1. Материально-технические условия.
2. -наличие оборудования, необходимого для выпускагазеты (компьютеры,
видеопроектор, диктофон, принтер, сканер, фотоаппарат);
3. -методическое обеспечение (литература по детской журналистике, наглядный
материал, тесты, памятки);
4. -сотрудничество с редакциями районной газеты, а также с редакциями детских газет
других городов.
5. Средства, необходимые для реализации данной программы:
6. -разработки по темам;
7. -карточки с подбором лексики по изучаемой теме;
8. -тематический материал периодической печати;
9. -справочники;
10. -словари;
11. -различные периодические печатные издания. Тексты для редактирования.
2. Методическое обеспечение программы.
Для реализации данной программы имеются учебные пособия, методические и
дидактические материалы.
Учебно-наглядные пособия
- Технологические карты по составлению проектов;
Методический фонд:
- тематические беседы;
- конспекты занятий;
- материалы диагностических мероприятий;
- методический материал по предлагаемым темам работы.
Материально- техническое обеспечение.
Для дистанционных занятий: компьютер с выходом в Интернет; программное обеспечение
GoogleMeet, программы визуализации и презентации материала.
Для очных семинаров: компьютер, мультимедийное оборудование, микрофоны.
3. Информационное обеспечение.
Для реализации данной программы используются интернет-сайты:
https://vk.com/skm_rus?from=quick_search
https://xn--d1axz.xn--p1ai/
https://vk.com/page-122623791_54276071
http://www.vozhatiy.ru
http://forum.planerochka.org
https://summercamp.ru/
13

4. Кадровое обеспечение.
Педагог дополнительного образования, отвечающий всем требованиям квалификационной
характеристики для соответствующей должности педагогического работника.
2.3. Формы аттестации и контроля.
Для отслеживания динамики освоения дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы и анализа результатов образовательной деятельности
разработан педагогический мониторинг. Мониторинг осуществляется в течение всего
учебного года и включает вводный контроль (первичную диагностику), а также
промежуточную и итоговую аттестацию.
Вводный контроль (первичная диагностика) проводится в начале учебного года для
определения уровня подготовки обучающихся (внутренняя мотивация, понимание для чего
изучается данная дисциплина).
Форма проведения – анкетирование.
Промежуточный (текущий) контроль осуществляется в процессе проведения каждого
учебного занятия и направлен на закрепление теоретического материала по изучаемой теме
и на формирование практических умений.
Каждый обучающийся по программе имеет карту индивидуальных достижений
обучающегося.
Форма проведения – педагогическое наблюдение, беседа, игра, проведение акций,
мероприятий, проектная деятельность, конкурс «Таланты XXI века» .
Итоговая аттестация проводится в конце обучения в форме презентации опыта работы
за год.
По результатам итогового контроля определяется уровень освоения каждым ребенком
программного материала:
Высокий -обучающийся активен на занятии, отвечает на вопросы, правильно использует
специальные термины; уверенно выполняет задания педагога, проявляет творческую
инициативу, не пропускает онлайн занятия, активно проявляет себя на очных семинарах и
практикумах.
Средний –обучающийся выполняет задание полностью, но по образцу, плану; отвечает не
на все вопросы педагога; задания выполняет с помощью педагога; неуверенно владеет
терминологией; заинтересован в выполнении задания, задает вопросы педагогу, редко
пропускает онлайн и очные занятия.
Низкий –обучающийся невнимателен на занятии, часто переключается на другую
деятельность; не проявляет активности во время обсуждения тем и практических занятий,
иногда не выходит на связь в режиме онлайн занятий; неправильно отвечает на вопросы
педагога; не владеет терминологией и понятиями.
Уровень освоения программы необходим только педагогу, обучающийся же получает
положительную оценку своего обучения, а в случае недостаточного усвоения –
рекомендации педагога для коррекции знаний.
2.5. Методическое обеспечение программы
Формы и методы образовательной деятельности
Особенности организации образовательного процесса: Образовательный процесс
организуется в дистанционной форме с возможностью организации очных семинаровпрактикумов. При обучении используются следующие методы обучения:
- словесные (рассказ, беседа, объяснение, анализ текста);
- эвристические («нахожу», «открываю»);
- наглядные (демонстрация презентаций, содержащих схемы, таблицы, образцовые работы,
видеоматериалы, наблюдения, работа по образцу – мастер-классы и т.д.);
- практические (упражнения, задания, тренинги т.д.);
- игровые (ролевые, деловые, интеллектуальные, творческие, подвижные и др.);
14

- частично-поисковый, исследовательский, проблемный, дискуссионный;
- методы проектов;
- методы контроля и коррекции.
Методы воспитания: методы мотивации и стимулирования: поощрение, порицание, методы
эмоционального стимулирования, убеждение.
В процессе обучения запланированы различные формы деятельности с учетом возрастных
особенностей обучающихся: беседы, лекции, ролевые, интерактивные, деловые,
психологические игры, «свободный микрофон», тренинговые занятия, мастер-класс,
тестирование, проигрывание ситуаций, дискуссии, проектирование, индивидуальная
подготовка информации, работа в микрогруппах, участие в конкурсах, фестивалях и др.
Большое внимание в программе уделяется различным видам игр и тренингам, т.к. игра –
это средство формирования лидерских качеств, организаторских навыков. Творческие
способности, возможность реализовать собственный потенциал подростков раскрываются
посредством участия в социальных проектах.
Формы организации образовательного процесса.
В основе обучения лежат групповые занятия, используются формы и коллективного
творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы, микрогруппы.
Педагогические технологии.
На основе личностно-ориентированного подхода при обучении по данной программе
используются следующие педагогические технологии: личностно-ориентированное
обучение (Якиманская И.С.); технология индивидуального обучения (индивидуальный
подход, метод проектов); педагогика сотрудничества («проникающая технология»);
технология КТД; технология ТРИЗ; проблемное обучение; коммуникативная технология;
игровые технологии; технологии развивающего обучения; здоровьесберегающая
технология, технология портфолио, технология – дебаты, технология исследовательской и
проектной деятельности, КЕЙС-технологии.
При проведении занятий используются следующие методы:
Словесный методбазируется на беседах, лекциях, индивидуальных и коллективных
упражнениях, представляющих собой многократное обращение в течение одного занятия к
тем или иным аспектам профессиональной деятельности журналиста для выполнения более
сложных заданий (анализ текстов, выявление темы журналистского произведения,
выявление идеи произведения и т. д.)
Исследовательский метод предполагает проведение на занятиях деловых и
ролевых игр, воссоздающих те или иные ситуации профессиональной деятельности и
ставящих участников перед необходимостью оперативного решения соответствующих
профессиональных задач. Так, например, для освоения темы «Пресс-кафе «Я журналист!»проводится сюжетно-ролевая игра «Берём интервью» с последующей
дискуссией о том, какой жанр привлекательнее для читателя: репортаж, фоторепортаж или
интервью. Необходимо сопровождать каждую деловую игру глубоким анализом
профессионального поведения ее участников, формируя у них навыки делового этикета,
журналистской этики и т. д.
Практический методориентирован на закрепление необходимых моделей
профессионального поведения реальным условиям деятельности. Суть его – оперативный
выпуск журналистской продукции (газеты для детей «Ровесник»).
Сочетание этих методов позволяет построить работу так, чтобы она давала
учащимся системное представление о журналистской деятельности, сочетала теорию и
практическую деятельность учащихся.
Методпроверки и оценки знаний, умений, навыков (тестирование, участие в
конкурсных мероприятиях).

15

Алгоритм учебного занятия.
В целом учебное занятие любого типа как модель можно представить в виде
последовательности
следующих
этапов:
организационного,
проверочного,
подготовительного, основного, контрольного, рефлексивного (самоанализ), итогового,
информационного. Каждый этап отличается от другого сменой вида деятельности,
содержанием и конкретной задачей.
1этап - организационный.
Задача: подготовка детей к работе на занятии.
Содержание этапа: подготовка ссылки для видеоконференции в онлайн режиме,
организация начала
занятия,подключение
к онлайн
трансляции,
создание
психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.
II этan - проверочный.
Задача: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если
было), выявление пробелов и их коррекция.
Содержание этапа: проверка домашнего задания (творческого, практического) проверка
усвоения знаний предыдущего занятия.
III этап – подготовительный (подготовка к восприятию нового содержания).
Задача: мотивация и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности.
Содержание этапа: выявление темы, цели учебного занятия и мотивация учебной
деятельности детей (пример, познавательная задача, проблемное задание детям).
IV этап- основной. В качестве основного этапа могут выступать следующие:
Усвоение новых знаний и способов действии.
Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и
отношений в объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний использовать
задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей.
2. Первичная проверка понимания.
Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала,
выявление неверных представлений, их коррекция. Применяют пробные практические
задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием.
3 Закрепление знаний и способов действий.
Применяют тренировочные упражнения, задания, выполняемые детьми самостоятельно.
4. Обобщение и систематизация знаний.
Задача: формирование целостного представления знаний по теме. Распространенными
способами работы являются беседа и практические задания (создание тематических акций,
проектов)
V этап – контрольный.
Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция.
Используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания
различного
уровня
сложности
(репродуктивного,
творческого,
поисковоисследовательского), организация и проведение игр, конкурсных программ, КТД, встреч и
т.д.
VI этап- итоговый.
Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу
последующей работы.
Содержание этапа: педагог сообщает ответы на следующие вопросы: как работали
обучающиеся на занятии, что нового узнали, какими умениями и навыками овладели.
VII этап -рефлексивный.

16

Задача: мобилизация детей на самооценку. Может оцениваться работоспособность,
психологическое состояние, результативность работы, содержание и полезность учебной
работы.
VIII этап: информационный.
Информация о домашнем задании (если необходимо), инструктаж по его выполнению,
определение перспективы следующих занятий.
Дидактические материалы: электронная папка с разработками теоретического материала
по темам программы, тестовые методики, диагностики, анкеты, подборка упражнений, банк
игр, игровых и конкурсных программ, раздаточный материал (памятки, рекомендации,
советы).
2.6 Список литературы
1.
Иванченко, В.Н. Занятия в системе дополнительного образования детей.
Учебно- методическое пособие [Текст] / В.Н. Иванченко. - Ростов н/Д: Учитель, 2007. – 228
с;
2.
Алексеева. М. И.Методика редактирования М. И. Алексеева-М., 1975.- 190 с.;
3.
Ампилов. В. А.Современный газетный очерк В. А. Ампилов. - Минск, 1972;
4.
Антонов, В. И.Информационные жанры газетной публицистики В. И.
Антонов. - Саратов, 1996;
5.
Беневоленская, Т. А.О языке и стиле газетного очерка - М., 1973;
6.
Богданов, Н. Г.Справочник журналиста - Л.: Лениздат, 1971. - 685 с;
7.
Бондаревская, Е.В. Учителю о личностно – ориентированном образовании.
Научно- методическая, 1998. – 24 с.;
8.
Вовк, Е. Т.Школьная стенгазета и издательские технологии в школе -2004.№5;
9.
Ворошилов, В. И. История журналистики в России: конспект лекций / В. И.
Ворошилов. - СПб: Изд-во Михайлова В. А., 2000;
10.
Гвоздев, Л. 3.Журналистика: инструментарий, навыки, техника безопасности:
учебное пособие Л. 3. Гвоздев. - М., 1999;
11.
Голубова Е. Сам себе фотограф. Ростов-на-Дону. 2002;
12.
Гоне, Ж.Пресса в школе: формирование активной гражданской позиции :
Детская и юношеская самодеятельная пресса: теория и практика. - М.: ЮНПРЕСС, 1994;
13.
Журбина, Е. И. Теория и практика художественно-публицистических жанров
- М., 1969;
14.
Лепехин А. Фотомастерство. М.2003;
15.
Надеждин Н. Цифровые фотоаппараты. М., 2002;
16.
Новоселова, Н., Учебные занятия в УДО. Методические рекомендации,
Новосёлова Н. 2007- с.28.
Список литературы для учащихся
1.
Вартанов А. «Учись фотографировать», М., 1998;
2.
Головин Б.Н. Основы культуры речи. – М.,1980;
3.
Голуб И.Б., Розенталь, Д Э. Книга о хорошей речи. – М., 1997;
4.
Журбина Е И. Теория и практика художественно-публицистических жанров.
– М., 1969;
5.
Соколова В.В. Культура речи и культура общения. М., Просвещение, 1995;

6.
Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. – М.:
Высшая школа, 1989.

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».