Музыкальный театр (1)

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КУРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА
СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности

«Музыкальный театр КаПеОЛ»
(название программы)

Уровень программы: базовый,
(ознакомительный, базовый, углубленный)

Возрастная категория: от 9 до 15 лет
Состав группы: __до 15 человек__
(количество учащихся)

Срок реализации: 3 года
ID-номер программы в Навигаторе: 123
Автор-составитель:
Смолина Каринэ Вачакановна,
педагог дополнительного
образования

ст. Курская
2022 год
1

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

1.

Образовательная
организация

МКУ ДО «Центр дополнительного
образования
для
детей»
Курского
муниципального района

2.

Название программы

«Музыкальный театр»

3.

Направленность
программы

Художественная

4.

Федеральный
закон
Российской
Нормативно-правовая
основа
разработки Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации».
программы
- Концепцией развития дополнительного
образования детей
(Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 4
сентября 2014г. № 1726-р.).
Постановлением
Главного
государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 г. №28 «Об утверждении
Санитарно-эпидемиологических
правил
2.4.368-20
«Санитарно
эпидемиологические
требования
к
организациям воспитания о обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодёжи»
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы) (Приложение
к письму Департамента государственной
политики в сфере воспитания детей и
молодежи Минобрнауки России от
18.11.2015 № 09-3242).
Методические
рекомендации
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ, способствующих социальнопсихологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению
детей с ограниченными возможностями
2

здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных
потребностей (Приложение к письму
Минобрнауки России от 29 марта 2016 г.
№ ВК-641/09).
- Приказ Минпросвещения России от 9
ноября 2018 г., № 196 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам».
Положение
о
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей
программе муниципального учреждения
дополнительного образования «Центр
дополнительного образования для детей»
Курского
муниципального
района
Ставропольского края (приказ МУ ДО
«ЦДОД» КМР СК от 4 сентября 2017 г. №
74).
5.

Сведения о разработчике

5.1

ФИО, должность

6.

Сведения о программе

Смолина Каринэ Вачакановна, педагог
дополнительного образования

6.1. Срок реализации

3 года

6.2. Возраст учащихся

9 – 15 лет

6.3. Цель программы

раскрытие
творческого
потенциала
каждого
ребёнка,
непрерывное
образование детей, создание условий для
самореализации
личности
и
её
профессионального самоопределения

6.4. Этапы обучения

1 год – базовый
2 год – базовый
3 год – базовый

7.

Формы и методы
образовательной

Формы организации образовательного
процесса - индивидуально-групповая,
3

деятельности

групповая
Формы организации учебного занятия –
беседа, игра, концерт, конкурс, открытое
занятие,
праздник,
представление,
спектакль,
творческая
мастерская,
тренинг, фестиваль
Методы:
словесный,
наглядный,
практический,
объяснительно
–
иллюстративный,
репродуктивный,
частично-поисковый, исследовательский,
фронтальный,
групповой,
индивидуальный

8.

Формы
мониторинга
результативности

Вводный
контроль
тестирование, наблюдение

–

Промежуточный
контроль
спектакль,
практическая
викторины.

опрос,
–игра,
работа,

Итоговая
аттестация
–творческая
мастерская, концертная программа.

9.

Дата
утверждения
и
последней корректировки 05.09.2022г.
программы

4

Раздел № 1.
"Комплекс основных характеристик программы".
Пояснительная записка.
Вдыхая творчества бальзам,
Душой театра наслаждайтесь...
И, глядя мудрости в глаза,
Теплом сердечным восхищайтесь!
К.В. Смолина
История любой отрасли педагогической науки является своеобразной школой,
объясняющей многие явления педагогики и её факты. История отечественной
педагогики, особенно, освещение вопроса о взаимодействии музыкальнотеатрального воспитания и развития ребёнка, содержит ценный материал,
который поможет, не повторяя ошибок прошлого, развивать новые
прогрессивные идеи.
Концептуальные основы дополнительной образовательной программы
"Музыкальный театр":
1) мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее
человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве,
максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально,
профессионально, личностно;
2) создание условий для свободного выбора каждым ребенком профиля
программы и времени ее освоения; многообразие видов деятельности,
удовлетворяющей самые разные интересы, склонности и потребности ребенка;
3) личностно - деятельный характер образовательного процесса, способствующий
развитию мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации и
самоопределению;
4) личностно-ориентированный подход к ребенку, создание «ситуации успеха»
для каждого; создание условий для самореализации, самопознания,
самоопределения личности;
5) применение таких средств определения результативности продвижения ребёнка
в границах выбранной им дополнительной образовательной программы (вида
деятельности, области знаний), которые помогли бы ему увидеть ступени
собственного развития и стимулировали бы это развитие, не ущемляя достоинства
личности ребенка.
Реализация концепции данной дополнительной образовательной программы
детей призвана способствовать:
1) позитивным изменениям, направленным на реализацию прав ребенка,
улучшение положения детей;
2) повышению эффективности профилактики асоциальных проявлений среди
детей и подростков, формированию здорового образа жизни;
5

3) увеличению доли одаренных детей в творческой деятельности от 9 до 15 лет.
Направленность данной
программы – художественная, позволяющая
осуществлять психологическое раскрепощение ребёнка.
Наш регион очень многонационален и поэтому существует необходимость
сохранения своих духовных и культурных традиций. Наиболее благоприятные
условия для их изучения складываются в детском многонациональном
коллективе. А на сегодняшний день проблема толерантности является особенно
актуальной в нашем регионе. Поэтому программа «Музыкальный театр»
содержит раздел по этнографии.
Основной отличительной особенностью данной программы от других является
наличие определённой сложности. Она заключается в том, что актёр должен
уметь не только «жить» на сцене, двигаться в темпо-ритме спектакля, правильно
говорить, но ещё петь и двигаться под музыку. С другой стороны происходит
сохранение здоровья ребёнка из-за минимальной утомляемости, экономия
времени его присутствия на любимых занятиях, поскольку он может заниматься
двумя видами художественно искусства одновременно, учитывая, что основным
видом деятельности детей данного возраста является учебная.
Новизной
программы «Музыкальный театр» является синтез искусств –
Театр+Музыка+Песня, где ребёнок, раскрывая суть всего живого на земле, учится
сосуществовать.
Целесообразностью
данной
образовательной
программы
являются
педагогическое и психологическое воздействие на ребёнка для формирования
гармонически развитой личности.
Данная программа рассчитана на детей с ярко выраженным интересом к
творчеству. Поэтому креативность – это один из основных педагогических
принципов, необходимых для занятий по программе «Музыкальный театр».
Результатом освоения учащимися полного курса данной программы является
получение степени «Магистр актёрского мастерства».
Адресат программы и этапы её реализации.
Обучение, развитие и воспитание детей по данному курсу предполагает
непрерывное образование продолжительностью 3 года. В реализации
программы участвуют учащиеся от 9 до 15 лет.
Без овладения азами театрального искусства трудно добиться высокого качества
актёрского мастерства. Изучение пластики, сценической речи и движения,
вокальных основ позволяет работать свободно, творчески, индивидуально.
Для достижения поставленной цели работа в объединении ведется по принципу
«от простого к сложному» и поэтапно, учитывая психологический портрет
ребёнка данного возраста.

6

Первый год обучения «Я – творческая личность».
Психологическое содержание этого этапа связанно с развитием самосознания.
Образное мышление – основной вид мышления в этом возрасте. Неустанная
работа воображения – важнейший путь познания и освоения ребёнком
окружающего мира, важнейшая психологическая предпосылка развития
способности к творчеству. Специфическая для
подростков реакция
группирования со сверстниками проявляется в повышенном интересе к общению
с ними, ориентации на выработку групповых норм и ценностей. Программа
предусматривает создание положительного эмоционального фона занятий.
Яркость, красочность предлагаемых работ вызывают высокий эмоциональный
отклик у детей.
Это период воздействия на детскую сущность всего окружающего мира. Каждый
неверный шаг педагога в отношении ребёнка может сказаться на его психике.
Поэтому проведение занятий имеет наиболее доброжелательный фон. А их
содержание направлено на формирование гармонически развитой личности.
Второй год обучения «Сценическая индивидуальность».
На втором этапе обучения происходит познание своей сценической
индивидуальности посредством определённых упражнений и этюдов. Это
всевозможные тренинги на проверку, развитие зрительного и слухового
анализаторов, ощущение себя в маленьком и большом пространствах, восприятие
окружающего мира через призму субъективной оценки. Учащиеся впервые за
период обучения театральному искусству находят место его величеству –
творческой индивидуальности, находясь в коллективной театральной среде,
несмотря на сложность процесса обособления внутри целого.
Коллективное творческое дело объединяется и воспитывает детей. Формируются
интересы, утверждающие самостоятельность личности. Самооценка каждого из
детей способствует развитию самостоятельности.
Третий год обучения «Профессиональная ориентация».
В этом периоде детям предоставляется возможность эксперимента. На каждого
воспитанника возлагаются «должностные обязанности» в роли заместителя
руководителя объединения: помощник режиссёра, музыкального оформителя,
гримёра, костюмера и т.д.. Ребята используют весь свой творческий потенциал в
достижении поставленной цели. Здесь происходит проверка своей увлечённости
театральной деятельностью, определяется наличие желания идти по пути к более
глубокому познанию театрального искусства, а также развитие гармоничной
личности.
На данном этапе в работе детского объединения предусматривается участие
родителей, так как в период подросткового возраста особенно необходима
«педагогика сотрудничества»: педагог – ребёнок – родитель. Она осуществляется
7

путём изучения педагогом контингента детей, знакомства родителей с работой
объединения, предоставления возможности родителям участвовать в занятиях.
Организовывается совместный досуг детей и родителей, проводятся совместные
мероприятия.
Базовый уровень обучения.
Формирование групп происходит по результатам входной диагностики с учётом
уровня знаний учащихся.
Уровень
обучения
базовый
базовый
базовый

Объём и срок освоения программы.
Период
Количество
Количество часов
недель
в год
1 год обучения
36
216
2 год обучения
36
216
3 год обучения
36
216
Итого по
648
программе

Программа рассчитана на 3 года обучения.
Год обучения
Этапы обучения
1 год
базовый
2 год
базовый
3 год
базовый

Возраст детей
9-11
11-13
13-15

На базовом уровне освоения программы результатами являются: защита
выпускной работы (спектакль, итоговый концерт), участие в конкурсах
муниципального, регионального, всероссийского уровней.
Формы обучения.
Форма получения образования учащимися по программе «Музыкальный театр»очная.
Формы организации занятий.
Период
1 год
обучения
2 год
обучения
3 год

Продолжительность Количество
занятия
занятий в
неделю
2 часа
3

Количество
часов в
неделю
6

Количество
недель

2 часа

3

6

36

2 часа

3

6

36

36

8

обучения
Особенности организации образовательного процесса.
Формы занятий по данной программе зависят как от содержания преподаваемого
материала, так и от возрастных особенностей учащихся. Так, на первом, втором
и третьем годах основными формами проведения занятий являются – концерт,
тренинг, конкурс.
Цели и задачи программы.
Основная цель программы: раскрытие творческого потенциала каждого
ребёнка, непрерывное образование детей, создание условий для самореализации
личности и её профессионального самоопределения.
Задачи:
образовательные
1) ознакомление с историей театра, освоение этнографическими знаниями;
2) приобретение знаний, умений и навыков учащимися по системе К.С.
Станиславского - тренинги.
метапредметные
1) универсальное развитие ребёнка в области музыкально – театрального
искусства – вокальных навыков и актёрского мастерства;
2) ориентирование учащихся на стремление к самообразованию, развитию
творческих качеств.
личностные
1) воспитание активной жизненной позиции;
2) способствование творческому поиску;
3) помощь в определении осознанного выбора дальнейшего направления своей
деятельности;
4) формирование нравственно-личностных качеств, приобщение к ценностям
национальной культуры.
Цели программы по годам обучения.
1 год обучения: формирование представления учащихся об этнографии, а также о
сценической речи, пластике, сценическом движении, актёрском мастерстве.
2 год обучения: формирование представления учащихся об истории театра, о
системе К.С. Станиславского.
3 год обучения: формирование представления учащихся о профессиях
работников театра, способствование творческой деятельности детей посредством
психологического раскрепощения личности, ознакомление с тренингами К.С.
Станиславского.

9

«Я – творческая личность».
1 год обучения.
Учебный план.
№

Тема раздела, занятия

Количество часов

Форма
аттестации/
контроля

Всего Теория Практика
2

2

0

наблюдение,
собеседование

1)Артикуляционный тренинг

8

2

6

наблюдение

2) Дыхательный комплекс

6

1

5

наблюдение

3) Вибрационный массаж

6

1

5

наблюдение

4) Переход к речевому способу
произнесения

8

2

6

анализ

5) Активное использование
междометий, слов, фраз, стихов
и поговорок

8

2

6

декламация

1) Внимание

8

2

6

наблюдение

2) Движение и музыка

8

2

6

демонстрация

3) Освоение пространства

8

2

6

наблюдение

Сценическое движение
1) Скорость

6

1

5

наблюдение

2) Сценические падения

6

1

5

анализ

1) Внимание

8

2

6

наблюдение

2) Освобождение мышц

8

2

6

демонстрация

1.

Вводное занятие

2.

Сценическая речь

3.

4.

5.

Пластика

Актёрское мастерство

10

6.
7.

3) Воображение

8

2

6

музыкальная
игра

4) Создание драматургического
произведения («застольный»
период, репетиции)

48

12

36

декламация,
спектакль

Костюм, грим, пастиж, техника
сцены
Песнь жар – птицы (раздел по
этнографии)
1) Утро дня

4

1

3

опрос

4

1

3

пересказ

2) Сорок дней весны

4

1

3

инсценировка

3) Трембиты зовут в горы

4

1

3

пересказ

4) Поклонись берёзке

4

1

3

инсценировка

5) Когда кони исчезают в травах

4

1

3

пересказ

6) Этой ночью прискачет Янис

4

1

3

пересказ

7) Усть – цилемскиекраснопевы

4

1

3

пересказ

8) В Сорочинцы на ярмарку

4

1

3

инсценировка

9) Предания медвежьего следа

4

1

3

пересказ

10) Откройте дверь танцующей
козе
11) Казюкас дарит цветы

4

1

3

пересказ

4

1

3

пересказ

12) «Не житьё, а Масленица!»

4

1

3

инсценировка

16

4

12

музыкальнолитературная
композиция

2

0

2

216

53

163

13) Северный Кавказ

8.

Итоговое занятие
Итого

викторина

11

«Сценическая индивидуальность».
2 год обучения.
Учебный план.
№

Тема раздела, занятия

Количество часов

1.

Вводное занятие

Всего
2

2.

История про театр

3.

Форма
аттестации/
контроля

Теория Практика
2
0

наблюдение,
собеседование

1)Языки и материалы различных
видов искусства

6

2

4

опрос

2)Время в искусстве и искусство
во времени

6

2

4

опрос

3)Древнее язычество и театр

6

2

4

опрос

4)Культура Древнего Востока

6

2

4

опрос

5)Древнегреческая культура и
древнегреческий театр

6

2

4

опрос

6)Культура и театр Древнего
Рима

6

2

4

опрос

7) Культура и театр эпохи
Возрождения

6

2

4

опрос

8) Театр французского
классицизма

6

2

4

опрос

9)Лукавый век разума

6

2

4

опрос

10)Романтизм и реализм в
культуре 19 века

6

2

4

опрос

1)Работа со сценарием

4

1

3

демонстрация

2)Определение амплуа для
актёров

4

1

3

демонстрация

Коллективная творческая
работа – спектакль

12

3)Распределение ролей, кастинг

4

1

3

демонстрация

4)Дикция

8

2

6

демонстрация

5)Сценическая речь
6)Сценическое движение
7)Пластика

8
8
6

2
2
1

6
6
5

демонстрация
демонстрация
демонстрация

8)Работа над эпизодами

10

3

7

демонстрация

8

2

6

демонстрация

12

4

8

демонстрация

11)Видеосъёмка спектакля,
просмотр, анализ
Тренинг визуальных и
ассоциативных впечатлений.
Развитие зрительной памяти,
внешнего и внутреннего
видения

4

1

3

демонстрация,
наблюдение

1)Простые упражнения на
рассматривание объекта

6

1

5

наблюдение

2)Учимся устанавливать объектточку

4

1

3

наблюдение

3)Круг внимания

6

2

4

наблюдение

4) Передвижной круг внимания

4

1

3

наблюдение

5) Управление вниманием в
передвижном круге
6) «Родословная» предмета

4

1

3

наблюдение

4

1

3

анализ

7)Из кадров – в киноленту

4

1

3

творческая
мастерская

8)От воображения к ассоциациям

6

1

5

творческая
мастерская

9)Картина из слова

8

2

6

творческая
мастерская

9)Музыкальное оформление,
костюмы, декорации, свет
10)Репетиции

4.

5.

Звуковые впечатления.
Развитие слуховой и временной
памяти. Личный темпо-ритм
13

6.

1)Вызываем звуки из памяти

4

1

3

наблюдение

2)Оправдайте музыку

4

1

3

наблюдение

3)Голос задаёт обстановку

4

1

3

наблюдение

4)Упражнения под музыку

6

2

4

наблюдение

5)Музыка и ритм на сцене

6

2

4

наблюдение

6)Живая картина. Группа по
законам пластики

6

2

4

творческая
мастерская

Итоговое занятие.

2

0

2

викторина

216

60

156

Итого

«Профессиональная ориентация».
3 год обучения.
Учебный план.
№

Тема раздела, занятия

Количество часов
Всего

Форма
аттестации/
контроля

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

2

2

0

наблюдение,
собеседование

2.

Развитие двигательных и
чувственных ощущений
1)Совершаем простые действия

8

2

6

наблюдение

2)Память чувств
3)Ощущение себя в пространстве.
4)Освобождаемся от телесных
зажимов

6
8
8

1
2
2

5
6
6

наблюдение
наблюдение
наблюдение

5)От позы к жесту

8

2

6

демонстрация

6)Оправдайте действия вымыслом

8

2

6

демонстрация

7)Обратите на себя внимание

6

1

5

анализ

14

8)Логика и последовательность
действий

8

2

6

анализ

9)Мотивация действий

8

2

6

анализ

10)Действия в различных
обстоятельствах

8

2

6

демонстрация

10

3

7

творческая
мастерская

6

2

4

опрос

11)Этюды для физических
действий
3.

Литература и театр
1)Повествовательный и
драматический текст

4.

5.

2) Речевая характеристика
персонажа

4

1

3

опрос

3)Сквозные мотивы, вечные
сюжеты и характеры

6

2

4

опрос

4)Взаимосвязи элементов
классической драмы

4

1

3

опрос

6

2

4

опрос

2) Распределение «должностных
обязанностей»
3) Разработка плана. Определение
целей и задач для каждого
направления театральной
деятельности
Театр миниатюр
1)Содержание миниатюр

4

1

3

наблюдение

4

1

3

творческая
мастерская

4

1

2)Размер и характер миниатюр

4

1

3

опрос

3)Жесты и мимика

6

1

5

демонстрация

4)Пластика в миниатюре

6

1

5

демонстрация

5)Сценическая речь

6

1

5

демонстрация

6)Сценическое движение

6

1

5

демонстрация

7)Актёрское мастерство

6

1

5

демонстрация

Портфолио юного актёра
1)Театральные профессии

опрос

3

15

6.

7.

8)Ощущение пространства в
массовых сценах

6

2

4

демонстрация
анализ

9)Создание миниатюр

10

3

7

творческая
мастерская

Творческая коллективная
работа
1) Работа над сценарием

6

1

5

творческая
мастерская

2) Разработка макетов по секциям

4

1

3

3) Музыкальное оформление

4

1

3

4) Эскизы костюмов

6

2

4

творческая
мастерская
творческая
мастерская
творческая
мастерская

5) Макеты бутафории

4

1

3

творческая
мастерская

6) Эскизы декораций

4

1

3

творческая
мастерская

7) Мизансцены, амплуа актёров

6

1

5

творческая
мастерская

8) Защита портфолио

4

0

4

анализ

Итоговое занятие

2

0

2

викторина

216

53

163

Итого

Содержание учебного плана.
1 год обучения.
«Я – творческая личность».
1. Вводное занятие – 2 часа.
Теория. Цели и задачи обучения. Учебный план. Перспектива творческого роста.
Инструктажи по технике безопасности. Знакомство с репертуаром на учебный
год.
2. Сценическая речь – 36 часов.
16

Теория. Русский язык – один из величайших языков мира. Недостатки
произношения (акцент, диалект, вялость речи и т.д.). Техника речи –
неотъемлемая часть сценической речи. Голос – важнейший аппарат актёра.
Дыхание и звук.
Практика. Дыхательный комплекс, вибрационный массаж, речевой способ
произнесения с активным использованием междометий, слов, фраз, стихов,
пословиц и поговорок. Работа над голосом. Голос и дикция. Декламация.
«Посыл» голоса и эмоций.
3. Пластика - 24 часа.
Теория. Внимание, движение и музыка, освоение пространства.
Практика. Повороты вправо и влево. Постановка корпуса. Ориентирование в
пространстве. Движение персонажей под музыку в спектакле, поклоны.
4. Сценическое движение – 12 часов.
Теория. Физическая культура – одна из основ пластического воспитания.
Театральная скорость. Сценические падения. Темпо - ритм спектакля.
Практика. Укрепление и развитие мышц и суставов. Координация движения
актёра – точная организация движений во времени и пространстве. Упражнения
на тренировку ловкости, гибкости, смелости. Ритмические упражнения.
5. Актёрское мастерство – 72 часа.
Теория. Театр – искусство коллективное. Два основных направления в актёрском
искусстве: искусство переживания и искусство представления. Виды внимания.
Практика. Упражнения на физическое действие. Упражнения на внимание, на
освобождение мышц, на воображение с основами драматургического
произведения. Актёрская фантазия. Действие и чувство. Действие с
воображаемыми предметами. Парный этюд. Массовый этюд. «Застольный»
период, репетиции.
6. Костюм, грим, пастиж, техника сцены – 4часа.
Теория. Костюм – важнейший компонент спектакля, элемент сценографии, часть
образа, создаваемого актёром на сцене. Цвет в костюме. Искусство театрального
грима. История и значение грима в театре. Обряды, религиозные празднества
первобытного человека, «магическая» раскраска тела. Грим – компонент
спектакля. Безвредность красок, их состав. «Характерный грим». Искусство
пастижа. Виды пастижа в стилистике спектакля. Взаимосвязь пастижа с гримом.
Создание образа посредством искусства театрального пастижа. Особенности и
значение техники сцены. Свет – одно из основных оформлений спектакля. Звук –
неотъемлемый предмет зрительского восприятия.
Практика. Создание образа посредством искусства театрального костюма.
Создание образа посредством искусства театрального грима.
Творческая
мастерская по звуковому оформлению спектакля.
7. Песнь жар – птицы. (Раздел по этнографии) - 64 часа.
Теория. Праздник – это событие. Обрядовое действо – это смысл жизни
определённой народности. Этнические корни – основа жизни. Фольклорные
праздники народов Ближнего Зарубежья, России, Северного Кавказа.
17

Практическая работа. Традиции, костюм, устное народное творчество, песни.
Инсценировка некоторых обрядов, действ, традиций.
8. Итоговое занятие - 2 часа.
Практическая работа. Викторина по разделам программы.
Содержание учебного плана.
2-й год обучения.
«Сценическая индивидуальность».
1. Вводное занятие – 2 часа.
Теория. Цели и задачи обучения. Учебный план. Перспектива творческого роста.
Инструктажи по технике безопасности. Знакомство с репертуаром на учебный
год.
2. История про театр - 60 часов.
Теория. Языки и материалы различных видов искусства, древнее язычество и
театр, культура Древнего Востока, древнегреческая культура и театр, культура и
театр Древнего Рима, эпохи Возрождения, театр французского классицизма,
романтизм и реализм в культуре 19 века.
Практическая работа. Игры, задания и упражнения. Ритмический рисунок.
Выбор. Символ времени. Модели времени. Движение времени. Театральное
время. Лента времени. Природные духи болот и пустынь. Перевод. Путешествие
на машине времени. Сценарий Египетской мистерии . Реконструкция мистерии.
Хоровое искусство античного театра. Сократовский диалог. Упражнение на
технику контаминации. Импровизация комедии дель арте. «Пятница и Робинзон».
Реконструкция авторского замысла. Основная тема в драматургии Лопе Де Вега.
Троп.
3. Коллективная творческая работа – спектакль - 76 часов.
Теория. Распределение ролей. Работа над образами. Музыкальное оформление,
костюмы, декорации, свет.
Практическая работа. Работа над дикцией, сценической речью, сценическим
движением, пластикой, над эпизодами, сводные репетиции, видеосъёмка
спектакля, просмотр, анализ.
4.Тренинг визуальных и ассоциативных впечатлений. Развитие зрительной
памяти, внешнего и внутреннего видения - 46 часов.
Теория. Простые упражнения на рассматривание объекта, на круг внимания, на
управление вниманием в передвижном круге, с понятиями: "родословная"
предмета, "объект-точка".
Практическая работа. Коллективная творческая мастерская "Из кадров – в
киноленту", "От воображения к ассоциациям", "Картина из слова".
5.Звуковые впечатления. Развитие слуховой и временной памяти. Личный
темпо - ритм - 30 часов.
Теория. Музыка и ритм на сцене. Живая картина. Группа по законам пластики.

18

Практическая работа. Ознакомление учащихся с упражнениями: "Вызываем
звуки из памяти", "Оправдайте музыку", "Голос задаёт обстановку", выполнение
упражнений под музыку.
6.Итоговое занятие - 2 часа.
Практическая работа. Викторина по разделам программы.
Содержание учебного плана.
3 год обучения.
«Профессиональная ориентация».
1. Вводное занятие – 2 часа.
Теория. Цели и задачи обучения. Учебный план. Перспектива творческого роста.
Инструктажи по технике безопасности. Знакомство с репертуаром на учебный
год.
2. Развитие двигательных и чувственных ощущений - 86 часов.
Теория. Простые действия, память чувств, ощущение себя в пространстве,
освобождение от телесных зажимов, переход от позы к жесту, оправдание
действия вымыслом, мотивация, логика и последовательность действий в
различных обстоятельствах.
Практическая работа. Выполнение различных этюдов для физических действий.
3.Литература и театр - 20 часов.
Теория. Особенностями повествовательного и драматического текста, речевая
характеристика персонажа, сквозные мотивы, вечные сюжеты и характеры,
взаимосвязь элементов классической драмы.
Практическая работа. От прозы к драматическому диалогу. Сфера диалога и
сфера игры. Создание речевых характеристик персонажей через анализ текста.
Речевое поведение персонажей. Озвучиваем немое кино. От цепочки слов к
сюжетной линии (и наоборот). Базовый конфликт (вечные характеры, вечные
сюжеты, вечные темы).
4.Портфолио юного актёра - 14 часов.
Теория. Разработка плана на учебный год. Распределение «должностных
обязанностей». Определение целей и задач для каждого направления театральной
деятельности.
Практика. Оформление и содержание портфолио по секциям.
5. Театр миниатюр - 54 часа.
Теория. Содержание, размер и характер миниатюр с неотъемлемыми частями
миниатюр - жесты и мимика, пластика, сценическая речь, сценическое движение,
актёрское мастерство.
Практическая работа. Создание миниатюр (творческая мастерская).
6.Творческая коллективная работа - 38 часов.
Теория. Работа со сценарием. Распределение ролей, кастинг. Определение амплуа
для актёров. Музыкальное оформление, костюмы, декорации, свет.

19

Практическая работа. Работа над дикцией, сценической речью, сценическим
движением, пластикой, над эпизодами, сводные репетиции, видеосъёмка
спектакля, просмотр, анализ. Защита портфолио.
7. Итоговое занятие - 2 часа.
Практическая работа. Викторина по разделам программы.
Планируемые результаты.
Результатом образовательного процесса является реализация творческого
потенциала каждого ребёнка, самореализация личности и её профессиональное
самоопределение.
Обучение детей по 3-летней программе базового уровня предполагает
овладение определёнными навыками.
1 год обучения.
образовательные
Знать:
- историю известных праздников, обрядов и ритуалов;
- вечные образы в новых праздниках, профессии учённых, изучающих этнические
праздники;
- термины «базовый конфликт», «сюжетная линия», элементарные сведения из
истории театра (культура Древнего Востока, Древнегреческая культура, театр
Французского классицизма).
- тренинги по сценической речи и пластике;
- происхождение грима, костюма, как о части образа, создаваемого актёром на
сцене, а также техники сцены.
Уметь:
- создавать речевые характеристики персонажей;
- анализировать речевое поведение персонажей;
- вести драматический диалог,
- озвучивать немое кино;
- проводить взаимосвязь пастижа с гримом;
- использовать в практике тренинги по сценической речи и пластике.
метапредметные
- Владеть навыками в области музыкально - театрального искусства – вокальных
навыков и актёрского мастерства.
личностные
- наличие активной жизненной позиции;
- интерес и уважение к ценностям национальной культуры.
2 год обучения.
образовательные
Знать:
- упражнения на рассматривание объекта;
20

- упражнения на управление вниманием;
- упражнения на воображение действия;
- упражнения на наличие достаточно развитой зрительной памяти, внешнего и
внутреннего видения.
Уметь:
- «вглядываться» в мир, совершать мысленное путешествие;
- устанавливать объект – точку;
- составлять «родословную предмета, создавать видения;
- применять навыки, видеть звуки и вызывать их из памяти;
- выполнять упражнения под музыку, учитывая темпо - ритм данного
упражнения;
- ощущать себя в пространстве, освобождаться от телесных зажимов;
- совершать действия с воображаемыми предметами и ощущениями;
- раскрепощёно участвовать в этюдах и миниатюрах.
метапредметные
- способность развивать в себе творческие качества;
- творческий подход в занятии театральным искусством.
личностные
- проявлять нравственно-личностные качества;
- стремиться к самообразованию.
3 год обучения.
К завершению обучения по программе базового уровня должны
образовательные
Знать:
- профессиональную деятельность работников театра;
- структуру сценария;
- особенности изготовления костюмов, декораций, бутафории, подготовки
музыкального оформления.
Уметь:
- творчески подходить к решению поставленных задач и качественно выполнять
доверенное театральное дело;
- использовать навыки составления видео – роликов, а также креативности в
мышлении во время подготовки и защиты творческого продукта;
- активно участвовать в дискуссии с журналистом.
метапредметные
- способность осуществлять самообразование.
личностные
- осознанный выбор дальнейшего направления своей деятельности.

21

Раздел № 2.
"Комплекс организационно-педагогических условий".
Календарный учебный график на 2021/2022 учебный год
Наимено Урове Срок
Количество
Наимен Всего
Количе
вание
нь/год учебного
занятий
в ование
академ ство
объедине обуче года
неделю,
дисципл иакадем
-ния,
ния
(продолжит продолжител ины
ческих игруппы
ель-ность)
ь-ность
(модуля) часов в ческих
одного
год
часов в
занятия
неделю
«КаПеОл Базов с 01.09.21 г.
3
«Музык
216
6
»
ый/4
по 31.05.21
2
альный
г.
академическ театр»
ихчаса
Условия реализации программы.
Материально-техническкие условия:
1.Шкаф для костюмов – 1 шт.
2. Стул – 16 шт.
3. Стол для учащихся – 8 шт.
4. Зеркало – 1шт.
5. Каремат – 16 шт.
6. Письменный стол для педагога – 1 шт.
7. Проектор – 1 шт.
8. Ноутбук – 1 шт.
9. Сцена с занавесом и кулисами.
10. Костюмы, соответствующие репертуару театральной труппы.
11. 6 микрофонов.
12. Декорации, соответствующие репертуару театральной труппы.
13. Бутафория, соответствующая репертуару театральной труппы.
14. Народные музыкальные инструменты (бубны, трещотки, деревянные ложки
т.д.)
15.Импровизированная гримёрная.
Методическое обеспечение:
Аудио -, видеотека, фотоальбомы.
Методический фонд:
- Сценарии концертных программ и спектаклей (в том числе авторские);
- викторины;
- конспекты занятий;
22

- тематические беседы;
- диагностические материалы.
Информационное обеспечение:
- детский музыкальный портал «Солнышко» (www.solnet.ee ).
Кадровое обеспечение.
Педагог дополнительного образования, отвечающий всем требованиям
квалификационной характеристики для соответствующей должности.
Формы аттестации и контроля.
Для отслеживания динамики освоения дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы и анализ результатов образовательной
деятельности используется педагогический мониторинг, который осуществляется
в течение всего учебного года и включает вводный контроль, промежуточный и
итоговую аттестацию.
Вводный контроль – проводится в начале учебного года для определения уровня
подготовки учащихся.
Форма проведения – опрос, тестирование, наблюдение.
Промежуточный контроль – проводится в середине учебного года и направлен
на е теоретического материала и на формирование практических умений
учащихся.
Форма проведения – игра, спектакль, практическая работа, викторины.
Итоговая аттестация – проводится в конце учебного года для определения
уровня подготовки учащихся по программе.
Форма проведения – творческая мастерская, концертная программа.
Критериями уровня оценки освоения программы являются:
- соответствие уровня теоретических знаний учащихся программным
требованиям;
- самостоятельность работы;
- осмысленность работы;
- соответствие практической деятельности программным требованиям;
- умение оперировать активной лексикой в соответствии с коммуникативной
задачей;
- уровень творческой активности учащегося;
- качество выполненных работ как по заданию педагога, так и по собственной
инициативе.
При оценке работ используется следующая шкала:
В – высокий уровень (ставится, если учащийся освоил на 80-100 % объёма
знаний, предусмотренный программой за конкретный период).
23

Д – допустимый или средний уровень (ставится, если учащийся освоил 50-80 %
объёма знаний, предусмотренный программой за конкретный период).
Н – низкий уровень (ставится, если учащийся овладел менее, чем 50 % объёма
знаний, предусмотренный программой за конкретный период).
Результаты вносятся в таблицу (диагностическая карта).
Формы фиксации образовательных результатов – аналитический материал,
видеозапись, грамота, диплом, журнал посещаемости, фото, свидетельство, статья
и др..
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов –
конкурс, концерт, спектакль, открытое занятие, отчёт итоговый, поступление
выпускников в профессиональные образовательные организации по профилю,
праздник, фестиваль и др..
Формы аттестации - конкурс, концерт, спектакль, открытое занятие, праздник,
фестиваль, защита портфолио. Материалы разрабатываются индивидуально для
определения результативности освоения образовательной программы, отражают
цели и задачи.
Оценочные материалы.
1.А. да Хан, Г. Каф «Как измерить талант?» - тест-анкета для обследования
предрасположенности ребёнка к различным видам человеческой деятельности.
2.Конкурс «Как живёшь, другой народ?» - для выявления усвоения материала по
этнографии.
3.Театрализованные игры и упражнения на преодоление психологического
барьера.
4.О.В. Иванова. Спектакль «Чудеса в сундуке»
5.Музыкально-пантомимные композиции по мотивам русских народных сказок и
др..
6.Л. А. Филатов. Спектакль «Сказка про Федота-стрельца, удалого молодца».
Методические обеспечение программы.
Особенности организации образовательного процесса.
Форма получения образования учащимися по программе «Музыкальный театр» очная.
Методы обучения.
Методы, обеспечивающие сознательное и прочное усвоение детьми
материала, воспитывающие и развивающие навыки их творческой
деятельности.
I. Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
1)словесный метод (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.);
2)наглядный метод (показ мультимедийных и видеоматериалов, иллюстраций,
наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
3)практический метод (выполнение работ по сценарию и др.).
24

II. Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
1)объяснительно - иллюстративный метод – дети воспринимают и усваивают
готовую информацию;
2)репродуктивный метод – учащиеся воспроизводят полученные знания и
освоенные способы деятельности;
3)частично-поисковый метод – участие детей в коллективном поиске, решение
поставленной задачи совместно с педагогом;
4)исследовательский метод – самостоятельная творческая работа учащихся. III.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности
учащихся на занятиях:
1)фронтальный метод – одновременная работа со всеми учащимися;
2)индивидуально-фронтальный метод – чередование индивидуальных и
фронтальных форм работы;
3)групповой метод – организация работы в группах;
4)индивидуальный метод – индивидуальное выполнение заданий, решение
проблем и др..
Формы организации образовательного процесса - индивидуально-групповая,
групповая.
Формы организации учебного занятия – беседа, игра, концерт, конкурс,
открытое занятие, праздник, представление, спектакль, творческая мастерская,
тренинг, фестиваль.
Педагогические технологии.
Технология индивидуализации обучения, технология группового обучения,
технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения,
технология коллективной творческой деятельности, технология педагогической
мастерской, здоровье сберегающая технология.
Алгоритм учебного занятия.
1.Организационный момент.
2.Разминка.
3.Повторение пройденного материала.
4.Объяснение нового материала.
5.Физ.минутка.
6.Закрепление.
7.Репетиция.
8.Рефлексия.
9.Итог занятия.
Список литературы.
Список литературы, используемой педагогом.
1.Иванова А. И. Театрализованные праздники, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004 г..
2.Толчёнов о. А. Сценарии игровых и театрализованных представлений
«Нескучалия», Мосвка, «Владос», 2001 г.
25

3.Буренина А. И. Театр всевозможного, выпуск 1, Санкт-Петербург, 2002 г.
4. Кошмина И. В. , Ильина Ю. В., Сергеева И. П., Музыкальные сказки и игры,
Москва, «Владос», 2000 г.
5.Улыбка для всех, издательство В. Катанского, (№ 1,2,3), Москва, 2000 г.
6.Хелен Идом и Николя Кэтрэк, Хочу танцевать, Москва, «Махаон», 1998 г.
7.Тарасова К. В. , Хрестоматия, Москва, 2000 г.
8. Блохина А. А., Горбина Е. В., Начинаем наш концерт, Ярославль, Академия
развития, 2001 г.
9.Буренина А. И., Ритмическая мозаика, Санкт-Петербург, 2000 г..
10.Алпарова Н. Н. ,Николаев В. А., Сусидко И.П., «На лугу», Москва, «Владос»,
1999 г.
11.Алпарова Н. Н., Николаев В.А., «В зимнем лесу» (музыкально-игровой
материал), Москва, »Владос», 2002 г.
12.Михайлова М. А., Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы.
Москва, Академия развития, 2002 г.
13.Янсюкевич В. И., Репертуар для школьного театра, Москва, «Владос», 2001 г..
14. Агапова И. А., Давыдова М. А.,Школьный театр, Москва,«ВАКО»,2006 г..
15. Петров И.Ф., Театрализованные ярмарочные гуляния для детей, Москва,
«Владос», 2004 г.
16. Кипнис М., Актёрский тренинг, Москва, Санкт-Петербург, Издательство
«Прайм-ЕВРОЗНАК», 2008 г.
17.Лоза О., Актёрский тренинг по системе Станиславского, Москва, СанктПетербург, издательство «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2008 г.
18.Рубина Ю. И., Завадская Т. Ф., Шевелёв Н. Н., Основы педагогического
руководства школьной театральной деятельностью, Москва, «Просвещение»,
1974 г.
19.Кабалевский Д. Б., Как рассказывать детям о музыке? Москва, «Просвещение»,
1989 г.
20.Никитина А. Б., Театр, где играют дети, Москва, «Владос», 2001 г.
21. Радынова О. П. Сказка в музыке, Москва, 2000 г.
22. Алпарова Н. Н., Николаева В. А., Сусидко И. П., «Осень золотая»
(Музыкально-игровой материал), Москва, 2000 г.
23.Буренина А. И., Мир увлекательных занятий, Санкт-Петербург, 1999 г.
24.Зарецкая Н. В., Музыкальные сказки «У солнышка в гостях», Москва,
Творческий центр, 2003 г.
25.Миловский А. С., «Песнь Жар – птицы», рассказы о народных праздниках,
Москва, 1987 г.
26.Найдёнов Б. С. Выразительное чтение, Москва ,»Просвещение», 1972 г.
27.Д,В. Григорьев, Б.В, Куприянов. Программа внеурочной деятельности
«Художественное творчество», М., «Просвещение», 20011 г.
28.Е.Х. Афанасенко, С.А. Клюпеева. Сборник программ «Детский музыкальный
театр», Волгоград ,»Учитель», 2009 г.

26

Список рекомендуемой литературы для детей и родителей.
1.Юргенсон, Детский альбом, Скорпион ГФ «Полиграфресурсы», Москва, 1994 г.
2.Шахов И., Садовский М., Когда начинается утро, Челябинск, 2007 г.
3.Гладков Г., Энтин Ю., Голубой щенок, Челябинск, 2005 г.
4.Плешак В., Сказки для Репки, Издательство «Композитор – Санкт-Петербург»,
2004 г.
5.Тютюнникова Т.Э., Сто секретов музыки для детей, выпуск 1, Санкт-Петербург,
2003 г.
6.Левашова Г., Скоро премьера (рассказы о музыкальном театре), Москва, 1991 г.
7.Горбачёв Н. А., Театральные сезоны в школе, Книга вторая, Москва, «Школьная
пресса», 2003 г.
8.Бегак Б., Воспитание искусством, Москва, «Просвещение», 1981 г.
9.Погорелова И. А., Калейдоскоп внеклассных мероприятий, Москва, Ставрополь,
2004 г.
10. Плоткина Е. К., Плоткин Г.М., Страницы истории на школьной сцене, Москва,
«Дрофа», 2007 г.

27

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».