Отдел образования администрации Курского муниципального округа Ставропольского края муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования для детей» Принята на заседании педагогического совета от «24» мая 2022г. протокол № 4 Утверждаю: Директор МКУ ДО «ЦДОД» ___________Ж.А. Саркисова Приказ № 37 от «24» мая 2022 г. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Мир вокруг нас» Срок реализации программы: 1 год (36 часов) Возрастная категория: 6-7лет Состав группы:до 16 человек ID-номер программы в Навигаторе:23914 Составил: методист Муртазаева Аревик Суреновна ст. Курская, 2022 г. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования для детей» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мир вокруг нас» Социально- гуманитарная 1. Образовательная организация 2. Название программы 3. Направленность программы Нормативно-правовая - Федеральный закон Российской Федерации от основа разработки 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». программы - Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014г. № 1726-р.). - Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». - Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242). Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей (Приложение к письму Минобрнауки России от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09). - Приказ Минпросвещения России от 9 ноября 2018 г., № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». - Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе муниципального учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования для детей» Курского муниципального района Ставропольского края (приказ МУ ДО «ЦДОД» КМР СК от 20 сентября 2019 г. № 74). Сведения о разработчике Муртазаева Аревик Суреновна, методист ФИО, должность Сведения о программе 1год Срок реализации Возраст обучающихся 6-7 лет развитие познавательного интереса учащихся посредством Цель программы знакомства с окружающиммиром 4. 5. 5.1 6. 6.1. 6.2. 6.3. 2 6.4. 7. Этапы обучения Формы и методы образовательной деятельности 8. Формы мониторинга результативности Дата утверждения и последней корректировки программы 9. Базовый Формы обучения: очная, с использованием различных образовательных технологий; дистанционная; Методы обучения: Словесный; объяснительно-иллюстративный; наглядный (демонстрационный материал); практический; игровой. Вводный контроль (первичная диагностика). Промежуточный контроль. Итоговая аттестация. Раздел 1 «Комплекс основных характеристик программы 1.1.Пояснительнаязаписка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Мир вокруг нас» ориентирована на личностный подход к ребенку и всестороннее его развитие. Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к традициям своей семьи, воспитание основ гражданственности – задача первостепенной важности. Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Мир вокруг нас» социально – гуманитарной направленности Актуальность данной программы обусловлена практической значимостью и востребованностью для будущих школьников. В рамках системы дополнительного образования реализуются условия для развития познавательных способностей детей, умений и навыков, обучающихся по программе, необходимые в школе. Отличительная особенность программы в том, что содержание программы состоит из трехсоставляющих: предметное окружение, явления общественной жизни, мир природы. Программа знакомит детей с картиной мира для постижения мира и своего жизненного опыта. Поэтому процесс знакомства с окружающим миром должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что дети во время занятий учатся использовать полученные знания, выполняя конкретные задания. Педагогическая целесообразность.Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена важностью применения нетрадиционных форм и методов организации учебного и воспитательного процесса, что позволяет работать с детьми более разнообразно, эмоционально и информационно насыщенно. Адресат программы. В детском объединении занимаются дети (мальчики и девочки) в возрасте от 6 до 7 лет. Занятия проводятся в одновозрастных группах с постоянным составом. Группа формируется на один год обучения. Зачисление детей осуществляется без предварительного тестирования. В этом возрасте дети способны внимательно слушать педагога, понимать и удерживать цель занятия, не отвлекаясь на более интересные дела, могут доводить дело до конца. 3 Объем и срок реализации программы Период Кол-во недель Кол-во часов в год 1годобучения 36 36 Итого по программе: 36 Форма обучения– очная, с использованием различных образовательных технологий. Режим занятий, периодичность и продолжительность Период Продолжительность Кол-во занятий Кол-во часов Кол-во занятия в неделю в неделю недель 1годобуче 1 академическийчас 1 1 36 ния Особенности организации образовательного процесса Занятия проводятся в одновозрастных группах с постоянным составом, преимущественно в групповой форме. Программа ориентирована на учащихся дошкольного возраста. У детей данной возрастной категории преобладает наглядно-образное мышление. 1.2. Цели и задачи программы Цель программы: развитие познавательного интереса учащихсяпосредством знакомства сокружающиммиром Задачи. Образовательные: - систематизировать представления, обучающихся о предметах, явлениях природы и общества; - формировать целостное представление об окружающем мире и месте в нем человека; - активизировать мыслительную деятельность и развитие речи детей; - научить устанавливать (с помощью педагога) простейшие причинно-следственные связи наблюдаемых природных и общественных явлений; - научить рассуждать, высказывать свою точку зрения, обосновывать ее, делать выводы; - формировать экологическую культуру и чувства ответственности за состояние окружающей среды; - формировать умения и навыки по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности. Метапредметные: - развивать умения и навыки работы в большой группе, умение работать в команде; - развивать мотивацию к самостоятельному выполнению практической работы; - развивать познавательный интерес к окружающей природной и социальной среде; - развивать навыки анализирующего наблюдения, воображения, сообразительности; Личностные : - воспитание нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим; - формировать основы экологической культуры; - воспитывать ответственное отношение к порученному делу; - воспитывать любовь к природе. - воспитание патриотизма посредством чтения сказок, стихотворений. 4 1.3. Содержание программы Учебный план №п/ п Название раздела 1. Введение в экологию. Общее количество часов всего теория практика 8 2 6 2. «Природа – наш общий дом» 9 12 30 3. «Планета-Земля. Космос» 9 2 10 4 4. «Моя Родина» 6 10 Итого: Формы контроля и аттестации Беседа. Опрос. Практическая работа. Практическая работа. Викторина. Практическая работа. Практическая работа. Викторина. 20 52 36 Содержание учебного плана 1. Введение в экологию. (8часов) Теория: Беседа «Правила поведения в природе», «Юные друзья природы», «Природа живая – Природа не живая». Практика: Работа с экологическими знаками, игра - лото «Основы безопасности на природе», выполнение задания раздаточного материала, работа с иллюстрациями, просмотр презентации «Что такое экология»,рассказ на тему «Чем отличается живая природа от неживой», что относится к живой природе и её главные отличительные признаки, что относится к неживой природе. Воспитательный компонент: Прививать любовь к природе Дидактические игры: «Человек – Природа», «Стань природе другом» 2. «Природа – наш общий дом»(10 часов) Теория: беседа «Человек и природа – одно целое», «Взаимосвязь природы и человека», работа с презентацией «Человек и природа». Практика: чтение экологической сказки А. Лопатиной «Почему у земли платье зелёное», рассказ о росте и развитии растения, его последовательности и закономерной направленности. «Зелёная аптека», формирование знаний о пользе лекарственных растений, 3. «Планета Земля. Космос»(8 часов) Теория: рассказ воспитателя «Юрий Гагарин», Космос, Планеты солнечной системы, Наша планета «Земля», почему на других планетах нет жизни. Практика: работа с плакатом «Солнечная система», рассматривание глобуса – уменьшенной модели планета Земля и обсуждение увиденного, работа с картинками альбома «Планеты. Звёзды» 4. «Моя Родина»(10 часа) Теория: формирование знаний о понятии «Родина», символика России, малая и большая Родина. Практика:Наш край в далеком прошлом. Наши предки. «В гостях у предков» сказочный марафон. Чтение стихов о родном крае. Беседа «Почему наш город так называется». Достопримечательности города. Игра «Кто больше подберет слов о городе». Рассказ «Города-соседи». Слушание песен о городе. Рассказ «Дома из камня и дерева». Дидактическая игра: «У кого какой домик?» Воспитательный компонент:Воспитание патриотизма, любви к своей Родине. 5 1.4 Планируемые результаты Учащиеся будут знать: - наиболее важные исторические события родного края. - особенности природы родного края - национальный состав края, обычаи, игры, виды жилищ, предметы быта, элементы народного творчества. - знать состав семьи, - знать признаки времен года; будут уметь: - применять игры разных народов края для организации собственного досуга. - творчески мыслить и рассуждать. - составлять описание сюжета картин, короткие рассказы - соблюдать общепринятые нормы поведения и правила общения. Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий» 2.1 Календарный учебный график Наименован Уровень/ Срок Количество Наименов Всего ие год учебного занятий в ание академи объединени обучения года неделю, дисципли ческих (продолжит продолжительно ны часов в я, группы сть одного ельность) (модуля) год занятия «Мир вокруг нас» Базовый, 1 год 36 одно занятие по «Читайодному ка» академическому часу 36 Количест во академич еских часов в неделю 1 2.2 Условия реализации программы Материально – техническое обеспечение: - наглядное пособие; - дидактический материал. Дидактический наглядный материал, игры на занятиях предъявляются в соответствии с возрастными требованиями, особенностями психофизического развития детей. Учебная зона групповой комнаты укомплектована необходимым количеством мебели, соответствующей числу детей, посещающих занятия, меловой и магнитной доской. 2.3 Форма аттестации Форма отслеживания и фиксации образовательных результатов: наблюдение, личные (коллективные) достижения обучающихся, видеозапись и фотографии с занятий, план занятия, журнал посещаемости. Форма предъявления и демонстрации образовательных результатов: аналитическая справка, готовые работы в тетрадях, в прописях, тестирование, отзывы родителей и детей, результат работы, журнал посещаемости. Результаты диагностической карты, дидактические упражнения соответствующие диагностике. 2.4 Оценочные материалы Оценкой качества освоения обучающимися дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программы является практическая работа, результаты которой вносятся в индивидуальную карту мониторинга учащегося. 6 Список литературы 1. Юный эколог. Система работы в старшей группе детского сада. Для работы с детьми 5-6 лет./С.Н.Николаева – М., Мозаика – Синтез 2010г. 2. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. Для работы с детьми 6-7 лет./С.Н.Николаева – М., Мозаика – Синтез 2010г.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.- М.:МГОПИ,1993. 3. «Наш дом – природа». Н.А.Рыжова. М.: «Карапуз – Дидактика», 2005. -192 с.ЧиркинаГ.В.. Коррекция нарушений речи.-М.: Просвещение, 2009 7