Мир вокруг нас

Отдел образования администрации
Курского муниципального округа Ставропольского края
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования для детей»
Принята на заседании
педагогического совета
от «24» мая 2022г.
протокол № 4

Утверждаю:
Директор МКУ ДО «ЦДОД»
___________Ж.А. Саркисова
Приказ № 37 от «24» мая 2022 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Мир вокруг нас»
Срок реализации программы: 1 год (36 часов)
Возрастная категория: 6-7лет
Состав группы:до 16 человек
ID-номер программы в Навигаторе:23914

Составил:
методист
Муртазаева Аревик Суреновна

ст. Курская, 2022 г.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного
образования «Центр дополнительного образования для
детей»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Мир вокруг нас»
Социально- гуманитарная

1.

Образовательная
организация

2.

Название программы

3.

Направленность
программы
Нормативно-правовая - Федеральный закон Российской Федерации от
основа
разработки 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
программы
- Концепцией развития дополнительного образования
детей
(Распоряжение Правительства Российской
Федерации от 4 сентября 2014г. № 1726-р.).
- Постановлением Главного государственного санитарного
врача РФ от 28.09.2020г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы) (Приложение к письму
Департамента государственной политики в сфере
воспитания детей и молодежи Минобрнауки России от
18.11.2015 № 09-3242).
Методические
рекомендации
по
реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных
программ, способствующих социально-психологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению
детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных
потребностей (Приложение к письму Минобрнауки России
от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09).
- Приказ Минпросвещения России от 9 ноября 2018 г., №
196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным общеобразовательным программам».
- Положение о дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе муниципального учреждения
дополнительного образования «Центр дополнительного
образования для детей» Курского муниципального района
Ставропольского края (приказ МУ ДО «ЦДОД» КМР СК от
20 сентября 2019 г. № 74).
Сведения о разработчике
Муртазаева Аревик Суреновна, методист
ФИО, должность
Сведения о программе
1год
Срок реализации
Возраст обучающихся 6-7 лет
развитие познавательного интереса учащихся посредством
Цель программы
знакомства с окружающиммиром

4.

5.
5.1
6.
6.1.
6.2.
6.3.

2

6.4.
7.

Этапы обучения
Формы и методы
образовательной
деятельности

8.

Формы
мониторинга
результативности
Дата утверждения и
последней
корректировки
программы

9.

Базовый
Формы обучения:
очная, с использованием различных образовательных
технологий;
дистанционная;
Методы обучения:
 Словесный;
 объяснительно-иллюстративный;
 наглядный (демонстрационный материал);
 практический;
 игровой.
Вводный контроль (первичная диагностика).
Промежуточный контроль.
Итоговая аттестация.

Раздел 1 «Комплекс основных характеристик программы
1.1.Пояснительнаязаписка
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
естественнонаучной направленности «Мир вокруг нас» ориентирована на личностный
подход к ребенку и всестороннее его развитие. Воспитание любви к родному краю, к родной
культуре, к традициям своей семьи, воспитание основ гражданственности – задача
первостепенной важности.
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Мир вокруг нас»
социально – гуманитарной направленности
Актуальность данной программы обусловлена практической значимостью и
востребованностью для будущих школьников. В рамках системы дополнительного
образования реализуются условия для развития познавательных способностей детей, умений
и навыков, обучающихся по программе, необходимые в школе.
Отличительная особенность программы в том, что содержание программы состоит из
трехсоставляющих: предметное окружение, явления общественной жизни, мир природы.
Программа знакомит детей с картиной мира для постижения мира и своего жизненного
опыта. Поэтому процесс знакомства с окружающим миром должен сводиться к выработке
навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что дети во время занятий учатся
использовать полученные знания, выполняя конкретные задания.
Педагогическая целесообразность.Педагогическая целесообразность данной
программы обусловлена важностью применения нетрадиционных форм и методов
организации учебного и воспитательного процесса, что позволяет работать с детьми более
разнообразно, эмоционально и информационно насыщенно.
Адресат программы. В детском объединении занимаются дети (мальчики и девочки)
в возрасте от 6 до 7 лет. Занятия проводятся в одновозрастных группах с постоянным
составом. Группа формируется на один год обучения. Зачисление детей осуществляется без
предварительного тестирования.
В этом возрасте дети способны внимательно слушать педагога, понимать и
удерживать цель занятия, не отвлекаясь на более интересные дела, могут доводить дело до
конца.
3

Объем и срок реализации программы
Период
Кол-во недель
Кол-во часов в год
1годобучения
36
36
Итого по программе:
36
Форма обучения– очная, с использованием различных образовательных технологий.
Режим занятий, периодичность и продолжительность
Период
Продолжительность Кол-во занятий Кол-во часов Кол-во
занятия
в неделю
в неделю
недель
1годобуче 1 академическийчас
1
1
36
ния
Особенности организации образовательного процесса
Занятия проводятся в одновозрастных группах с постоянным составом,
преимущественно в групповой форме. Программа ориентирована на учащихся дошкольного
возраста. У детей данной возрастной категории преобладает наглядно-образное мышление.
1.2. Цели и задачи программы
Цель программы: развитие познавательного интереса учащихсяпосредством знакомства
сокружающиммиром
Задачи.
Образовательные:
- систематизировать представления, обучающихся о предметах, явлениях природы и
общества;
- формировать целостное представление об окружающем мире и месте в нем человека;
- активизировать мыслительную деятельность и развитие речи детей;
- научить устанавливать (с помощью педагога) простейшие причинно-следственные
связи наблюдаемых природных и общественных явлений;
- научить рассуждать, высказывать свою точку зрения, обосновывать ее, делать
выводы;
- формировать экологическую культуру и чувства ответственности за состояние
окружающей среды;
- формировать умения и навыки по организации поисковой и исследовательской
деятельности, самостоятельной познавательной деятельности.
Метапредметные:
- развивать умения и навыки работы в большой группе, умение работать в команде;
- развивать мотивацию к самостоятельному выполнению практической работы;
- развивать познавательный интерес к окружающей природной и социальной среде;
- развивать навыки анализирующего наблюдения, воображения, сообразительности;
Личностные :
- воспитание нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по
отношению к окружающим;
- формировать основы экологической культуры;
- воспитывать ответственное отношение к порученному делу;
- воспитывать любовь к природе.
- воспитание патриотизма посредством чтения сказок, стихотворений.

4

1.3. Содержание программы
Учебный план
№п/
п

Название раздела

1.

Введение в экологию.

Общее количество
часов
всего теория практика
8

2

6

2.

«Природа – наш общий дом» 9

12

30

3.

«Планета-Земля. Космос»

9

2

10

4

4.

«Моя Родина»

6
10

Итого:

Формы контроля и
аттестации

Беседа. Опрос.
Практическая работа.
Практическая работа.
Викторина.
Практическая работа.
Практическая работа.
Викторина.

20
52
36
Содержание учебного плана
1. Введение в экологию. (8часов)
Теория: Беседа «Правила поведения в природе», «Юные друзья природы», «Природа живая
– Природа не живая».
Практика: Работа с экологическими знаками, игра - лото «Основы безопасности на
природе», выполнение задания раздаточного материала, работа с иллюстрациями, просмотр
презентации «Что такое экология»,рассказ на тему «Чем отличается живая природа от
неживой», что относится к живой природе и её главные отличительные признаки, что
относится к неживой природе.
Воспитательный компонент: Прививать любовь к природе
Дидактические игры: «Человек – Природа», «Стань природе другом»
2. «Природа – наш общий дом»(10 часов)
Теория: беседа «Человек и природа – одно целое», «Взаимосвязь природы и человека»,
работа с презентацией «Человек и природа».
Практика: чтение экологической сказки А. Лопатиной «Почему у земли платье зелёное»,
рассказ о росте и развитии растения, его последовательности и закономерной
направленности. «Зелёная аптека», формирование знаний о пользе лекарственных растений,
3. «Планета Земля. Космос»(8 часов)
Теория: рассказ воспитателя «Юрий Гагарин», Космос, Планеты солнечной системы, Наша
планета «Земля», почему на других планетах нет жизни.
Практика: работа с плакатом «Солнечная система», рассматривание глобуса – уменьшенной
модели планета Земля и обсуждение увиденного, работа с картинками альбома «Планеты.
Звёзды»
4. «Моя Родина»(10 часа)
Теория: формирование знаний о понятии «Родина», символика России, малая и
большая Родина.
Практика:Наш край в далеком прошлом. Наши предки. «В гостях у предков» сказочный марафон. Чтение стихов о родном крае. Беседа «Почему наш город так
называется». Достопримечательности города. Игра «Кто больше подберет слов о городе».
Рассказ «Города-соседи». Слушание песен о городе. Рассказ «Дома из камня и дерева».
Дидактическая игра: «У кого какой домик?»
Воспитательный компонент:Воспитание патриотизма, любви к своей Родине.

5

1.4 Планируемые результаты
Учащиеся будут знать:
- наиболее важные исторические события родного края.
- особенности природы родного края
- национальный состав края, обычаи, игры, виды жилищ, предметы быта, элементы
народного творчества.
- знать состав семьи,
- знать признаки времен года;
будут уметь:
- применять игры разных народов края для организации собственного досуга.
- творчески мыслить и рассуждать.
- составлять описание сюжета картин, короткие рассказы
- соблюдать общепринятые нормы поведения и правила общения.
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1 Календарный учебный график
Наименован Уровень/
Срок
Количество
Наименов Всего
ие
год
учебного
занятий
в ание
академи
объединени обучения
года
неделю,
дисципли ческих
(продолжит продолжительно ны
часов в
я, группы
сть
одного
ельность)
(модуля)
год
занятия

«Мир
вокруг нас»

Базовый,
1 год

36

одно занятие по «Читайодному
ка»
академическому
часу

36

Количест
во
академич
еских
часов в
неделю

1

2.2 Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение:
- наглядное пособие;
- дидактический материал.
Дидактический наглядный материал, игры на занятиях предъявляются в соответствии с
возрастными требованиями, особенностями психофизического развития детей. Учебная зона
групповой комнаты укомплектована необходимым количеством мебели, соответствующей
числу детей, посещающих занятия, меловой и магнитной доской.
2.3 Форма аттестации
Форма отслеживания и фиксации образовательных результатов:
наблюдение, личные (коллективные) достижения обучающихся, видеозапись и фотографии с
занятий, план занятия, журнал посещаемости.
Форма предъявления и демонстрации образовательных результатов:
аналитическая справка, готовые работы в тетрадях, в прописях, тестирование, отзывы
родителей и детей, результат работы, журнал посещаемости.
Результаты диагностической карты, дидактические упражнения соответствующие
диагностике.
2.4 Оценочные материалы
Оценкой качества освоения обучающимися дополнительной общеразвивающей
общеобразовательной программы является практическая работа, результаты которой
вносятся в индивидуальную карту мониторинга учащегося.

6

Список литературы
1. Юный эколог. Система работы в старшей группе детского сада. Для работы с детьми
5-6 лет./С.Н.Николаева – М., Мозаика – Синтез 2010г.
2. Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. Для
работы с детьми 6-7 лет./С.Н.Николаева – М., Мозаика – Синтез 2010г.Филичева Т.Б.,
Чиркина Г.В.. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим
недоразвитием.- М.:МГОПИ,1993.
3. «Наш дом – природа». Н.А.Рыжова. М.: «Карапуз – Дидактика», 2005. -192
с.ЧиркинаГ.В.. Коррекция нарушений речи.-М.: Просвещение, 2009

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».