1. Положение о наставничестве Настоящее Положение о наставничестве (далее – Положение) в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Центр дополнительного образования для детей» разработано в соответствие с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ, Распоряжением Минпросвещения России от 25.12.2019 г. № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися», Письмом Минпросвещения России от 23.01.2020 N МР-42/02 «О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций», вместе с «Методическими рекомендациями по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между учащимися». 1.2. Настоящее Положение: определяет цель и задачи наставничества в соответствие с методологией (целевой моделью) наставничества обучающихся (далее – Целевая модель); устанавливает порядок организации наставнической деятельности; определяет права и обязанности ееучастников; определяет требования, предъявляемые кнаставникам; устанавливает способы мотивации наставников и кураторов; определяет требования к проведению мониторинга и оценки качества процесса реализации наставничества в МБУ ДО «ЦДОД» и его эффективности. 1.3. Участниками системы наставничества в МБУ ДО «ЦДОД» являются: куратор наставнической деятельности; наставник; лицо, в отношении которого осуществляется наставничество (далее наставляемый); выпускники МБУ ДО «ЦДОД»; представители образовательных организаций, профессиональных ассоциаций психологов и педагогов, сотрудники органов власти в сфере здравоохранения и социального развития, представители региональной власти и органов местного самоуправления и другие субъекты и организации, которые заинтересованы в реализации программ наставничества. 2. Цели и задачи наставничества. Функции образовательной организации в области внедрения целевой модели наставничества 2.1. Целью наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации, через создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся в возрасте от 10 лет, а также оказание помощи педагогическим работникам (далее — педагоги) и молодым специалистам в их профессиональном становлении, приобретении профессиональных компетенций, необходимых для выполнения должностных обязанностей. Задачи наставничества: улучшение показателей в образовательной, социокультурной, спортивной и других сферах деятельности; подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально - продуктивной деятельности в современном мире, содействие его профессиональной ориентации; раскрытие личностного, творческого и профессионального потенциала обучающихся, поддержка формирования и реализации их индивидуальной образовательной траектории; обучение наставляемых эффективным формам и методам индивидуального развития и работы вколлективе; формирование у наставляемых способности самостоятельно преодолевать трудности, возникающие в образовательной, социокультурной и других сферах, а также при выполнении должностных обязанностей; ускорение процесса профессионального становления и развития педагогов, развитие их способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные функциональные обязанности, повышать свой профессиональный уровень; сокращение периода профессиональной и социальной адаптации педагогов при приеме на работу, закрепление педагогических кадров и создание благоприятных условий для их профессионального и должностного развития; создание условий для эффективного обмена личностным, жизненным и профессиональным опытом для каждого участвующего в наставнической деятельности; выработка у участников системы наставничества высоких моральных качеств, добросовестности, ответственности, дисциплинированности, инициативности, сознательного отношения к индивидуальномуразвитию. 2.2. Внедрение целевой модели наставничества в МБУ ДО «ЦДОД» предполагает осуществление следующих функций: реализация мероприятий «Дорожной карты» внедрения целевой модели наставничества; ежегодная разработка, утверждение и реализация Программ наставничества; назначение куратора, ответственного за организацию внедрения Целевой модели; привлечение наставников, обучение, мотивация и контроль за их деятельностью; инфраструктурное (в том числе - материально-техническое, информационно-методическое) обеспечение наставничества. 3. Порядок организации наставнической деятельности 3.1.Наставническая деятельность осуществляется на основании настоящего Положения, «Дорожной карты» внедрения Целевой модели и Программы наставничества МБУ ДО «ЦДОД». Программа наставничества разрабатывается куратором (с участием наставников) и включает в себя реализуемые формы наставничества: - «педагог - обучающийся»: «педагог - неуспевающий обучающийся», «педагог - пассивный обучающийся», «педагог - одаренный обучающийся», «педагог - ребенок с ОВЗ/ребенок-инвалид»; - «обучающийся – обучающийся»: «успевающий-неуспевающий», «лидер - пассивный», «равный - равному», «адаптированный -неадаптированный»; «педагог - педагог»: «руководитель образовательной организации педагог», «краткосрочное или целеполагающее наставничество», «ситуационное наставничество», «наставничество в группе», «виртуальное (дистанционное) наставничество», «опытный педагог - молодой специалист», «лидер педагогического сообщества - педагог, испытывающий проблемы», «педагог новатор - консервативный педагог»). Формы наставничества выбираются в связи с возникшей потребностью наставляемых и могут 3.2.Ответственность за организацию и результаты наставнической деятельности несет куратор наставнической деятельности и наставники в рамках возложенных на них обязанностей по осуществлению наставничества. 3.3.Наставничество устанавливается в отношении нуждающихся в этом лиц, испытывающих потребность в развитии/освоении новых мета- компетенций и/или профессиональныхкомпетенций. Наставничество устанавливается для следующих категорий участников образовательного процесса: обучающиеся в возрасте от 10 лет, изъявившие желание в назначении наставника; педагогические работники, вновь принятые на работу; педагогические работники, изъявившие желание в назначениинаставника. Наставниками могут быть: обучающиеся; выпускники; педагоги и иные должностные лица учреждения; родители. 4. Критерии отбора/выдвижения наставников и куратора Назначение наставников происходит на добровольной основе. Наставник одновременно может осуществлять мероприятия наставнической деятельности в отношении не более двух наставляемых, исключение – групповые формы работы (обучающие, коммуникативные и иные мероприятия), по согласованию с наставником и наставляемыми. Длительность и сроки наставничества устанавливаются индивидуально для каждой наставнической пары (не более 1 календарного года) в зависимости от планируемых результатов, сформулированных в индивидуальном плане по итогам анализа потребности в развитии наставляемого. (В случае быстрого и успешного освоения лицом, в отношении которого осуществляется наставничество, необходимых компетенций, наставничество по согласованию с наставником и куратором может быть завершено досрочно. Срок наставничества может быть продлен в случае временной нетрудоспособности, командировки или иного продолжительного отсутствия по уважительным причинам наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество.) 4.1. Замена наставника производится приказом руководителя, основанием могут выступать следующие обстоятельства: прекращение наставником трудовых отношений; психологическая несовместимость наставника и наставляемого; систематическое неисполнение наставником своих обязанностей; привлечение наставника к дисциплинарной ответственности; обоснованная просьба наставника или лица, в отношении которого осуществляется наставничество. При замене наставника период наставничества не меняется. Этапы наставнической деятельности в МБУ ДО «ДЦОД» осуществляются в соответствии с «Дорожной картой».