ЛЮБОЗНАЙКА

Отдел образования администрации
Курского муниципального округа Ставропольского края
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования для детей»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Школа будущего первоклассника»
Уровень программы: ознакомительный, базовый
Срок реализации программы: 2 года (780 часов)
Состав группы: до 15 человек
Возрастная категория: 4,5-7 лет
ID –номер программы в Навигаторе:664

Составил:
методист
Муртазаева Аревик Суреновна

ст. Курская, 2022 г.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
1.

Образовательная
организация

2.

Название
программы

3.

Направленность
программы
Нормативноправовая
основа
разработки
программы

4.

муниципальное
бюджетное
учреждение
дополнительного
образования
«Центр
дополнительного образования для детей»
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа «Школа будущего
первоклассника»
Социально-гуманитарная
- Федеральный закон Российской Федерации от
29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
-Распоряжение
Правительства
Российской
Федерации от 31.03.2022 г. № 678-р «Концепция
развития дополнительного образования детей до
2030 года»
-Постановлением Главного государственного
санитарного врача РФ от 28.09.2020г. №28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
- Методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ
(включая
разноуровневые
программы)
(Приложение
к
письму
Департамента
государственной политики в сфере воспитания
детей и молодежи Минобрнауки России от
18.11.2015 № 09-3242).
- Методические рекомендации по реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов,
с
учетом
их
особых
образовательных потребностей (Приложение к
письму Минобрнауки России от 29 марта 2016 г.
№ ВК-641/09).
- Приказ Минпросвещения России от 9 ноября
2018 г., № 196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам».
Положение
о
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программе
муниципального
учреждения

5.
5.1
6.
6.1.
6.2.
6.3.

6.4.
7.

8.

9.

дополнительного
образования
«Центр
дополнительного
образования
для
детей»
Курского
муниципального
района
Ставропольского края (приказ МУ ДО «ЦДОД»
КМР СК от 20 сентября 2019 г. № 74).
Сведения о разработчике
ФИО, должность
Муртазаева Аревик Суреновна, методист
Сведения о программе
Срок реализации
2 год
Возраст
4,5-7 лет
обучающихся
Цель программы
формирование
личности
ребенка,
его
интеллектуальных, психологических и физических
возможностей.
Этапы обучения
Ознакомительный
Формы и методы
Формы обучения:
образовательной
очная,
с
использованием
различных
деятельности
образовательных технологий;
дистанционная.
Методы обучения:
объяснительно-иллюстративный;
наглядный (демонстрационный материал);
репродуктивный;
практический.
Формы
Вводный контроль (первичная диагностика).
мониторинга
Промежуточный контроль.
результативности Итоговая аттестация.
Дата утверждения
и
последней
5 сентября 2022 г.
корректировки
программы

Раздел №1 « Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка
Ребенка обязательно нужно готовить к обучению в школе. Такая
подготовка включает и укрепление здоровья, и своевременное приобретение
необходимых навыков для обучения в школе.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
предшкольной подготовки «Школа будущего первоклассника» относится к
социально – гуманитарной направленности поскольку направлена на
развитие личности ребенка, его социализацию, развитие инициативы и
творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и
сверстниками.
Данная образовательная программа является модифицированной. При
составлении программы были использованы структурные элементы
российских учебных пособий: В.И. Скультэ, Т.Г. Николенко,
Е.В.
Колесниковой, Т.И. Игнатьевой, но с учетом возрастных, индивидуальных
психологических и физиологических особенностей, нестандартности
индивидуальных результатов обучения и воспитания, в программу включена
диагностика результатов работы по программе с демонстрацией достижений
обучающихся, это: защита проектов, участие в олимпиадах, конференциях и
создание интерактивных плакатов. Программа обеспечивает развитие
личностей детей дошкольного возраста в различных видах общения и
деятельности с учетом их и определяет содержание и организацию
образовательной деятельности дошкольников при подготовки к школе.
На протяжении всего периода реализации программы решаются задачи,
направленные на развитие основных сфер ребенка: познавательной,
нравственной, интеллектуальной, которые в целом обеспечивают успешность
овладения учебным материалом.
Содержание программы построено поэтапно, что помогает формировать
у
учащихся
основу
умения
учиться
и способности к организации своей деятельности. Это способствует
постепенному
формированиюготовности
ребенка
к
школе:
умственномуразвитию, развитию мелкой моторики рук, мотивации к
обучению и социальной позиция учащегося.
Новизна программы «Школа будущего первоклассника» в том,
программа своим содержанием обеспечивает комплексное поэтапное
формирование
основных
составляющих
школьной
готовности:
интеллектуальную, психологическую и физическую.Для развития этих
способностей на занятиях применяются дидактические игры, выполняющие
определенную дидактическую задачу, скрытую от ребенка в игровой
ситуации за игровыми действиями. Дидактическая игра является одной из
уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не
только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и занимательной
изучению нового материала. Таким образом, новизна с использованием
дидактических игр направлена на формирование знаний, умений и навыков.

Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода,
обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих
образовательных областях:
- социально – коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественное – эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Актуальность программы
Одной из актуальных проблем в образовании является подготовка ребёнка к
обучению в школе. В рамках системы дополнительного образования задача
подготовки детей дошкольного возраста к школьному обучению имеет
успешное решение.
Содержание программы «Школа будущего первоклассника»
предусматривает подготовку детей к школе и направленно на ознакомление
снеобходимыми знаниями:
- Математические представления (счет, цифры, решение задач);
- Освоение навыков чтения и письма (письмо букв по образцу,
чтение по слогам);
- Развитие основ художественной деятельности (рисование, лепка,
аппликация);
- Формирование понимать элементарные английские слова и
выражения;
- Правильное, четкое звукопроизношение звуков;
- Развитие музыкальных, физических навыков.
Родители имеют возможность активно включаться в осуществлении
образовательного процесса:
- Домашние задания, полученные детьми на дом, выполняются при
активном участии родителей.
- Пропущенный по болезни ребенком материал прорабатывается
дома при активном участии родителей.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, все
задачи направлены на всестороннее, гармоничное развитие детей
дошкольного возраста. Программа построена с учетом интеграции
образовательных
областей в
соответствии
с
возрастными
особенностями,основывается на комплексно-тематическом принципе
построения образовательного процесса, предусматривает решение
программных
образовательных задач
в
совместной
и
самостоятельной деятельности взрослого и детей.
Отличительная особенность
В основу программы входят два базовых направления: общеобразовательное
и общеразвивающее. В общеобразовательное направление входят четыре
образовательных курса:
- «Весёлая арифметика»

- «Чтение с увлечением»
- «Привет, английский!»
Общеразвивающее направление – два развивающих курса:
- «Я познаю мир»
- «Музыка»
- «Ритмика»
Во втором году обучения вводится коррекционное направление - курс
«Логопедия».
Каждый курс, включает в себя критерии подготовки учащихся к школе.
Учащиеся «Школы будущего первоклассника» проходят комплексное
диагностическое обследование, позволяющее оценить те индивидуальнопсихологические особенности, которые обеспечивают успешность
обучения и развития ребенка в условиях современной начальной школы.
Адресат программы
Программа предусматривает обучение детей в возрасте 4,5-7 лет.
На первый год обучения зачисляются дети от 4,5 до 5 лет. Группы
первого года обучения формируются по возрастному признаку, без
предварительного тестирования с учетом наполняемости групп.
Второй год обучения с 6 – 7 лет. Добор детей в группу второго года
обучения проходит по результатам диагностики образовательных курсов.
Объем и сроки реализации программы
Срок реализации программы 2 года
Количество часов запланированных на учебный год и необходимых для
усвоения программы.
Учебный план
Курс
Год обучения
Год обучения

«Весёлая арифметика»
«Чтение с увлечением»
«Я познаю мир»
«Привет, английский!»
«Музыка»
«Ритмика»
«Логопедия»
Всего
Итого

I
II
Количество часов
в неделю
2
2

72

76

1
1
2
2
1
9

36
36
72
72
36
324

76
38
76
76
38
76
456
780

2
1
2
2
1
2
12

I

II
Всего часов

Форма обучения - очная, с использованием различных образовательных
технологий; дистанционная.

Особенности организации образовательного и воспитательного процесса
Занятия проводятся в одновозрастных группах с постоянным составом,
преимущественно в групповой форме.
Программа ориентирована на учащихся дошкольного возраста. У детей
данной возрастной категории преобладает наглядно-образное мышление.
Чтобы запомнить новое слово, ребенку нужно соотнести это слово с его
образом – предметом, картинкой или жестом. Применяя в обучении метод
наглядной демонстрации, когда при изучении новых слов или фраз, вместе с
каждым словом (фразой) дети придумывают и заучивают жест их
имитирующий, происходит мотивация речевых действий учащихся, что
способствует развитию речевых компетенций, формирует мотивацию на
дальнейшее обучение.
Участие в коллективно – творческой деятельности и воспитательных
мероприятиях, как объединения, так и учреждения способствует
приобщению к культуре сохранения и совершенствования собственного
здоровья, экологического воспитанию.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Режим предшкольной подготовки: два раза в неделю для детей 4.5-5 лет
(продолжительность занятия – 30 минут) и три раза в неделю для детей 6-7
лет (продолжительность занятий – 30 минут). Перерыв между занятиями 10
минут.
Период
Продолжитель Кол-во занятий в Кол-во
Кол-во
ность занятия неделю
часов
в недель
неделю
1 год
30 мин.,
2
9
36
обучения перерыв 10
(вторник; пятница)
мин.
2 год
30 мин.,
3
13
36
обучения перерыв 10
(понедельник;
мин.
среда; четверг)
1.2. Цель и задачи программы
Цель: формирование личности ребенка, его интеллектуальных,
психологических и физических возможностей.
Задачи:
Образовательные:
− способствовать овладению знаниями необходимыми для
обучения в школе;
− обучать основам грамоты: обучать чтению, составлению
предложений и небольших рассказов по сюжетной картине, написанию
печатных и письменных букв;
− формировать математические представления о количественных
отношениях, о числе как отношении, о числовом ряде, о составе числа, о
числах второго десятка;
− обучать решению арифметическихзадач;

обучать элементарныманглийским словам и выражениям
(приветствие, представлять себя, прощаться, благодарить, односложно
отвечать на вопросы).
Метапредметные:
- способствовать формированию высших психических функций
необходимых для успешного обучения: понятийного речевого,
пространственного мышления, логической оперативной памяти,
навыкачтения.
− способствовать формированию произвольностиповедения;
− формировать умения работать в малых и большихгруппах;
− формировать новую социальную позицию – «внутренняя
позиция школьника»;
− развивать умения понимать свое эмоциональное
состояние и распознавать чувства окружающихлюдей;
− развивать качества, необходимые для общения со сверстниками
и взрослыми.
Личностные:
− воспитывать дисциплинированность, активность и
самостоятельность;
− воспитывать стремление к рациональному сочетанию труда
иотдыха;
− воспитывать ответственное отношение к порученномуделу;
− обеспечить эмоциональное благополучие ребёнка, развивать его
положительное самоощущение;
−
формировать положительное отношение к здоровому образу
жизни;
− развивать компетентность в сфере отношений к миру, людям, к
себе, включать детей в различные формы сотрудничества (с взрослыми и
детьми).
−

1.3.Содержание программы
Направление

Курс

Общеобразовательное

Общеразвивающее

Коррекционное
Всего
Итого

Учебный план
Год обучения
I
II
Количество
часов
в неделю
2
2

«Весёлая
арифметика»
«Чтение
увлечением»
«Привет,
английский»

Год обучения
I
II
Всего часов

72

76

с 2

2

72

76

2

2

72

76

«Музыка»
«Ритмика»

2
1

2
1

72
36

76
38

«Я познаю мир»

1

1

36

38

«Логопедия»

10

2
13

324

76
432
780

Содержание учебного плана
Общеобразовательное направление
Курс «Весёлая арифметика»
Первый год обучения (72 часа)
Теория: Курс «Веселая арифметика» предусматривает усложнение
программных задач в течение всего учебного года, совершенствует навыки
счета от 1 до 10. Обучающие учатся различать количественный и порядковый
счет в пределах 10, знакомятся с математическими знаками +, -,>,<,= и их
написанием.
Состав числа из двух меньших чисел, дети учатся, что числа
образуются не только с помощью прибавления единицы, их можно получить
из двух меньших чисел, разложить на два меньших числа.
Математические загадки подготавливают к решению арифметических
задач, дети учатся строить свои ответы, аргументировать свои действия,
осваивают математическую терминологию (стало, осталось, всего) и
понимают, какие числа с какими вступаю во взаимодействия, что можно
сложить, а что нужно вычесть.
9

Расположение предметов в возрастающем и убывающем порядке;
делить предметы на 2, 4 и более частей.
Знакомство с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник,
прямоугольник, овал, трапеция).
Ориентировка во времени. Углубляется изучение временных
представлений о днях недели, какой день недели был вчера, какой будет
завтра, о частях суток, временах года.
Ориентировка в пространстве. Обозначать словами положение предмета по
отношению к себе, другому лицу, в тетради в клеточку.
Практика: Счет по образцу и названному числу. Письмо цифр от 1 до
10. Раскладывание числа на два меньших. Дидактическая игра «Составь
число», «Как получилось число 4», «Дорисуй цыплятам зернышки»,
«Помоги зайке дорисовать недостающие морковки».
Решение арифметических задач. Понимать условие задачи, дети учатся
строить свои ответы, аргументировать свои действия, осваивают
математическую терминологию (стало, осталось, всего) и понимают, какие
числа с какими вступаю во взаимодействия, что можно сложить, а что нужно
вычесть.
Расположение предметов в возрастающем и убывающем порядке, по
величине, ширине, высоте и толщине, употребляя сравнения (большой,
меньше, еще меньше, самый маленький и др.);деление предметов на 2, 4 и
более частей.
Преобразовывание
фигур,
путем
складывания,
разрезания,
выкладывания из палочек геометрических фигур (квадрат, треугольник,
прямоугольник).
Уметь называть дни недели, определять, какой день недели был вчера,
какой будет завтра. Знакомить с названием времен года.
Обозначать словами положение предмета по отношению к себе,
другому лицу, ориентироваться в тетради в клетку.
Решения логических задач, например «Сколько крыльев у петуха?
Сколько ушей у двух кошек?)
Воспитательный компонент Математика связна с окружающим
миром, посредством решения логических задач, например «Сколько крыльев
у петуха? Сколько ушей у двух кошек?). Прививать заботу, любовь и
сострадание к братьям нашим меньшим - это так важно в наше жестокое
время.
Практика Все практические задания выполняются в рабочейтетради
«Я считаю до десяти», для выполнения заданий по книге «Математика для
детей 5-6 лет». Колесникова Е.В.
Дидактические игры «Сосчитай и нарисуй», «Раскрась правильно»,
«Соедини правильно», «Нарисуй шарики», Дорисуй зернышко цыплятам» и
другие, «Кто внимательный», «Считай, сравнивай, записывай».

10

Курс «Весёлая арифметика»
Второй год обучения (76 часа)
Теория: Курс «Веселая арифметика» предусматривает усложнение
программных задач в течение всего учебного года, совершенствует навыки
счета от 11 до 20. Дети учатся различать количественный и порядковый счет
в пределах 20. Знакомство с новой разрядной единицей – десяток.
Закрепление состава числа из двух меньших чисел.
Расположение предметов в возрастающем и убывающем порядке по
величине, ширине, высоте, употреблять сравнения; делить предметы на 2, 4,
6, 8 и более частей.
Знакомство с сантиметром, как мерой длины, соотношением (большой,
поменьше, еще меньше, самый маленький).
Знакомство с геометрическими фигурами (ромб, пятиугольник,
шестиугольник).
Ориентировка во времени. Знакомство с циферблатом, стрелками,
углубленное представление о частях суток, днях неделях, временах года.
Ориентировка в пространстве. Обозначать словами положение предмета по
отношению к себе (слева, справа, впереди, сзади).
Практика: Счет по образцу и названному числу. Письмо цифр от 11 до
20. Сравнивать количество предметов и записывать соотношение при
помощи знаков и цифр. Решение арифметических задач, примеры на
сложение и вычитание.
Раскладывание числа второго десятка на два меньших. Дидактическая
игра «Составь число», «Как получилось число 12».
Расположение предметов в возрастающем и убывающем порядке, по
величине, ширине, высоте и толщине, употребляя сравнения (большой,
меньше, еще меньше, самый маленький и др.);деление предметов на 2, 4, 6, 8
и более частей.
Преобразовывание
фигур,
путем
складывания,
разрезания,
выкладывания из палочек геометрических фигур (ромб, пятиугольник,
шестиугольник). Называть и показывать элементы геометрических фигур
(вершины, стороны, углы). Измерять линейкой элементы, определять
результаты измерения в сантиметрах. Знакомство с сантиметром, как мерой
длины.
Ориентировка во времени. Знакомство с циферблатом, стрелками.
Уметь определять время до получаса.
Закреплять называть дни недели, определять, какой день недели был
вчера, какой будет завтра. Знакомить с названием месяцев года.
Обозначать словами положение предмета по отношению к себе,
другому лицу, ориентироваться в тетради в клетку.
Воспитательный компонент связывает математику с окружающей
жизнью, последовательностью смены частей суток, времен года.
Рассматривая деревья, определяя их высоту, толщину стволов, величину
листьев прививать любовь к природе.
11

Практика: Все практические задания выполняются в рабочей тетради
«Я считаю до двадцати», для выполнения заданий по книге «Математика для
детей 5-6 лет». Колесникова Е.В.
Дидактические игры: «Графический диктант», «Соедини правильно»,
«Смотри, считай, записывай», «Сосчитай и напиши», «Напиши правильно
знаки», «Помоги Незнайке», «Части суток», «Домики».
Курс «Чтение с увлечением»
Первый год обучения (32 часа)
Теория: Знакомство со звуками и буквами, их условным обозначением –
красный квадрат (гласные звуки), синий квадрат (твердые согласные звуки),
зеленый квадрат (мягкие согласные звуки).
Звуковой анализ слов.
Дифференцирование согласного, гласного звука в начале и конце слова,
звуков твердый - мягкий, звонкий - глухой.
Познакомить детей с согласными буквами, формировать понятие «согласный
звук», развивать слуховое внимание, развивать фонематический слух,
закрепить зрительные образы букв, проводить работу по формированию и
дифференциации понятий звук и буква.
Умение описывать содержание картины , ориентироваться в азбуке.
Практика: Артикуляция гласных и согласных звуков, умение, верно,
определять условное обозначение звуков. Знакомство с буквами как с
письменным обозначением. Определять позицию буквы в слове, называть
первый звук вслове. Соединение гласных и согласных звуков. Чтение прямых
и обратных слогов. Правильно произносить все звуки в словах.
Воспитательный
компонент:
Развивать
навыки
самостоятельной
деятельности, прививать любовь к чтению.
Практика Письмо печатных букв и их элементов.
Письменные упражнения выполняются в рабочей тетради "Читаю и пишу".
Дидактические игры: «Найди и обведи», «Схема слово», «Подскажи
словечко», «Слоговые домики», «Слушай, смотри, пиши», «Буквы
рассыпались», «Предмет, слово, схема».
Курс «Чтение с увлечением»
Второй год обучения (76 часа)
Теория: Понимание и использование в речи термины «звук», «буква».
Правильно и четко произносить все звуки изолированно, в словах. Знать
буквы алфавита, читать слова и предложения.
Введение понятия предложение. Знакомство с схемой предложения, виды
предложения:
повествовательное,
вопросительное,
восклицательное.
Развивать умение самостоятельно составлять предложение согласно схеме.
Развивать
слоговое связное чтения с
интонацией, ускоренное
воспроизведения букв и их соединений на письме.
Усвоение правил записи слов на основе позиционного принципа русской
графики для обозначения твердости-мягкости согласных. Знакомить со
12

схемой слов, цветовое выделение схемы (твердая согласная – синий цвет,
мягкая согласная – зеленый).
Анализировать звучащую (устную) и письменную речь на основе образных
представлений о структурных единицах русского языка (звук, слово,
предложение, текст).
Практика: Определять место звука в слове: в начале, середине, вконце.
Различать гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и
глухие согласныезвуки, пользоваться графическим обозначениемзвуков.
Составлять 4-5 предложений по картине, по серии картинок. Читать слова,
предложения,
небольшие
рассказы,
отвечать
на
вопросы
по
содержаниюпрочитанного.
Делить слова на слоги; определять ударный слог, ударную гласную.
Обучение написанию букв с использованием образца – подготовка руки к
письму.
Воспитательный
компонент:
Развивать
навыки
самостоятельной
деятельности, прививать любовь к чтению. Формировать бережное
отношение к животным, окружающему миру посредством чтения стихов.
Практика: Письменные упражнения выполняются в прописи "Пиши - не
спиши!".
Домашнее задание: письмо элементов прописных букв), заданное педагогом,
выполняется совместно с родителями дома.
Дидактические игры:
«Песенки звуков», «Лишнее слово», «Доскажи
словечко», «Звуковой футбол», «Разрезные буквы», « Распутай
буквы», «Какие буквы спрятались?», «Пение со слогами»
Курс «Привет, английский!»
Первый год обучения (72 часа)
Теория: Знакомство с культурой английского языка, усовершенствование
элементарных навыков разговорной речи. Речевой этикет приветствие
«Hello!» и выражение«Goodbye!». Давайте познакомимся!- знакомство со
словами приветствия, прощания, уметь использовать в речи (What is your
name? I am Mike. I am Jane. That is my name?).
Введение новых прилагательных: red, grey, green, yellow, white, black,
blue,
orange, pink, purple, brown. Закрепление речевых конструкций:
«What'sthis? ». Введение структуры для говорения: «Thisis…», «That's…».
Знакомство с командами: Show me your ..! Come up to me! Развитие памяти
внимания у детей.
Знакомство с лексическими единицами: один, два, три, четыре и др.
Звуки[ð] и [θ].
Моя семья – знакомство с основными членами семьи, с лексическими
фразами, заучивание рифмовки «Моя семья», их имена, внешность.
Семейные праздники: Новый год, день рождения. Уметь составлять из слов
предложения о семьи, составлять мини-рассказы.
13

Дом-знакомство с новыми словами по теме, знать оборот There
is... There are... Уметь составлять рассказ про свой дом с использованием
новых слов.
Числительные – знакомство с числами до 10, множественным числом
существительными, знание песенки по теме. Уметь использовать их при
счете животных, членов семьи и т.д.
Животные – знакомство с названиями животных на английском языке,
понятиями больше, меньше, команды. Уметь называть окрас животных и
составлять мини- рассказы о животных.
Знакомство с речевыми конструкциями «I see…», «What can you see?»
Практика: Разучивание песни «Hello!Hello!», закрепление данных
выражений. Существительные: bear, hear, dog, frog, boy, girl, doll, pig, toy.
СтруктураI`m…, вопрос: Who are you? Команды: Run! Swim! Fly! Jump!
Hop! Stop! Закрепление существительных, команд и выражений в различных
играх. («Эхо», «Угадай слово», «Кто ты?» и др.). Рифмовка
«Goodbye!Goodbye!». Сценка «Знакомство», игра «Who are you?».
Выполнение команд: «Please, run!» Повторение песен и рифмовок. Вопросы
Who are you? Структура I’ m… can…. Игры: Please, show me. What is missing?
Разучивание песни «Who are you?» и рифмовки«I can hop».
Новые слова и выражения, игры «What can you do?» «Эхо»,
«Испорченный телефон», «Зарядка». Разучивание рифмовок «Goodbye, my
doll», «Good morning». Игра в команды, игра «Ilike», рифмовки с глаголами:
ride, want, песенка «Let’splaytennis».
Воспитательный компонент: Беседа о семейных ценностях, о культуре
семьи, семейных традициях.
Курс «Привет, английский!»
Второй год обучения (76 часа)
Теория: Закрепление накопленного запаса слов, активное
использование полученных знаний. Развивать умение задавать простейшие
вопросы. Развернуто отвечать на вопросы. Понимать на слух короткие
тексты, диалоги. Формулировать просьбы и предложения. Считать до 20.
Узнавать буквы английского алфавита. Дети продолжают осваивать
следующий
грамматический
материал: to be (am, is, are), I have got; this is, It’s . Множественное число.
Притяжательный падеж. Предлоги. Числительные.
Новые существительные: Sunday, Monday, Tuesday, Wednesday,
Thursday, Friday, Saturday.
Введение новых лексических единиц по теме: «Профессии» (a teacher,
a pilot, a cook, a postman, an actor, a doctor, a driver, a pupil). Речевые образцы:
What do you want to be? My mother is a teacher.
Название частей тела человека. Забота о своем здоровье.
Существительные: Leg, body, arm, hand, shoulder, foot.Описание внешности
мамы, папы, друга, сказочного героя.
14

Дети знакомятся с новой лексикой названий предметов одежды:
ablouse, askirt, ashoes, a T-shirt, adress. Cсочетают эти названия с цветом: a
blueblouse.
Повторение лексики по всем темам первого года обучения. Описание
сказочных животных с указанием их названия, цвета, умений, вкусовых
предпочтений, описание их семьи. Рассказ о себе и своей семье по фото,
рисунку.
Практика: Введение лексических единиц по темам: цвета; мой дом:
названия комнат, их размер, предметы мебели; игрушки; времена года;
домашние животные, дикие животные: цвет, размер, характер.погода
Разучивание выражений: please, excuse, me. Команды: play football (basketball,
tennis, chess), play the piano, play snowball, draw, dance, smile.Изучение
лексики: family, father, mother, sister, brother.
Песня «Father, mother». Структура: Meet my friend («Знакомство»). Игра
«Магазин игрушек».
Дидактические игры: «Сказка о язычке», «Эхо», «Please, show me»
(Пожалуйста, покажи мне»), «What is missing?» («Что отсутствует?»),
«What can I do» («Что я умею делать»), «Come to me» («Подойди ко мне»),
«Съедобное, несъедобное», «Третий лишний», «I’ve got» («У меня есть»),
«Cat and mouse» («Кошки, мышки»), «Hello, What’s your name?» («Привет,
как тебя зовут»), «Do you like»(«Тебе нравится?»), «Do the room»(«Наведи
порядок в комнате»), «Светофор», «Переводчик», «В зоопарке», «Put on»
(«Надень»).
Речевая компетенция: Составляют простой диалог в ситуации
бытового общения.
Общеразвивающее направление
Курс «Я познаю мир »
Первый год обучения (32 часа)
Теория: Формирование знаний и представлений об окружающем мире,
включающем природу и общество; понимание взаимосвязи между этими
составляющими мира и взаимозависимости; выработку правильных форм
взаимодействия с окружающей средой; развитие эмоционально –
положительного отношения к природе.
Уточнение, систематизация и углубление знаний о растениях,
животных, и природных явлениях родного края. Формирование
представлений о причинно – следственных связях внутри природного
комплекса.
Расширение представлений о многообразии растительного и животного
мира разных климатических зон, умение правильно взаимодействовать с
окружающим миром. Знакомить с овощами, фруктами и ягодами, учить
называть их правильно. Формировать общие представления о пользе овощей
и фруктов, о разнообразии блюд из них.
15

Закреплять знания о животных родного края. Расширять представление
о взаимосвязях животных со средой обитания. Дать элементарные
представления о способах охраны животных.
Знакомить, что человек – часть природы, что он должен охранять, беречь и
защищать ее.
Формировать представление о чередовании времен года. Закреплять
знания о сезонных изменениях в природе.
Формировать представление о зимующих и перелетных птицах. Учить
узнавать по внешнему виду и называть птицу.
Знакомство с видами транспорта, Легковой и грузовой автомобиль.
Знакомить с правилами дорожного движения.
Практика: Расширять представление о способах ухода за растениями,
посредством практических работ в кабинете с комнатными растениями, на
территории учреждения. Рассматривание строения растений, показывать и
называть корень, ствол, стебель, листья, плод, цветок. Просмотр
видеофильмов о строении растений, их необходимости в природе.
Рассматривание иллюстрации животных, их строение и окрас.
Определить связь изменения окраса животных со временем года. Просмотр
видеофильма о среде обитания животных. Знакомить детей с животными,
птицами с учетом регионального компонента.
Определение свойств песка, глины, камня и различать их между собой
(какого цвета глина, лепится песок или глина и т.д.), строить выводы и
анализировать опыты.
Рассматривание и изучение дорожных знаков. Просмотр мультфильмов
«Дорожное движение».
Чтение пословиц и поговорок, стихотворений и сказок о добрых поступках.
Чтение стихотворения «Хороший человек» Э. Мошковская, «Праздник
мам» Б. Берестов, Б. Заходер «Про всех на свете», С.Я. Маршака «Февраль»,
И. Никитина «Встреча зимы».
Рисование: «Загадки с грядки», «Животные», «Хлеб», «Лист осенний»,
«Мой любимый герой сказки», «Транспорт», «Деревья и кустарники»,
«Морские обитатели», « Снеговик».
Дидактические игры: «Угадай по описанию», «Раз, два, три – урожай
собери?», «Назови, какой транспорт», «Назови профессию», «Деревья и
кустарники», «Подбери нужное слово», «Доскажи словечко», «Чего не
стало».
Курс «Я познаю мир »
Второй год обучения (38 часа)
Теория: Расширять представления детей об осенних изменениях в природе.
Закреплять знания об овощах, фруктах, грибах и орехах. Развивать
любознательность и познавательную активность. Воспитывать уважительное
отношение к труду взрослых.
16

Формировать эстетическое отношение к миру природы. Расширять
представления детей о почве и подземных обитателях. Развивать
познавательную активность. Учить выдвигать предположения, проверять их
и делать элементарные выводы в процессе опытнической деятельности.
Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
Расширять представления о многообразии животных на Земле.
Формировать желание беречь и защищать животных. Учить самостоятельно
делать элементарные выводы и умозаключения о жизнедеятельности
животных. Развивать интерес, творчество и инициативу.
Расширять представления об осенних изменениях в природе в сентябре,
октябре, ноябре. Учить замечать приметы осени. Воспитывать бережное
отношение к природе. Формировать желание отражать красоту осеннего
пейзажа в продуктивных видах деятельности.
Расширять знания о разнообразии мира пернатых. Учить узнавать и
правильно называть птиц, живущих в данной местности. Формировать
умение выделять характерные особенности разных птиц. Развивать познавательный интерес. Учить составлять паспорт для птицы.
Расширять представления о декоративных животных. Учить наблюдать
за морской свинкой, не мешая ей. Подводить к умению самостоятельно
делать элементарные умозаключения о повадках животного. Формировать
желание помогать взрослым ухаживать за животным.
Формировать представления о разнообразии растений и способах их
посадки в огороде. Учить устанавливать связи между состоянием растения и
условиями окружающей среды. В процессе практической деятельности
подводить к умению делать элементарные выводы о взаимосвязи растений и
способах ухода за ними.
Практика: Беседа о Красной книге, в которую внесены редкие и
исчезающие виды животных и растений, с указанием мест их обитания,
численности, размножения, болезней, необходимых мер охраны. Животные и
растения, занесенные в Красную книгу, находятся на грани вымирания,
поэтому они охраняются государством. Расширить Красную книгу
местности, в которую занесены растения и животные вашего региона.
Создание библиотеки книг о природе, в которой могут быть представлены
рассказы И. Соколова-Микитова, М. Пришвина, В. Бианки, Г. Скребицкого,
Н. Сладкова, К. Ушинского, Б. Житкова и других писателей. Для рассматривания использовать любые книги, иллюстрации, которые понятны и
доступны детям, а также картины разных художников, посвященные
природе.
В процессе ознакомления с окружающим миром продолжать знакомить с
дикими животными и их повадками; учить называть некоторых животных
(бурый медведь, лев, олень и др.); расширять знания об особенностях
внешнего вида, образе жизни, повадках, особенностях приспособления
животных (линька, спячка); условиях, необходимых для жизни и
создаваемых человеком (кормление, выгон скота на пастбище, подкормка
17

зимой диких животных). Рассказать о том, как млекопитающие заботятся о
своем потомстве.
Закреплять знания детей о диких и домашних животных в играх
«Охотники», «Рассели животных», «Узнай по описанию» и т. д.
Воспитательный компонент: Воспитывать уважительное отношение к
труду взрослых, бережное отношение к окружающей природе, бережное
отношение к водным ресурсам. Воспитывать нравственно – патриотические
чувства, любовь к Родине.
Чтение: Чтение стихотворений об осени, Орлов В. «Матрешка», В.
Осеевой. «Добрая хозяюшка», Корнея Чуковского «Ёжики смеются», В.
Степанова «Космонавт», Л. Н. Толстой «Пожарные собаки».
Рисование: «Цветик – семицветик», «Дары осени», «Подземные жители»,
«Животные», «Осень золотая», «Рыбки играют, рыбки сверкают», "Моя
страна - мой флаг", «Зима», «Птицы», «Комнатное растение».
Дидактические игры: «Скажи
наоборот», «Капельки», «Волшебные
снежинки» , «Огонь - друг, Огонь - враг», «Лабиринт», «Найди свое место»,
«Найди опасный предмет», «Обитатели морей и океанов».
Курс «Музыка»
Первый год обучения(72 часа)
Теория: Развивать интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость
на нее. Формировать музыкальную культуру на основе знакомства с
классической, народной и современной музыкой. Продолжать развивать
музыкальные способности детей: звуковысотный, ритмический, тембровый,
динамический слух. Способствовать дальнейшему развитию навыков пения,
движений под музыку, игры и импровизации мелодий на детских
музыкальных инструментах; творческой активности детей.
Практика: Слушание. Учить различать жанры музыкальных произведений
(марш, танец, песня). Совершенствовать музыкальную память через
узнавание мелодий по отдельным фрагментам произведения (вступление,
заключение, музыкальная фраза). Совершенствовать навык различения
звуков по высоте в пределах квинты, звучания музыкальных инструментова
(клавишно-ударные и струнные: фортепиано, скрипка, виолончель,
балалайка).
Пение. Формировать певческие навыки, умение петь легким звуком в
диапазоне от «ре» первой октавы до «до» второй октавы, брать дыхание
перед началом песни, между музыкальными фразами, произносить отчетливо
слова, своевременно начинать и заканчивать песню, эмоционально
передавать характер мелодии, петь умеренно, громко и тихо. Способствовать
развитию навыков сольного пения, с музыкальным сопровождением и без
него. Содействовать проявлению самостоятельности и творческому
исполнению песен разного характера. Развивать песенный музыкальный
вкус.
18

Репертуар: «Осень наступила», музыка и слова С. Насауленко, «Осень в
золотой косынке», музыка и слова Н. Бобковой, «Всё мы делим пополам»,
музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского, «Праздник новогодний»,
музыка и слова А. Новиковой, «Мы тебя так долго ждали, дедушка», музыка
и слова И. Марченковой, «Наша ёлочка – красавица», музыка Е. Майковой,
слова О. Ильиной, «Самая любимая мама», музыка А. Петряшевой, слова И.
Филимоновой, «Мой любимый папа», музыка Д. Тухманова, слова Ю.
Энтина, «Мы запели песенку», музыка Р. Рустамова, слова Л. Мироновой,
«На крутом бережку», музыка Б. Савельева, слова М. Пляцковского,
«Песенка друзей», музыка М. Старокоомского, слова С. Михалкова
Курс «Музыка»
Второй год обучения(78 часа)
Теория: Приобщать детей к музыкальной культуре, воспитывать
художественный вкус. Продолжать обогащать музыкальные впечатления
детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки
разного характера. Совершенствовать звуковысотный, ритмический,
тембровый и динамический слух. Способствовать дальнейшему
формированию певческого голоса, развитию навыков движения под музыку.
Обучать игре на детских музыкальных инструментах. Знакомить с
элементарными музыкальными понятиями.
Практика: Слушание. Продолжать развивать навыки восприятия звуков по
высоте в пределах квинты — терции; обогащать впечатления детей и
формировать музыкальный вкус, развивать музыкальную память.
Способствовать развитию мышления, фантазии, памяти, слуха. Знакомить с
элементарными музыкальными понятиями (темп, ритм); жанрами (опера,
концерт, симфонический концерт), творчеством композиторов и музыкантов.
Познакомить детей с мелодией Государственного гимна Российской
Федерации.
Пение. Совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую
координацию. Закреплять практические навыки выразительного исполнения
песен в пределах от до первой октавы до ре второй октавы; учить брать
дыхание и удерживать его до конца фразы; обращать внимание на
артикуляцию (дикцию). Закреплять умение петь самостоятельно,
индивидуально и коллективно, с музыкальным сопровождением и без него.
Репертуар: «Чудная пора – осень», музыка и слова Ю. Вирижникова,
«Осень-раскрасавица», музыка и слова Г.Азаматовой , «Дождик льёт по
крышам», музыка и слова И. Бейня , «Если добрый ты», музыка Б. Савельева,
слова М. Пляцковского, «Самая красивая будет наша ёлочка», музыка Е.
Лучникова, слова Т. Графчикова , «Ах, как пляшет Дед Мороз», музыка и
слова Н. Базылевой, «Праздник новогодний», музыка и слова А. Новиковой,
«Моя единственная мама», музыка Д. и В. Трубачёвых, слова А. Пилецкой,
«Без бабушки не испечь оладушки», музыка Б. Савельева, слова А. Хайта,
«Планета детства», музыка А. Журбина, слова П.Синявского, «Любознайка»,
19

до свиданья», музыка Ю. Визбора, слова К. Смолиной, Попурри песен В.
Шаинского.
Курс «Ритмика»
Первый год обучения (32 часа)
Теория: Формировать правильную осанку, умение осознанно выполнять
движения.
Практика: Обучение ходьбе и бегу в чередовании, постепенно усложняя
задания и предъявляя требования к технике выполняемых упражнений.
Упражнение в ходьбе, высоко поднимая колени. Ходьба и бег широким
свободным шагом характеризуются несколько замедленными движениями.
При сохранении обычной координации в движениях рук и ног, нога ставится
перекатом с пятки на носок. Для развития выносливости применяется
непрерывный бег в течение 1,5—2 мин в медленном и в среднем темпе.
Упражнения в прыжках, сильное отталкивание от пола, энергичный взмах
рук, лучшая согласованность движений во всех фазах выполнения прыжков в
высоту, в длину и т. д.
Наряду с повторением прыжков на двух ногах на месте или с
продвижением вперед обучают прыжкам в длину и высоту с разбега, в длину
с места, через короткую скакалку.
Упражнения в метании точного попадания в цель (вертикальную и
горизонтальную), энергично замахиваясь и приняв правильное исходное
положение, бросая мяч на дальность. Развитие ориентировки в пространстве
при переброске мяча, бросании и ловле.
Упражнения в равновесии являются постоянным и необходимым
компонентом любого движения.
Наряду с освоенными упражнениями предлагаются лазанье по
гимнастической стенке до 2,5 м с изменением темпа, перелезание с одного
пролета на другой, пролезание между рейками и т. д.
Все задания к концу первого года обучения усложняются, к технике их
выполнения предъявляются более высокие требования.
Подвижные игры: «Фигуры», «С кочки на кочку» , «Перелет птиц»,
«Подкинь поймай», «Кто быстрей», «Пингвины», «Эстафета», «Змейка»,
«Эстафета».
Курс «Ритмика»
Второй год обучения (38 часа)
Теория: Формировать потребность в регулярной двигательной деятельности.
Воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах
деятельности.
Практика: Закреплять умение соблюдать заданный темп в ходьбе и беге.
Учить сочетать разбег с отталкиванием в прыжках на мягкое покрытие, в
длину и высоту с разбега. Добиваться активного движения кисти руки при
броске.
20

Учить перелезать с пролета на пролет гимнастической стенки по
диагонали. Учить быстро перестраиваться на месте и во время движения,
равняться в колонне, шеренге, кругу; выполнять упражнения ритмично, в
указанном педагогом темпе.
Развивать психофизические качества: силу, быстроту, выносливость,
ловкость, гибкость.
Продолжать упражнять детей в статическом и динамическом
равновесии, развивать координацию движений и ориентировку в
пространстве. Закреплять навыки выполнения спортивных упражнений.
Обеспечивать разностороннее развитие личности ребенка: воспитывать
выдержку, настойчивость, решительность, смелость, организованность,
инициативность, самостоятельность, творчество, фантазию.
Учить детей самостоятельно организовывать подвижные игры,
придумывать собственные игры, варианты игр, комбинировать движения.
Поддерживать интерес к физической культуре и спорту, отдельным
достижениям в области спорта.
Подвижные игры: «Фигура», «Перелет птиц», «Перенос мячей»,
«Перенос мячей», «Ловишки», «Эхо», «Переноска мячей».
Курс «Логопедия»
Второй год обучения (76 часов)
Теория: знакомство со строением артикуляционного аппарата, строение
языка. Правила использования зеркала. Показ органов артикуляции и
уточнение их названия. Уточнение артикуляции и характеристика звуков,
символ и обозначение звука.
Практика:
Развитие распознавания звуков речи, т.е. восприятие устной речи на
сенсомоторном уровне, конкурс чтецов;
Формирование четкого слухового образца звука, слухового контроля
над качеством собственного произношения, формирования фонематических
функций, восприятия устной речи в процессе имитации слогов, слов и
подбора слов – паронимов;
Формирование восприятия устной речи в процессе различения правильно
и искаженно произнесенного звука.
Коррекционная работа проходит перед зеркалом, с тренажерами.

21

1.4. Планируемые результаты
Курс «Чтение с увлечением»
Учащиеся должны знать:
- понятия: звук, буква, слог;
- звуки (гласные, согласные: твёрдые, мягкие, звонкие, глухие);
- слоги, а затем слова по звуковому (и слоговому) составу;
- положения звука в слове (в начале, в конце и в середине слова);
-изменение слова путем замены одних звуком (и слогом) другими, с
помощью перестановки звуков и слогов, их дополнения и исключения;
Учащиеся должны уметь:
- выявлять звук в звуковом ряду, в слогах и словах, устанавливают
- владеть чтением слогов;
- подбирать слова на заданный звук или к готовой схеме;
- сравнивать слоги, а затем слова по звуковому (и слоговому) составу;
-образовывать новые слова посредством выявления звуковых и
слоговых фрагментов из других слов;
- знать буквы;
Курс «Веселая арифметика»»
Учащиеся должны знать:
- числа от 1 до 10; продолжать заданную закономерность;
-классификацию объектов по цвету, форме, размеру, общему
назначению;
-пространственно – временные отношения с помощью слов: слева –
направо, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже,
раньше, позже, вчера – сегодня – завтра;
-предметы по длине, ширине, высоте, массе, вместимости как
непосредственно (визуально, приложением, наложением), так и с помощью
произвольно выбранных мерок (мерных стаканчиков, полосок бумаги, шагов
и т.д.);
Учащиеся должны уметь:
- распознавать известные геометрические фигуры среди предложенных
и среди объектов окружающей действительности;
-объединять группы предметов (части) в целое, выделять часть из
целого; объяснять свои действия и называть число элементов в каждой части
или целом;
- составлять с помощью педагога простые арифметические задачи по
рисункам: составлять математические рассказы и отвечать на поставленные
педагогами вопросы: Сколько было? Сколько стало? Сколько осталось?
- моделировать реальные и абстрактные объекты из геометрических
фигур в виде аппликации или рисунков из 5 – 10 деталей по образцу;
- обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку
« от руки»;
- ориентироваться в пространстве с использованием себя или
выбранного объекта в качестве точки отсчета.
22

Курс «Логопедия»
Учащиеся должны знать:
- правильное звукопроизношение в свободной речи (легкое, свободное,
без затруднений) и развитое владение слоговым анализом и синтезом слова с
разной слоговой структурой;
- самоконтроль за четкостью произнесения звуков (умение отличать
правильное произношение от дефектного);
- сформированное умение дифференцировать при произношении звуки,
сходные по артикуляции и по звучанию;
- достаточно развитый словарь, грамматически правильный строй речи.
Учащиеся должны уметь:
Личностные: приобретение эмоционального комфорта.
Метапредметные: устранение трудностей в усвоении школьных
программ, которые обусловлены недоразвитием речевой системы учащегося,
умение распознавать звуки речи.
Образовательные: развитие фонематического восприятия учащимися
смены темпа и ритма речи, совершенствование работы артикуляционного
аппарата.
Курс «Привет, английский!»
Учащиеся должны знать:
- основные лексические единицы по темам программы, принцип
строения повествовательного предложения, утвердительные и отрицательные
формы высказывания;
- основные праздники и традиции стран изучаемого языка.
Учащиеся должны уметь:
- понимать элементарные изученные английские слова и выражения;
- приветствовать, представлять себя, прощаться, благодарить;
- односложно отвечать на вопросы;
- считать до 10;
- рассказывать рифмовки, строить краткие диалоги, петь песенки с
использованием изученных движений;
- удерживать в памяти звуковые цепочки разной длины (от отдельных
слов до песен, стихов, игр);
- понимать с опорой на наглядность, жесты, эмоции содержание
небольших стихов, песен, рифмовок;
- понимать установки по организации игры, занятия;
-выразить согласие/несогласие;
-пригласить к действию;
-поздравить с праздником;
-выразить желание/нежелание что-либо делать;
-отвечать на вопросы (имя, возраст, что умеет делать);
-ответить на вопросы о названии предмета, животного.
Курс «Я познаю мир»
23

Учащиеся должны знать:
- строение растений;
- многообразие животного мира;
- взаимосвязи животных со средой обитания;
- виды перелетных птиц;
- символики Родины;
Учащиеся должны уметь:
- отличать птиц, животных по внешнему виду;
- называть и определять строение растений и деревьев;
- бережно относиться к природе;
- ухаживать за растениями, цветами на клумбе;
- называть символику России (герб, гимн, флаг).
Курс «Музыка»
Учащиеся должны знать:
- жанр музыкальных произведений (марш, танец, песня);
- узнавать знакомые произведения по вступлению или мелодии.
- звуки высокие и низкие;
- звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка).
Учащиеся должны уметь:
- одновременно начинать и заканчивать песню;
- ритмично двигаться в соответствии с различным характером и
динамикой музыки.
- петь без напряжения, плавно, легким звуком, отчетливо произносить
слова;
- самостоятельно менять движения в соответствии с 2-х частной
формой музыкального произведения.
Курс «Ритмика»
Учащиеся должны знать:
- назначение отдельных упражнений танцевально-ритмической
гимнастики;
- выполнение простейших построений и перестроений;
- построение по кругу, в музыкальных играх эмоционально исполняют
музыкально-игровые упражнения, представлять различные образы,
используя мимику и пантомиму (зайка веселый, лисичка хитрая, волк
сердитый, медведь косолапый и т.д.).
Учащиеся должны уметь:
-владеть основными упражнениями и движениями по программе этого года
обучения;
- ритмично двигаться в различных музыкальных темпах;
-владеть навыками передвижения и ориентирования в пространстве;
-исполнять ритмические танцы, пляски и комплексы танцевальноритмических упражнений под музыку.
24

Раздел 2.»Комплекс организационно – педагогических условий,
включающий формы аттестации».
Календарно – учебный график на 2020 - 2022 учебный год
Наименование
объединения, группы

Уровень/ Срок
год
учебного
обучения года
(продолжи
тель-ность)

Количество
Наименование
занятий
в дисциплины
неделю,
(модуля)
продолжительность одного
занятия

Всего
академи
-ческих
часов в
год

Количест
во
академических
часов в
неделю

«Любознайка»

1

36

30 мин.,
перерыв 10
мин.
2
(вторник;
пятница)

-«Весёлая
324
арифметика»
-«Чтение
с
увлечением»
-«Я познаю мир»
-«Привет,
английский»
- «Музыка»
- «Ритмика»

72

«Любознайка»

2

38

30 мин.,
перерыв 10
мин.
3
(понедельн
ик; среда;
четверг)

-«Весёлая
432
арифметика»
-«Чтение
с
увлечением»
-«Я познаю мир»
-«Привет,
английский»
- «Музыка»
- «Ритмика»
- «Логопедия»

114

2.2 Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение:
Для реализации программы необходимы:
- счетный материал, от 0 – 20.
- демонстрационный материал для решения задач;
- алфавит букв;
- видеоматериалы из интернет ресурсов;
- рабочие тетради;
- скамейки для занятий,
- мяч;
- помещение для проведения занятий – групповая комната;
-детская мебель в соответствии с СанПин: детские столы, стулья,
доска;
- фортепиано,
25

-ноутбук, колонки,
- народные музыкальные инструменты.
Информационное обеспечение: - аудио -, детский музыкальный портал
«Солнышко»(www.solnet.ее).
Кадровое обеспечение:
По программе работают педагоги, имеющие педагогическое
образование, прошедшие инструктаж по охране жизни и здоровья детей,
имеющие медицинское заключение о допуске к работе с детьми дошкольного
возраста.
Педагоги знают основы детской дошкольной психологии, возрастные
особенности детей старшего дошкольного возраста, владеют методами и
приемами, позволяющими реализовать задачи, поставленные в данной
программе.
Педагоги, занятые в реализации программы «Школа будущего
первоклассника»
Курс «Веселая арифметика», «Чтение с увлечением», «Я познаю мир» Шелкова Ирина Григорьевна, педагог дополнительного образования.
Курс «Привет, английский!» - Игнатенко Елена Александровна,
педагог дополнительного образования.
Курс «Логопедия» - Миранова Ася Валерьевна
Курс «Музыка» - Смолина Каринэ Вачакановна, педагог
дополнительного образования высшей квалификационной категории.
Курс «Ритмика» - Корненко Варвара Николаевна, педагог
дополнительного образования.
Форма аттестации и контроля
Для отслеживания динамики освоения дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы и анализа результатов образовательной
деятельности разработан педагогический мониторинг. Мониторинг
осуществляется в течение всего учебного года и включает вводный контроль
(первичную диагностику), промежуточную и итоговую аттестацию.
Вводный контроль (первичная диагностика) проводится в начале учебного
года для определения уровня подготовки обучающихся (внутренняя
мотивация, понимание, для чего изучается данная дисциплина, обладание
определенными начальными навыками).
Форма проведения – наблюдение, собеседование.
Форма фиксации образовательных результатов – диагностическая карта
вводного контроля.
Промежуточный (текущий) контроль осуществляется в процессе
проведения каждого учебного занятия и направлен на закрепление
теоретического материала по изучаемой теме и на формирование
практических умений.
Форма проведения (определяется конкретной программой) – педагогическое
наблюдение, беседа, игра, защита творческих проектов, творческий конкурс.
26

Форма фиксации образовательных результатов – диагностическая карта
промежуточного (текущего) контроля.
Итоговая аттестация проводится в конце обучения в форме защиты проекта
предусмотренного программой, проведения (выбрать) защиты творческих
работ, конкурса, контрольной работы, концерта, спектакля, научнопрактической конференции, олимпиады, открытого мероприятия и т.д.
Критериями оценки уровня освоения программы являются:
- соответствие уровня теоретических знаний, обучающихся
программным требованиям;
- самостоятельность работы;
- осмысленность действий;
- соответствие практической деятельности программным требованиям;
- умение оперировать активной лексикой в соответствии с
коммуникативной задачей;
- уровень творческой активности обучающегося: количество
реализованных проектов, выполненных самостоятельно на основе
изученного материала;
- качество выполненных работ, как по заданию педагога, так и по
собственной инициативе.
При оценке работ используется следующая шкала:
2.5 Методические материалы
Особенности организации образовательного процесса:очно.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, проблемный,
игровой, проблемно-поисковый и воспитания:убеждение, поощрение,
упражнение, мотивация, одобрение, метод положительного примера.
Форма организации образовательного процесса – групповая.
Формы организации учебного процесса: игра, беседа, открытое занятие,
итоговое занятие, практическое занятие, занятие – сказка, занятие –
путешествие, занятие – праздник, занятие – соревнование, занятие – конкурс,
занятие – экскурсия, занятие – исследование, концерт.
Педагогические технологии – технология группового обучения,
технология развивающего обучения, технология игровой деятельности,
зрововьесберегающая технология, технология индивидуализации обучения.
-коммуникативная технология обучения, технология педагогической
мастерской.
На занятиях используются методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный (объяснение, рассказ);
- наглядный (демонстрационный материал);
- репродуктивный;
- исследовательский (творческий проект; творческое задание);
- практический (выполнение упражнений, устная и письменная работа).
Алгоритм учебного занятия:
27

1.

Дидактическая игра, создающая мотивацию к занятию(3–5

мин).
Детям предлагается дидактическая игра, в ходе которой они
вспоминают то, что поможет им познакомиться с новой темой (актуализация
знаний и умений). Игра должна быть такой, чтобы в ходе её в деятельности
ребёнка не возникало затруднения (с детьми 3-4 лет организуется работа с
предметами, каждое действие ребёнок фиксирует в речи; дети 5–6 лет
сначала фиксируют в речи свои шаги, затем выполняют действия). Каждый
ребенок должен принять участие в игре.Необходимое условие – чёткое
объяснение правил игры. В результате каждый ребёнок должен:
1) понимать, что от него требуется в игре;
2) определить, может он играть в эту игру или не может;
3) определить, хочет он играть в эту игру или не хочет.
Материалы для организации дидактической игры можно найти в
соответствующих пособиях (тетрадях).
2.
Затруднение в игровой ситуации(1–3 мин).
В конце игры должна возникнуть ситуация, вызывающая затруднение в
деятельности детей, которое они фиксируют в речи (мы это не знаем, мы это
ещё не умеем...). Воспитатель выявляет детские вопросы и вместе с детьми
определяет тему занятия.
В результате ребятами делается вывод, что необходимо подумать, как
всем вместе выйти из затруднительной ситуации.
3.
Открытие нового знания или умения(5–7 мин).
Педагог с помощью подводящего диалога на основе предметной
деятельности детей приводит их к открытию нового знания или умения.
Оформив в речи новое, дети возвращаются к ситуации, вызвавшей
затруднение, и проходят её, используя новый способ действия.
Материалы для этого этапа работы можно найти в соответствующих
пособиях (тетрадях).
4. Воспроизведение нового в типовой ситуации(5 мин.).
На этом этапе проводятся игры, где детьми используется новое знание
или умение. Выполняется работа в тетради (5 - 7 мин.). В конце создается
игровая ситуация, которая фиксирует индивидуальное освоение каждым
ребёнком нового материала. Происходит самооценка ребёнком своей
деятельности по освоению нового: дети или убеждаются в том, что они
справились с заданием, или исправляют свои ошибки.
4.
Повторение и развивающие задания.
Проводятся по желанию педагога при наличии свободного времени.
Материалы для работы на этом этапе можно найти в соответствующих
пособиях (тетрадях).
5.
Итог занятия.
Дети фиксируют в речи:
а) что нового узнали;
б) где новое пригодится.
28

Во время занятия дети работают за столами 2-5 минут. Всё остальное
время предполагается их перемещение из одного игрового пространства в
другое. Дидактические игры проводятся в движении. Физминутки снимают
утомление детей средствами релаксационных упражнений.
Дидактические материалы: цветные карандаши, рабочие тетради,
счетные палочки, модели мешков для примеров на сложение и вычитание,
карточки со знаками «+», «-», «≠», «<», «>», «=»,материал для игры «Муха»,
материал для моделирования цифр (шнурки, полоски бумаги, пластилин,
палочки),полоски бумаги, геометрические фигуры, нитки, линейки, цифры 110, модель числового отрезка, ручки, карточки с точками и цифрами (ракета),
простые карандаши, маленькое зеркало – для выяснения способа
произнесения того или иного звука, звуковая картинка, краски, кисти.

29

2.6. Список литературы
Литература, используемая педагогом для разработки программы и
организации образовательного процесса.
• «Математика для детей 5-6 лет» Е.В. Колесникова 2017 г.
• «Математика для детей 6-7 лет» Е.В. Колесникова 2017 г.
• «Азбука» Л.В. Игнатьева, Е.В. Колесникова 2017 г.
• «Букварь» Л.В. Игнатьева 2019 г.
• «Весёлый КВАртет. Сценарий, ноты для детского сада и начальной
школы. « Текст О. Безымянной , музыка Е. Фролова. – М. : Айрис –
пресс, 2002 г.
• «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки» (журнал).
Издательство «Либерея – Бибинформ». Москва 2002 г.(№3).
• Акименко В.А./ Речевые нарушения у детей. Учебно-метод. пособие
Ростов н/Д: Феникс, 2009. — 110с: илл. — (Сердце отдаю детям).
• Ткаченко Т.А. В школ без дефектов речи. Изд: Эксмо Пресс,2017г 128с.
• Жукова, Н. С. Букварь: учебное пособие/Н. С. Жукова. – М.: Эксмо,
2015. – 96 с.

30


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».