ШАГ ВПЕРЕД

Отдел образования администрации
Курского муниципального округа Ставропольского края
муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования для детей»
Курского муниципального района Ставропольского края

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Шаг вперед»
Уровень программы: базовый
Срок реализации: 1 год (144 часа)
Состав группы: до 7 человек
Возрастная категория: 5 – 18 лет
ID –номер программы в Навигаторе:8620
Составил:
педагог дополнительного образования
Давыдова Елизавета Дмитриевна

ст. Курская, 2022 г.

1.

Образовательная
организация

2.

Название
программы

3.

Направленность
программы
Нормативноправовая
основа
разработки
программы

4.

Муниципальное
бюджетное
учреждение
дополнительного
образования
«Центр
дополнительного
образования
для
детей»
Курского
муниципального
района
Ставропольского края
Адаптированная
дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа «Шаг вперед»
Социально - гуманитарная
- Федеральный закон Российской Федерации от
29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
-Распоряжение Правительства Российской
Федерации от 31.03.2022 г. № 678-р «Концепция
развития дополнительного образования детей до
2030 года»
-Постановлением Главного государственного
санитарного врача РФ от 28.09.2020г. №28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
- Методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ
(включая
разноуровневые
программы)
(Приложение
к
письму
Департамента
государственной политики в сфере воспитания
детей и молодежи Минобрнауки России от
18.11.2015 № 09-3242).
- Методические рекомендации по реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов,
с
учетом
их
особых
образовательных потребностей (Приложение к
письму Минобрнауки России от 29 марта 2016 г.
№ ВК-641/09).
- Приказ Минпросвещения России от 9 ноября
2018 г., № 196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам».
Положение
о
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
2

5.
5.1
6.
6.1.
6.2.
6.3.

6.4.

программе
муниципального
учреждения
дополнительного
образования
«Центр
дополнительного
образования
для
детей»
Курского
муниципального
района
Ставропольского края (приказ МУ ДО «ЦДОД»
КМР СК от 4 сентября 2017 г. № 74).
Сведения о разработчике
ФИО, должность
Давыдова
Елизавета
Дмитриевна,
педагог
дополнительного образования
Сведения о программе
Срок реализации
1 год
Возраст
5-18 лет
обучающихся
Цель программы
Содействие развитию ребёнка, создание условий
для реализации его внутреннего потенциала,
помощь
в
преодолении
и
компенсации
отклонений, мешающих его развитию.
Этапы обучения
Ознакомительный

7.

Формы и методы
образовательной
деятельности

8.

Формы
мониторинга
результативности
Дата утверждения
и
последней
05.09.2022 года
корректировки
программы

9.

Очная,
с
использованием
различных
образовательных технологий; индивидуальная.
Методы обучения:
- Словесные методы: объяснение, рассказ, чтение,
беседа, диалог, консультация.
Наглядные методы: картинки, рисунки, плакаты,
таблицы, фотографии, предметы, видеоматериалы.
Игровые методы:
Дидактические, развивающие воспитательные,
социализирующие.
Вводный контроль (первичная диагностика).
Промежуточный контроль.
Итоговая аттестация

3

РАЗДЕЛ №1 «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОГРАММЫ»
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современном обществе, в век стремительного технического прогресса
особенно актуальной является проблема сохранения уникального опыта
предков, сформировавшего духовную культуру нации, и в то же время
создание собственной социокультурной ниши для передачи будущим
поколениям. Программы социально-гуманитарной направленности нацелены
на решение этих проблем, т.к. являются особенно актуальными в процессе
обучения и воспитания подрастающего поколения.
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Шаг вперед» относится к социально-гуманитарной
направленности, носит практико – ориентированный характер и направлена
на овладение учащимися основными приемами самообслуживания,
эффективной коммуникации, восприятия, мыслительной деятельности и т.д.
Обучение по данной программе создает благоприятные условия для
интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально –
культурного
и
профессионального
самоопределения,
развития
познавательной активности и творческой самореализации.
Данная программа является модифицированной, составлена с опорой на
такие литературные источники, как «Примерная адаптированная основная
образовательная программа для дошкольников с ТНР» под редакцией
профессора Л. В. Лопатиной, «Дидактические игры и упражнения в обучении
дошкольников с отклонениями в развитии», Катаевой А.А., Стребелевой Е.А.
«Парцинальная программа психолого-педагогической поддержки позитивной
социализации индивидуализации развития личности детей «Я открываю
мир», составитель Т.И. Синицина, «Организация работы с ребёнком с
аутизмом. Взаимодействие специалистов и родителей» Н.Ф. Ригиной, С.Ю.
Танцюра, на основе обобщения которых программа даёт возможность
содействовать развитию ребёнка и его внутреннего потенциала, охватывает
наиболее интересные техники работы с различным методическим
материалом, развивающим сенсорное восприятие ребёнка.
Новизна программы «Шаг вперёд» заключается в том, что она имеет
вариативное вхождение детей в образовательное пространство, где каждый
ребёнок может попробовать свои силы, выбрать приоритетное и максимально
реализовать себя. Специальные методы и приёмы программы позволяют
легче усвоить материал, увеличить объем пассивного и активного словаря,
памяти, внимания. Данная программа направлена на социализацию «особых
детей», на включение их в общественнуюжизнь и формирование позитивного
представления о своих способностях и возможностях, личностное,
общекультурное и социально развитие.

4

Актуальность программы.
Социализация и интеграция детей с ограниченными возможностями в
социуме становится приоритетной задачей современного общества. Ребёнок
с ограниченными возможностями здоровья наравне с другими должен
получать образование и развиваться.
Проблема воспитания и обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов с
отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных
проблем коррекционной педагогики. В соответствии с «Конвенцией о правах
ребёнка» и «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и
развития детей», каждому ребёнку должно быть гарантировано право на
развитие, воспитание и образование с учётом его индивидуальных
возможностей.
Данная программа представляет
коррекционно-развивающую
систему,
обеспечивающую
создание оптимальных
условий
для
развития
эмоционально-волевой, познавательной, развития позитивных качеств
личности ребёнка, а также содействует личностному развитию учащихся,
позитивной социализации, удовлетворению индивидуальных потребностей
обучающихся
в
интеллектуальном,
художественно-эстетическом,
нравственном развитии.
Коррекционно-педагогическое воздействие направлено на преодоление и
предупреждение вторичных нарушений развития, а также на формирование
определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной
подготовки детей к жизни в обществе.
Различия выраженности физического и психологического состояния детей
обусловливают
необходимость
определения
дифференцированных
маршрутов обучения и построение индивидуальной траектории развития.
Педагогическая целесообразность.
Программа дает возможность создания ситуации успеха для детей с
ограниченными возможностями здоровья через применение индивидуальнодифференцированного подхода в обучении, что позволяет обучающимся
справиться с возможными трудностями при выполнении заданий, повышает
самостоятельность детей. Реализация программы даёт возможность решать
проблему обеспечения права ребенка с ОВЗ на образование и развитие.
Отличительная
особенность.
Программа
является
целостным
интегрированным курсом, направленным на индивидуальное обучение
каждого ребёнка, составление индивидуальных образовательных маршрутов.
ИОМ направлены на коррекцию и приобретение навыков, необходимых для
успешного общения и развития познавательного интереса. Содержание
обучения пересмотрено и адаптировано к возможностям каждого ребёнка
таким образом, чтобы формирование знаний и умений осуществлялось на
доступном для обучающегося уровне.
5

Отличительной особенностью программы является то, что она построена
циклично. Каждая тема отрабатывается на каждом занятии по различным
блокам, и они логически связаны между собой. Программа дает возможность
не только стимулировать развитие ребенка путем тренировки движений
пальцев рук, развития его познавательных потребностей, но возможность
получить платформу для социального и культурного самовыражения
ребёнка.
Адаптированная программа позволит реализовать индивидуальный подход к
каждому ребёнку с ОВЗ, обучение поможет раскрыть творческий потенциал
этих детей, будет способствовать их успешной социализации, улучшит
качество жизни.
На каждом занятии проводятся дыхательные и кинезиологические
упражнения, физкультминутки и пальчиковая гимнастика, которые
способствуют развитию и укреплению мозговой деятельности детей.
Мнемотехника является одной из разновидностей арт-технологии,
позволяет ребёнку раскрыться, гораздо быстрее вспомнить слово, фразу и
стихотворение. Дети учатся самостоятельно рассуждать, думать,
высказывать свои мысли.
Адресат программы:
Данная образовательная программа разработана для детей с ОВЗ и
инвалидностью, имеющих значительные ограничения жизнедеятельности,
приводящие к социальной дезадаптации, вследствие нарушений развития
и роста ребёнка, способностей к самообслуживанию, передвижению,
ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению.
Программа предназначена для детей (мальчики и девочки) 5-18 лет.
Программа рассчитана на один год обучения. Зачисление детей
осуществляется без предварительного тестирования.
Объем и срок освоения программы:
Уровень обучения Период

Кол-во недель

Кол-во часов в
год

Ознакомительный

36

144

1 год

Форма обучения – очная, с использованием различных образовательных
технологий; индивидуальная.
Формы организации занятий:
• занятия-объяснения;
• занятия-игра;
• консультации (для родителей).
Виды занятий определяются содержанием программы.
6

Особенности организации образовательного процесса:
Занятия проводятся индивидуально.
Программа ориентирована на обучающихся разных возрастов с учётом
физического и психоэмоционального развития. Индивидуальная работа даёт
возможность чутко и своевременно реагировать на любые изменения
возможностей, потребностей и личностных предпочтений ребёнка, что, в
свою очередь, может актуализировать его внутренние ресурсы, включить
механизм самокоррекции.
При планировании коррекционной работы учитывается:
- индивидуальный подход к каждому ребёнку с учётом его возрастных и
индивидуальных особенностей;
-положительная мотивация выполнения заданий;
-чередование различных видов деятельности.
В работе учитывается интеграция следующих областей:
коммуникация, социализация, познание, чтение художественной
литературы, здоровье.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий.
Период
1 год

Продолжительн
ость занятия

Кол-во занятий в Кол-во
неделю
часов
неделю
1ак. час по 40 1-2
12
мин

Кол-во
в недель
36

В соответствии с СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения и воспитания в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
адаптированным основным общеобразовательным программам для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Продолжительность занятия: 40 минут.
Количество часов в неделю: 12 академических часов.
Количество занятий: 144
Форма проведения: очная, индивидуальная.
Помещение для занятий: кабинет №10.
1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Целью программы является содействие развитию ребенка с нарушениями
развития для социализации, формирования предпосылок учебной
деятельности, создание условий для реализации его внутреннего потенциала,
помощь в преодолении и компенсации отклонений, мешающих его развитию
и оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным
представителям),
Задачи:
Образовательные:
7

- развитие познавательной активности ребенка;
- развитие грамматического строя речи с учётом индивидуальных
особенностей и его психофизических возможностей;
- расширение знаний, умений, навыков.
Метапредметные:
-преодоление и предупреждение
вторичных отклонений в развитии
познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров;
- развитие умения и навыков взаимодействия со взрослыми и детьми;
- формирование потребности к самостоятельной, творческой, познавательной
деятельности и рефлексии;
- сенсорное развитие;
- развитие мелкой моторики, глазомера;
-уточнение, обогащение и систематизация активного и пассивного
словаря (бытовые моменты, обобщающие понятия, окружающий мир);
- создать ситуацию успеха.
Личностные:
- воспитание позитивной нравственной самооценки и самоуважения,
жизненного оптимизма;
- воспитание умения видеть и понимать прекрасное в окружающей
действительности;
- воспитание культуры общения, поведения.
- воспитание положительных личностных качеств, нравственности,
коммуникабельности, дружелюбия.
Коррекционные:
- развитие зрительной памяти, внимания, усидчивости;
- формирование зрительно-двигательной координации;
- коррекция отдельных сторон психической деятельности;
- развитие познавательной и эмоциональной сферы.
1.3. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Содержание программы.
№
Название раздела

Часы
Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Осведомлённость
«Хочу всё знать»

5

2

3

3

«Учимся, играя»
Восприятие
предмета, картинки
Сенсорные эталоны
«Радуга чувств»

5

2

3

5

2

3

4

Форма
контроля
и
аттестации
Беседа, опрос,
анкетирование.
Тесты, беседа,
рисунок,
опрос.
Тестирование
Опрос,
тестирование
8

5

6

7
8

Итого

Пространственные
и
временные
отношения
«Мир вокруг!»
Внимание Память
Мышление
«Познавая себя»
Речь
«Азбука речи»
«Решаем! Учимся!
Творим!»ЭМП
Конструктивная
деятельность

5

2

3

Опрос,
тестирование

5

2

3

Тестирование

5

2

3

Тестирование

5

2

3

Тестирование

36

15

21

Содержание учебного плана
Раздел 1. Вводное занятие (1 час)
Теория: Знакомство с ребёнком. Правила поведения, техника безопасности.
Анкетирование родителей.
Раздел 2. «Хочу всё знать» (5 часов)
Теория: Понятие семья. Части тела. Представление ребёнка о себе, о
ближайшем окружении.
Практика: Развитие общей осведомлённости о себе, своей семье,
ближайшем окружении. Физкультминутки. Пальчиковая гимнастика.
Дыхательная гимнастика. Разучивание частей тела.
Воспитательный компонент: Воспитание семейных ценностей. Воспитание
и формирование культуры поведения в Центре и вне Центра.
Раздел 3. «Всё обо всём» (5 часов)
Теория: Восприятие предметов, картинок.
Практика: Упражнения, развивающие образное восприятие. Выделение
частей из целого. Дорисовывание предметов, обведение контуров.
Воспитательный компонент:
Обогатить ребёнка знаниями о природе, своей малой и большой Родины,
человеке, обществе.
Раздел 4. «Радуга чувств»
Теория: Сенсорные эталоны. Знакомство с формой, цветом, величиной.
Вкус, запах, тактильные ощущения.
Практика: Упражнения на классификацию предметов по физическим
характеристикам. Практические задачи на соотнесение величин. Разучивание
геометрических форм, фигур.
Воспитательный компонент:
9

Формирование представлений о разнообразных свойствах окружающей
среды и помогают формировать целостные образы предметов.
Раздел 5. «Этот удивительный мир!»
Теория: Что такое время и пространство? Понятия правая и левая сторона.
Времена года. Части суток. Месяцы. Дни недели.
Практика: Складывание картинок из частей. Классификация предметов,
картинок в пространстве. Ориентировка в пространстве. Выполнение заданий
на временную последовательность. Составление рассказов о деятельности
людей в разное время года, суток.
Воспитательный компонет:
Воспитывать в детях умение ценить своё и чужое время
Раздел 6. «Учимся, играя»
Теория: Значение внимания, памяти.
Практика: Упражнения на развитие уровня произвольного и
непроизвольного внимания и сенсомоторной координации (зрительной и
слуховой). Заучивание стихотворений. Упражнения для развития
логического мышления. Обобщение предметов. Исключение лишнего.
Развитие зрительной, слуховой памяти.
Воспитательный компонент:
Укрепление и развитие волевых качеств личности.
Раздел 7. «Азбука речи»
Теория: Понятия: слово, фраза, предложение, рассказ. Словесная и
бессловесная инструкции.
Практика: Упражнения и игры на развитие активного и пассивного словаря.
Анализирование картинок с помощью наводящих вопросов. Установление
связи между картинками, последовательности событий. Придумывание
начала или конца рассказу. Разучивание предлогов в, на, над, за, перед, около
и т.д. Загадки, пословицы, поговорки. Установление причинно-следственных
связей. Оставление рассказов по сюжетным картинкам. Пересказ текста,
сказки.
Воспитательный компонент:
Воспитание культуры речи.
Раздел 8. «Решаем! Учимся! Творим!»
Теория: Знакомство с элементарными математическими представлениями.
Конструктивная деятельность.
Практика: Пересчёт предметов. Соотнесение количества предметов с
количеством пальцев, с изображением числа.
Сравнение чисел, множеств. Последовательность чисел. Обратный счет.
Выполнение несложных счётных операций. Конструирование по образцу.
Составление фигур: «Танграм», математические игры.
Воспитательный компонент: Воспитание усидчивости, умения доводить
начатое до конца.

10

1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Результатом освоения образовательной программы «Шаг вперёд» является
формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорно-перцептивных,
мнемических
и
интеллектуальных
процессов;
гармонизация
психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к
своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности,
формирование навыков самоконтроля; развитие способности к эмпатии,
сопереживанию; формирование продуктивных видов взаимоотношений с
окружающими (в семье, вне семьи), повышение социального статуса ребенка
в коллективе. Требования к результатам освоения курсов коррекционноразвивающей области конкретизируются применительно к каждому
обучающемуся с ОВЗ в соответствии с его потенциальными возможностями
и особыми образовательными потребностями.
Оцениваются результаты деятельности, сформированные в соответствии с
требованиями к результатам освоения программы: предметные,
метапредметные и личностные результаты, универсальные учебные
действия.
Компетенции, которые могут быть сформированы в результате освоения
программы:
Образовательные результаты:
- уметь доводить начатое дело до конца и добиваться результатов;
- умение понимать и выполнять алгоритм действий;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
- умение принимать решение и выбирать способы действий из
усвоенных ранее способов.
- уметь планировать свою деятельность;
- контролировать качество её выполнения, общую организацию работы;
- быть способными к волевым усилиям и произвольной регуляции
поведения;
- использовать коммуникативные умения в процессе реализации учебной
и творческой деятельности (умение выслушивать чужое мнение;
Метапредметные:
- воспитание ответственного отношения к качественному выполнению
заданий, доведению работы до конца, развитие чувства аккуратности;
- развитие культуры взаимоотношений с детьми и взрослыми;
- повышение уровня сенсорного восприятия;
- умение взаимодействовать с педагогом, готовность ребенка к включению
в образовательную деятельность;
- мелкая моторика рук, глазомер;
- повышение уровня общей осведомлённости;
- пополнение активного и пассивного словаря;
Личностные:
- укрепление у обучающихся позитивной нравственной самооценки и
самоуважения, жизненного оптимизма;
11

-доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, понимание и
сопереживание другим людям.
- умение видеть и понимать прекрасное вокруг;
- контролировать и оценивать свои и чужие действия;
- формирование основы морали – осознанного представлениями о добре и
зле, о должном и недопустимом.
Коррекционные:
- оказание консультативной и методической помощи семье;
- коррекция отдельных сторон психической деятельности;
- формирование зрительно-двигательной координации;
- развитие зрительной памяти, внимания, логического мышления,
усидчивости;
-повышение уровня общего развития, восполнение пробелов
предшествующего развития и обучения;
- обеспечение возможности освоения программы на доступном детям
уровне;
- развитие познавательной и эмоциональной сферы.
РАЗДЕЛ № 2.
«КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ»
2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК НА 2021- 2022 УЧЕБНЫЙ
ГОД
Наименов
ание
объедине
ния,
группы

Уровень
/год
обучени
я

Срок
учебного года
(продолжител
ьность)

Количество
занятий
в
неделю,
продолжительн
ость
одного
занятия

Наименова
ние
дисциплин
ы (модуля)

«Шаг
вперёд»

1 год

1 год

1-2 занятия в «Шаг
неделю по 40 вперёд»
минут

Всего
академи
ческих
часов в
год

144

Количе
ство
академ
ически
х часов
в
неделю
12

2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Формы занятий.
В работе учитывается интеграция следующих областей:
коммуникация, социализация, познание, чтение художественной
литературы, здоровье.
1. Коммуникация – обогащение словаря, звуковая культура речи, развитие
умения поддерживать диалог.
2. Познание – беседы, дидактические игры, совершенствование смысла
понимания пространственных отношений.
3. Чтение художественной литературы (используются произведения
познавательной направленности (стихи, потешки, сказки).
12

4. Социализация – приобщение к общепринятым нормам и правилам
взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
5. Здоровье – физкультминутки, дыхательнаая гимнастика.
Основной формой осуществления образовательного процесса
является занятие, которое включает в себя следующие виды работы:
1. Кинезиологические упражнения.
2. Упражнения на развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия,
фонематических процессов, внимания, памяти,
3. Упражнения и задания на развитие мелкой моторики (пальчиковые
игры, игры с массажными ёжиками, пеной для бритья, сенсорными
мешочками и т.д.)
4. Дыхательные упражнения.
5. Упражнения для развития активного и пассивного словаря.
6.Упражнения для развития логического мышления,
установления
причинно-следственных связей.
7. Упражнения для развития пространственного и временного восприятия,
начальных математических знаний.
Особое место в программе занимает дидактическая игра. На занятиях дети
учатся,
играя, т.к дидактическая игра содержит в себе большие
потенциальные возможности активизации процесса обучения.
Материально-технические условия
- Для обеспечения образовательной деятельности в кабинете созданы условия
для коррекционно - развивающих занятий.
- пространство кабинета разбито на зоны, где находятся песочница, игрушки,
материалы для разнообразных сюжетно-ролевых и дидактических игр, в том
числе предметы-заменители.
Материально-техническое обеспечение:
- наглядные пособия;
- дидактический материал
Методическое обеспечение: специальную и популярную литературу для
педагога и для учащихся, журналы, интернет источники.
Архитектурная среда и учебное пространство:
- компьютерная техника (персональный компьютер учителя, множительная
техника);
- аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений
для крепления таблиц, картинок и т. д.;
- книжный уголок отличается разнообразием и содержательностью
материала. Детская литература подобрана в соответствие с возрастом и
способностями ребёнка.
- зона конструктивных игр отличается доступностью и удобством
расположения, содержит разнообразный строительный материал, разные
виды конструкторов.
- комплекс игр и упражнений по развитию и коррекции внимания,
восприятия, памяти, мышления.
13

- наборы дидактических игр, раздаточного материала, картинок для
индивидуальной работы.
- Для художественно-эстетического развития ребёнка и коррекции
нарушений развития фонематического слуха и ритмической структуры
подобраны музыкально-дидактические игры: на обогащение слухового
опыта; на развитие фонематического слуха и восприятия; на развитие
слуховой памяти.
Специальное оборудование:
- уголок с подборкой иллюстраций с предметными и сюжетными
картинками,
- игрушки для обыгрывания стихов, сказок, рассказов.
- раскраски по лексическим темам;
- для развития глазодвигательных функций лабиринты
-материалы для развития мелкой моторики (конструкторы, пластилин,
штриховка и др.)
- предметы необходимые для массажа мелкой мускулатуры (мяч-еж, кольцоеж, валик-еж и др.)
- дидактический материал, необходимый для развития систем сенсорных
эталонов, стимулирования познавательной активности
Кадровое обеспечение: педагог, реализующий данную программу, имеет
психолого-педагогическое образование, курсы повышения квалификации
«________________________________________________________________»
2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Система оценки достижений планируемых результатов:
- наблюдение за деятельностью ребёнка в ходе выполнения практических
заданий;
- наблюдение продуктивной деятельности обучающегося в ходе занятия.
Диагностика проводится в соответствии с индивидуальной картой
достижения обучающегося (Приложение 2).
Виды и формы контроля:
- Входной контроль - собеседование, анкетирование, тестирование,
наблюдение.
- Текущий контроль - проверка усвоения и оценки результатов каждого
занятия. Беседы в форме «вопрос - ответ», самостоятельная работа, беседы,
тестирование, наблюдение.
В практической деятельности результативность оценивается анализом
тестов, результатами наблюдений.
- Периодический – проверять степень усвоения материала по разделу.
- Итоговый (проводится в конце обучения) – основная форма подведения
итогов обучения.
Диагностика освоения программы позволяет
анализировать эффективность методов и приемов, применяемых в работе с
детьми, проводить их корректировку. По результатам итогового контроля
определяется уровень освоения каждым ребенком программного материала:
14

Методики контроля по окончании реализации программы.
- индивидуальные показатели положительной динамики;
- диагностика детей;
- качественные изменения в психоэмоциональном состоянии ребёнка –
появился интерес к игровой, учебной деятельности, повысилась самооценка,
возросла работоспособность;
Уровень освоения программы необходим только педагогу, обучающийся же
получает положительную оценку своего обучения, а в случае недостаточного
усвоения – рекомендации педагога для продолжения занятий.
Высокий уровень – ребенок активен на занятии, уверенно выполняет задания
педагога; по назначению использует необходимый материал; знает
назначение материала, умеет довести работу до конца.
Средний уровень – ребёнок выполняет задание полностью по образцу;
отвечает не на все вопросы педагога; задания выполняет с помощью
педагога; неуверенно использует знания и умения; заинтересован в
выполнении задания, задает вопросы педагогу.
Низкий уровень – ребёнок невнимателен на занятии, часто переключается на
другую деятельность; не повторяет задания, показанные педагогом;
неправильно отвечает на вопросы педагога.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
Аналитический материал, портфолио ребёнка, журнал посещаемости, карта
индивидуальных достижений, методическая разработка, отзыв детей и
родителей, свидетельство (сертификат, фото).
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
Аналитический материал по результатам педагогической диагностики.
Эффективность программы основывается на результатах обучения, которые
появляются в ходе контроля качества знаний, умений и навыков
обучающихся.
Основными формами подведения итогов реализации программы
являются тестирование и самоанализ учащихся своих достижений,
применяемых в конце изучения наиболее важных тем. Оцениваются знания,
умения и навыки обучающихся по 3-х бальной системе: минимальный
общий, высокий уровни, условия занятий и сформированности умений и
навыков. В конце учебного года проводится тестирование детей по
пройденным темам.
Для оценки результативности учебных занятий применяется текущий
и итоговый контроль. Текущий контроль необходим для определения уровня
усвоения материала. Формы текущего контроля: задания, наблюдение,
тестирование.
2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Карта индивидуальных достижений.
Результаты диагностики.
15

2.5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Особенности организации образовательного процесса
(методы и методики обучения)
Форма обучения – очная.
Обязательным элементом каждого занятия являются пальчиковая
гимнастика, дыхательная гимнастика и кинезиологические упражнения,
физминутки.
Методы обучения:
1.
словесный метод - устное изложение, беседа, объяснение;
2. метод демонстрации - использование наглядных пособий,
личный пример, просмотр видеоматериалов;
3.
практический метод – выполнение заданий;
4. объяснительно - иллюстративный метод – дети
воспринимают и усваивают готовую информацию;
5. репродуктивный метод – учащиеся воспроизводят
полученные знания и освоенные способы деятельности;
6. частично-поисковый метод – решение поставленной задачи
совместно с педагогом;
7. исследовательский метод – самостоятельная творческая
работа учащихся;
8.
метод разучивания: по элементам; по частям; в целом виде;
9.
метод анализа - все работы в процессе обучения совместно с учащимся
анализировать, выявлять ошибки, подчёркивать успехи.
Основным акцентом программы является творческое развитие личности
ребёнка посредством игр.
С целью эффективности образовательного процесса при организации занятий
возможно соединить игру, труд и обучение, что поможет обеспечить
единство решения познавательных, практических и воспитательных задач.
Информационный материал должен быть небольшим по объему, но нести в
себе достаточно информации для овладения знаниями, позже применяемыми
на практическом занятии. Важно не перегружать детей и создавать условия
для самовыражения и развития конструктивной и мыслительной
деятельности.
Форма организации образовательного процесса: индивидуальная.
Форма организации учебного занятия: игра, объяснение, беседа,
практическое занятие.
Педагогические технологии: технология индивидуализации обучения,
технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения,
технология
творческой
деятельности,
технология сотрудничества.
здоровьесберегающие технологии.
Занятие представляет собой комплекс специальных техник и упражнений,
направленных на повышение познавательного интереса, формирование
произвольных форм поведения, развитие психологических основ учебной
деятельности.
16

Алгоритм учебного занятия
1.Организационный момент.
2.Разминка. Дыхательные упражнения.
3.Повторение пройденного материала.
4. Пальчиковая гимнастика.
5. Физкультминутка.
6. Кинезиологические упражнения.
7. Объяснение нового материала.
8. Рефлексия.
9. Традиционное прощание.
1.Организационный момент.
Занимает 1-2 минуты.
Обычно в оргмомент входит приветствие (Приложение 4) , повышающее
настроение ребёнку, настрой, мотивация к обучению.
2.Разминка. Дыхательные упражнения.
Дыхательная гимнастика проводится в игровой форме. Это обеспечит более
высокий уровень активности детей на занятиях. Она может состоять из
упражнений (Приложение 5) , сдувания ваты, бумаги с тарелочки или со
стола, надувания мыльных пузырей.
3.Повторение пройденного материала.
Повторение пройденного материала позволяет восстановить забытое,
тренировать, развивать и закреплять умения и навыки; увидеть проблемы в
знаниях учащихся и устранять эти проблемы, выявляя их причины.
4. Пальчиковая гимнастика. (Приложение 6)
Активизипует речевые центры головного мозга, повышает речевую
активность, создаёт благоприятную эмоциональную атмосферу.
5. Физкультминутка. (Приложение 7)
Проводится в середине занятия или, когда ребёнок устал сидеть. С
гиперактивными детьми можно провести 2 раза за занятие.
6.Кинезиологические упражнения. (Приложение 8)
Кинезиологические методики направлены на активизацию различных
отделов коры головного мозга, её больших полушарий. На занятиях можно
применять её в любые режимные моменты в качестве динамических пауз.
7. Объяснение нового материала.
Дети с различными трудностями развития имеют трудности в усвоении того
или иного учебного материала.
Для облегчения усвоения материала, он должен иметь зрительный образ.
Поэтому часто используется мнемотехника (Приложение 9). При подборке
заданий необходимо учитывать специфические особенности познавательной
деятельности ребёнка, предполагать возможность вариативности заданий на
одном и том же материале.
Мнемотехника при заучивании стихотворений, пересказа.
Для того чтобы облегчить процесс запоминания,
используются мнемотаблицы, где на каждое слово или словосочетание
17

соответствующее изображение героев, явлений природы, некоторых
действий. Ребёнок по памяти, используя графическое изображение,
воспроизводит стихотворение целиком.
Алгоритм:
1. Выразительное чтение текста взрослым.
2. Повторное чтение текста с опорой на мнемотаблицу с
установкой, что это стихотворение будет разучиваться наизусть, а текст
пересказываться.
3. Объяснение значения непонятных слов в доступной для ребёнка
форме.
4. Чтение взрослым отдельно каждой строчки стихотворения или каждого
предложения текста и повторение её ребёнком с опорой на мнемотаблицу.
6. Рассказывание ребёнком стихотворения или пересказ текста с опорой на
мнемотаблицу.
8.Рефлексия.
Дети отвечают на вопрос: «Что нового они узнали на занятии? Что
понравилось больше всего?
2 и т.д. Отвечают на вопросы, передавая из рук в руки мяч.
9.Традиционное прощание. (Приложение 10)
Каждое занятие по программе включает теоретическую и практическую
часть.
Теоретическая часть содержит – повтор пройденного материала,
объяснение нового, информацию познавательного характера о
приемах, используемых дидактических, кинезиологических, дыхательных
упражнений. Теория сопровождается показом наглядного материала,
преподносится в форме рассказа-информации или беседы, сопровождаемой
вопросами к ребенку. На занятиях используются различные виды
наглядности: показ иллюстраций, рисунков, журналов, фотографий,
образцов изделий, демонстрация трудовых операций, различных приемов
работы, которые дают достаточную возможность обучающемуся закрепить
их в практической деятельности.
1.

2.
3.
4.
5.

2.6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Примерная адаптированная основная образовательная программа для
дошкольников с ТНР под редакцией профессора Л. В. Лопатиной С-П.
2014.
«Служба психологического здоровья в учреждении дополнительного
образования детей», Москва, ЦРСДОД, 2002.
Новиковская О.А., «300 пальчиковых и развивающих игр», Москва,
АСТ, 2020.
Ротарь Н.В., «Занятия для детей с задержкой психического развития»,
Волгоград, издание 3.
Калижнюк Э.С. Психогенные реакции и особенности формирования
личности при детских церебральных параличах. - М.: Минздрав СССР,
1982.
18

6. Сараева Н.М. Характеристика волевой активности подростков с
нарушениями опорно-двигательного аппарата по материалам
экстенсивных методов // Дефектология. - 1979.
7. Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у
детей с церебральным параличом. - Л., 1977.
8. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в
обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для
учителя. – М.: ВЛАДОС, 2004.
9. Куражева Н.Ю. «Цветик – семицветик». Программа психологопедагогических занятий для дошкольников. 4 - 5 года. – СПб.: Речь; М.:
Сфера, 2011
10.Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты,
опросники) / авт. – сост. Е.В. Доценко. – Изд. 2-е – Волгоград: Учитель,
2011
11.Преодоление
задержки
психоречевого
развития.С.Ю.Танцюра,
О.А.Романович, Волгоград. Изд.: Учитель.
12.Создание
и
апробация
модели
психолого-педагогического
сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / Под
общ. ред. С.В. Алехиной, М.М. Семаго. — М.: МГППУ, 2012. — 156 с.
13.Бакалбаева, Г. А. Психологическое развитие старшеклассников с ДЦП /
Г. А. Бакалбаева, К. Т. Талгатова. — Текст : непосредственный //
Молодой ученый. — 2015 г.
14.Парцинальная
программа
психолого-педагогической
поддержкипозитивной социализации индивидуализации развития
личности детей «Я открываю мир». Составитель Т.И. Синицина,
Волгоград. Изд.: Учитель,2014-87 с.
15.Альтернативная коммуникация в обучении детей с ОВЗ. С.Ю.
Танцюра, С.И. Кононова
Москва, Изд. «ТЦ Сфера»2019, 64 с.
16.Формирование коммуникативного и социального опыта у детей с ЗПР.
Автор-составитель Бойко Т.В.Изд. 2-е – Волгоград: Учитель, 2014.-91с.
17.Формирование жизненных компетенций у детей с умственной
отсталостью. Т.Ф. Баранова, Б.М.БасанговаБ, С.Ю. танцюра и др..
Москва, Изд. «ТЦ Сфера»2020, 64 с.
18.Организация работы с ребёнком с аутизмом. Взаимодействие
специалистолв и родителей. Н.Ф. Ригина, С.Ю. Танцюра. Москва, Изд.
«ТЦ Сфера»2020, 64 с.

19

Приложение 1 к положению о ДООП

1

Наименование разделов, модулей, тем
ПсихологоОбразовательный
педагогический
компонент
компонент
Диагностический
Определение
навыков
зрительномоторной
координации.

2

Деятельностный

3

Рефлексивный

Итого

Внимание,
пространственные
ориентировки,
временные
представления.
Память.
Наглядно-образное
мышление,
формирование
мыслительных
операций.

Учебный план
Количество часов
Всего Теория Практика

7

3

4

25

10

15

4

2

2

36

15

21

Форма аттестации и контроля
Психолого-педагогический
Образовател
компонент
ьный
компонент
Протокол наблюдения за
Наблюдение,
ребенком, составление
тестирование
психолого-педагогической
,
характеристики ребенка с
беседа,анкет
целью определения уровня
ирование.
ближайшего развития.
Составление индивидуального
образовательного маршрута.
Определение
динамики Выполнение
развития
коммуникативных заданий,
способностей
в
процессе опрос
обучения.
Создание папки «Портфолио»
Оценка результатов
деятельности. Анализ
успешности коррекционноразвивающей работы на
основе динамики развития
учащегося.

Творческая
работа

20

Приложение 2
КАРТА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ОСВОЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОГРАММЫ «ШАГ ВПЕРЁД»

Индивидуальная карта
_________________________________________________________
Фамилия,имя,отчество

ОСВЕДОМЛЁННОСТЬ

Н

С

К

8 – высокий уровень; 6-7- выше среднего; 4-5 средний уровень; 3-2 - ниже
среднего;1 -низкий уровень
ВОСПРИЯТИЕ КАРТИНКИ, ПРЕДМЕТА.
Н С

К

Представления ребёнка о себе.
Представления ребёнка о ближайшем окружении.
Общее количество баллов
Уровень развития

Пересекающиеся контурные изображения
Выделение в предмете существенных деталей и частей.
Методика «дорисуй предмет»
Общее количество баллов
Уровень развития
11-12 – высокий уровень; 9-10 выше среднего; 6-8 средний уровень; 4-6 ниже
среднего; 0-3 низкий уровень
ВОСПРИЯТИЕ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ.
Н С К

Величина
Цвет
Форма
Общее количество баллов
Уровень развития
11-12 – высокий уровень; 9-10 выше среднего; 6-8 средний уровень; 4-6 ниже
среднего; 0-3 низкий уровень
ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ И ВРЕМЕННЫХ
Н С К
ОТНОШЕНИЙ

Различение правой и левой стороны
Разрезные картинки
Ориентировка в пространстве, понимание предлогов
Части суток
Времена года
Дни недели
Общее количество баллов
Уровень развития
21

11-12 – высокий уровень; 9-10 выше среднего; 6-8 средний уровень; 3-5 ниже
среднего; 0-2 низкий уровень
УРОВЕНЬ ПРОИЗВ-ОГО ВНИМАНИЯ И
Н С К
СЕНСОМОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ

Диагностический тест «Дорожки»
Диагностический тест «Лабиринт»
Общее количество баллов
Уровень развития
6 – высокий уровень; 5 - выше среднего; 4 - средний ур.; 3- ниже среднего; 02 низкий ур.
ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ
Н С К

Запоминание 10 слов (запоминание)
Запоминание 10 слов (сохранение)
Стихотворение
Общее количество баллов
Уровень развития
9 – высокий уровень; 7-8- выше среднего; 5-6- средний уровень; 3-4- ниже
среднего; 0-2 -низкий уровень
ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ

Н

С

К

Невербальная классификация геометрических фигур
Классификация предметов
Способность к обобщению
Исключение лишнего предмета
Понимание картинок со скрытым смыслом
Понимание текста со скрытым смыслом
Понимание серии картинок связанных единым сюжетом
Придумывание начала и конца рассказу
Способность объяснить загадку
Способность к установлению причинноследственных связей
Умение абстрагировать
Общее количество баллов
Уровень развития
21-22 - высокий уровень; 16-20- выше среднего; 11-15- средний уровень; 6 –
10- ниже среднего; 0 – 5- низкий уровень
ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ
Н С
Понимание словесной инструкции
Объём пассивного словаря
Объём активного словаря
22

К

Особенности фразховой речи
Рассказ по малосюжетной картинке
Рассказ по серии сюжетных картинок
Пересказ короткого текста
Общее количество баллов
Уровень развития
14 - высокий уровень; 10-13 выше среднего; 7-9 - средний уровень; 4-6 - ниже
среднего; 0-3 - низкий уровень
ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ Н С К
Пересчёт предметов в пределах 5-10
Соотнесение данного количества с количеством пальцев
Выделение из множества
Сравнение множеств
Счётные операции на конкретном материале с открытым
результатом
Счётные операции на конкретном материале с закрытым
результатом
Решение простых задач на конкретном материале – открытый
результат
Решение простых задач на конкретном материале – закрытый
(отвлечённый)результат
Составление арифметических задач
Общее количество баллов
Уровень развития
49 -54 высокий уровень развития;37- 48 выше среднего;27-36 средний
уровень разв.;10-26 ниже среднего;0-9 низкий уровень
КОНСТРУИРОВАНИЕ
Н С К
По образцу
Самостоятельное конструирование
Общее количество баллов
Уровень развития
11-12 – высокий уровень; 9-10 выше среднего; 6-8 средний уровень; 4-6 ниже
среднего; 0-3 низкий уровень
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА
Н С К
Особенности эмоционально-волевой сферы
Общее количество баллов
Уровень развития
4 - высокий уровень; 3 - выше среднего; 2 - средний
уровень; 1 - ниже среднего; 0 - низкий уровень
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО ИТОГАМ УЧЕБНОГО ГОДА:

23

Приложение 3 к положению о ДООП
Календарно-тематическое планирование
№

Время
Колпроведения во
часов

Этап 1.
1.
сентябрьоктябрь

7

Этап 2.
2.
ноябрьдекабрь

9

Этап 3.
3.
январьапрель

16

Тип занятия
(по гл.цели)

Методы и
формы
проведения

Диагностика

Наблюдение
Беседа
Тестирование

Выявление исхо
дного уровня,
состояния детей
для составления
программы
развития детей,
плана работы.

Конструктивный Демонстраци
я образца.
Показ
способов
постройки с
объяснением
приемов
конструирова
ния.

Переход
обучаемого из
пассивного
слушателя в
активного
участника
учебного
процесса с
учетом реальных
возможностей
обучаемого.

Реализация
программы

Цель

Игра.
Формирование
Словесные
опыта
методы: беседа, общественного
объяснение,
поведения.
рассказ, чтение. Стимулирование
Зрительный
мотивации
образ:
познавательной и
наглядные
учебной
методы
деятельности
рассматривание Контроль
предметов,
эффективности
картин и др.,
образовательног
просмотр
о процесса.
мультфильмов,
наблюдения.

Этап 4.
24

4.

май

4

Итоговая
диагностика

Наблюдение
Беседа
Тестирование

Выявление
достигнутого
уровня развития
способностей.
Подведение
итогов освоения
образовательной
программы.

25

Приложение 4
Организационный момент, характеризуется внешней и внутренней
(психологической) готовностью ребёнка к занятию. Основная ее задача приведение ребёнка в "рабочее состояние".
Приветствия:
«Солнечные лучики»
- Ты сегодня такая славная, как красиво улыбаешься, такая вся веселая и
красивая. Покажешь, мне, какая ты веселая?
- Солнышко проснулось и потянуло лучики. Покажи, как солнышко
просыпается? (мимикой, жестами дети изображают солнце, улыбаются). Теплые лучики ласковое солнышко посылает к нам. Поднимем руки, они
лучики – ласковые, добрые, нежные. Прикоснемся осторожно ручкамилучиками друг к другу, погладим и улыбнемся. От прикосновения солнечного
лучика мы стали добрее, радостнее.
«Мой друг»
- Доброе утро!
Я улыбнусь тебе, а ты улыбнись мне.
Чтобы у нас сегодня было хорошее настроение..
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Приложение 5
Разминка. Упражнения на дыхание насыщают клетки мозга ребенка
кислородом — это помогает ему лучше запоминать информацию и активнее
участвовать в учебном процессе.
Сделай глубокий вдох, выдох.
Вдохни здоровье, выдохни болезни!
Вдохни добро, выдохни неприятности!
Вдохни уверенность, выдохни скованность и беспокойство!
Приложение 6
Пальчиковая гимнастика
1.Упражняя и ритмично двигая пальчиками, ребёнок активизирует речевые
центры головного мозга, что необходимо для развития речи.
2.Пальчиковая гимнастика развивает умение подражать взрослым, учит
вслушиваться в речь, понимать ее, повышает речевую активность ребенка,
создает благоприятную эмоциональную атмосферу.
3.Учит ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять.
4.Развивает тонкую моторику рук.
5.Развивает память. В процессе игр ребёнок запоминает стихи, положение
пальцев, последовательность движений.
6.Развивает фантазию и воображение.
26

“Постукивание пальчиками” – имитация игры на пианино.

“Пальчики замерзли”– растираем каждый пальчик в отдельности либо все
одновременно.
“ Замочек ”– пальчики сжаты в кулачок, резким движением их расправляем,

“Салютик ”.

«Кошка-мышка»

«Замок»

Сцепить пальцы в замок и встряхивая «замком», произносить
На двери висит замок,
Кто его открыть бы смог?
Постучали, постучали, (не расцепляя пальцев, постучать ладонями)
Покрутили, покружили (покрутить сцепленными пальцами),
Потянули, потянули
И открыли! (расцепить пальцы, развести руки в стороны).
27

Приложение 7
Физкультминутка

Приложение 8
Кинезиологические упражнения
Упражнения способствуют развитию межполушарного взаимодействия
улучшать
мыслительную
деятельность,
синхронизировать
работу
полушарий. При регулярном выполнении упражнений у детей улучшается
запоминание, повышается устойчивость внимания и корректируется
эмоциональное состояние.
- развитие межполушарных связей
- синхронизация работы связей
- развитие мелкой моторики
- развитие способностей
- развитие памяти, внимания
- развитие речи, мышления“Двойные рисунки”– рисуем двумя руками
одинаковые удивительные формы.

«Кулак-ребро-ладонь».
Три положения на плоскости стола. Кулачок, затем ладонь ребром на столе,
прямая ладонь на столе. Делать правой, левой рукой, затем синхронно.

28

«Зеркальное рисование».

«Ухо-нос».
Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо.
Отпустить, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук наоборот.

Приложение 9
Мнемотехника

29

Мнемотехника при заучивании стихотворений.
Дети любят стихи, любят их слушать и рассказывать. Часто
заучивание стихотворений у детей с речевыми нарушениями вызывает
большие трудности. Для того чтобы облегчить процесс запоминания,
используются мнемотаблицы, где на каждое слово или словосочетание
соответствующее изображение героев, явлений природы, некоторых
действий. Ребенок по памяти, используя графическое изображение,
воспроизводит стихотворение целиком.
Алгоритм:
1. Выразительное чтение стихотворения взрослым.
2. Повторное чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу с
установкой, что это стихотворение будет разучиваться наизусть.
3. Вопросы по содержанию стихотворения:
28
4. Объяснение значения непонятных слов в доступной для ребенка
форме.
5. Чтение взрослым отдельно каждой строчки стихотворения и
повторение её ребенком с опорой на мнемотаблицу.
6. Рассказывание ребенком стихотворения с опорой на
мнемотаблицу.

Мнемотаблицы при составлении описательных рассказов, сказок.
Составление описательного рассказа по предметной картине;
Описание предметных картин — это связное последовательное описание
изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств,
действий образа жизни.
30

Алгоритм составления описательного рассказа по предметной
картине:
1. Рассматривание мнемотаблицы;
2. Описание каждого изображения отдельно, свойств, действий;
3. Поэтапное соединение повествования каждого изображения;
4. Составление описательного рассказа ребёнком.
Приложение 10
Традиционное прощание
1. «Задуваем свечу»
Это упражнение тренирует артикуляционный аппарат для правильного
произношения звуков.
После окончания занятий, ребёнок задувает свечу, прощаясь до следующего
занятия. Такая последовательность событий позволяет закрепить ребенку
хорошую привычку: делать работу от начала до конца (взял-поработалубрал).
2. «Прощание»
Дети протягивают вперед левую руку «от сердца», правую – «от души» тоже
делает педагог (получается пирамида из ладошек) :
«Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!»
3. А теперь мы улыбнемся,
Дружно за руки возьмемся.
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожелание –
Знания ищи всегда
Умным станешь ты тогда!

4. «Прощаемся с разным настроением»
Для проведения упражнения используется «кубик настроений», на гранях
которого расположены изображения смайликов с разным настроением.
Ребёнок прощается, стараясь передать то настроение, которое соответствует
картинке.
Педагог: Давай попрощаемся друг с другом с разным настроением.
Поможет нам в этом «кубик настроений». Какое прощание вызвало у тебя
приятные чувства?
5. «Аплодисменты»
Педагог: «Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется продолжить игру,
в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем
становятся все сильнее и сильнее».
Комплекс практических методов обучения и воспитания детей с ОВЗ.
31

Практические методы обучения (метод упражнений, лабораторные и
практические работы, игра и др.) используются в процессе обучения детей
для расширения их возможностей познания действительности, формирования
предметных и универсальных компетенций.
Развитию
познавательной
активности
учащихся,
проявлению
заинтересованности в приобретении знаний способствуют дидактические
игры и игровые приемы. Проведение игровых занятий создает оптимальные
условия для развития потребностно-мотивационной сферы детей и облегчает
процесс их адаптации к новым условиям.
Целенаправленное использование игровой деятельности в учебновоспитательном процессе способствует формированию у детей с задержкой
психического развития положительного отношения к учению, закреплению
конкретных представлений о содержательной и организационной сторонах
учебной деятельности, тренировке навыков общения с одноклассниками и
учителем.
Особое значение использование игровой деятельности имеет в работе с
детьми, предрасположенными к развитию дезадаптированных форм
поведения и демонстрирующими негативное отношение к учению.
Сюжетно-ролевая игра способствует постепенному формированию у ребенка
положительного отношения к школьной жизни, что, в свою очередь, будет
стимулировать развитие у учащихся интереса к учению и повышение
успеваемости, способствует росту творческих и интеллектуальных
способностей ребенка (улучшаются процессы коммуникации, приобретения
новых знаний и умений), а также накоплению определенных социальных
навыков,
позволяющих
ребенку
успешно
приспосабливаться
к
действительности.
Повышение уровня умственного развития учащихся осуществляется в
процессе деятельности всех видов – игровой, трудовой, предметнопрактической, учебной.
На начальных этапах обучения целесообразно использовать продуктивные
виды деятельности (игры с песком, пеной для бритья, рисование, лепка,
аппликация, конструирование и др.).
Эти виды работ вызывают у детей интерес к самому процессу деятельности,
позволяют учить элементам планирования, развертыванию высказываний по
этапам деятельности.
Использование продуктивных видов деятельности на начальных этапах
обучения эффективно и в целях формирования самоконтроля и самооценки
учащихся. Поскольку ученик, выполнив задание, приобретает определенный
продукт деятельности, создается благоприятная ситуация для обучения детей
навыку оценивания собственной работы, сравнению полученного результата
с заданным образцом.
Опора на практические действия необходима также в целях формирования
знаний, умений и навыков, соответствующих требованиям программ
обучения по учебным предметам.
32

При
выполнении
упражнений
как
наиболее
распространенного
практического метода школьнику с задержкой психического развития
необходимо соблюдать четкую последовательность, поэтапность действий,
предварительно заданную учителем. Обязательное первоначальное
оречевление действий постепенно свертывается и переводится во внутренний
план. Однако, в случае затруднений ученику предлагают вновь вернуться к
развернутым действиям, сопровождающимся словесными комментариями,
что позволяет осуществлять дифференцированный подход в обучении
учащихся данной категории.
Комплекс словесных методов обучения и воспитания детей с ОВЗ.
Словесные методы обучения (рассказ, беседа, объяснение и др.) имеют
специфику в процессе обучения детей с задержкой психического развития и
на первых этапах обязательно сочетаются с наглядными и практическими
методами.
Недостаточная сформированность основных мыслительных операций и
памяти детей с задержкой психического развития, замедление скорости
приема и переработки сенсорной и речевой информации определяют
необходимость дозированного сообщения нового материала (методом
«малых шагов») с большой детализацией, развернутостью, с конкретностью
действий в форме алгоритмов.
Работа учащихся со схемами, алгоритмическими предписаниями, таблицами,
памятками
обеспечивает
формирование
полноценных
навыков
последовательного выполнения практических и умственных действий,
необходимых для усвоения знаний.
При использовании словесных методов необходимо создавать оптимальные
условия, позволяющие активизировать их познавательную деятельность,
обеспечивать целенаправленность их восприятия и устойчивость внимания,
формировать умения учебного рассуждения, быстро реагировать на
возникающие у детей трудности. Наиболее эффективным является
проведение бесед при объяснении, закреплении, обобщении материала. В том
случае, если необходимо развернутое сообщение педагога, следует
использовать различные приемы активизации деятельности детей (через
усиление практической направленности изучаемого материала, наглядное
представление основных положении сообщения, привлечение примеров,
перекликающихся с жизненным опытом ребенка и т.д.). Таким образом,
методы работы будут определяться в зависимости от конкретного
содержания и задач занятий. Как правило, практические, наглядные и
словесные методы используются в комплексе.
Комплекс по применению дидактических материалов для детей с ОВЗ.
В целях достижения максимального педагогического эффекта при обучении
детей с задержкой психического развития в инклюзивном пространстве,
33

прогнозирования и пропедевтики возможных трудностей необходимо
учитывать ряд рекомендаций к отбору и применению дидактических средств
и ресурсов.
• Отбор содержания обучения, а также предпочтительных видов
деятельности проводится с учетом оптимизации условий для
реализации потенциальных возможностей детей. В процесс обучения
включены задания на развитие восприятия, анализирующего
наблюдения, мыслительных операций (анализа и синтеза, группировки
и классификации, систематизации), действий и умений
• Предлагая
задание,
учитывается,
что
актуальные
и
потенциальные возможности одного и того же ученика могут
различаться как на уроках по разным предметам, так и при выполнении
разных типов учебных заданий на занятиях по одному предмету.
• Для того, чтобы избежать быстрого утомления, типичного для
детей с ОВЗ, периодически в течение урока меняются виды занятий.
• Обязательно для каждого ребенка используются необходимые
ему наглядные опоры.
• Успешность обучения ребенка оценивается в зависимости от
темпа его продвижения к более высокому уровню знаний, к
познавательной самостоятельности, от действенного интереса к
учению.
• На занятиях выдерживается этапность формирования способов
учебной деятельности: сначала детей учат ориентироваться в задании,
затем выполнять учебные действия по наглядному образцу в
соответствии с точными указаниями взрослого, затем – по словесной
инструкции или демонстрации при ее последовательном изложении.
Таким образом, комплексное использование различных методов обучения
повышает надежность усвоения информации, делает учебный процесс
намного эффективнее.

34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».