Веселый счет

Отдел образования администрации
Курского муниципального округа Ставропольского края
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования для детей»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Веселый счет»
Срок реализации программы: 1 год (72 часов)
Возрастная категория: 6-7лет
Состав группы: до 16 человек
ID-номер программы в Навигаторе:23891

Составил:
методист
Муртазаева Аревик Суреновна

ст. Курская, 2022 г.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
1.

Образовательная
организация

2.

Название
программы
Направленность
программы
Нормативноправовая
основа
разработки
программы

3.
4.

муниципальное
бюджетное
учреждение
дополнительного
образования
«Центр
дополнительного образования для детей»
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа «Веселый счет»
Естественнонаучная
- Федеральный закон Российской Федерации от
29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
-Распоряжение
Правительства
Российской
Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р «Концепция
развития дополнительного образования детей»
-Постановлением
Главного
государственного
санитарного врача РФ от 28.09.2020г. №28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно - эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
- Методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ
(включая
разноуровневые
программы)
(Приложение
к
письму
Департамента
государственной политики в сфере воспитания
детей и молодежи Минобрнауки России от
18.11.2015 № 09-3242).
- Приказ Минпросвещения России от 9 ноября
2018 г., № 196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам».
- Приказ Министерства просвещения РФ от 3
сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой
модели
развития
систем
дополнительного
образования детей»
-Положение
о
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программе
муниципального
учреждения
дополнительного
образования
«Центр
дополнительного
образования
для
детей»
Курского
муниципального
района
Ставропольского края (приказ МУ ДО «ЦДОД»
КМР СК от 20 сентября 2019 г. № 74).

Сведения о разработчике
Муртазаева Аревик Суреновна, методист
ФИО, должность
Сведения о программе
1 год
Срок реализации
6-7 лет
Возраст
обучающихся
формирование
логического
мышления
и
6.3. Цель программы
математических знаний.
базовый
6.4. Этапы обучения
7.
Формы и методы
Формы обучения:
очная,
с
использованием
различных
образовательной
образовательных технологий;
деятельности
дистанционная.
Методы обучения:
объяснительно-иллюстративный;
наглядный (демонстрационный материал);
репродуктивный;
практический.
Вводный контроль (первичная диагностика).
8.
Формы
Промежуточный контроль.
мониторинга
результативности Итоговая аттестация.
9.
Дата утверждения
и
последней
24 мая 2022г.
корректировки
программы
5.
5.1
6.
6.1.
6.2.

Раздел №1 « Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка
Ребенка обязательно нужно своевременное приобретение необходимых
навыков для обучения в школе. Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Веселый
счет»
относится
к
естественнонаучной направленности, ориентирована на формирование
познавательных знаний в области математики. Данная образовательная
программа является модифицированной. При составлении программы были
использованы структурные элементы российских учебных пособий:
Колесникова Е.В. «Математика для детей» с учетом возрастных,
индивидуальных психологических и физиологических особенностей
обучающихся при подготовки к школе.
На протяжении всего периода реализации программы решаются задачи,
направленные на развитие основных сфер ребенка: познавательной,
интеллектуальной, которые в целом обеспечивают успешность овладения
учебным материалом.
Содержание программы построено поэтапно, что помогает формировать
у
обучающихся
основу
математических
знаний
и способности к организации своей деятельности. Это способствует
постепенному формированию готовности ребенка к школе: умственному
развитию, развитию мелкой моторики рук, мотивации к обучению и другое.
Актуальность программы
Одной из актуальных проблем в образовании является подготовка
ребёнка к обучению в школе, формирование знаний о количестве, числе,
пространстве и времени, любознательности и мотивации. В рамках системы
дополнительного образования задача обеспечить включенность детей в
образовательный процесс по формированию математических представлений.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что
все задачи направлены на всестороннее, гармоничное развитие детей
дошкольного возраста. Программа построена с учетом интеграции
образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями,
основывается
на
комплексно-тематическом
принципе
построения
образовательного процесса, предусматривает решение программных
образовательных задач в совместной и самостоятельной деятельности
взрослого и детей.
Отличительная особенность программы «Веселый счет» в том,
программа своим содержанием обеспечивает комплексное поэтапное
формирование
основных
составляющих
школьной
готовности:
интеллектуальную, познавательную и психологическую. Для развития этих
способностей на занятиях применяются дидактические игры, выполняющие
определенную дидактическую задачу, скрытую от ребенка в игровой
ситуации за игровыми действиями. Дидактическая игра является одной из
уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не
только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и занимательной

изучению нового материала. Таким образом, новизна с использованием
дидактических игр направлена на формирование знаний, умений и навыков.
Адресат программы
Программа предусматривает обучение детей в возрасте 6-7 лет.
Объем и сроки реализации программы
Срок реализации программы
1 год. Занятия проводятся в
одновозрастных группах с постоянным составом. Группа формируется на
один год обучения. Зачисление детей осуществляется без предварительного
тестирования.
В этом возрасте дети способны внимательно слушать педагога,
понимать и удерживать цель занятия, не отвлекаясь на более интересные
дела, могут доводить дело до конца.
Объем и срок реализации программы
Период
Кол-вонедель
Кол-во часов в год
1 год обучения
36
72
Итого по программе:
72
Форма обучения–очная, с использованием дистанционных образовательных
технологий. Дистанционные занятия по программе «Веселый счет»
проводятся
при
помощи
видео-каналов
связи
GoogleMeet
и
Яндекс.Телемост.
Режим занятий, периодичность и продолжительность
Период
Продолжительно Кол-во
Кол-во
Колсть занятия
занятий
в часов
в вонедель
неделю
неделю
1
академический час 2
2
36
годобуче (30 мин)
ния
Особенности организации образовательного и воспитательного процесса
Занятия проводятся в одновозрастных группах с постоянным составом,
преимущественно в групповой форме.
Программа ориентирована на учащихся дошкольного возраста. У детей
данной возрастной категории преобладает наглядно-образное мышление.
Чтобы запомнить новое число, ребенку нужно соотнести его с количеством
предметов, картинкой. Применяя в обучении метод наглядной демонстрации,
когда при изучении новых чисел, что способствует развитию
математических компетенций, формирует мотивацию на дальнейшее
обучение.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: формирование логического мышления и математических знаний.
Задачи:
Образовательные:
 способствовать овладению знаниями необходимыми для
обучения в школе;
 формировать математические представления о количественных

отношениях, о числе как отношении, о числовом ряде, о составе числа, о
числах второго десятка;
 обучать решению арифметических задач.
Метапредметные:
- способствовать формированию высших психических функций
необходимых для успешного обучения: понятийного речевого,
пространственного мышления, логической оперативной памяти.
 формировать умения работать в малых и больших
группах;
 развивать качества, необходимые для общения со сверстниками
и взрослыми.
Личностные:
 воспитывать дисциплинированность, активность и
самостоятельность;
 воспитывать стремление к рациональному сочетанию труда
иотдыха;
 воспитывать ответственное отношение к порученномуделу;
 обеспечить эмоциональное благополучие ребёнка, развивать его
положительное самоощущение;

формировать положительное отношение к здоровому образу
жизни;
 развивать компетентность в сфере отношений к миру, людям, к
себе, включать детей в различные формы сотрудничества (с взрослыми и
детьми).

1.3. Содержание программы
Учебный план
№п/ Названиераздела
п
1.

«Величина»

2.

«Геометрические
фигуры»

3.

«Ориентировка
во времени»

4.

«Ориентировка в
пространстве»

5.
«Логические
задачи»
Итого:

Общее количество
часов
Всего Теория Практика
14
4
10
14

4

10

10

2

8

16

4

12

18

4

14

72

20

52

Формы контроля
и аттестации
Беседа. Опрос.
Практическая
работа.
Практическая
работа. Викторина.
Практическая
работа.
Практическая
работа.
Викторина.

Содержание учебного плана
1. «Величина» (14 часов)
Теория: знакомить с понятием «величина» (большой, меньше, еще
меньше, самый маленький). Развивать знания, что часть меньше, а
целое меньше части. Знакомство с цифрой. Знакомство с сантиметром,
линейкой, как мерой длины.
Практика: раскладывать предметы в возрастающем и убывающем
порядке по величине, ширине, высоте, толщине, употребляя сравнение.
Делить предметы на 2,4,6,8, и более частей, поясняя, что часть меньше
целого, а целое больше части. Знакомить с графическим изображением
цифры. Измерять линейкой заданный предмет, определять результаты
измерения в сантиметрах.
Воспитательный компонент: Беседа о животных, прививать любовь к
миру, обращая внимание на количественную характеристику.
2. «Геометрические фигуры»(14 часов)
Теория: знакомство с понятием геометрические фигуры (круг, квадрат,
треугольник, прямоугольник, овал, трапеция) и их элементами.
Практика: классифицировать геометрические фигуры по разным
основаниям (вид, величина).Определять элементы геометрических
фигур (вершина, стороны, углы). Закрепление умения называть числа в
прямом и обратном порядке (устный счет), последующее и
7

предыдущее число к названному или обозначенному цифрой,
определять пропущенное число. Знакомство с составом чисел от 0 до
10.
Преобразование одних фигур в другие, путем складывания, разрезания.
Знакомство с порядковым счетом, количественным соотношением
количества предметов с цифрой.
Воспитательный компонент: Прививать любовь к чтению. Чтение
сказки «Волк и семеро козлят», «Козленок который умеет считать до
10».
3. «Ориентировка во времени»(10 часов)
Теория: знакомство с временными представлениями о частях суток,
временах года. Знакомство с часами, стрелками, циферблатом.
Практика: определение времени с указанием точного времени.
Ориентирование в режимных моментах (начало и конец занятия, время
дня).Совершенствование навыков количественного и порядкового
счета в пределах 10, умение отвечать на вопросы «Сколько?»,
«Который по счету?», «На котором месте?».Определять время года и с
месяцами.
Воспитательный компонент: Соблюдение правил поведения на
занятии. Умение держать правильную осанку при письме.
4. «Ориентировка в пространстве» (16 часов)
Теория: формировать умение ориентироваться на листе бумаги,
двигаться в пространстве в соответствии с условными обозначениями.
Знакомство с числами второго десятка.
Практика: ориентировка на ограниченной поверхности (лист бумаги,
учебная доска, страница тетради, книги и т. д.); располагать предметы
и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их
пространственное расположение (вверху, внизу, выше, ниже, слева,
справа, левее, правее, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за,
между, рядом и др.).
Формирование умения раскладывать число на два меньших и
составлять из двух меньших большее (в пределах 20, на наглядной
основе).Составлять заданное число из двух меньших чисел и
раскладывать его на два меньших числа.
Воспитательный компонент: Беседа о порядке за своим рабочим
местом, соблюдать чистоту.
5. «Логические задачи»
Теория: Формирование знаний решения логических задач по
сравнению, классификации.
Практика: Знакомство с монетами достоинством 1, 5, 10 копеек, 1, 2,
5, 10 рублей (различение, набор и размен монет). Формирование
умения на наглядной основе составлять и решать простые
арифметические задачи на сложение (к большему прибавляется
меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка); при решении
8

задач пользоваться знаками действий: плюс (+), минус (—) и знаком
отношения равно (=).
Воспитательный компонент: беседа о дружбе, воспитывать уважение
к друг другу,
1.4. Планируемые результаты
Учащиеся должны знать:
- числа от 0 до 20;
-классификацию объектов по цвету, форме, размеру, общему
назначению;
-пространственно – временные отношения с помощью слов: слева –
направо, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже,
раньше, позже, вчера – сегодня – завтра;
-предметы по длине, ширине, высоте, массе, вместимости как
непосредственно (визуально, приложением, наложением), так и с помощью
произвольно выбранных мерок (мерных стаканчиков, полосок бумаги, шагов
и т.д.);
Учащиеся должны уметь:
- распознавать известные геометрические фигуры среди предложенных
и среди объектов окружающей действительности;
-объединять группы предметов (части) в целое, выделять часть из
целого; объяснять свои действия и называть число элементов в каждой части
или целом;
- составлять с помощью педагога простые арифметические задачи по
рисункам: составлять математические рассказы и отвечать на поставленные
педагогами вопросы: Сколько было? Сколько стало? Сколько осталось?
- моделировать реальные и абстрактные объекты из геометрических
фигур в виде аппликации или рисунков из 5 – 10 деталей по образцу;
- обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку
« от руки»;
- ориентироваться в пространстве с использованием себя или
выбранного объекта в качестве точки отсчета.
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1 Календарный учебный график
Наименование
объединения,
группы

Уровень/
год
обучения

Срок
учебного
года
(продолжит
ельность)

Количество
занятий
в
неделю,
продолжительно
сть
одного
занятия

«Любознайка»

Базовый,
1 год

36

2 занятия по «Веселый
одному
счет»
академическому
часу
9

Наименован
ие
дисциплины
(модуля)

Всего
академич
еских
часов в
год

Количест
во
академич
еских
часов
в
неделю

72

2

2.2 Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение:
Для реализации программы необходимы:
- счетный материал, от 0 – 20.
- демонстрационный материал для решения задач;
- видеоматериалы из интернет ресурсов;
- рабочие тетради;
-детская мебель в соответствии с СанПин: детские столы, стулья,
доска;
-ноутбук, колонки.
Кадровое обеспечение:
По программе работают педагоги, имеющие педагогическое
образование, прошедшие инструктаж по охране жизни и здоровья детей,
имеющие медицинское заключение о допуске к работе с детьми дошкольного
возраста.
Педагоги знают основы детской дошкольной психологии, возрастные
особенности детей старшего дошкольного возраста, владеют методами и
приемами, позволяющими реализовать задачи, поставленные в данной
программе.
2.3. Форма аттестации и контроля
Для
отслеживания
динамики
освоения
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы и анализа результатов
образовательной деятельности разработан педагогический мониторинг.
Мониторинг осуществляется в течение всего учебного года и включает
вводный контроль (первичную диагностику), промежуточную и итоговую
аттестацию.
2.4 Оценочные материалы
Оценкой
качества
освоения
обучающимися
дополнительной
общеразвивающей общеобразовательной программы является практическая
работа (Приложение 3), результаты которой вносятся в индивидуальную
карту мониторинга учащегося (Приложение 4).
2.5 Методические материалы
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, проблемный,
игровой, проблемно-поисковый и воспитания: убеждение, поощрение,
упражнение, мотивация, одобрение, метод положительного примера.
Форма организации образовательного процесса – групповая.
Формы организации учебного процесса: игра, беседа, открытое занятие,
итоговое занятие, практическое занятие, занятие – сказка, занятие –
путешествие, занятие – праздник, занятие – соревнование, занятие – конкурс,
занятие – экскурсия, занятие – исследование.
Педагогические технологии – технология группового обучения,
технология развивающего обучения, технология игровой деятельности,
зрововьесберегающая технология, технология индивидуализации обучения.
10

-коммуникативная технология обучения, технология педагогической
мастерской.
На занятиях используются методы обучения:
- наглядный (демонстрационный материал);
- репродуктивный;
- исследовательский (творческий проект; творческое задание);
- практический (выполнение упражнений, устная и письменная работа).
2.6. Список литературы
Литература, используемая педагогом для разработки программы и
организации образовательного процесса.
• «Математика для детей 5-6 лет» Е.В. Колесникова 2017 г.
• «Математика для детей 6-7 лет» Е.В. Колесникова 2017 г.

Приложение 1
Методическая разработка «Дидактические игры»
11

Формирования математических представлений осуществляется под
руководством педагога в результате систематически проводимой работы на
занятиях, направленной на ознакомление детей с количественными,
пространственными и временными отношениями с помощью разнообразных
средств. Дидактические средства являются инструментами познавательной
деятельности детей.
Цель методической разработки – ознакомление с дидактическими играми,
как эффективным средством для развития количественного, временного и
плоскостного ориентирования.
Задачи:
 способствовать развитие основных психических процессов – памяти,
внимания, образного мышления;
 выработать умение преобразовывать абстрактные символы в образы;
 способствовать развитию количественного счета и познавательного
развития.
Величина
«Решаем задачи бабушки Загадушки»
Цель: Продолжать знакомить с монетами достоинством 1,2,5,10 рублей, их
набором и разменом.
Материалы: монеты достоинством 1,2,5,10 рублей
Ход: Педагог предлагает детям решить задачу бабушки Загадушки: «У меня
было 10 рублей. На базаре я купила бублик за два рубля. Сколько денег у
меня должно остаться после покупки?»
«Посадим елочки в ряд»
Цель: Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по
высоте и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке,
результаты сравнения обозначать словами: самый высокий, ниже, еще
ниже… самый низкий (и наоборот).
Материалы: фигурки елочек с нарастающей величиной.
Ход: Педагог предлагает детям расставить елочки в ряд, начиная с самой
низкой и заканчивая самой высокой (предварительно дети вспоминают
правила раскладывания предметов). После выполнения задания дети
рассказывают о высоте елочек в ряду.
Затем ребята выстраивают елочки в обратном порядке, начиная с самой
высокой и заканчивая самой низкой.
Геометрические фигуры
«Нарисуй квадрат»
Цель: Продолжать развивать представления о геометрических фигурах и
умение зарисовывать их на листе бумаги в клетку.
Материалы: тетрадные листы в клетку, простые и цветные карандаши.
Ход: Педагог загадывает детям загадку:
Четыре есть у нас угла,
Четыре стороны.
Все стороны равны у нас
12

И все углы равны (квадрат).
Педагог предлагает детям нарисовать квадраты разных цветов и показывает
последовательность рисования: «От точки вправо нужно провести прямую
линию, равную двум клеткам, вниз провести еще одну прямую линию,
равную двум клеткам, затем влево еще одну такую же линию и вверх до
исходной точки. От верхнего правого угла квадрата вправо надо отсчитать
три клетки и нарисовать еще один такой же квадрат»
Дети в тетрадях от предыдущего задания отчитывают вниз четыре клетки,
ставят точку и рисуют квадраты простым карандашом до конца строки.
Затем педагог показывает на доске прием штриховки квадрата сверху вниз,
не отрывая руки.
Дети заштриховывают квадраты разными цветами
«Подбери фигуру»
Цель: упражнять в сопоставлении формы изображенных на картинах
предметов с геометрическими фигурами.
Материал. Подставка, на которой размешены модели геометрических фигур,
картинки, на которых нарисованы предметы, состоящие из нескольких
частей.
Содержание. Педагог объясняет задание: «Я буду указывать на фигуры, а вы
среди своих картинок выбирайте те, на которых нарисованы предметы такой
же формы. Если у вас есть предмет, у которого есть часть такой же формы, ту
карточку вы тоже покажите».
«Сложи фигуру»
Цель: составлять модели знакомых геометрических фигур из частей по
образцу.
Материал. Фланелеграф. Модели геометрических фигур.
Содержание. Педагог помешает модели геометрических фигур на
фланелеграф, вызывает ребенка, просит его показать и назвать фигуры.
Объясняет задание: «У каждого из вас такие же геометрические фигуры, но
они разрезаны на 2 или 4 равные части; если их правильно приложить друг к
другу, то получаются целые фигуры». Выполняя задание, дети
рассказывают, из какого количества они составили фигуру.
«Кто больше увидит»
Цель: закрепление знаний о геометрических фигурах.
Материал. Фланелеграф, геометрические фигуры.
Содержание. На фланелеграфе в произвольном порядке размещают
различные геометрические фигуры. Дети рассматривают и запоминают их.
Педагог считает до трех и закрывает фигуры. Детям предлагает, как можно
больше назвать геометрических фигур, которые были на фланелеграфе.
Выигрывает тот, кто запомнит и назовет больше фигур. Продолжая игру,
ведущий меняет количество фигур.
«Кто быстрее найдет»
13

Цель: учить сопоставлять результаты зрительного и осязательнодвигательного обследования геометрических фигур.
Материал. На полочках подставки размешены модели геометрических
фигур. На 3 полосках - модели этих же фигур, но меньшего размера.
Подносы закрыты салфетками.
Содержание. На подставке расставлены модели геометрических фигур.
Педагог говорит детям: «Сейчас мы поиграем в игру «Кто быстрее найдет».
Те, кого я вызову, должны найти на ощупь под салфеткой такую же фигуру,
на какую я укажу. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее». (Вызывает
сразу по 3 человека).
«Сложи из палочек»
Цель: упражнять в составлении из палочек геометрические фигуры.
Материал: счетные палочки на каждого ребенка.
Содержание. Обучающийся по образцу выкладывает из счетных папочек
какое - либо изображение или фигуру.
«Найди свою фигуру»
Цель: учить детей различать и правильно называть геометрические фигуры,
выбирать фигуры по зрительно воспринимаемому образцу.
Материал. Ящик из картона с прорезанными отверстиями треугольной,
круглой, квадратной и т. д. формы, геометрические фигуры, подобранные
соответственно прорезям на ящике, конверты с изображением
геометрических фигур.
Содержание. Игра заключается в том, что одни дети опускают в ящик
геометрические фигуры (каждую в соответствующую прорезь), а другие
должны выбрать их из ящика, ориентируясь на изображения в своих
конвертах. В этой игре обязательно возникает познавательное общение
детей, благодаря чему возникает речевая активность детей„ дети хорошо
видят ошибки друг друга: «Что ты берешь? У тебя же треугольник!» Группы
детей в этой игре рекомендуется менять местами.
«Геометрическая мозаика»
Цель: учить анализировать способ расположения частей, составлять фигуру,
ориентируясь на образец.
Содержание. Организуя игру, педагог заботится об объединении детей в
одну команду в соответствии с уровнем их умений и навыков. Команды
получают задания разной трудности: составление изображения – предмета из
геометрических фигур: работа по готовому расчлененному образцу, работа
по нерасчлененному образцу, работа по условиям (собрать фигуру человека девочка в платье), работа по собственному замыслу (просто человека).
Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети
должны самостоятельно договориться о способах выполнения задания, о
порядке работы, выбрать исходные материал. Каждый играющий в команде
по очереди участвует в преобразовании геометрической фигуры, добавляя
свой элемент, составляя отдельные элементы предмета из нескольких фигур.
14

В заключение дети анализируют свои фигуры, находя сходства и различия в
решении конструктивного замысла.
Ориентировка во времени
Дидактическая игра «Успей вовремя»
Цель: Продолжать закреплять понятие времени.
Развивать чувство времени, учить регулировать свою деятельность в
соответствии с временным интервалом.
Воспитывать любознательность.
Материалы: материалы игры «Колумбово яйцо», песочные часы.
Ход: На столе у воспитателя картинкой вниз лежит 10 карточек (из игры
«Колумбово яйцо»). Дети разбиваются на пары. Педагог предлагает взять
конверты с разрезанными частями и собрать из них картинку за 3 минуты
(показывает песочные часы). Педагог проверяет, все ли дети успели
выполнить задание, и напоминает о важности умения укладываться в
заданное время.
Дидактическая игра «Назови сутки»
Цель: Закреплять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь)
Материалы: карточки, с изображением частей суток.
Ход: Педагог вместе с детьми выясняет, из скольких частей состоят сутки,
предлагает назвать их, показать соответствующие картинки и выложить их в
правильной последовательности (Утро, день, вечер, ночь). Взрослый
предлагает составить сутки и называет одну из частей суток. Дети
перечисляют остальные части суток и показывают соответствующие
картинки. Игра повторяется 2-3 раза.
Дидактическая игра «Живая неделя»
Цель: закреплять умение последовательно называть дни недели, определять,
какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.
Материалы: карточки с цифрами от 1 до 7, музыка.
Ход: У детей карточки с кругами (от 1 до 7). По заданию ведущего дети под
музыку выполняют различные движения. По ее окончании выстраиваются в
ряд в соответствии с количеством кругов на карточке, обозначающих дни
недели. Проверка осуществляется перекличкой. Игра повторяется 2-3 раза со
сменой карточек.
«12 месяцев»
Цель: закрепить понятие о месяцах.
Материал: карточки, на которых изображены предметы от 1 до 12.
Содержание. Педагог раскладывает карточки изображением вниз и
перемешивает их. Играющие выбирают любую карточку и выстраиваются по
порядку в соответствии с числом, указанным на карточке. Они превратились
в «12 месяцев» Каждый «месяц» вспоминает, что он может рассказать о себе.
Ведущий задает вопросы: «Пятый месяц, как тебя зовут?» Так зовут второй
месяц?» Затем задания усложняются: «Январь, придумай загадку о своем
месяце. Октябрь вспомни пословицу о своем времени года. Март, ты какой
по счету в году? Сентябрь, назови сказку, где встречается твое время года.
15

Апрель, в каких сказках встречается твое время года?» Далее игру можно
усложнить. Для этого используется набор картинок с изображением времен
года и ярко выраженных сезонных явлений. Играющие рассматривают
картинки и выбирают те, которые соответствуют его месяцу или времени
года.
«Логические задачи»
«Матрешки»
Цель: упражнять в порядковом счете; развивать внимание, память.
Материал. Цветные косынки от 5 до 10.
Содержание. Выбирается водящий. Дети повязывают косынки и становятся
в ряд — это матрешки. Они пересчитываются вслух по порядку: первая,
вторая, третья и т. д. Водящий запоминает, на котором месте стоят все
матрешки и выход? за дверь. В это время две матрешки меняются местами.
Водящий входит и говорит, что изменилось, например: «Красная матрешка
была пятой, а стала второй, а вторая стала пятой» Иногда матрешки остаются
на местах.
«Встань на свое место»
Цель: упражнять в порядковом счете, в счете по осязанию.
Материал. Два набора карточек из картона с нашитыми на них в ряд
пуговицами от 2 до 10.
Содержание. Играющие становятся в ряд, руки за спиной, перед ними 10
стульев. В. раздает всем карточки. Дети пересчитывают пуговицы,
запоминают их число. По сигналу: «Числа встаньте по порядку», каждый из
играющих становится за стульчиком, порядковый номер которого
соответствует числу пуговиц на его карточке.
«Живые числа»
Цель: упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10.
Материал. Карточки с нарисованными на них кружочками от 1 до 10.
Содержание. Дети получают карточки. Выбирается водящий. Дети ходят по
комнате. По сигналу водящего: «Числа! Встаньте по порядку!»- они строятся
шеренгу и называют свое число» Водящий проверяет, все ли встали на свои
места. Затем дети меняются карточками. Игра продолжается.
«Сколько?»
Цель: развитие мышления.
Содержание. Педагог предлагает детям ответить на вопросы:
-Сколько хвостов у семи ослов?
-Сколько носов у двух псов?
-Сколько пальчиков у одного мальчика?
-Сколько ушей у пяти малышей?
-Сколько ушек и трех старушек? и т. д.
«Сосчитай правильно»
Цель: упражнять в счете предметов по осязанию.
Материал. Карточки с нашитыми на них в ряд пуговицами от 2 до 10.
16

Содержание. Дети, становятся ряд, руки держат за спиной. Ведущий раздает
всем по одной карточке. По сигналу: «Пошли, пошли»- дети передает друг
другу слева направо карточки. По сигналу «Стоп!» - перестают передавать
карточки. Затем ведущий называет числа «2 и 3», а дети, в руках которых
карточка с таким же числом пуговиц показывают ее. Правила игры. Считать
пуговицы можно только за спиной. Если ребенок ошибся, он выходит из
игры, его место занимает другой ребенок. Игра продолжается.
«Каких кружков больше»
Цель: упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 10
Материал: карточки с 2 свободными полосками. На полосках красные и
синие кружочки (по 10 кружков каждого цвета на ребенка).
Содержание. Педагог дает детям задание: на верхнюю полоску карточки
положить 6 красных кружков вплотную, а на нижнюю - 5 синих кружков на
некотором расстоянии друг от друга. Затем обращается к детям: «Каких
кружков у вас больше: красных или синих. Почему вы думаете, что красных
кружков больше? Что надо сделать, чтобы кружков стало поровну?» и т. д.
(до 10).
«Пляшущие человечки»
Цель: развивать зрительное внимание, навыки счета.
Содержание. Дети в течение 1 минуты рассматривают карту-схему, на
которой схематически изображены «пляшущие человечки» (4 раза по 4
фигурки). Время засекается по песочным часам. 3а 1 минуту, они должны
сосчитать только тех человечков, которые стоят смирно, и обозначить их
количество цифрой (карточкой). Выполнив задание, дети проверяют друг
друга.
«Который по счету»
Цель: закрепить навыки порядкового счета в пределах 10.
Материал: 5 елочек и 5 березок (плоскостные цветные изображения на
подставках), 7 разных игрушек.
Содержание. Педагог обращается к детям: «Что это? Как назвать, одним
словом? Сколько всего деревьев. Коля, пойди и сосчитай! Что сделал Коля?
Что мы узнали? Когда мы считаем: «один, два, три …, то, что мы узнаем?
Если нам надо узнать, на каком месте эта березка (указывает на последнюю),
то, как мы будем считать? Верно, мы будем считать по подряд. Кто хочет
посчитать по порядку? Которая по счету последняя березка. А на каком месте
высокая березка? Сколько всего березок? Аналогично проводится работа с
елочками. Педагог ставит в ряд 7 игрушек. Сколько всего игрушек? Надя,
посчитай! В каком направлении Надя считала игрушки? Что он, а 9 и узнала?
Витя посчитай игрушки слева направо. В каком направлении считал Витя?
Изменился ли результат счета? Почему не изменился результат? Верно,
когда, надо узнать, сколько предметов, то считать можно в любом
направлении, результат будет одинаковым. Саша, посчитай игрушки справа
налево и скажи, на котором месте стоит матрешка? (на третьем) и т. д.
17

Приложение 2
Практическое задание для определения
достижений обучающихся
планируемых результатов программы «Веселый счет»
«Цвет, форма, величина»
Цель: классифицирует объекты по цвету, форме, размеру

18

«Части суток»
Цель: определение частей суток,умение ориентироваться во времени.

«Время года»
Цель: формирование у детей дошкольного возраста представлений об
окружающем мире – о делении года на четыре времени

19

«Деление целого»
Цель: формирование умение делить целое на 2 и 4 равные
части складыванием предмета пополам (на 2 части) и еще раз пополам (на
4 части)

«Ориентировка в пространстве»
Цель: умение ориентироваться в пространстве

«Логические задачи»

20

Приложение 3
Диагностика достижений обучающихся
планируемых результатов программы «Веселый счет»
№

Ф.И.О.
ребенка

Классифициру
ет объекты по
цвету, форме,
размеру

Ориентируетс
я, какой день
недели был
вчера, какой
будет завтра,
о
частях
суток,
временах
года.

Н.г

Н.г
.

Пр.

К.г.

Пр.

К.г.

Умеет делить
одно целое на
2, 4 ,равные
части

Н.г
.

Пр.

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Итоговый показатель по группе (среднее значение)

21

К.г.

Называет
числа и цифры
от 1-20

Ориентирует
ся на листе
бумаги

Знаком с
знаками
>.<.=,+,-,

Н.г
.

Н.г

Н.г

Пр..

К.г..

Пр.

К.г

Пр.

К.г
.

Решение задач на
сложение и
вычитание в
пределах 20 на
основе
предметных
действий

Итоговый
показатель по
каждому
ребенку
(среднее
значение)

Н.г.

Н.г.

Пр.

К.г.

Пр.

К
.
г
.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».