Я познаю мир

Отдел образования администрации
Курского муниципального округа Ставропольского края
муниципальное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования для детей»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО- ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Я познаю мир»
Уровень программы: базовый
Срок реализации: 1 год (144 часов)
Состав группы: до 15 человек
Возрастная категория: 14-15 лет
ID –номер программы в Навигаторе:5117

Составил:
педагог дополнительного образования
Ищукова Анастасия Сергеевна

ст. Курская, 2022 г.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

муниципальное
бюджетное
учреждение
дополнительного
образования
«Центр
дополнительного образования для детей»
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа «Общество и
знания»
Социально – гуманитарная

1.

Образовательная
организация

2.

Название
программы

3.

Направленность
программы
- Федеральный закон Российской Федерации от
Нормативноправовая
основа 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
разработки
-Распоряжение
Правительства
Российской
программы
Федерации от 31.03.2022 г. № 678-р «Концепция
развития дополнительного образования детей до
2030 года»
-Постановлением Главного государственного
санитарного врача РФ от 28.09.2020г. №28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20- Методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ
(включая
разноуровневые
программы)
(Приложение
к
письму
Департамента
государственной политики в сфере воспитания
детей и молодежи Минобрнауки России от
18.11.2015 № 09-3242).
- Приказ Минпросвещения России от 9 ноября
2018 г., № 196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам».
- Приказ Министерства просвещения РФ от 3
сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой
модели
развития
систем
дополнительного
образования детей»
-Положение
о
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программе
муниципального
учреждения
дополнительного
образования
«Центр
дополнительного
образования
для
детей»
Курского
муниципального
района
Ставропольского края (приказ МУ ДО «ЦДОД»
КМР СК от 20 сентября 2019 г. № 74).
Сведения о разработчике

4.

5.

5.1
6.
6.1.
6.2.
6.3.
6.4.
7.

8.

9.

Ищукова
Анастасия
Сергеевна,
педагог
дополнительного образования
Сведения о программе
1 год
Срок реализации
14-15 лет
Возраст
обучающихся
Развитие обществоведческого мышления как
Цель программы
основы социальной компетентности учащихся.
Уровень освоения Базовый
программы
Формы и методы
Формы обучения:
очная,
с
использованием
различных
образовательной
образовательных технологий;
деятельности
- дистанционная;
Методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный (объяснение,
обсуждение);
- эвристический метод (ролевая игра);
- наглядный (демонстрационный материал);
- проблемный;
- репродуктивный;
- частично-поисковый;
Вводный контроль (первичная диагностика).
Формы
Еженедельный контроль.
мониторинга
результативности Промежуточный контроль.
Итоговая аттестация.
Дата утверждения
и
последней
05.06.2022 г.
корректировки
программы
ФИО, должность

Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»
1. Пояснительная записка.
Новые жизненные условия выдвигают свои требования к
формированию молодого поколения, вступающего в жизнь. Дети должны
быть не только знающими и умелыми, но и мыслящими, инициативными,
самостоятельными. В решении этой задачи занимает важное место
обществознание, поскольку в процессе познания, обучающиеся осваивают
окружающий мир, понимают законы его развития, формируют целостное
представление об обществе.
Программа дополнительного образования «Общество и знания» относится к
социально –гуманитарной направленности и нацелена на:
- формирование и развитие интеллектуальных способностей

обучающихся в области обществознания;
- формирование нравственных ценностей личности;
- выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся,
проявивших выдающиеся способности;
- профессиональную ориентацию обучающихся.
Программа дополнительного образования «Общество и знания»
является модифицированной, разработана на основе авторской программы:
Обществознание, под редакцией Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, Л. Ф.
Иванова.
В процессе обучения по программе «Общество и знания» учащиеся
совершенствуют теоретические знания и практические умения, способность
адаптироваться к жизни в обществе, овладевают умениями познавательной,
коммуникативной деятельности в основах социальных ролей, характерных
для подросткового возраста.
Актуальность.
Программа «Общество и знания» отвечает современным потребностям
детей и родителей в получении необходимых теоретических знаний и
навыков для формирования целостной картины мира, личностного развития
и успешной адаптации к требованиям жизни; профессиональному
самоопределению учащихся.
Современный этап общественного развития характеризуется
стремительно разворачивающимися инновационными преобразованиями
различных сфер жизнедеятельности человека, в том числе и социальной.
Обществу и государству сегодня нужны люди, умеющие социализироваться
в меняющемся социуме, владеющие универсальными способами действий.
Одним из ответов системы образования на этот запрос времени являются
идеи компетентностного подхода в обучении, реализованные в Федеральных
государственных образовательных стандартах.
Педагогическая целесообразность.
В программе представлена концепция развивающего обучения:
организация учебной деятельности
учащихся, направленной на
формирование познавательной самостоятельности, развитие и формирование
способностей, идейных и нравственных убеждений, активной жизненной
позиции, готовности личности к дальнейшему развитию. Развивающее
обучение осуществляется в форме вовлечения учащегося в различные виды
деятельности, использование в преподавании дидактических игр, дискуссий,
а также методов обучения, направленных на обогащение творческого
воображения, мышления, памяти, речи. Также учитывает возрастные и
индивидуальные
особенности
детей
(творческие,
эмоциональные,
интеллектуальные и физические), предусматривает самостоятельную
деятельность учащихся, создает условия для их творческого роста и
способствует социализации детей.
Отличительные особенности

На занятиях формируются умения активного освоения деятельности,
пробы себя и своих сил, поиска интересного творческого занятия и общения,
выбора своего дела и завершения его в виде реального осязаемого результата.
Программа обеспечивает приобретение новых и совершенствование
имеющихся способностей.
Программа формирует потребность у учащихся иметь глубокие
прочные знания, учитывает специфику интересов детей, способствует
развитию мышления, нравственного и духовного потенциала, творческой
индивидуальности.
Адресат программы.
В детском объединении занимаются дети (мальчики и девочки) в
возрасте от 14-15 лет. Занятия проводятся в одновозрастных группах с
постоянным составом.
Группы формируются по возрастному признаку, без предварительного
тестирования с учетом наполняемости групп. Добор детей в группу
происходит по результатам диагностических мероприятий.
Настоящая программа предназначена для детей 14-15 лет. В этом
возрасте ребёнок способен к продолжительной концентрации внимания, у
него появляется способность к целенаправленной деятельности, он
овладевает достаточным лексическим запасом и запасом речевых моделей
для удовлетворения своих коммуникативных нужд.
Объём и сроки реализации программы:
Программа рассчитана на 1 год обучения, 144 часа в год.
Уровень освоения программы – базовый.
Форма обучения – очная, с использованием дистанционных
образовательных технологий. Дистанционные занятия по программе «Я
познаю мир» проводятся при помощи видео-каналов связи GoogleMeet и
Яндекс.Телемост.
Особенности организации образовательного процесса.
Программа построена «от простого к сложному» и рассчитана на
подробное разъяснение шести модульных блоков по обществознанию. Виды
занятий определяются содержанием программы и предусматриваются
теоретические, практические занятия, тестирование, викторины, выполнение
олимпиадных заданий и исторических проектов.
Методы обучения – объяснительно-иллюстративный (объяснение,
обсуждение),
эвристический
метод
(ролевая
игра),
наглядный
(демонстрационный материал), проблемный, репродуктивный, частичнопоисковый, практический (решение кейсов).

Режим занятий, периодичность и продолжительность.
Режим занятий соответствует нормам СанПиН 2.4.4.3172-14
Год

Продолжительность

Кол-во

Кол-во

Кол-во

Кол-во
часов в год

обучения

занятия

занятий в
неделю

часов в
неделю

недель

1 год

2ч (2*40 минут),
перерыв 10 мин.

2

4

36

144

1.2. Цель и задачи программы
Целью программы является развитие обществоведческого мышления
как основы социальной компетентности учащихся.
Задачи:
Образовательные:
- освоить основные методы решения задач социальной направленности;
- закрепить и совершенствовать обществоведческие понятия на
практике;
- освоить основные методы решения нестандартных, экзаменационных
и олимпиадных задач по обществознанию;
- расширить спектр специальных знаний в области социальных
объектов и явлений;
- формировать устойчивый интерес к изучению обществознания.
Метапредметные:
- формировать презентационные умения и навыки;
развивать
познавательную
активность,
самостоятельность,
настойчивость в достижении цели, креативных способностей учащихся;
- развивать учебную мотивацию обучающихся на выбор профессии,
связанной с обществоведческими знаниями.
Личностные:
- развивать внимание, память, логическое и пространственное
воображения, умение сравнивать, анализировать и синтезировать,
самостоятельно делать выводы;
- воспитывать социальную ответственность, трудолюбие и умение
преодолевать трудности;
- формировать сознание учащихся о необходимости сохранения и
укрепления своего здоровья;
- воспитывать нравственное и духовное здоровье.

№
п/
п
1

1.3. Содержание программы
Уровень программы - базовый
Возраст детей 14-15 лет
Учебный план
Наименование
Общее количество Формы
модулей
часов
контроля
всег теор практ
о
ия
ика
Вводное занятие
2
1,5
0,5
Беседа

аттестации,

2

Человек и общество

3

Сферы
культуры

4

Экономика

5

7,5

8,5

6

8

30

12,5

17,5

Социальная сфера

18

7

11

6

Сфера политики
социального
управления

и 28

11

17

7

Право

36

14,5

21,5

144

60

84

ИТОГО:

16

духовной 14

Викторина «Общество, в
котором
мы
живем».
Тестирование.
Самостоятельная работа.
Игра «Мораль сей басни
такова…». Тестирование.
Игра «Экономика в жизни
человека»
Зачет
по
понятиям.
Тестирование.
Мозговой штурм.
Игра «Социальные маски».
Тестирование.
Игра
«Выборы
общественного
лидера»
(внутри
детского
объединения).
Тестирование.
Игра «Великий судья»
Зачет по понятиям.
Итоговое тестирование.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Вводное занятие (2 часа)
Теория: Знакомство. Введение в программу «Общество и знания».
Знакомство с содержанием и структурой занятий. Инструктаж по технике
безопасности и правилам пожарной безопасности.
Практика: Игра «Что такое обществознание?»
Воспитательный компонент: Профориентационная беседа.
Модуль 1. Человек и общество (16 часов)
Теория: Понятие «общество» в узком и широком смысле. Функции
общества. Общественные отношения. Сферы общественной жизни.
Специфические черты общества.
Общество и природа. Понятие «природа» в узком и широком смысле.
«Вторая природа». Взаимодействие общества и природы. Противоречия
общества и природы. Представления о взаимосвязи общества и природы.
Общество и культура. Понятия «культура». Система взаимоотношений
общества и культуры.
Взаимосвязь экономической, социальной, политической, и духовной
сфер общества. Взаимосвязь сфер общественной жизни общества.
Взаимовлияние сфер.

Социальные институты. Социальный институт. Основные комплексы
социальных институтов. Функции социальных институтов.
Практика: Входная диагностика в форме тестирования . Решение
тренировочных кейсов. Решение социальных задач. Викторина «Общество, в
котором мы живем». Зачет.
Воспитательный компонент: Беседа «Особенности подросткового
периода. Принятие себя как личность»
Модуль 2. Сферы духовной культуры (14 часов)
Теория: Культура и духовная жизнь. Подходы к пониманию культуры
как явления общественной жизни. Понятие «культура». Понятие «наука».
Образование и его значимость. Религия и религиозные организации. Мораль.
Гуманизм. Патриотизм.
Практика: Решение тренировочных кейсов. Игра «Мораль сей басни
такова…». Исследовательская работа «Духовные традиции ».
Воспитательный компонент: беседа «Наше здоровье. Как сохранить
здоровье в нездоровом обществе (нравственность, милосердие).»
Модуль 3. Экономика (30 часов)
Теория: Экономика: наука и хозяйство. Термин «экономика».
Производство, распределение, обмен, потребление. Факторы производства.
Экономика как наука. Экономические системы. Основные типы
экономических систем: традиционная, централизованная, рыночная,
смешанная. Многообразие рынков. Спрос, закон спроса. Предложение, закон
предложения. Депозит. Кредит.
Экономический цикл и экономический рост. Экономический цикл.
Фазы экономического цикла. Причины циклического развития экономики.
Виды кризисов. Экономический рост.
Роль государства в экономике. Банковская система. Налоговобюджетная политика. Налоги, функции налогов. Государственный бюджет.
Рынок труда. Безработица. Рынок труда, рабочая сила. Особенности рынка
труда. Характерные черты конкурентного труда. Заработная плата.
Прожиточный минимум. Безработица. Личный финансовый план
Практика: Решение тренировочных кейсов. Составление личного
финансового плана. Игра «Экономика в жизни человека» (Приложение 1).
Зачет по понятиям.
Воспитательный компонент: Беседа «Экономическая грамотность»,
беседа «Секреты финансового успеха»
Модуль 4. Социальная сфера (18 часов)
Теория: Социальная структура общества. Семья как малая группа.
Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Социальные
ценности и нормы. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и
алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость ЗОЖ.
Социальный конфликт. Межнациональные отношения.

Практика: Решение тренировочных кейсов. Проблемный семинар по
теме «Причины межнациональных конфликтов, возможные пути их
решения».Мозговой штурм. Игра «Социальные маски».
Воспитательный компонент: Беседа «Учись быть здоровым!»
Модуль 5. Сфера политики и социального управления. (28 часов)
Теория: Власть. Роль политики в жизни общества. Понятие и признаки
государства. Разделение властей. Формы государства. Политический режим.
Демократия. Местное самоуправление. Участие граждан в политической
жизни. Выборы. Референдум. Политические партии и движения.
Гражданское общество. Правовое общество.
Практика: Решение тренировочных кейсов. Деловая игра
«Предвыборные программы политических партий» Самостоятельная работа.
«Выборы общественного лидера» (внутри детского объединения).
Воспитательный компонент: беседа «Твое право выбора».
Модуль 6. Право (36 часов)
Теория: Социальные нормы: типы, функции. Норма права, признаки
нормы права. Структура нормы права: гипотеза, диспозиция, санкция. Виды
правовых норм. Право в системе социальных норм: особенности
взаимодействия. Теории происхождения права, признаки и функции.
Система права: основные отрасли, институты, отношения. Система
права институт права, подотрасль, отрасль права. Виды институтов права.
Основные отрасли российского права.
Источники права. Правовые акты. Источник (форма) права. Виды
источников права: правовой обычай, судебный прецедент, правовая
доктрина, нормативно-правовой акт, нормативно-правовой договор.
Нормативно-правовой акт. Виды нормативно-правовых актов: закон,
подзаконный акт. Правонарушения. Правоотношения, участники. Структура
правоотношений. Правонарушение. Состав (структура) правонарушения.
Виды правонарушений: преступление и проступок. Конституция РФ.
Конституция. Этапы конституционного развития России. Особенности
Конституции РФ: структура, содержание.
Практика: Обобщение и систематизация знаний по программе. Зачет
по понятиям. Игра «Великий судья» (Приложение 2). Разработка и
реализация информационного проекта для школьников разного возраста
«Конституция РФ» Итоговая диагностика в формате проектной работы.
Воспитательный компонент: Беседа «Конституция Российской
Федерации».
1.4. Планируемые результаты.
Предметные:
В познавательной сфере
- понимать смысл обществоведческих терминов и понятий, уметь
объяснять с их позиций явления социальной действительности;
- характеризовать явления общественной жизни;

- иметь относительно целостное представление об обществе и
человеке, механизмах и регуляторах деятельности людей;
- сравнивать основные процессы и явления;
В ценностно-мотивационной сфере:
- осознавать побудительную роль мотивов в деятельности человека,
место ценностей в мотивационной структуре личности, их значение в жизни
человека и развитии общества;
- знать основные нравственные и правовые понятия, нормы и правила,
понимать, что они являются решающими регуляторами общественной жизни;
уметь применять эти нормы и правила, анализируя и оценивая реальные
социальные ситуации.
В коммуникативной сфере:
- понимать значение коммуникации в межличностном общении;
- знать новые возможности для коммуникации в современном
обществе, уметь использовать современные средства связи и коммуникации
для поиска и обработки
В трудовой сфере осознавать значение трудовой деятельности для
личности и для общества в целом.
В сфере безопасности жизнедеятельности
- Соблюдение правил техники безопасности в помещении.
Личностные:
- определение жизненных ценностей, направленность на активное и
созидательное участие в общественной жизни;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии
различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей
Родины;
- признание ценности собственного здоровья и здоровья окружающих
людей; необходимости самовыражения, самореализации, социального
признания;
- уважительное отношение к окружающим, их правам и свободам;
- умение соблюдать культуру поведения и проявлять терпимость при
взаимодействии с взрослыми и сверстниками;
- осознание важности семьи и семейных традиций;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих
действиях и поступках по отношению к окружающим, выражать собственное
отношение к явлениям современной жизни;
- осознание своей ответственности за судьбу страны.
Метапредметные:
- определять последовательность действий и прогнозировать
результаты работы;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием
ресурсов библиотек и Интернета;
- анализировать, сравнивать, классифицировать, самостоятельно
выбирая критерии для указанных логических операций; обобщать факты и
явления;

- использование речевых средств для аргументации своей позиции,
сравнение различных точек зрения;
- критично относится к своему мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения и корректировать его;
- оценивать свои учебные достижения, поведение, черты характера с
учетом мнения других людей.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1. Календарный учебный график на 2021-2022 учебный год
Наименова Уровень/го Срок
ние
д обучения учебного
объединени
года
я, группы
(продолжит
ельность)
«Я познаю
мир» 1

Базовый,
1 год

36

Количество
занятий
в
неделю,
продолжительн
ость
одного
занятия
2 занятия по 2
академических
часа

Наименов
ание
дисципли
ны
(модуля)
«Я
познаю
мир»

Всего
академи
ческих
часов в
год
144

Количес
тво
академи
ческих
часов в
неделю
4

2.2. Условия реализации программы.
1.
Материально-технические условия.
Наличие оборудованного учебного кабинета, оснащенного мебелью
(учебными столами и стульями), шкафами для хранения методической,
справочно-информационной, учебной литературы, стендовыми досками для
тематической информации, проектором и аудиовизуальной аппаратурой.
2. Методическое обеспечение программы.
Для реализации данной программы имеются методические и
дидактические пособия, сборники тестов, тематические плакаты,
раздаточные материалы, аудио-видео материалы, иллюстрации, материалы
для самостоятельной работы, методические разработки.
3. Информационное обеспечение.
Для реализации данной программы используются интернет-сайты:
https://www.goethe.de/ins/ru/ru/kul/sup/hmr.html
https://nsportal.ru/sites/default/files/2018/06/04/baranov._novyy_polny
y_spravochnik_dlya_podgotovki_k_ege.pdf
4. Кадровое обеспечение.
Педагог, реализующий данную программу, имеет педагогическое
образование,
отвечает
всем
требованиям
квалификационной
характеристики.

2.3. Формы аттестации и контроля.
Для
отслеживания
динамики
освоения
дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы и анализа результатов

образовательной деятельности разработан педагогический мониторинг.
Мониторинг осуществляется в течение всего учебного года и включает
вводный контроль (первичную диагностику), а также промежуточную и
итоговую аттестацию.
Вводный контроль (первичная диагностика) проводится в начале
учебного года для определения уровня подготовки обучающихся
(внутренняя мотивация, понимание для чего изучается данная дисциплина).
Форма проведения – тестирование .
Промежуточный (текущий) контроль осуществляется в процессе
проведения каждого учебного занятия и направлен на закрепление
теоретического материала по изучаемой теме и на формирование
практических умений.
Форма проведения – педагогическое наблюдение, беседа, игра,
практическая работа, тестирование, зачет.
Итоговая аттестация проводится в конце обучения в форме
тестирования по обществознанию.
Критериями оценки уровня освоения программы являются:
•
соответствие уровня теоретических знаний, обучающихся
программным требованиям;
•
самостоятельность работы;
•
осмысленность действий;
•
соответствие
практической
деятельности
программным
требованиям;
•
умение оперировать активной лексикой в соответствии с
коммуникативной задачей;
•
уровень познавательной активности обучающегося: процентное
соотношение самостоятельного выполнения заданий на основе изученного
материала;
•
качество выполненных работ, как по заданию педагога, так и по
собственной инициативе.
Уровень освоения программы необходим только педагогу,
обучающийся же получает положительную оценку своего обучения, а в
случае недостаточного усвоения – рекомендации педагога для коррекции
знаний.
Данные диагностических мероприятий заносятся в диагностическую карту
При оценке работ используется следующая шкала:
В – высокий уровень (ставится, если учащийся освоил на 75-100%
объёма знаний, предусмотренных программой за конкретный период).
У – уверенный уровень (ставится, если учащийся усвоил 50-75%
объема знаний, предусмотренных программой)
Д – допустимый или средний (ставится, если учащийся освоил 25-50%
объёма знаний, предусмотренных программой за конкретный период).
Н – низкий уровень (ставится, если учащийся овладел менее чем 25%
объёма знаний, предусмотренных программой за конкретный период).

Результаты вносятся в таблицу (диагностическая карта)
2.5. Методическое обеспечение программы
Формы и методы образовательной деятельности
Главной целью обучения обществознания старшеклассников, является
создание естественной положительной мотивации к изучению предмета,
профориентационная работа и практическая работа на результат –
качественное выполнение экзаменационной работы по обществознанию.
Одним из ведущих методов для достижения цели является метод
решения обществоведческих задач. В практике эффективны все виды
учебных занятий в зависимости от дидактических целей, но чаще всего –
комбинированное занятие, которое сочетает в себе проверку знаний ранее
изученного материала, изложение нового материала, первичное закрепление
новых знаний, применение их на практике, рефлексия. Такой вид занятий
наиболее эффективно способствует устранению возникших в процессе
обучения пробелов.
На занятиях используются методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный (объяснение, обсуждение);
- эвристический метод (ролевая игра);
- наглядный (демонстрационный материал);
- репродуктивный;
- исследовательский (практическая работа);
- частично-поисковый;
Формы занятий:
- учебные (на этих занятиях происходит освоение детьми новых
знаний и умений, отработка навыков, формирование учебной деятельности);
- коллективно-творческие (проходят в форме круглых столов,
групповых игр, диспутов; основная цель таких занятий – обобщение и
закрепление освоенного материала, проверка умения применять знания и
умения в непривычной ситуации, выступать перед зрителями).
- итоговые (проведение индивидуального контроля усвоения
изученной темы).
Одной из задач обучения обществознанию в рамках данной
программы является развитие мотивации к дальнейшему изучению
предмета на более углубленном уровне, участию в олимпиадах по
обществознанию на различных уровнях, профориентация. Для того, чтобы
повысить уровень познавательного интереса ребенка, программой
предусмотрено сотрудничество педагога, родителей и ребенка. Суть
творческого сотрудничества педагога и семьи ребенка заключается в том,
что обе стороны заинтересованы в достижении им высоких показателей в
обучении, а также в раскрытии и развитии в нем лучших качеств его
личности. При реализации данной программы происходит постоянная
коммуникация педагога с родителями (родители оповещаются о результатах
диагностических мероприятий), что способствует эффективному обучению
детей и достижению поставленной цели.

Формы работы с родителями:
- индивидуальные беседы;
- родительские собрания;
- тематические консультации;
- открытые занятия.
Методика проведения занятий
Методика проведения занятий по обществознанию строится с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей, знаний обучающихся по
предмету и направлена на всестороннее развитие личности и качественное
решение поставленных задач.
Обучение старшеклассников обществознанию носит практический,
деятельностный характер, направленный на приобретение жизненных
навыков при решении социальных задач.
При реализации программы целесообразно на учебных занятиях
акцентировать внимание учащихся на типичных ошибках и ошибочных
подходах к выполнению заданий, формировать у выпускников умения
анализировать условия заданий и на основе этого определять верные пути
их решения, а также грамотно и корректно записывать решения заданий.
При решении социальных
задач необходимо формировать у
учащихся умение применять сформированные теоретические знания.
Рекомендуется сделать правилом фиксацию всех этапов решения заданий,
что позволяет снизить вероятность случайных ошибок за счёт возможности
самоконтроля правильности решения экзаменационного варианта на этапе
проверки ответов.
Целесообразно шире использовать задания, требующие от учащихся
комплексного применения знаний, умения применять знания в обновлённой
ситуации или когда для решения необходимо самостоятельно составить
алгоритм решения, отличающийся от ранее отработанных.
Большое значение для успешного выполнении заданий имеет высокий
уровень сформированности не только предметных планируемых
результатов, но и метапредметных, основу которых составляют
универсальные учебные действия. Именно владение последними позволяет
осуществлять поиск необходимой информации, извлекать её из условия
задания, анализировать, преобразовывать информацию в нужную форму в
соответствии с требованиями, выстраивать индивидуальный алгоритм
решения.
Кроме того, выполнение некоторых заданий предусматривает
достаточно шаблонный алгоритм мышления, когда для нахождения
правильного ответа можно исключить наименее вероятные, тем самым
повысив вероятность нахождения верного ответа. Задания с кратким
ответом предполагает необходимость системного уровня владения
материалом, выбор двух ответов из пяти, или установление соответствий
вынуждает учащегося анализировать больший объем информации и
совершать в процессе выполнения большее количество мыслительных
операций. Указанная специфика решения заданий предполагает глубокий

анализ исходных данных в условии и гипотетическом определении
возможных вариантов ответа, к реальным ответам, приведённым в перечне.
Из приведённого описания подхода к решению следует, что одним из
важнейших умений для обучающихся становится умение находить нужную
информацию, анализировать её, фиксировать этапы решения.
Данный аспект подчёркивает значимость формирования не только
предметных, но и метапредметных и личностных планируемых результатов.
Учебно-методическое обеспечение
1. Демонстрационные наглядные пособия: таблицы и схемы.
2. Комплект мультфильмов по политологии и социальных роликов.
3. Задания-кейсы по обществознанию.
4. Комплекс материалов для подготовки учащихся: обществознание,
основной государственный экзамен.
5. Варианты входных, промежуточных и итоговых диагностических
тестов по обществознанию.
2.6. Список литературы
Литература, используемая педагогом для разработки программы
и организации образовательного процесса.
1. Бережков В. Л. Страницы дипломатической истории. – М., 2012
2. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ
авторы-составители: О.А. Котова, Т. Е. Лискова, Е.Л. Рутковская – М.:
Интеллект-Центр, 2020.
3. Баранов П.А.Обществознание. Новый полный справочник. – М.:
Издательство АСТ, 2020
Литература, рекомендуемая для детей и родителей по данной
программе.
1. Введение в обществознание. Общество-культура-цивилизация. Уч.
пособие для 9кл. Часть 1. Захарова Е.Н. (1999, 192с.)
2. Кишенкова, О.В. ГИА 2013. Обществознание. Тренировочные
задания. 9 класс / О.В. Кишенкова. – М.: Эксмо, 2012. – 80 c.
3. Методические рекомендации по курсу "Человек и общество". В 2
частях. 10 и 11 классы. Под ред. Боголюбова Л.Н. (2003; 160с., 192с.)
Для реализации данной программы для обучающихся рекомендуется
использовать следующие интернет-ресурсы:
https://soc-oge.sdamgia.ru/
https://nsportal.ru/sites/default/files/2018/06/04/baranov._novyy_polnyy
_spravochnik_dlya_podgotovki_k_ege.pdf

Приложение 1
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Игра «Экономика в жизни человека» для модуля «Экономика»
Экономика – одна из самых сложных и в то же время простых для
понимания сфер современной жизни. Многие считают, что она не нужна
простому обывателю, и что в ней следует разбираться только бизнесменам,
торговцам и биржевым маклерам, но это, конечно, не так. Слово
«экономика» буквально переводится с греческого как «организация и
ведение домашнего хозяйства», и это определение говорит само за себя. На
сегодняшний день дети достаточно активно самостоятельно покупают
товары, пользуются пластиковыми картами и мобильными приложениями.
То есть, они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются
активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует
от них определенного уровня знаний в этой области. Исходя из этого,
получается, что какое-то примитивное понимание законов экономики
полезно иметь каждому из нас.
Для закрепления знаний в области экономики разработана игра
«Экономика в жизни человека». Данное мероприятие могут проводить
педагоги дополнительного образования и педагоги общеобразовательных
школ по истории и обществознанию. В процессе игры обучающиеся
обобщают и систематизируют знания о роли денег и финансов в жизни
человека. Игра осуществляется путем решения экономических заданий.
Исходя из этого, целью мероприятия является обогащение уровня
детей в области экономической грамотности навыков работы в команде,
творческого и логического мышления, умение принимать самостоятельные
решения и предвидеть возможные последствия своих решений
Задачи мероприятия:
- Организация и проведение игровых конкурсов;
- Закрепление терминологического словаря по экономике;
- Активизация познавательного интереса у учащихся через игровые
моменты. Мероприятие построено на следующих дидактических принципах:
- личностно-ориентированный подход;
- доступность;
- систематичность;
- последовательность;
- учёт индивидуально-возрастных особенностей.
Реквизит и материалы:
«Рубли» из бумаги (100 штук)
Карточки (7 шт.) с ребусами
Карточки (2 шт.) с текстом записки

Ручки (2 шт.)
Флажки (2 шт.)
Ленточки красные для жеребьевки ( 15 шт.)
Ленточки синие для жеребьевки ( 15 шт.)
Ход мероприятия.
Учитель: Здравствуйте, дорогие друзья! Приветствую вас на нашей игре
«Экономика в жизни человека». Сейчас вы разделитесь на две команды, и мы
начнем.
(деление по командам методом жеребьевки)
Итак, правила игры: игра проходит в несколько этапов. За каждый
правильный ответ команда получает «рубль» (Приложение 1). Что бы все
было по-честному, у вас на столах лежат флажки. Если вы знаете правильный
ответ, командир поднимает флажок, и вы отвечаете. Если ответ не верный, то
право отвечать переходит к следующей команде. Команда, набравшая
наибольшее количество монет получает звание «Знатоки экономики»
1-ый тур «Что это?»
Учитель: Сначала немного разогреемся. Первый тур очень простой я
называю определение, а вы называете термин. Команда, ответившая
правильно на большее количество вопросов получает соответствующее
количество «рублей».
Вопросы:
1.Социально-экономическое явление, когда часть способных и желающих
трудиться по найму людей не может найти работу по своей специальности
или трудоустроиться вообще. (Безработица)
2.Товарная сделка, натуральный обмен. (бартер)
3.Сделка сомнительного типа. (Афера)
4.Определенная сумма денег, которую каждому получателю доходов нужно
уплатить государству. (Налог)
5.Денежное вознаграждение за труд.(Заработная плата)
6.Вес товара без упаковки.(Нетто).
7.Долговая
несостоятельность,
неплатежеспособность
продолжения
финансово-хозяйственной деятельности из-за отсутствия необходимых
средств. (банкротство)
8.Наем помещения, земельной площади во временное пользование. (Аренда)
9.Разновидность бумажных денег разного достоинства, выпускаемых в
обращение в стране. (банкнота)
10.Уменьшение начальной цены товара или услуги.(скидка)
2-ой тур «Экономические пословицы».
Каждой команде необходимо вспомнить пословицы на тему «Деньги».
Команда, назвавшая больше пословиц, получает соответствующее
количество «рублей».
Примеры пословиц:
Бедность не порок

Чем богаты, тем и рады.
Богатство разум рождает.
Деньги, что вода: пришла и ушла.
Копейка рубль бережет.
Деньга деньгу изживает.
Хлебу – мера, а деньгам счет.
Кто деньги бережет, без нужды живет.
3-ий тур «Экономические ребусы».
Учитель: Я буду демонстрировать вам по одной карточке с экономическими
ребусами. За каждый разгаданный ребус вы получаете по одному «рублю».
(Приложение 2)
4-ый тур «Термины на одну букву».
Учитель: Участникам нужно за 1 минуту записать наибольшее количество
экономических терминов, начинающихся с одной и той же буквы, например,
с буквы Д или другой…
Например: «Д»: доход, дебет, дефицит, дефляция, дотация, демпинг и т. д.
Учитель: Побеждает та команда, которая написала наибольшее количество
терминов.
5-ый тур «Объедини общим термином».
Учитель: Участники должны объединить перечисляемые термины общим
понятием. Учреждение, кредиты, ссуды, клиенты (Банк).
Товар, информация, покупатель (Реклама)
Свободно-конвертируемая, неконвертируемая (Валюта)
Товар, страна, вывоз (Экспорт).
Деньги, большой количество, обесценивание (Инфляция)
6-ой тур «Вставьте слово».
Учитель: Я предлагаю вам прочитать текст, в котором пропущены слова. Вам
нужно правильно вставить их в текст. Команда, допустившая меньше всего
ошибок, получает 5 «рублей».
Текст записки.
В рыночной экономике ресурсы производства и его результат-продукт
принадлежат не общине, как в _______, и не государству, как в _____,а
частным лицам. Поэтому проблема стимулов к производству в рыночной
экономике не стоит. Каждый производитель выбирает самый выгодный для
себя продукт и производит его, чтобы получить в итоге ______. Он также
выбирает по возможности наиболее эффективную ______ производства, при
которой отношение результата к затратам является наибольшим. Рыночная
экономика основана на предпринимательстве и частной ______.
Исторический опыт показал преимущество рыночной экономики над
другими ______.
1.Командная экономика.

2.Традиционная экономика.
3.Структура.
4.Прибыль.
5.Торговля.
6.Технология.
7.Выручка.
8.Экономическая система.
7-ой тур «Цепочка слов».
Учитель: В этом туре ваша задача очереди произносить слова –
экономические термины. Первая команда произносит слово, следующая
должен назвать термин на ту букву, на которую оканчивается предыдущий
термин. Получается цепочка.
Называть можно только существительные в единственном числе.
Пример: Акция – ярмарка – аукцион – налог и т. д.
Побеждает та команда, которая назовет последний термин. Максимальная
стоимость задания 10 «рублей»
Подсчет монет. Объявление победителя. Церемония
победителей медалями «ЗНАТОК ЭКОНОМИКИ» и приз.

награждения

Материалы для 3-го тура «Экономические ребусы».

Материалы для 6-го «Вставьте слово».
В рыночной экономике ресурсы производства и его результат-продукт
принадлежат не общине, как в _______, и не государству, как в _____, а
частным лицам. Поэтому проблема стимулов к производству в рыночной
экономике не стоит. Каждый производитель выбирает самый выгодный для
себя продукт и производит его, чтобы получить в итоге ______. Он также
выбирает по возможности наиболее эффективную ______ производства, при
которой отношение результата к затратам является наибольшим. Рыночная
экономика основана на предпринимательстве и частной ______.
Исторический опыт показал преимущество рыночной экономики над
другими ______.
1.______________________.
2.____________________________.
3.________________.
4.____________________.
5._____________________.
6.________________________.
7._____________________________.
8.______________________________.

Приложение 2
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Игра «Великий судья» для модуля «Право»
Право — это совокупность законов и норм, на которых основано
взаимодействие между людьми в большинстве областей. Правовые акты
регулируют семейные, имущественные, социальные отношения. Человек,
который относится к ним с пренебрежением, не только не сможет обустроить
собственную жизнь, но и не даст этого сделать окружающим. Для взрослого
человека знание норм права - обыденность, а нужны ли эти знания
школьнику? Однозначно нужны, ведь правовые знания нужны – основа
поведения в разных жизненных ситуациях. Необходимо формировать у детей
мировоззрение, основанное на уважении к закону, знании прав человека и
умении найти пути решения жизненных проблем. Таким образом,
гражданско-правовое воспитание необходимо каждому ребенку.
Для закрепления знаний в области права разработана игра «Великий
судья». Данное мероприятие могут проводить педагоги дополнительного
образования и педагоги общеобразовательных школ по истории и
обществознанию. В процессе игры обучающиеся обобщают и
систематизируют знания в области правовых отношений, находят выход из
жизненных ситуаций, полагаясь на нормы права, записанные в Конституции
РФ. Игра осуществляется методом кейсов в области права.
Исходя из этого, целью мероприятия является закрепление уровня
теоретических знаний в области права на практическом решении задач, и
предвидеть возможные последствия своих решений.
Задачи мероприятия:
-формирование правовой культуры;
- создание условий для осмысления практического применения действующих
законов;
-формирование навыков безопасного поведения в обществе;
-закрепление правовых знаний;
-развитие навыков работы с документами.
Мероприятие построено на следующих дидактических принципах:
- личностно-ориентированный подход;
- доступность;
- последовательность;
- учёт индивидуально-возрастных особенностей.
Материалы: Трудовой кодекс, Семейный кодекс, Уголовный кодекс,
Гражданский кодекс.
Ход мероприятия.

Учитель: Добрый день, дорогие друзья. Каждый человек с рождения и в
течение жизни приобретает много прав, которые он должен знать и уметь
ими пользоваться. Но вместе с правами у человека есть определенные
обязанности и ответственность за их выполнение, неисполнение которых
может привести к неприятным последствиям, а порой и к уголовной
ответственности. Сегодня мы постараемся вспомнить, закрепить знания, а
может кто-то и приобретет знания о своих правах и обязанностях, и выясним,
как вы разбираетесь в законах, по которым мы живем. А поможет нам в этом
игра «Великий судья». Поприветствуем наши команды.
(приветствие команд)
Теперь о правилах игры: командам зачитывается задача и 5 минут на
обдувание ее решения. На столах у вас лежат нормативно-правовые акты,
которыми вы можете воспользоваться. По истечении времени команды
говорят свой «приговор» по данному делу. Если ответы не сходятся
необходимо аргументировать свое решение. После чего я зачитываю
правильный ответ, и команда с самым близким ответом получает бал.
Наиболее убедительная и законопослушная команда становится
победителем.
Итак, мы начинаем!
СЕМЕЙНОЕ ПРАВО
Задача №1
После 3 лет супружеской жизни, Анна В. решила подать на развод по
неизвестным причинам. Супруг отказался удовлетворить развод и не стал
писать заявление.
Вопрос: какое решение примет суд?
Задача №2
В юридическую консультацию за советом пришла девушка со следующей
ситуацией: она вступает в брак с молодым человеком и у них возник спор о
смене фамилий. Девушка решает оставить свою фамилию неизменной, так
как она более звучная, но молодой человек против.
Вопрос: как можно аргументировать выбор девушки? Есть ли возможность
альтернативного решения данного вопроса?
Задача №3
После 20 лет брака, предприниматель Андрей П. желает расторгнуть брак с
Татьяной П. , у них есть двое несовершеннолетних детей . Их воспитанию
Татьяна посвятила большую часть своей жизни и основным ее занятием было
введение домашнего хозяйства. Андрея П. волнует ситуация с делением
имущества. Он намерен оставить свою супругу не с чем , так как она после
свадьбы нигде не работала, а все имущество куплено на деньги супруга.
Вопрос: какое решение в данной ситуации примет суд?
ТРУДОВОЕ ПРАВО
Задача № 1

Ирина Г. Вышла из декретного отпуска по уходу за ребенком, в центре
занятости ей предложили вакансию парикмахера. Придя на собеседование в
организацию, работодатель отказал ей в трудоустройстве, аргументируя это
тем, что у Ирины маленький ребенок и возможны частые больничные, что
для его предприятия будет невыгодным.
Вопрос: правомерный ли отказ был дан Ирине?
Задача №2
Четырнадцатилетний подростков в период летних каникул решил заработать
денег на карманные расходы
Вопрос: какие статьями ТК РФ должен руководствоваться работодатель при
трудоустройстве несовершеннолетнего?
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
Задача №1.
Гражданка Л. Купила в магазине бытовой техники планшет. Через неделю
она стала недовольна цветом и маркой, и решила обменять его , не заметив
того, что он был слегка ею поцарапан. В магазине ей отказали в обмене
товара.
Вопрос: Почему магазин отказал в обмене товара?
Задача №2.
Виктория, являющаяся единственной наследницей имущества своей
бабушки, полтора года была в отъезде и не могла согласовать с нотариусом
принятие наследства.
Вопрос: может ли Виктория получить наследство , пропустив установленный
срок?
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
Задача №1.
Витя нелестно высказался в адрес своего одноклассника в сети интернет. Он
оклеветал его и выражался нецензурными словами.
Вопрос: какое наказание может грозить Вите?
Задача №2
Группа подростков ради забавы решили позвонить в полицию и сообщить о
преступлении. С места «преступления» подростки скрылись. Когда полиция
прибыла на место, никаких доказательств происшествия не было
обнаружено.
Вопрос: какая мера наказания будет возложена подростков за ложный
вывод?
УГОЛОВНОЕ ПРАВО
Задача №1.
Совершая экскурсию по природному заповеднику, 13летние подростки
Андрей В. И Алексей З. решили оставить о себе память и написали краской
на историческом памятнике свои имена.
Вопрос: какое наказание следует за осквернение и порчу исторических
памятников?

Задача №2.
Несколько
высокопоставленных
лиц
финансировали
преступную
группировку с целью распространения терроризма.
Вопрос: какие меры наказания применимы в данной ситуации?
Учитель: Дорогие друзья! Вы все молодцы, проделали на самом деле
сложную работу. Ну, а теперь подведем итоги, кто же был наиболее
убедителен.
(подведение итогов, награждение победителей)
Список литературы
1. Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселева Т.В. «Я – гражданин России!»
М.: ВАКО, 2016.
2. Конституция РФ
3. Краткое содержание Конвенции ООН о правах ребёнка. Издательство
«АРКТИ», справочник для учащихся
4. Мои права, справочное пособие для школьников 9-11 классов. Москва,
ОАО «Новый учебник», 2015г.
Ответы к задачам
СЕМЕЙНОЕ ПРАВО
Задача №1.
Ответ: согласно ст.22 СК РФ при отсутствии согласия одного из супругов
суд в праве принять меры по примирению супругов, назначив срок в
пределах 3 месяцев, если по истечении этого срока супруги будут настаивать
на расторжении брака, то бракоразводный процесс будет осуществляться в
судебном порядке согласно ст. 24 25 СК РФ.
Задача №2.
Ответ: Вероятнее всего, юрист будет аргументировать свой ответ опираясь
на ст. 32 СК РФ согласно которой у супругов есть несколько вариантов:
А) оставить каждому свою фамилию
Б) взять фамилию супруга(-ги)
В) взять двойную фамилию
Задача №3.
Ответ: не смотря на то, что Татьяна П. не работала в период брака, она
претендует на совместно нажитое имущество, опираясь на ст. 34 п.3 СК РФ
право на общее имущество принадлежит также супругу, который в период
брака осуществлял введение домашнего хозяйства, уход за детьми, кроме
этого, согласно ст.38 имущество делиться поровну, но ст.39 говорит нам, что
суд может отступить от начала равенства долей исходя из интересов
несовершеннолетних детей.
ТРУДОВОЕ ПРАВО
Задача №1.
Ответ: условия ст.64 ТК РФ гласят следующее: запрещается отказ в
заключении трудового договора женщинам, по мотивам связанным с

беременностью или наличием детей. Поэтому отказ владельца
парикмахерской был не правомерным.
Задача №2.
Ответ: работодатель должен руководствоваться следующими статьями:
Ст.265 запрещается применение труда лиц в возрасте до 18 лет на работах с
вредными и опасными условиями труда…
Ст.266 лица в возрасте до 18 лет принимаются на работу только после
предварительного обязательного медицинского осмотра…
ст.268 запрещается направление в служебные командировки […] работа в
ночное время
ст.63 трудовой договор с лицами, достигшими возраста 14 лет, заключается с
письменного согласия одного из родителей.
ст. 94 продолжительность ежедневной работы для работников в возрасте от
14 до 15 лет не может превышать 4 часа.
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
Задача №1.
Ответ: по ст. 502 п.1 Гражданского кодекса РФ требования покупателя об
обмене, либо возврате товара подлежит удовлетворению, если товар не был в
употреблении, сохранены его потребительские свойства и имеются
доказательства приобретения его у данного продавца.
Задача №2.
Ответ: согласно ст.1155 п.1 Гражданского кодекса РФ, по заявлению
наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства,
суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим
наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии
наследства или пропустил этот срок по уважительным причинам […]
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
Задача №1.
Ответ: по ст.561 п.2 КоАп РФ: оскорбление, содержащееся в публичном
выступлении влечет наложение административного штрафа на граждан в
размере от 3 до 5 тысяч рублей.
Задача №2.
Ответ: ст.1913 КоАп РФ гласит: заведомо ложный вызов пожарной охраны,
полиции,
скорой
медицинской
помощи,
влечет
наложение
административного штрафа в размере 1000-1500 рублей.
УГОЛОВНОЕ ПРАВО
Задача №1.
Ответ: согласно ст. 214УК РФ Вандализм наказывается штрафом в размере
до 40 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода
осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами до
одного года.
Задача №2.
Ответ: Статья 258-5. Финансирование терроризма

Финансирования терроризма, т.е. действия, совершенные с целью
финансового или материального обеспечения отдельных террориста или
террористической группы (организации), организации, подготовки или
совершение
террористического
акта,
вовлечение
в
совершение
террористического
акта,
публичных
призывов
к
совершению
террористического акта, содействие совершению террористического акта,
создание террористической группы (Организации), - наказываются
лишением свободы на срок от пяти до восьми лет с лишением права занимать
определенные должности или заниматься определенной деятельностью на
срок до двух лет и с конфискацией имущества.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».