Шахматы

Отдел образования администрации
Курского муниципального округа Ставропольского края
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования для детей»

УТВЕРЖДАЮ:
директор МБУ ДО «ЦДОД»
__________ Ж.А.Саркисова
приказ № 7 от17февраля 2022г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Шахматы»
Уровень программы: разноуровневая
Срок реализации: 3 года(432 часа)
Состав группы: до 12 человек
Возрастная категория: 6-16 лет
ID –номер программы в Навигаторе: 348

Составил
педагог дополнительного образования:
Аршакян Шаген Суренович

ст.Курская,2022 г

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
муниципальное
бюджетное
учреждение
дополнительного
образования
«Центр
дополнительного образования для детей»
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа «Шахматы»
Физкультурно-спортивная

1.

Образовательная
организация

2.

Название
программы
Направленность
программы
Федеральный закон Российской Федерации
Нормативноправовая
основа от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
разработки
программы
-Распоряжение
Правительства
Российской
Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р «Концепция
развития дополнительного образования детей»
-Постановлением
Главного
государственного
санитарного врача РФ от 28.09.2020г. №28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно - эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые программы) (Приложение к
письму Департамента государственной политики в
сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки
России от
18.11.2015 № 09-3242).
Приказ Минпросвещения России от 9 ноября
2018 г., № 196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам».
Приказ Министерства просвещения РФ от 3
сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой
модели развития систем дополнительного
образования детей»
-Положение
о
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программе
муниципального
учреждения
дополнительного
образования
«Центр
дополнительного
образования
для
детей»

3.
4.

2

5.
5.1
6.
6.1.
6.2.
6.3.

6.4.
7.

8.

9.

Курского
муниципального
района
Ставропольского края (приказ МУ ДО «ЦДОД»
КМР СК от 20 сентября 2019 г. № 74).
Сведения о разработчике
ФИО, должность
Сведения о программе
3 года
Срок реализации
6-16 лет
Возраст
обучающихся
развитие личности ребенка, способной к
Цель программы
логическому и аналитическому мышлению, а так
же
обладающей
такими
качествами
как
целеустремленность
и
настойчивость
в
достижении
цели,
через
овладение
общеразвивающими и спортивными навыками
шахматной игры.
Ознакомительный, базовый.
Этапы обучения
Формы обучения - очная, с использованием
Формы и методы
дистанционных образовательных технологий.
образовательной
Дистанционные занятия по программе «Шахматы»
деятельности
проводятся при помощи видео-каналов связи
GoogleMeet и Яндекс.Телемост.
Методы обучения:
объяснительно-иллюстративный;
наглядный (демонстрационный материал);
репродуктивный;
практический;
соревновательный.
Вводный контроль (первичная диагностика).
Промежуточный контроль.
Итоговая аттестация.

Формы
мониторинга
результативности
Дата утверждения
и
последней
17 февраля 2022г.
корректировки
программы

3

Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1 Пояснительная записка
Шахматы — это не только игра, доставляющая детям много радости,
удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного развития,
формирования внутреннего плана действий – способности действовать в уме.
Занятия шахматами в системе дополнительного образования способны придать
воспитанию и обучению активный целенаправленный характер, выявить и
развить индивидуальные способности ребенка.
Программа имеет физкультурно-спортивную направленность.
Новизна программы
В отличие от предыдущей аналогичной программы, данная программа даёт
возможность учащимся не только получить базовый уровень знаний шахматной
игры в ходе групповых занятий, но и способствует индивидуальному развитию
каждого ребёнка.
С учётом накопленного теоретического, практического и турнирного
опыта педагога программой предусмотрены новые методики преподавания, в
том числе – дистанционные, новые педагогические технологии в проведении
занятий.
Актуальность программы
Содержание программы разработано с учетом стандартов, предъявляемых
к подготовке к соревнованиям различного уровня, потребностей современных
детей и их родителей, а также ориентировано на социальный заказ общества.
Программа «Шахматы» базируется на современных требованиях модернизации
системы образования, способствует соблюдению условий социального,
культурного, личностного и профессионального самоопределения, а также
творческой самореализации детей. Программа обеспечивает условия по
организации образовательного пространства, а также поиску, сопровождению и
развитию талантливых детей.
Отличительные особенности программы заключаются в поэтапном
освоении учащимися, предлагаемого курса, что даёт возможность детям с
разным уровнем развития освоить те этапы сложности, которые соответствуют
их способностям. В индивидуальном подходе к каждому учащемуся при помощи
подбора заданий разного уровня сложности. Индивидуальный подход базируется
на личностно-ориентированном подходе к ребёнку, при помощи создания
педагогом «ситуации успеха» для каждого учащегося, таким образом данная
методика повышает эффективность и результативность образовательного
процесса. Подбор заданий осуществляется на основе метода наблюдения
педагогом за практической деятельностью учащегося на занятии;
Адресат программы.
Программа предназначена для учащихся, желающих развивать свои
мыслительные способности, получать углубленные теоретические и
практические знания в такой интеллектуальной игре как шахматы.
4

Программа рассчитана на возраст учащихся 6-16 лет. В группы
зачисляются все желающие при наличии свободных мест. Состав групп разновозрастный.
Объём и срок освоения программы.
Программа рассчитана на 3 года обучения.
Год обучения
I год
II год
III год

Этапы обучения
I этап - ознакомительный
II этап - базовый

Возраст детей
6-9
9-10
10-11

.
Формы обучения - очная, с использованием дистанционных образовательных
технологий. Дистанционные занятия по программе «Шахматы» проводятся при
помощи видео-каналов связи GoogleMeet и Яндекс.Телемост.
Режим занятий.
Год
обучения

Продолжитель
ность занятия

I год
2 часа
II год
2 часа
III год
2 часа
ИТОГО по программе:

Кол-во
занятий в
неделю
2
2
2

Кол-во
часов в
неделю
4
4
4

Кол-во
недель
36
38
38

Кол-во
часов в
год
144 ч
144 ч
144 ч
432 ч

Особенности организации образовательного процесса.
Программой предусмотрены следующие типы занятий – теоретические,
практические и комбинированные. В обучении применяется групповая форма с
индивидуальным подходом.
Первый этап обучения рассчитан на 1 год, предназначен для детей 6-9 лет,
носит общеразвивающий характер, позволяющий освоить программу каждому
обучающемуся.
Группы формируются на условиях свободного набора. Шестилетние дети
принимаются в группу, если успешно прошли тестирование.
Второй этап обучения рассчитан на 2 года, предназначен для детей 9-16
лет, носит спортивный характер, доступен учащимся, достигших определенных
навыков. Таким образом, в группы, осваивающие 2 этап, могут быть зачислены
учащиеся, желающие продолжать совершенствоваться в шахматах, а также дети,
достигшие 8 лет, по результатам тестирования и собеседования с педагогом.
Цель и задачи программы
Цель – развитие личности ребенка, способной к логическому и
аналитическому мышлению, а так же обладающей такими качествами как
целеустремленность и настойчивость в достижении цели, через овладение
общеразвивающими и спортивными навыками шахматной игры.
Задачи
Образовательные:
5

- изучение шахматного кодекса и правил игры в шахматы, изучение и
овладение
основами
шахматной
игры,
приобретение
необходимых
теоретических знаний;
- обучение технологии игры в шахматы;
- расширение опыта творческой деятельности и активизация
разнообразных мыслительных способностей.
Личностные:
- формирование определенного мировоззрения, связанного с устоями и
обычаями, национальными и культурными традициями, историей района,
межнациональной и межрелигиозной толерантностью;
- воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности,
коллективизма, чувства дружбы.
Метапредметные:
- создание педагогически эффективной образовательной среды для
развития и продвижения детей и подростков, проявляющих интерес к игре в
шахматы;
- формирование операционного мышления, направленного на выбор
оптимальных решений;
- развитие способностей по самостоятельному приобретению знаний,
умений, навыков, ускорение процесса перехода от обучения к самообучению –
наивысшей ступени образовательного процесса.
1.3

Учебный план

1 год обучения
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Наименование тем и разделов
Вводное занятие
История развития шахмат
Первоначальные понятия
Дебют
Эндшпиль
Простейшие комбинации
Турниры
Анализ партий
Конкурсы решения задач
Сеанс одновременной игры
Итоговое занятие
Всего:

Общее количество часов
Всего Теория Практика
2
1
1
2
2
24
20
14
24
10
14
24
10
14
22
6
16
20
20
5
5
15
15
4
4
2
2
144
49
95

2 год обучения
№
Наименование разделов
п/п
1
Вводное занятие

Общее количество часов
Всего Теория Практика
2
2
6

2
3
4
5
6
7
8
9

Изучение дебютов
Тактика
Эндшпиль
Турниры
Анализ партий
Сеанс одновременной игры
Блиц - турниры
Итоговое занятие
Всего:

36
13
13
52
14
4
8
2
144

6
10
10
28

30
23
23
52
14
4
8
2
116

3 год обучения
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8

Общее количество часов
Всего Теория Практика

Наименование разделов
Анализ пешечной конфигурации
составление плана игры
Поиск матовых комбинаций
Решение проблем центра
Тренировка техники расчёта
Анализ типичных положений
Приобщение
обучающихся
самостоятельной аналитической работе
Турниры.
Итоговое занятие
Всего:

и

к

10

2

6

15
15
20
10

5
5
6
2

10
10
14
8

16

6

10

56
2
144

26

56
2
118

7

Содержание учебного плана
1 год обучения
1.
Вводное занятие.
Теория: Введение в программу «Шахматы. Знакомство с содержанием
программы. План работы на год. Инструктаж по технике безопасности. Правила
поведения в кабинете, на улице. Правила дорожного движения.
2. История развития шахмат.
Теория: История происхождения шахмат. Легенды о шахматах. Великие
шахматисты мира.
3. Первоначальные понятия.
Теория: Шахматная доска. Линии шахматной доски. Название фигур.
Начальная позиция. Ходы фигур – Ладья, Слон, Конь, Ферзь. Пешка. Взятие на
проходе. Нападение. Защита. Значение короля. Шах. Ценность фигур. Цель
игры. Шах и мат. Способы защиты от шаха Мат разными фигурами. Короткая и
длинная рокировки. Случаи, когда нельзя делать рокировку. Ничья. Вечный
шах. Пат. Шахматная нотация. Правила поведения во время игры. Как начинать
партию. Дебют – начало игры, принципы разыгрывания. Мат тяжёлыми
фигурами - двумя ладьями, ферзём, одной ладьёй.
Практика: Поставить мат друг другу. Пробные партии.
4. Дебют.
Теория: Двойной удар. Связка. Открытое нападение. Двойной шах.
Открытый шах. Понятие о комбинации. Комбинации на отвлечение, на
завлечение, блокировку.
Практика: Самостоятельно решить задачи с последующим анализом на
демонстрационной доске.
5.Эндшпиль.
Теория: Правило квадрата. Король и пешка против короля.
Практика: Провести учебно-тренировочные турниры, в которых
закрепляются на практике полученные знания.
6. Простейшие комбинации.
Теория: Изучение вопроса: «Что делать после дебюта». План в шахматной
игре. Использование большого материального перевеса.
Практика: Провести учебно-тренировочные турниры, в которых
закрепляются на практике полученные знания.
7. Турниры.
Практика: Провести учебно-тренировочные турниры, в которых
закрепляются на практике полученные знания.
8. Анализ партий.
Практика: Партии, сыгранные учащимися, анализируются либо
индивидуально, когда играют другие партии, либо в присутствии всей группы с
обсуждением.
9. Конкурсы решения задач.
Практика: Проводится конкурс решения задач. Поощряются победители.
8

10. Сеанс одновременной игры.
Практика: Проводится сеанс одновременной игры.
11. Итоговое занятие.
Практика: Провести анализ турниров, а также конкурсов решения задач.
Определить дальнейшие планы. Вручить призы по итогам года.
Содержание учебного плана
2 год обучения
1. Вводное занятие.
Теория: Знакомство с содержанием программы. План работы на год.
Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения в помещении и на
улице. Правила дорожного движения. Организационные вопросы.
2.
Изучение дебютов.
Теория: Понятие о центре и развитии сил. Определение центра и его
значение. Пешечный центр. Примеры борьбы за создание пешечного центра.
Подрыв пешечного центра. Занятие центра пешками. Совместное действие
фигур, например ладей или слонов, против пешечной пары в центре. Различная
активность фигур: «Хорошие» и «плохие» слоны. Слон сильнее коня. Конь
сильнее слона. Сильные и слабые пункты (поля). Открытые и полуоткрытые
линии. Открытые и полуоткрытые линии и атака на короля. Пешечные слабости.
Виды пешечных слабостей: изолированные, сдвоенные, отсталые, висячие
пешки. Отсталая пешка на полуоткрытой линии.
Практика: Провести учебно-тренировочные турниры, в которых
закрепляются на практике полученные знания.
3. Тактика.
Теория: Расчёт продолжений, поиск ходов-кандидатов, в позициях без
передвижения фигур на доске.
Практика: Решают комбинационные примеры и задачи без передвижения
фигур на доске, с определением времени на каждое задание.
Провести конкурсы решения задач.
Конкурсы организуются двумя способами:
1. Демонстрируются задания на демонстрационной доске, и даётся время
для решения. Решения сообщаются либо письменно, либо устно. Начисляются
очки за правильное решение.
2. Раздаются карточки с заданиями. Подводятся итоги конкурса.
4. Эндшпиль.
Теория: Пешечные эндшпили. Типичные позиции.
Маневрирование
королей.
Отдалённая и защищённая проходные. Правила «блуждающего
квадрата». Активность короля. Жертва материала ради перехода в выигранный
пешечный эндшпиль - эффективный технический приём. Ладейные эндшпили.
Позиции с соотношением сил Кр+Л+п против Кр+Л. Важнейшие ресурсы
защиты в ладейных окончаниях – образование проходной пешки или энергичные
продвижения имеющейся проходной. Примеры ладейных эндшпилей с лишней
9

пешкой, примеры позиций, где у одной из сторон лучше пешечные
расположения или лучшее положение короля.
Практика: Провести учебно-тренировочные турниры, в которых
закрепляются на практике полученные знания.
5. Турниры.
Практика: Провести турниры внутри группы. Участвуют в соревнованиях
районных, городских, международных.
6. Анализ партий.
Практика: Провести анализ сыгранных партий.
7. Сеанс одновременной игры.
Практика: Провести сеансы одновременной игры. В начале и в конце
учебного года.
8. Блиц - турниры.
Практика: Провести турниры с контролем времени по 5 минут каждому
участнику.
9. Итоговое занятие.
Практика: Провести анализ результатов. Определить дальнейшие планы.
Вручить призы по итогам года.
Содержание учебного плана
3 год обучения
1. Анализ пешечной конфигурации и составление плана игры.
Теоретический компонент:
Пешечная структура и положение в ней фигур. «Хорошие» и «плохие
слоны». Слон сильнее короля. Конь сильнее слона.
Практический компонент:
Разноцветные слоны в миттельшпиле. Выключение фигур соперника из
игры.
2. Поиск матовых комбинаций
Практический компонент:
Две ладьи. Ладья и слон. Ладья и конь. Два слона. Два коня. Слон и конь.
Ферзь и слон. Ферзь и конь. Три фигуры.
3. Решение проблем центра
Теоретический компонент:
Борьба за создание пешечного центра. Подрыв пешечного центра. Фигуры
против пешечного центра.
Практический компонент:
Фигурно-пешечный центр. Роль центра при фланговых операциях.
4.Тренировка техники расчёта
Теоретический компонент:
Обор целесообразных продолжений. Длинный вариант при большом
количестве ходов кандидатов. Анализ обучающимися предложенной позиции.
Нахождение выигрыша.
Практический компонент:
Сеть коротких вариантов при большом количестве ходов кандидатов.
10

5.Анализ типичных положений.
Теоретический компонент:
Использование пешечного перевеса на ферзевом фланге, в центре. Борьба с
пешечным перевесом на фланге. Пешечная цепь.
Практический компонент:
Изолированная пешка в центре доски. Игра против «висячих» пешек. Игра
с атакой на королевском фланге.
6. Приобщение обучающихся к самостоятельной аналитической
работе
Теоретический компонент:
Организация и контроль за самостоятельным анализом детьми позиций с
пешечной формацией. Организация и контроль за самостоятельным изучением
шахматной литературы.
7. Турниры. Подведение итогов обучения
Теоретический компонент:
Подведение итогов обучения.
Практический компонент:
Квалифицированный турнир по круговой системе с записью партий.
1.4. Планируемые результаты
В результате освоения данной программы учащиеся должны овладеть
следующими знаниями и умениями:
1 год обучения:
Должны знать:
- все ходы фигур;
- шахматную нотацию;
- сравнительную ценность фигур;
- что такое шах, мат, пат;
- общие принципы игры в начале партии;
- правила поведения во время игры;
- тактические удары (связка, двойной удар, открытое нападение, открытый
шах, двойной шах);
- общие принципы игры – в эндшпиле, в миттельшпиле;
- правила поведения в помещении и на улице;
- правила техники безопасности;
- правила поведения во время игры.
Должны уметь:
- ставить мат тяжёлыми фигурами;
- играть шахматную партию с записью;
- правильно вести себя в помещении и на улице;
- правильно вести себя во время игры.
2
год обучения.
Должны знать:
11

- темы шахматной стратегии (пешечный центр, подрыв пешечного центра,
фигуры против пешечного центра);
- технические приёмы в эндшпиле (пешечном, ладейном).
Должны уметь:
- тренировать технику расчёта;
- решать комбинации на разные темы;
- самостоятельно работать с шахматной литературой;
- играть с записью и часами;
- играть турнирные партии;
- уметь владеть собой;
- достойно принять поражение или победу.
3 учебный год:
Учащиеся должны знать:

пешечные конфигурации;

роль центра в шахматной партии;

типовые позиции миттельшпиля;

типовые позиции эндшпиля;

различные тактические приемы игры;
Учащиеся должны уметь:

Применять на практике стратегические приёмы;

владеть техникой расчёта ходов;

решать задачи (тесты и этюды).

использовать стратегические приемы
Компетенции, которые могут быть сформированы в результате
освоения программы:
Личностная:
Воспитание ответственной, дисциплинированной личности, умеющей
добиваться своей цели.
Метапредеметная:
Развитое логическое и аналитическое мышление, наличие знаний в
области истории происхождения шахмат и творчества шахматных мастеров.
Образовательная:
Наличие у учащихся понятий шахматной игры, приёмов тактики и
стратегии шахматной игры.

12

РАЗДЕЛ 2. Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1. Календарный учебный график
Наименование
объединения,
группы

Уровень/
год
обучения

Срок
учебного
года
(продолжит
ельность)

Количество
занятий
в
неделю,
продолжительно
сть
одного
занятия

«Шахматы»

Базовый,
1 год

36

2 занятия по 2
академических
часа

Наименован
ие
дисциплины
(модуля)

Всего
академич
еских
часов в
год

Количест
во
академич
еских
часов
в
неделю

144

4

«Шахматы
»

2.2. Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение.
Оборудованный учебный кабинет, оснащённый столами, стульями.
- шахматные комплекты 8 шт.;
- шашечные комплекты 6 шт.
- часы для партий 2 шт.
2.3. Формы аттестации.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов.
Материалы анкетирования, тестирования. Протокол соревнований, отзывы
родителей, результаты турниров.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов.
Аналитический материал по итогам проведения психологической
диагностики, открытое занятие, турниры различного уровня.
Для оценки эффективности и результативности образовательной
программы используется система диагностики. Систему диагностирования
состоит из следующих компонентов:
- собеседование - проводится при приёме в объединение «Шахматы» с
каждым ребёнком с целью выявления его образовательного уровня и интересов;
- входное диагностическое тестирование - тест на выявление
интеллектуальных способностей и мотивации выбора данного объединения;
- Диагностика определения уровня знаний и умений основного содержания
программы;
- Диагностика результатов участия в турнирах.
Для отслеживания результативности образовательного процесса
диагностика может проводиться 3 раза в год. Используются следующие этапы
контроля:

Входной (сентябрь-октябрь) - проводится при приёме в объединение.
13


Текущий (в течение года) – на каждом занятии по результатам
освоения основного содержания программы.

Итоговый (Май)
Для выявления уровня результативности программы по текущему этапу
контроля используются следующие формы контроля:
На первом этапе обучения:
- Контрольная работа;
- Партии и их анализ;
- Анализ результатов турниров;
- Конкурсы решения задач;
- Опрос;
- Опрос – викторина;
- Анализ решённых шахматных задач;
- Турниры.
На втором этапе обучения:
- Анализ шахматных партий;
- Конкурсы решения задач;
- Опрос;
- Опрос – викторина;
- Анализ решенных шахматных задач;
- Анализ качества партий;
- Анализ результатов игры;
- Анализ результата консультационных партий;
- Анализ итогов конкурсов.
2.4. Оценочные материалы.
Перечень диагностических карт и таблиц, определяющих уровень
результативности образовательной программы:
1.
Вопросник к собеседованию (Приложение 1);
2.
Входное диагностическое тестирование. Диагностическая карта
входного диагностического тестирования. (Приложение 2);
3.
Диагностическая карта результатов участия в турнирах (Приложение
3);
2.5. Методические материалы.
Особенности организации образовательного процесса – очно.
Методы обучения – словесный, наглядный, практический, объяснительноиллюстративный.
Формы организации образовательного процесса - индивидуальная,
индивидуально-групповая, групповая.
Формы организации учебного занятия – практическое занятие,
презентация, соревнования, турнир, чемпионат, контрольная работа, сеанс
одновременной игры.
Педагогические технологии.
14

В процессе освоения образовательной программы используются
следующие педагогические технологии – группового обучения, разноуровневого
обучения,
игровой
деятельности,
индивидуального
обучения,
здоровьесберегающая технология.
Алгоритм учебного занятия:
1 этап: организационный.
Задача: подготовка детей к работе на занятии.
Содержание
этапа:
организация
начала
занятия,
создание
психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.
2 этап: проверочный.
Задача: установление правильности и осознанности выполнения
домашнего задания (если было), выявление пробелов и их коррекция.
Содержание этапа: проверка домашнего задания (творческого,
практического), проверка усвоения знаний предыдущего занятия.
3 этап: подготовительный (подготовка к новому содержанию).
Задача: обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебнопознавательной деятельности.
Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация
учебной деятельности детей (к примеру, эвристический вопрос, познавательная
задача, проблемное задание детям).
4 этап: основной.
В качестве основного этапа могут выступать следующие:
1) Усвоение новых знаний и способов действий.
Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания
связей и отношений в объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых
знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную
деятельность детей.
2) Первичная проверка понимания.
Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового
учебного материала, выявление неверных представлений и их коррекция.
Применяют пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением
соответствующих правил.
3) Закрепление знаний и способов действий.
Задача: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий.
Применяют тренировочные упражнения, задания, которые выполняются
самостоятельно детьми.
4) Обобщение и систематизация знаний.
Задача: формирование целостного представления знаний по теме.
Распространенными способами работы являются беседа и практические задания.
5 этап: контрольный.
Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция.
Используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и
задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисковоисследовательского).
15

6 этап: итоговый.
Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить
перспективу последующей работы.
Содержание этапа: педагог сообщает ответы на следующие вопросы: как
работали ребята на занятии, что нового узнали, какими умениями и навыками
овладели? Поощряет ребят за учебную работу.
7 этап: рефлективный.
Задача: мобилизация детей на самооценку. Может оцениваться
работоспособность, психологическое состояние, результативность работы,
содержание и полезность учебной работы.
8 этап: информационный. Информация о домашнем задании (если
необходимо), инструктаж по его выполнению, определение перспективы
следующих занятий. Задача: обеспечение понимания цели, содержания и
способов выполнения домашнего задания, логики дальнейших занятий.
Изложенные этапы могут по-разному комбинироваться, какие-либо из них
могут не иметь места в зависимости от педагогических целей.
Дидактические материалы: раздаточные материалы по темам, тесты.
2.6 Список литературы
1. Авербах Ю.Л. Что надо знать об эндшпиле. - М.: Физкультура и спорт,
1965. - 102 с.
2. Барский В., Ланда К. Кубок мира//Шахматное обозрение 64. – 2011. №10. - с 4- 32.
3. Блох М.В. Комбинационное искусство. - М.: Инженер, 1993. - 176 с.
4. Бондаревский И.З. Атака на короля. - М.:Физкультура и спорт,1962.–
114с.
5. Бондаревский И.З. Комбинации в миттельшпиле. - Ростов-на-Дону:
Феникс, 2001 г. – 128 с.
6. Иващенко С.Д. Сборник шахматных комбинаций. - М.: Физкультура и
спорт. 1988. – 224 с.
7. Кобленц А. Школа шахматной игры. Выдающиеся шахматисты мира. Рига: ЛатвийскоеГосИздательство, 1962. – 346 с.
8. Костров В., Белявский Б. – Шахматный решебник. - СПб.: Литература,
2004 г. – 110 с.
9. Рожков П., Костров В. 100 шахматных заданий. Второй год обучения. СПб.: Физкультура и спорт. 1995. – 95 с.
10. Суэтин А. С. Как играть дебют. - М.: Феникс, 1965. – 128 с.
11. Яковлев Н. Шахматный решебник. Найди лучший ход. С-Пб.:
Физкультура и спорт, 2011. – 95с.

16

Приложение № 1
Вопросник к собеседованию «Мои интересы»
1.
Как тебя зовут?
2.
Сколько тебе лет?
3.
Чтобы ты хотел рассказать о себе?
4.
Как ты любишь проводить своё свободное время?
5.
Почему ты хочешь заниматься игрой в шахматы?
6.
Что ты знаешь об этой игре?
7.
Занимался ли ты ранее шахматами и где проходили эти занятия?
8.
Знаком ли ты с именами и деятельностью выдающихся
шахматистов?
9.
Занимается ли кто-нибудь из твоих родных, друзей или знакомых
игрой в шахматы?
10. Как ты думаешь, чем в дальнейшем тебе может помочь это
увлечение?
11. Как ты думаешь, сможет ли твоё увлечение, когда-нибудь, перерасти
в будущую профессию мастера спорта, тренера по шахматам?
Аннотация к входному диагностическому тестированию.
Диагностическое тестирование может проводиться педагогом при
зачислении детей на первый год обучения с целью определения способности
ребёнка к аналитическому мышлению, выявления интеллектуального уровня
развития учащихся, а также уровня внимательности и эмоциональности детей.
Она представляет собой комплекс психологических методик, позволяющих
выявить потенциал детей к обучению игре в шахматы.
Если испытуемый не справился с заданиями или справился частично, в
этом случае занятия шахматами рекомендуются для развития умения
анализировать, но при щадящих условиях, со сниженным объемом нагрузки.

17

Приложение № 2
Входное диагностическое тестирование
Тест №1
«Беглый счёт»
Для проведения тестирования нам необходим рисунок, состоящий из
чередующихся кружков и крестиков (всего 19 кружков и 17 крестиков), которые
предлагается считать вслух, без остановки (палец для счёта не использовать!), по
горизонтали число кружков и крестов в отдельности.
Способ проверки результата тестирования: для проверки тестирования
необходимо засекать время, которое требуется испытуемому на подсчет
чередующихся фигур, а также учитывать все паузы при счёте и те моменты,
когда испытуемый начинает сбиваться со счета. После чего необходимо
сопоставить количество пауз, ошибок и порядкового номера фигур, в том случае,
если испытуемый сбился со счета, далее следует вывод педагога об уровне
распределения внимания у ребёнка.

18

Тест № 2
«Занимательный квадрат»
Инструкция: «В трех квадратах нарисованы шахматные фигуры – черные
кони. В двух квадратах они располагаются совершенно одинаково, а в
оставшемся квадрате один конь помещен не так, как в остальных двух.
Необходимо найди этот квадрат, и поставить сверху галочку. Это и есть ответом
на предложенное задание. Если задача решена с конями, то точно так же ребёнку
необходимо решить задание с белыми конями и слонами.
Способ проверки результата тестирования: Если ребенок безошибочно
выполнил все три задания, то это является показателем соответствия его
возрастной норме развития. Если ребёнок выполнил правильно только одно или
два задания, то у ребенка есть проблемы в сфере внимания. Что выявляет
импульсивных детей или очень эмоциональных. Тот ребёнок, который не
справился ни с одним заданием, скорее всего, имеет низкий уровень развития
умения сравнивать различные предметы. При таком результате занятия
шахматами рекомендуются для развития аналитического мышления, но со
сниженной нагрузкой, условиях.

19

Тест №3
«Перепутанные линии
Задание к тесту: необходимо проследить линию слева направо, чтобы
определить, где она кончается. Начинать нужно с линии А. Вы должны записать
тот номер, которым эта линия заканчивается. Выполняя задание, нужно
проследить линию взглядом, карандаш или палец при этом не пользовать.
Педагогу необходимо засекать время, которое требуется ребёнку для того,
чтобы проследить каждую линию на всём задании в целом. Выполнить задание
необходимо не более чем за 5 минут.

20

Приложение № 3
Таблица результатов турнира
Турнир №
Начат: _______ г. Окончен:_______г.
учас
тники

р

№
п

азряд

1

2

3

4

5

6

7

8

9
0

1
1

1
2

1
чки

о

м
есто

/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
0
1
1

Главный
судья:

1
2
/Охрименко А.Е.

Аннотация к диагностической карте результатов участия в турнирах.
Турнирная таблица представляет собой бланк с построенной таблицей, где указывается фамилия и имя участника,
разряд, наименование турнира, очки и место в данном турнире.
21

Турнирная таблица необходима педагогу для отслеживания результатов шахматных турниров. Фиксирование этих
данных
позволяет
педагогу
выявить
динамику
индивидуального
турнирного
опыта
учащихся.

22

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».