Гончарное ремесло

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КУРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОКРУГА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
разноуровневая
(вид)

художественной направленности

«Гончарное ремесло»
(название программы)

Уровень программы: ознакомительный, базовый
(ознакомительный, базовый, углубленный)

Возрастная категория: от 8 до 16 лет
Состав группы: __до 15 человек__
(количество учащихся)

Срок реализации: 3 года
ID-номер программы в Навигаторе: 783
Автор-составитель:
Шипунов Андрей Андреевич,
педагог дополнительного
образования

ст. Курская
2022 год

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

1.

Образовательная
организация

2.

Название
программы

3.

Направленность
программы
Нормативноправовая
основа
разработки
программы

4.

муниципальное
бюджетное
учреждение
дополнительного
образования
«Центр
дополнительного образования для детей»
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Гончарное
ремесло»
Художественная
- Федеральный закон Российской Федерации от
29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
Концепцией
развития
дополнительного
образования детей (Распоряжение Правительства
Российской Федерации от 4 сентября 2014г. №
1726-р.).
- Постановлением Главного государственного
санитарного врача РФ от 28.09.2020г. №28 «Об
утверждении
Санитарно-эпидемиологических
правил
2.4.368-20
«Санитарно
эпидемиологические требования к организациям
воспитания о обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодёжи»
- Методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ
(включая
разноуровневые
программы)
(Приложение
к
письму
Департамента
государственной политики в сфере воспитания
детей и молодежи Минобрнауки России от
18.11.2015 № 09-3242).
- Методические рекомендации по реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов,
с
учетом
их
особых
образовательных потребностей (Приложение к
письму Минобрнауки России от 29 марта 2016 г.
№ ВК-641/09).
2

5.
5.1
6.
6.1.
6.2.
6.3.

6.4.
7.

8.

9.

- Приказ Минпросвещения России от 9 ноября
2018 г., № 196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам».
Положение
о
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программе
муниципального
бюджетного
учреждения дополнительного образования «Центр
дополнительного образования для детей» (приказ
МБУ ДО «ЦДОД» от 17.02.2022 г. №7)
Сведения о разработчике
Шипунов
Андрей
Андреевич,
педагог
ФИО, должность
дополнительного образования
Сведения о программе
3 года
Срок реализации
8-16 лет
Возраст
обучающихся
Развитие творческих способностей обучающегося
Цель программы
через освоение приемов изготовления изделий из
керамики в традиционном национальном и
современном индивидуальных стилях.
Ознакомительный, базовый.
Этапы обучения
Формы и методы
Формы обучения:
очная,
с
использованием
различных
образовательной
образовательных технологий;
деятельности
дистанционная;
Методы обучения:
наглядный;
словесный;
практический;
обьяснительно-иллюстративный;
частично-поисковый;
проблемный;
проектный.
Вводный контроль (первичная диагностика).
Формы
Промежуточный контроль.
мониторинга
результативности Итоговая аттестация.
Дата утверждения
и
последней
17.02. 2022 года
корректировки
программы

3

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1 Пояснительная записка
Гончарное ремесло - древнее искусство превращать бесполезную,
неплодородную земную породу - глину, в великолепные творения человеческих
рук. Лепка является средством познания объемно-пространственных свойств
действительности - важного фактора в гармоничном развитии ребенка.
Объемно-пространственное моделирование дает самое полное восприятие
окружающей действительности.
Глина – универсальный инертный материал для изготовления как посуды и
предметов декоративного искусства, так кирпича для строительства зданий.
Она имеет ряд несравнимых достоинств в отличие от современных масс для
лепки. Глина имеет множество способов моделирования, как из мягкой массы,
так и из жидкого шликера с помощью гипсовых форм. Материалы для
декорирования утильных глиняных изделий дают возможность создать
фантастические декоративные эффекты. Комбинирование выразительных
средств и применение нестандартных способов декора превращает каждое
создание изделия в эксперимент. К тому же, работа с глиной подразумевает
многоэтапность действий, что развивает в ребенке привычку планировать,
точно исполнять план.
Программа «Гончарное ремесло» формирует связи с лучшими традициями и
наследием прошлого, а процесс овладения определёнными навыками ремесла
не только раскрепощает художественное мышление, но и в большей мере
накладывает отпечаток на мировосприятие.
Направленность программы – художественная.
Новизна программы заключается в технической универсальности. В ходе
подготовительных этапов для создания керамических изделий обучающиеся
освоят такие техники как аппликация, начальные основы технического рисунка,
лепка. Это позволит обучающимся выраженные на плоскости идеи перенести в
объем и воплотить в материале. Аппликационное выполнение эскиза позволит
лучше определиться с фактурой в готовом изделии. Создание изделий не «по
образцу», а «на основе» аналогов, т.е. преобразование ранее созданных идей в
свою собственную, развивает у ребенка творческое мышление и собственный
художественный стиль.
Углубленный уровень освоения программы позволит обучающимся опробовать
себя в роли художника-керамиста и определиться с выбором будущей
специальности.
Актуальность программы
Технология художественной керамики очень многообразна и позволяет
экспериментировать в изготовлении и декоре изделий. Это позволяет
4

нестандартно применять различные материалы и придумывать новые способы
декора. К тому же технология работы с глиной имеет жесткие рамки только на
этапе сушки и обжига изделий. Во всем остальном у ребенка открыт простор
для фантазии и эксперимента, реализации самых необычных и смелых задумок.
В современном искусстве художественная керамика играет ведущую роль
благодаря открытости технологии для экспериментов. Реализация программы в
Курском районе позволит детям на живом примере изучить историю родного
края через изготовление новоделов археологических находок. А также
преобразить традиционные мотивы в керамике в новые изделия и сувениры.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что система
работы строится на базе художественно-технического конструирования
предметов с учетом специфики керамики как вида декоративно-прикладного
искусства. Основной смысл декоративно-прикладного искусства – это создание
практически применимых в быту предметов, передающих художественный
замысел создателя. А также создание элементов декора жилища в
разнообразных традиционных техниках. В отличие от дизайна (разработки
промышленных изделий с высокими потребительскими и эстетическими
качествами) декоративно-прикладное искусство является своеобразным
хранилищем традиций и техник, созданных годы тому назад.
Художественная керамика как вид декоративно-прикладного искусства
аккумулирует в себе огромное количество техник и вариантов декора и форм
изделий. Из глины можно выполнить как плоскостные, так и объемные полые и
монолитные изделия. В декоре применяются как элементы живописи, так
графические мотивы, локальные цвета и фактуры. То есть имеется множество
вариантов сочетания форм и декора. Исследовательская деятельность на
начальном этапе работы – поиск аналогов и прототипов изделия – позволяет
определиться с тематикой и техникой изделия. Конструирование и
эскизирование в последующем включают активное мышление учащегося. Так
как конструирование – это создание нового, творческая, а не исполнительская
деятельность, соединение умственной и практической деятельности. Эскизы
позволяют визуально сохранить творческие задумки. Содержание программы
характеризуется разнообразием используемых в работе техник с различными
материалами, ручных операций, наличием самостоятельной, познавательной и
разнообразием видов практической деятельности.
В каждом задании обучающийся имеет возможность экспериментировать.
Однако, разнообразие методов, приемов и техник обработки и декорирования
керамики делает невозможным наличие абсолютно всех необходимых
инструментов и материалов для воспроизведения декора. Так как каждый
ребенок выполняет задание с индивидуальным подходом, то практически у
каждого учащегося имеется индивидуальный неповторимый
набор
инструментов и приспособлений. В общем количестве получается большой
выбор различных инструментов и приспособлений. В такой ситуации дети
учатся взаимодействовать и делиться друг с другом инструментами,
приспособлениями и материалами.
5

Педагогический процесс строится по принципам сотрудничества,
индивидуализации, поэтапности, повторения достигнутого, развивающего
обучения. Следуя этим принципам, педагог организует атмосферу комфортного
обучения, общения, саморазвития. Таким образом, организуется идеальная
среда для развития творческих качеств личности ребенка и его саморазвитие
одновременно с взаимодействием с окружающими.
Отличительные особенности программы
В ходе освоения Программы обучающимся предлагается кроме освоения
моделирования, составления проектов, технологии изготовления керамических
изделий, познакомиться с природным и культурным миром России и
Ставропольского края. В ходе знакомства с природой обучающиеся рассмотрят
животных, населяющих Ставропольский край и страну, занесенных в Красную
Книгу. Знакомство с современным творчеством художников, как
Ставропольского края так и Курского района позволит понять и изучить
историю и развитие декоративно-прикладного искусства в родном регионе.
Также понять различия между культурными эпохами Ставропольского края на
примере развития форм керамических сосудов. В ходе одного из заданий
программы обучающиеся будут создавать новые предметы, на основе
археологических находок привнося современные изменения в предмет. Все это
немаловажно для патриотического и нравственного воспитания, становления
личности ребенка. Также формируется эстетический вкус и практическая
подготовка к труду через многоэтапность работы и выражение собственного
замысла в изделии.
Адресат программы
Программа предназначена для детей (мальчики девочки) в возрасте от 8 до
16 лет.
Группы первого года обучения формируются по возрастному признаку, без
предварительного тестирования, с учетом наполняемости групп.
Добор детей в группы второго и последующих годов обучения
осуществляется по результатам собеседования.
Объем и сроки реализации программы:
Общее количество учебных часов – 694 часов.
1-й год обучения – 148 часов
2-й год обучения – 234 часов
3-й год обучения – 312 часов
Количество часов на третьем году обучения увеличено до 8 часов в неделю в
связи с подготовкой к проектной деятельности и выставкам.
Год обучения
I год
II год
III год

Этапы обучения
I этап - ознакомительный
II этап - базовый
III этап - углубленный

Возраст детей
8-10
11-13
14-16

6

Формы обучения – очная, с использованием различных образовательных
технологий; дистанционная.
Особенности организации образовательного процесса
Занятия проводятся в разновозрастных группах с постоянным составом,
преимущественно в групповой форме. Виды занятий определяются
содержанием программы и предусматриваются практические занятия, мастерклассы, мастерские, выставки.
Содержанием программы предусмотрено выполнение проектов, творческих
работ, участие в олимпиадах, что является важным образовательным аспектом.
Участие в коллективно-творческой деятельности и воспитательных
мероприятиях как объединения, так и учреждения способствует приобщению к
культурным ценностям и традициям как малой Родины, так и России в целом.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Год
обучения

I год
II год
III год

Продолжительность
занятия

2
3
2/3

Кол-во
занятий
неделю

2
2
3

Кол-во
в часов
неделю

4
6
8

Кол-во
недель

36
36
36

Кол-во
часов в год

144
216
288

1.2 Цель и задачи
Цель – развитие творческих способностей обучающихся через освоение
приемов изготовления изделий из керамики в традиционном национальном и
современном индивидуальных стилях.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с историей развития керамики как вида прикладного искусства;
- научить работать с глиной в разных техниках, освоить различные виды декора
керамических изделий, помочь овладеть основами культуры труда;
- научить создавать форму предмета на основе восприятия и самостоятельного
наблюдения;
- познакомить обучающихся с культурой Ставропольского края и России,
художественной керамикой как видом декоративно-прикладного творчества,
современной художественной керамикой;
Метапредметные:
- развить пространственные представления, конструкторские, изобразительные,
творческие, экспериментаторские способности личности;
- развить логическое мышление, последовательность действий;
- развивать мелкую моторике, глазомер.
Личностные:
- воспитать бережное отношение к окружающему миру, уважительное
отношение к культуре и прошлому Родины, духовно-эмоциональное
обогащение личности;
7

- сформировать навыки творческой коллективной и личной работы;
- создать условия для творческой активности личной и в коллективе;
- воспитать навыки труда и трудолюбие, содержания в порядке рабочего места.

№

1.3 Учебный план
Первый год обучения
Уровень программы - ознакомительный
Название раздела
Количество часов
Всего
Теория Практика
Знакомство с гончарным 8
ремеслом
Работа с комком
12

6

2

2

10

16

4

12

4

Работа на гончарном
круге
Изразец

14

2

12

5

Работа с пластом

22

4

18

6

Смешанные техники с
применением
декорирования
Смешанная техника с
применением оттисков
Смешанная техника с
применением отминок
Смешанная техника с
применением
дополнительных
материалов
Итого

14

2

12

18

4

14

24

6

18

16

6

10

144

38

106

1
2
3

7
8
9

10

№

1

Учебный план
Второй год обучения
Уровень программы - базовый
Название раздела
Количество часов
Всего
Теория Практика
Вводное занятие

3

1

2

Формы
аттестации и
контроля
Беседа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Минивыставка
Минивыставка
Творческая
работа
Итоговая
выставка

Формы
аттестации и
контроля
Беседа
8

2

Работа с комком

27

6

21

3

27

6

21

4

Работа на гончарном
круге
Изразец

33

9

24

5

Работа с пластом

36

12

24

6

Смешанные техники с
применением
декорирования
Смешанная техника с
применением оттисков
Смешанная техника с
применением отминок
Смешанная техника с
применением
дополнительных
материалов
Итого

36

6

30

24

6

18

18

9

9

12

9

3

216

64

152

7
8
9

10

№

Учебный план
3 год обучения
Уровень программы – углубленный
Название раздела
Количество часов
Всего
Теория Практика

1

Графика, рисунок

12

9

3

2

6

3

3

3

Последовательность
изображения предмета.
Декоративное рисование

15

3

12

4

Лепка животных

12

3

9

5

Лепка человека

9

-

9

6

Оформительская графика 6

2

4

7

Заготовка материала

9

-

9

8

Формовка изделий

75

18

57

Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Творческая
работа
Творческий
проект
Минивыставка
Минивыставка
Творческий
проект
Итоговая
выставка

Формы
аттестации и
контроля
Беседа,
практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Творческий
проект
Творческий
проект
Практическая
работа
Практическая
работа
Творческий
проект
9

Декоративная отделка
керамики
Обжиг керамики. Сушка

18

-

18

30

3

27

3

2

1

12

Майолика, фарфор,
фаянс
Изготовление изделий

18

-

18

13

Орнамент

21

4

17

14

51

-

51

15

Творческая работа.
Подготовка работ к
выставкам различного
уровня.
Подведение итогов

3

3

-

16

Итого

288

50

238

9
10
11

Творческая
работа
Практическая
работа
Беседа
Минивыставка
Практическая
работа
Творческий
проект
Минивыставка
Итоговая
выставка

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
1 год обучения (144 ч.)
1 этап – ознакомительный
Возраст детей – 8-10 лет
Раздел 1. Знакомство с гончарным ремеслом (8 часов)
Теория. Вводное занятие. Знакомство с правилами техники безопасности.
Беседа о глине, особенности работы с ней, пригодность глины. Химический
состав, физические свойства. Этапы развития искусства художественной
керамики. Инструменты, используемые при работе с глиной.
Практика. Композиция повсюду. Отношение форм друг к другу. Создание
геометрической композиции.
Воспитательный компонент: Беседа с учащимися о природных ископаемых
«Что нам подарила природа?».
Раздел 2. Работа с комком (12 часов)
Теория. История и особенности древней керамики. Отличие от современной.
Подготовка глины. Работа с комком. Эскизная часть. Просмотр работ
методического фонда, иллюстраций художников-анималистов.
Практика. Подготовка глины к работе, очистка от примесей. Сушка. Учимся
катать шарик, цилиндр, работать с комком, изготовление эскиза композиции.
Изготовление простейших фигурок животных. Игра «Первобытный художник».
Воспитательный компонент: Исторический экскурс «Из глубины веков…
Посуда для русской печи».
10

Раздел 3. Работа на гончарном круге (16 часов)
Теория. Возникновение гончарного круга, простейший тип ручного круга.
Техника безопасности при работе на гончарном круге. Конструкции гончарных
кругов.
Практика. Работа на гончарном круге. Центровка глины на круге. Соединение
гончарных и комковых элементов. Вытягивание простой формы «Стакан».
Моделирование изгиба стенок «стакана». Срезание изделия с круга. Игра
«Древний гончар».
Воспитательный компонент: Беседа-презентация о гончарном ремесле «Дело
мастера боится».
Раздел 4. Изразец (14 часов)
Теория. Знакомство с декорированием керамических работ. Просмотр
иллюстративного материала на тему: «Изразец».
Практика. Работа по отливке рабочих форм. Отминка пласта. Декорирование
формы налепами. Изготовление сказочных животных, фруктов, овощей,
листьев, цветов, веток.
Раздел 5. Работа с пластом (22 часа)
Теория. Знакомство с техническими приемами работы с глиной - пласт.
Просмотр иллюстративного материала по темам.
Практика. Работа с пластом. Приемы стилизации различных форм. Построение
панно. Изготовление простейших цилиндрических форм. Изготовление
декоративной формы из пласта.
Воспитательный компонент: Беседа о Дне матери. Изготовление подарка для
мамы «Вазочка для мамочки».
Раздел 6. Смешанные техники с применением декорирования (14
часов)
Теория. Знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства по
иллюстрированному материалу. Приемы стилизации растительных форм.
Построение орнамента. Знакомство с керамическими красками и техникой
росписи. Виды керамической игрушки. Возникновение.
Практика: Создание эскиза игрушки. Набор основной формы жгутом и
декорирование отдельными элементами. Роспись выполненных изделий:
«Принцесса», «Летняя сказка», «Орнаментальная композиция». Роспись работ в
«восточном» и «русском» стиле.
Воспитательный компонент: Беседы «Особенности стилей росписи гончарных
изделий разных народов», «Узоры из глубины веков».
Раздел 7. Смешанная техника с применением оттисков (18 часов)
Теория. Способы применения фактурных тканей, природного материала, сеток
из металла и пластика. Особенности работы с фактурным пластом.
11

Практика. Изготовление декоративных изделий из декорированного пласта в
технике «оттиск». Создание эскиза игрушки. Изготовление сувениров, подков,
животных, растений, веревок.
Воспитательный компонент: Беседа о празднике 8 марта, изготовление
сувениров для бабушек и мам «С любовью к бабушке и маме».
Раздел 8. Смешанная техника с применением отминок (24 часа)
Теория. Способы применения гипсовой формы и подходящих бытовых
предметов в декорировании керамического изделия. Особенности техники
«отминка» в создании образа декоративного изделия. Примеры использования
техники отминок. Понятие «шликерное литье».
Практика. Изготовление керамических изделий с использованием техники
отминок. «Амфора», «Петушок», «Ваза», «Курочка», «Чаша». Сушка изделий.
Обжиг.
Воспитательный компонент: Беседа «Подкова – символ семейного счастья».
Раздел 9. Смешанная техника с применением дополнительных
материалов (16 часов)
Теория. Просмотр иллюстрированного материала. Приемы стилизации
различных форм. Работа с литературой (обитатели леса и поля).
Комбинирование изученных технологий изготовления, стилизация формы
животного в простую форму.
Практика. Выполнение эскиза, изготовление копилки технологией по выбору.
Работа с пластом и комом. Декорирование глазурями и ангобами,
процарапыванием. Соединение изделия с дополнительным материалом.
Выставка и обсуждение работ. Подведение итогов.
Воспитательный компонент: Экологическая викторина «Жители леса и поля».
2 год обучения (216 час.)
2 этап – базовый
Возраст детей – 11-13 лет
Раздел 1. Вводное занятие (3 часа)
Теория. Правила поведения и внутренний распорядок. Правила безопасности и
личной гигиены. Знакомство с предстоящей работой на год. Инструменты и их
применение. История и особенности древней керамики. Традиционные
орнаменты Ставрополья.
Практика. Игра «Первобытный художник». Игра «Древний гончар».
Воспитательный компонент: Беседа «Безопасность каждый день».
Раздел 2. Работа с комком (27 часов)
Теория. Знакомство и обсуждение о творчества художников. Эскизная часть.
Семантика образов и деталей орнамента.
12

Практика. Работа с комком. Работа в объеме. Подготовка глины к работе.
Отмачивание, очистка от примесей. Изготовление инструментов для гончарных
работ.
Воспитательный компонент: Беседа «Роль творчества художников в
гончарном деле».
Раздел 3. Работа на гончарном круге (27 часов)
Теория: Техника безопасности при работе на гончарном круге. Усложнение
гончарных изделий в технике налепы.
Практика: Центрование куска глины. Изготовление чашки, блюдца, горшка.
Декорирование в технике налепы. Роспись глазурями и ангобами. Создание
эскиза игрушки. Раскрашивание игрушки по эскизу.
Воспитательный компонент: Беседа «Искусство керамики в творческой
практике русских художников 19 века».
Раздел 4. Изразец (33 часа)
Теория. Знакомство с декоративным изразцом. Работа с литературой,
иллюстративным материалом. Технология работы с гипсовыми формами.
Практика: изготовление изразца. Работа с гипсовыми формами. Изготовление
модели-заготовки. Отливка гипсовой формы. Извлечение модели и подрезка
формы Отминка пласта и доведения формы с помощью декорирования
налепами. Декорирование готовых изразцов глазурями, ангобами, эмалями.
Воспитательный компонент: Беседы «История изразца в народном
творчестве», «Глиняная посуда и её польза в жизни семьи».
Раздел 5. Работа с пластом (36 часов)
Теория. Художники-портретисты Ставропольского края и России. Анатомия
головы. Правильные пропорции головы и мимика лица. Изображение торса
человека и головы в различных положениях. Новые технические приемы
работы с пластом.
Практика. Портретные зарисовки. Работа с пластом. Автопортрет. Портрет
друга. Мимика лица.
Воспитательный компонент: Викторина «художники-портретисты».
Раздел 6. Смешанная техника с применением декорирования (36
часов)
Теория: Народные традиции Кавказа. Персонажи, их костюмы и маски.
Практика. Выполнение эскизных зарисовок. Работа с глиной. Изготовление
маски, Рамки для портрета, подсвечника. Творческий проект по выбору.
Воспитательный компонент: Беседа-дискуссия «Народные традиции живут в
веках».
Раздел 7. Смешанная техника с применением оттисков (24 часов)
13

Теория. Технология декорирования оттиском. Народные традиции.
Декорирование. Технология лепки русских народных игрушек.
Практика. Работа с глиной. Изготовление сувениров. Декорирование оттиском.
Декорирование глазурями, эмалями.
Раздел 8. Смешанная техника с применением отминок (18 часов)
Теория. Русское деревянное зодчество. Жилье народов мира.
Практика. Создание эскиза игрушки «Барыня», «Лошадка». Зарисовки эскизов
с иллюстративного материала. Работа с пластом. Изготовление игрушки,
роспись игрушки. Декорирование ангобами.
Воспитательный компонент: Беседа «Русское деревянное зодчество».
Раздел 9. Смешанная техника с применением дополнительных
материалов (12 часов)
Теория. Архитектура строений. Соединение с дополнительными материалами
(дерево, металл, бамбук).
Практика. Эскизные зарисовки. Работа с пластом. Декорирование глазурями.
Творческий проект по замыслу. Подведение итогов.
Воспитательный компонент: Виртуальная экскурсия в музей деревянного
зодчества «Малые Корелы».
3 год обучения (288 ч.)
3 этап – углубленный
Возраст детей – 14-16 лет
Раздел 1. Графика, рисунок (12 часов)
Теория. Обсуждение предстоящей работой на год. Современные направления в
художественной керамике. Керамическая скульптура. Мелкая пластика.
Новшества в декоре и тематике. Виды графических работ. Виды рисунков,
эскизов.
Практика. Создание графических рисунков. Эскизов игрушки, орнамента.
Воспитательный компонент: Беседа о правилах безопасности с
нагревательными и электроприборами «Будьте осторожны!».
Раздел 2. Последовательность изображения предмета (6 часов)
Теория. Понятие схематизации, типизации, индивидуализации. Разрабатывая
мелочи, учимся видеть общее.
Практика. Создание эскиза задуманного изделия.
Воспитательный компонент: Беседа с использованием наглядного материала
«Художники-графисты Ставрополья А.Соколенко, В.Дибров, А.Муравьев и
др.»
Раздел 3. Декоративное рисование (15 часов)
14

Теория. Понятие декоративно-прикладного искусства. Декоративно-прикладное
искусство народов Кавказа и России. Изобразительные виды декора посуды.
Виды орнаментов: индейские, азиатские, славянские и др.
Практика. Работа по созданию орнаментов. Эскизы орнаментов. Работы по
созданию национальных орнаментов.
Воспитательный компонент: «Тайны глиняной игрушки». Российские
промыслы: Дымково, Филимоново, Каргополь, Абашево.
Раздел 4. Лепка животных (12 часов)
Теория. Животные Кавказа и России, занесенные в Красную Книгу. Знакомство
с животным миром.
Практика. Игра «назови животное и место его обитания». Создание эскиза
фигурки выбранного животного. Работа с глиной. Лепка выбранного животного
по эскизу.
Воспитательный компонент: «Животные в искусстве» - беседа-презентация о
художниках анималистах.
Раздел 5. Лепка человека (9 часов)
Практика. Портрет (панно). Лепка головы человека. Лепка туловища человека.
Мимика человека.
Раздел 6. Оформительская графика (6 часов)
Теория. Виды оформительской работы. Шрифты (готический, славянский,
восточный).
Практика. Оформление готовых работ.
Воспитательный компонент: Праздник «Свистунья».
Раздел 7. Заготовка материалов (9 часов)
Теория. Оборудование для очистки глины. Оборудование для подсушки глины.
Практика. Заготовка глины. Очистка глины от минеральных и органических
включений. Перемин глины. Хранение глины.
Воспитательный компонент: Беседа «Глина – природный источник здоровья».
Раздел 8. Формовка изделий (75 часов)
Теория. Инструмент и приспособления для формовки. Устройство гончарных
кругов. Работа на гончарном круге. Техника безопасности при работе на
гончарном круге. Что такое шликер? Формы для шликерного литья.
Практика. Формовка изделий на болванках. Лепка из цельного куска глины.
Спиральная лепка из жгутов. Лепка сосудов из пластин. Изготовление формы
для шликерного литья. Игрушки своими руками. Настенное панно.
Изготовление изразцов. Творческий проект «Моя игрушка», «Подарок для
мамы».
Воспитательный компонент: Беседа «8 марта – день чудесный».
Раздел 9. Декоративная отделка керамики (18 часов)
15

Практика. Тиснение изделий. Гравировка изделий. Инструмент для
гравировки. Налепные узоры. Инструмент для изготовления налепных деталей.
Лощение изделий. Томление. Роспись изделий ангобами.
Раздел 10. Обжиг керамики. Сушка (30 часов)
Теория. Правила сушки изделий. Правила устранения дефектов сушки.
Практика. Сушка изделий. Устранение дефектов сушки. Обвар. Молочение.
Чернение изделий. Утельный обжиг. Окончательный обжиг. Устранение
дефектов обжига.
Раздел 11. Майолика, фаянс, фарфор (3 часа)
Теория. История создания фарфора. Знаменитые фарфоровые мануфактуры.
Понятие майолики, фаянса.
Воспитательный
компонент:
Подготовка
сообщений
«Знаменитые
фарфоровые мануфактуры».
Раздел 12. Изготовление изделий (18 часов)
Практика. Изготовление пиалы. Изготовление тарелки. Изготовление
цилиндрического горшка. Формование носика. Формование ручек и бобышек.
Формование крышек.
Воспитательный компонент: Беседа «Значение глиняной посуды в жизни
наших предков».
Раздел 13. Орнамент (21 час)
Теория. Виды орнамента: русский, арабский, греческий, римский, готический,
византийский, орнамент модерна, конструктивный и технический орнамент,
кавказский.
Практика. Изготовление блюда в свободной технике.
Воспитательный компонент: Квест-игра «По странам и континентам» (виды
орнаментов).
Раздел 14. Творческая работа. Подготовка работ к выставкам различного
уровня (51 час)
Практика. Изготовление изделий с использованием изученных техник для
участия в выставках различного уровня. Творческий проект по замыслу.
Воспитательный компонент: Беседа «Дерево счастья для нашей семьи» к
Международному дню семьи.
Раздел 15. Подведение итогов (3 часа)
Обсуждение выставочных работ. Подведение итогов за год.
1.4 Планируемые результаты
16

1. Предметные результаты.
К концу первого года обучения обучающиеся должны знать:
-приемы создания формы изделия на гончарном круге;
-историю развития керамики, как вида прикладного искусства;
-разные способы лепки и выразительности средств.
-особенности материала (глины).
Уметь:
-пользоваться инструментами (стеки, цикли, гончарные иглы, срезки);
-правильно готовить к работе глину;
-ровно раскатывать пласты из глины;
-использовать различные элементы декорирования изделий (ангобы, налепы,
декорирование глиной);
-работать с эскизами и переводить их в материал;
-применять на практике профессиональную терминологию.
К концу второго года обучения обучающиеся должны знать:
-приемы стилизации;
-средства выразительности керамики;
-базовые элементы декоративно – прикладных приемов (гончарка,
декорирование, пласт, комок, оттиск);
-способы чтения и графического представления технической, технологической
и инструктивной информации.
Уметь:
-подготавливать материал и инструмент к работе на гончарном круге;
-выполнять основные операции при работе на гончарном круге;
-свободно пользоваться способами и приемами работы на гончарном круге и
лепки;
-создавать форму предмета на основе восприятия и самостоятельного
наблюдения;
-самостоятельно ставить и решать художественные задачи;
-использовать различные способы декорирования.
К концу третьего года обучения обучающиеся должны знать:
-базовые элементы декоративно-прикладных приемов;
-виды графики, рисунка;
-декоративное рисование (виды орнаментов);
-приемы декорирования (налепы, оттиск, с применением дополнительных
материалов);
-понятие шликерного литья;
-приемы сушки изделий.
Уметь:
-пользоваться инструментами (стеки, цикли, гончарный круг, формы);
-владеть профессиональной терминологией;
-лепить игрушки, сувениры;
17

-работать на гончарном круге;
-работать с шликерными формами;
-обжигать гончарные изделия;
-устранять дефекты;
-декорировать изделия;
-владеть приемами сушки изделий;
-проявлять упорство в работе.
Компетенции, которые могут быть сформированы в результате освоения
программы:
2. Метапредметные результаты:
- наличие познавательных интересов и активность в данной области
деятельности;
- сформированное профессиональное самоопределение обучающихся;
- осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля,
самооценки в процессе деятельности.
3. Личностные результаты:
- аккуратность и упорство в работе, проявление уважения к товарищам и к их
работам;
- общественная активность личности и гражданской позиции;
- способность правильно оценивать свои силы, быть объективным и
справедливым.
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
Наименован
ие
объединени
я, группы

Уровень/
год
обучения

Срок
учебного года
(продолжител
ьность)

1 группа

ознакоми
тельный/
1 год

36 недель

2 группа

базовый/
2 год

36 недель

3 группа

углублен
ный/
3 год

36 недель

Количество
занятий в
неделю,
продолжитель
ность одного
занятия
2 раза в
неделю, 2
занятия по 40
минут
2 раза в
неделю, 3
занятия по 40
минут
2 раза в
неделю 3
занятия по 40
минут
1 раз в
неделю 2

Наименов
ание
дисципли
ны

Всего
академи
ческих
часов в
год

Количест
во
академ.
часов в
неделю

«Гончарн
ое
ремесло»

144

4

«Гончарн
ое
ремесло»

216

6

«Гончарн
ое
ремесло»

288

8

18

занятия по 40
минут

2.2. Условия реализации программы
1. Материально-техническое обеспечение.
На группу из 10-15 человек предусмотрено:
гончарный круг; дополнительное помещение с печью, 4-8 килограмм глины в
день; набор стеков; банки для воды; доски для лепки на каждого обучающегося;
набор кистей; бумага; карандаши; краски; гуашь и глазурь; цветное стекло;
ванна для хранения замоченной глины; стеллажи для сушки работ; муфельные
печи для обжига; шкафы для хранения рабочих материалов и работ.
Методическое обеспечение программы.
Для реализации данной программы имеются методические и
дидактические пособия, тематические плакаты, раздаточные и наглядные
материалы, аудио-, видеоматериалы, иллюстрации, материалы для
самостоятельной работы.
1. Кадровое обеспечение.
Педагог дополнительного образования, отвечающий всем требованиям
квалификационной характеристики для соответствующей должности
педагогического работника.
2.3. Формы аттестации
Для отслеживания динамики освоения программы и анализа результатов
образовательной деятельности разработан педагогический мониторинг.
мониторинг осуществляется в течение всего учебного года и включает вводный
контроль (первичную диагностику), а также промежуточную и итоговую
аттестацию.
Вводный контроль (первичная диагностика) проводится в начале
учебного года для определения уровня подготовки обучающихся.
Форма проведения – наблюдение, собеседование, выполнение рисунка.
Промежуточный (текущий) контроль осуществляется в процессе
проведения каждого учебного занятия и направлен на закрепление
теоретического материала по изучаемой теме и на формирование практических
умений.
Форма проведения – педагогическое наблюдение во время практических
занятий, беседа, опрос, игра, защита творческих заданий, выставки.
Итоговая аттестация проводится в конце учебного года в форме
итоговой выставки, защиты творческих проектов.
При оценке работ используется следующая шкала:
В – высокий уровень (ставится, если учащийся освоил на 80-100%
объёма знаний, предусмотренных программой за конкретный период);
19

Д – допустимый или средний (ставится, если учащийся освоил 50-80%
объёма знаний, предусмотренных программой за конкретный период);
Н - низкий уровень (ставится, если учащийся освоил менее чем 50%
объёма знаний, предусмотренных программой за конкретный период).
Результаты вносятся в таблицу.
2.4. Оценочные материалы
Опрос-карта (приложение 1).

2.5. Методическое обеспечение программы
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительноиллюстративный,
частично-поисковый,
проблемный,
дискуссионный,
проектный.
Формы
организации
образовательного
процесса:
групповая,
индивидуально-групповая.
Формы организации учебного занятия: беседа, практическое занятие,
выставка.
Педагогические технологии: технология индивидуализации обучения,
технология группового обучения, технология разноуровневого обучения,
технология развивающего обучения, технология коллективной творческой
деятельности, здоровьесберегающая технология.
Алгоритм учебного занятия.
Вначале занятия раскрывается тема, ставится задача выполнения. Во
время выполнения практического задания педагог объясняет, советует,
помогает. Основную часть занятия занимает работа с материалом. В конце
занятия проводится просмотр работ и их обсуждение. Устное описание детьми
создаваемого образа, обмен мнениями способствует формированию
зрительской культуры детей.
После обсуждения темы дети приступают к рисованию эскизов, в
которых зарождаются будущие керамические творения. Дети выбирают
наиболее понравившийся эскиз и работают с ним уже в материале (глине)
путем лепки вручную или на гончарном круге. Готовое изделие декорируется
(насечки, глазурь, ангоб, акрил).
Дидактические материалы: иллюстративный материал по темам:
«животные», «натюрморт», «изразцы», «работы художников-керамистов»;
образцы керамических красок и глазурей; наглядные пособия: альбомы, книги,
репродукции, открытки.
20

2.6 Список литературы
1. Бугамбаев М. Гончарное мастерство. Керамика. – «Феникс», 2010 г.
2. Керамика: техника, приемы, изделия; Москва. АСТ – Пресс книга,
2003г.;
3. Поверин А. Гончарное дело. Техника, приемы, изделия; Москва АСТ –
Пресс, 2007г.;
4. Федотов Г.Я. Глина и керамика. – Эксмо-пресс, 2002.
5. Федотов Г.Я. Послушная глина. Основы художественного ремесла. –
М.: «АСТ-ПРЕСС», 2009;
6. Чаввара Х. Техника работы на гончарном круге.- М.;
7. Чаввара Х. Уроки керамики. Ручная лепка М.; «Астрель АСТ», 2009.
8. Эткин Д. Керамика для начинающих. М.; Арт-родник, 2000;

21

Приложение 1
Контрольные вопросы для обучающихся 1-го года обучения
Теоретическая часть:
1.
Как называется материал, из которого вы лепите?
2.
Какие свойства имеет глина?
3.
Какой цвет имеет глина?
4.
Где применяется глина?
5.
Как приготовить глиняную массу к работе?
6.
Из какой глины можно лепить?
7.
Сколько времени сохнет изделие из глины?
8.
Для чего обжигают изделие?
9.
Как называется печь для обжига изделий?
10. Как называются инструменты для работы с глиной и их назначение?
11. Как способы и приемы лепки вы знаете?
12. Каким способом можно вылепить фигуру человека, животного?
13. Каким способом можно лепить посуду?
14. Что такое рельефное изображение?
15. Каким способом можно вылепить объемную композицию?
16.
Что такое эскиз?
17. Как подготовить изделие к росписи?
18. Назовите центры изготовления глиняных изделий в России
19. Какими красками можно расписывать игрушки?
20. Приспособление для изготовления керамических изделий называет
ся....
а) глиняным станком;
б) керамическим столом;
в) гончарным кругом.
21. Мастер, занимающийся лепкой изделий из глины – это
а) гончар;
б) глиномес;
в) глинопек.
Практическая часть: создание композиции с изображением фигур птиц,
животных, людей.
1.
Правильность подготовки глиняной массы к работе.
2.
Выполнение подготовительной работы – деление на части.
3.
Умение правильно раскатывать круглую, продолговатую формы.
4.
Умение при лепке видеть общую форму предмета.
5.
Лепка различными способами (пластичный, конструктивный,
комбинированный).
6.
Применение различных приемов (раскатывание, вытягивание,
сгибание, скатывание, прищипывание, сжатие...).
7.
Умение соединять части изделий.
8.
Аккуратность заглаживания изделий водой.
22

9.
Аккуратность окрашивания и росписи изделий (владение кистью,
умение накладывать краску в одном направлении, одну краску на другую).
Контрольные вопросы для обучающихся 2-го и 3-го года обучения.
Теоретическая часть – проверочные тесты.
1.
К какому виду искусства относится глиняное изделие?
а) скульптура;
б) графика;
в) декоративно-прикладное искусство.
2. Чтобы определить пригодность глины, ее нужно:
а) смять;
б) погладить;
в) скатать жгут и согнуть пополам.
3. Глина – это материал:
а) твердый;
б) пластичный;
в) упругий.
4. Какие изделия создают из глины:
а) мебель;
б) посуду;
в) обувь.
5. Чтобы изделие было прочным, его:
а) обжигают;
б) кладут в холодильник;
в) хранят в темноте.
6. Каким способом можно слепить «колобка» из сказки:
а) комбинированным;
б) пластичным;
в) конструктивным.
7. Чтобы краска при росписи сохранилась, нужно добавить:
а) клей ПВА;
б) известь;
в) клей для обоев.
8. Чтобы слепить собачью мордочку, глину нужно:
а) вдавить внутрь;
б) вытянуть вперед;
в) расплющить.
9. Мастера-гончары создают форму кувшинов:
а) на гончарном круге;
б) на столе;
в) на лавочке.
10. Каким способом можно слепить вазочку:
а) ленточным;
б) бантичным;
23

в) веревочным.
11. Рельефы бывают:
а) высокие;
б) мягкие;
в) плотные.
12. Глина после обжига при стуке:
а) гудит;
б) стучит;
в) звенит.
13. Лепка глиняного изделия развивает:
а) скорость бега;
б) музыкальный слух;
в) мелкую моторику пальцев.
14. Для обжига игрушек существует специальная печь:
а) микроволновая;
б) муфельная;
в) духовой шкаф.
15. Расписанные эмалевыми красками глиняные плитки для украшения
печей, каминов, стен называются...
а) изразцами;
б) образцами;
в) майоликой.
16. Небольшие глиняные фигурки людей, животных, птиц называются..
а) статуэтками;
б) скульптурами;
в) миниатюрами.
17. Глиняные изделия обжигают для придания им в основном:
а) блеска;
б) водонепроницаемости и прочности;
в) цвета.
18. Слово «керамика» произошло от греческого «керамос», что означает...
а) глина;
б) посуда;
в) лепка.
19. Для соединения деталей изделий из глины художник использует
прием...
а) процарапывания;
б) откручивания;
в) примазывания.
20. «Вытягивание» - это составной элемент этаапа работы с глиняным
изделием под названием...
а) придание формы;
б) деление на части;
в) соединение деталей.
24

Практическая часть : лепка рельефных изображений. Изготовление
изделия на плоскости.
1.
Умение аккуратно сгибать изделие.
2.
Умение вытягивать мелкие части из целого.
3.
Правильно раскатывать глиняный пласт, учитывать толщину,
ровность поверхности, придавать различные формы изделиям.
4.
Аккуратно делать оттиск, углубление в плоских формах.
5.
Нанесение рисунка на плоскую поверхность.
6.
Выполнение рельефа двумя способами (заполнение рисунка
глиняной массой, накладывание на рисунок сверху заранее выполненными
деталями).
7.
Умение смешивать цвета, использовать плавные переходы цвета.
8.
Уметь оценивать при использовании дополнительных материалов
размер изделия, его цвет.
9.
При лепке композиции учитывать расположение предметов по
величине, по расположению на переднем и заднем плане.
10. Уметь аккуратно рисовать тонкие линии, мелкие детали, делать
симметричный рисунок на изделиях, использовать различные приемы лепки
(вырезание, оформление налепами, накладывание мелких кусков глины).
11. Уметь смешивать краски с клеем ПВА, учитываю пропорцию.

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».