ОТ ЗВУКА К СЛОВУ

Отдел образования администрации
Курского муниципального округа Ставропольского края
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования для детей»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО – ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Отзвука к слову»
Уровень программы: базовый
Срок реализации: 1 год (144 часов)
Состав группы: до 15 человек
Возрастная категория: 5 – 7 лет
ID –номер программы в Навигаторе:678

Составил:
педагог дополнительного образования
Миранова Ася Валерьевна

ст.Курская,2022 г

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
1.

Образовательная
организация

2.

Название
программы
Направленность
программы
Нормативноправовая
основа
разработки
программы

3.
4.

муниципальное
бюджетное
учреждение
дополнительного
образования
«Центр
дополнительного образования для детей» Курского
муниципального района Ставропольского края
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа «От звука к слову»
Социально-педагогическая
- Федеральный закон Российской Федерации от

29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
-Распоряжение
Правительства
Российской
Федерации от 31.03.2022 г. № 678-р «Концепция
развития дополнительного образования детей до
2030 года»
-Постановлением
Главного
государственного
санитарного врача РФ от 28.09.2020г. №28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20- -Методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ
(включая
разноуровневые
программы)
(Приложение
к
письму
Департамента
государственной политики в сфере воспитания
детей и молодежи Минобрнауки России от
18.11.2015 № 09-3242).
- Приказ Минпросвещения России от 9 ноября
2018 г., № 196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам».
- Приказ Министерства просвещения РФ от 3
сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой
модели
развития
систем
дополнительного
образования детей»
-Положение
о
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программе
муниципального
учреждения
дополнительного
образования
«Центр
дополнительного образования для детей» Курского
муниципального района Ставропольского края
(приказ МУ ДО «ЦДОД» КМР СК от 20 сентября
2019 г. № 74).
2

5.
5.1
6.
6.1.
6.2.
6.3.
6.4.
7.

8.

9.

Сведения о разработчике
Миранова
Ася
Валерьевна,
педагог
ФИО, должность
дополнительного образования
Сведения о программе
1 год
Срок реализации
5-7 лет
Возраст
обучающихся
овладение
обучающимися
самостоятельной,
Цель программы
связной, грамматически правильной речью
Ознакомительный
Этапы обучения
Формы и методы
Формы обучения:
очная,
с
использованием
различных
образовательной
образовательных технологий;
деятельности
дистанционная;
Методы обучения:
Словесный;
Наглядный;
Практический;
объяснительно-иллюстративный;
игровой;
проблемный;
дисскусионный;
проектный.
Вводный контроль (первичная диагностика).
Формы
Промежуточный контроль.
мониторинга
Итоговая аттестация.
результативности
Дата утверждения
и
последней
05.06.2022 г.
корректировки
программы

3

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка
«Приятная для слуха речь – своего рода музыка»
Аристотель
Речь человека является необходимым средством общения. Речь - это
сложная функция, и развитие ее зависит от многих компонентов. Речевые
нарушения в той или иной степени препятствуют общению, создают
трудности в социальной адаптации ребенка. Овладение правильным
произношением речевых звуков является одним из очень важных звеньев в
развитии речи ребенка.
Программа «От звука к слову» относится к социально –
гуманитарной направленности и предназначена для коррекционноразвивающей работы с детьми, имеющими нарушение звукопроизношения с
фонематическими нарушениями речи и детьми, с общим недоразвитием
речи. Программа ориентирована на формирование коммуникативных
способностей, речевого и общего развития обучающегося.
Данная программа является модифицированной. При составлении
программы были использованы структурные элементы учебных пособий:
Жуковой Н.С., Акименко В.М., Мастюковой Е.М., Филичевой Т.Б., но с
учетом особенностей учреждения, возраста и уровня подготовки детей,
нестандартности индивидуальных результатов обучения и воспитания, в
программу включена диагностика результатов работы по программе с
демонстрацией достижений обучающихся.
Новизна программы «От звука к слову» заключается в применении
специальных приемов и способов, облегчающих запоминание нужной
информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций
(связей). Для развития таких способностей у обучающихся применяется
мнемотехника, техника, которая позволяет побудить у детей интерес к
занятиям, увлечь их, раскрепостить и превратить непосильный труд в
любимый и самый доступный вид деятельности - игру.
Актуальность программы
Актуальность данной программы обусловлена ее практической
значимостью и востребованностью.
Педагогическая целесообразность программы
Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена
важностью применения нетрадиционных форм и методов организации
учебного и воспитательного процесса, что позволяет работать с детьми более
разнообразно, эмоционально и информационно насыщенно.
Отличительные особенности программы
В основе программы лежит методика нетрадиционной постановки
речи, как активного инструмента при формировании у детей правильного
4

звукопроизношения, развития навыков грамматического строя и связного
оформления собственного высказывания.
Средством наглядности (визуализации) являются карточки с
изображениями. В дошкольном возрасте запоминание носит в основном
непроизвольный характер. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка
после
прослушивания,
сопровождается
просмотром
рисунков.
Мнемотехника является одной из разновидностей арт-технологии,
позволяет ребенку раскрыться, гораздо быстрее вспомнить слово, фразу и
стихотворение. Дети учатся самостоятельно рассуждать, думать, высказывать
свои мысли.
Адресат программы
Программа разработана для детей с общим недоразвитием речи (ОНР).
Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) характеризуются расстройством
речи, проявляющимся в нарушениях звукопроизношения, фонетического и
лексико-грамматического недоразвития.
Программа предназначена для детей (мальчики и девочки) в возрасте от
5 до 7 лет.
Группы формируются на один год обучения. Зачисление детей
осуществляется без предварительного тестирования.
Объем и срок освоения программы
Программа рассчитана на один год обучения.
Общее количество часов – 144 часа.
Форма
обучения:
очная,
с
использованием
различных
образовательных технологий; дистанционная.
Формы организации занятий:
Содержанием программы предусмотрено выполнение творческих
работ, проектов с учетом готовности обучающихся к их выполнению. Виды
занятий определяются содержанием программы и предусматриваются
практические занятия, творческие проекты.
Особенности организации образовательного и воспитательного
процесса.
Занятия проводятся в разновозрастных группах с постоянным составом,
преимущественно в групповой форме. Индивидуально отрабатываются
правильное
положение
артикуляционного
аппарата,
постановка
звукопроизношения, автоматизация звуков.
Групповая логопедическая работа даёт возможность чутко и
своевременно реагировать на любые изменения возможностей, потребностей
и личностных предпочтений ребёнка, что, в свою очередь, может
актуализировать
его
внутренние
ресурсы,
включить
механизм
самокоррекции.
При планировании коррекционной работы учитывается:
- индивидуальный подход к каждому ребёнку с учётом его возрастных и
индивидуальных особенностей;
- положительная мотивация выполнения заданий;
5

- чередование различных видов деятельности.
В
работе
учитывается
интеграция
следующих
областей:
коммуникация, социализация, познание, чтение художественной литературы,
здоровье.
1. Коммуникация – обогащение словаря, звуковая культура речи, развитие
умения поддерживать диалог.
2. Познание – беседы, дидактические игры, совершенствование смысла
понимания пространственных отношений.
3. Чтение художественной литературы (используются произведения
познавательной направленности (стихи, потешки, сказки).
4. Социализация – приобщение к общепринятым нормам и правилам
взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
5. Здоровье – укрепление мышц артикуляционного аппарата через
специальные упражнения, физминутки, самомассаж.
Основной формой осуществления образовательного процесса является
занятие, которое включает в себя следующие виды работы:
1.Артикуляционные упражнения.
2.Упражнения на развитие слухового восприятия, фонематических
процессов, внимания, памяти.
3. Упражнения и задания на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры,
самомассаж кистей и пальцев рук шишками, шариками Су-Джок,
массажными ёжиками и т.д.)
4. Дыхательные упражнения.
5.Лексико-грамматические упражнения.
6. Упражнения для формирования связной речи.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Учащиеся занимаются 2 раза в неделю по 2 академических часа.
Перерыв между занятиями 10 минут.
1.2. Цели и задачи программы.
Цель:
овладение
обучающимися
самостоятельной,
связной,
грамматически правильной речью.
Задачи:
Образовательные:
- формировать правильное звукопроизношение;
- развивать речевые, познавательные, коммуникативные способности;
- развивать фонематический слух;
- совершенствовать монологическую и диалогическую речи.
Метапредметные
- формировать потребность к самостоятельной, творческой, познавательной
деятельности и рефлексии;
- развивать умение и навыки работать в группе сообща;
- формировать психологическую готовность к обучению в школе.

6

Личностные:
- воспитывать культуру общения, поведения;
- воспитывать дружелюбие, коммуникабельность, нравственные качества
личности;
- совершенствовать культурные ценности малой и большой Родины.
Коррекционные:
- корректировать отдельные стороны психической деятельности;
- развивать зрительную память, внимание, усидчивость;
- формировать зрительно-двигательную координацию;
- развивать познавательную и эмоциональную сферу.

теория

практика

всего

теория

практика

0,5

3,5

-

-

-

12

70

34

2

32

3

0,5

2,5

1

-

1

10

8

2

6

2

-

2

10

8

2

6

2

-

2

Диагностика
речевого развития

2

Коррекция
звукопроизношени
я

3

Развитие
фонематического
слуха, звукового
анализа и синтеза

4

4

Развитие лексикограмматических
категорий
Развитие связной
речи
Итог:

Вариативна
я часть
(кол-во
часов)

4

1

5

Инвариативная
часть
(кол-во часов)

всего

Стартовый (ознакомительный)
(5 – 7 лет)

Уровень
обучения
(возраст)

№ Название раздела
п/п

Общее количество часов

1.3.Содержание программы.

4

116 82

144 105

Формы
контроля и
аттестации

Практическое
наблюдение.
Диагностическ
ие задания.
Практические
задания.
Творческий
проект.
Практическая
работа.
Викторина.

Логоритмическ
ие упражнения.
Дидактические
игры.
Практические
задания на
развитие речи.
Квест - игра

39
7

Учебный план
Содержание учебного плана.
Раздел 1.Диагностика речевого развития (4 часа).
Теория: Введение понятия речевая продукция, в которую входят:
словарный состав, уровень словообразовательных процессов; концентрация и
распределение внимания, словесно-логическое мышление.
Практика: Формирование коммуникативных умений и навыков
развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх
и специальных упражнениях. Работа над развитием артикуляционной
моторики, способностей воспроизводить артикуляционные уклады
отрабатываемого звука.
Воспитательный компонент: Соблюдение правил поведения и
безопасности на занятии, при работе с зеркалом. Беседа «Скоро в школу».
Языковая компетенция: Соблюдают правильное ударение и интонацию
в словах и фразах.
Игры лексической системности: «Найди лишнее», «Скажи в рифму»,
«Назови детеныша».
Раздел 2. Коррекция звукопроизношения (116часов).
Теория: Знакомство с названиями и частями артикуляционного
аппарата. Развитие слухового внимания при восприятии тихих и громких,
высоких и низких звуков, зрительного внимания и памяти. Уточнение
артикуляции и характеристики звуков, речевой моторики. Символы и
обозначение звуков. Техника безопасности при работе с зеркалом.
Практика: Механическое воздействие на речевые органы путем
подражания и с помощью словесных пояснений, тактильно-вербальными и
мышечными ощущениями, так же при помощи каких-либо приспособлений
(шпатель, зонд). Формирование правильного положения артикуляционного
аппарат с помощью статистических упражнений (удержание губ, языка и щек
в правильном положении) и динамических (развитие гибкости, подвижности
и других навыков, необходимых для развития четкой речи).
Автоматизация изолированного звука. Закрепление поставленного звука
осуществляется на вербальном и невербальном материале: последовательное
договаривание ребенком стихотворных фраз, а также самостоятельное
произнесение звука при выполнении упражнений со зрительной опорой на
картинки, которые требуют определить заданный звук.
Развитие речевого дыхания на длительном плавном выдохе, для
совершенствования спокойной, плавной речи, различие высоты, силы, тембра
голоса. Совершенствование знаний о физиологическом дыхании и значении
правильного дыхания для человеческого организма.
Формирование и развитие мелкой моторики рук посредством
использования развивающих игрушек, изобразительной деятельности, что
способствует развитию речи.
Инвариантная часть: Закрепление правильного произношения
8

поставленного звука изолированно, в звукоподражаниях, слогах, словах,
предложениях.
Вариативный блок: Творческий проект «Путешествие звуков по
достопримечательностям Ставропольского края».
Воспитательный компонент: Воспитывать бережное отношение к
окружающей среде, для сохранения чистого воздуха.
Артикуляционная гимнастика: «Футбол», «Вкусное варенье»,
«Качели».
Дыхательная гимнастика: «Надуй шарик», «Пушок», «Насос».
Упражнения на развитие мелкой моторики рук: «Волшебный
мешочек», «Шнуровка», «Футбол»
Раздел 3. Развитие фонематического слуха, звукового анализа и
синтеза(4 часа).
Теория: Знакомство с понятием фонематический слух. Формировать
умение различать фонемы и определять звуковой состав слова, уточнение
характеристика звуков, символ и обозначение звука.
Практика: Совершенствование фонетической системы языка,
уточнение произношения сохранных звуков, исправление произношения
нарушенных звуков. Развить умение делить слово на слоги и звуки,
производя их последовательный анализ, и проводить обратные операции:
составлять слог из звуков и слово из слогов. Формирование восприятия
устной речи в процессе имитации слогов, слов и подбора слов – паронимов.
Инвариативный
блок:
Совершенствование
фонематического
восприятия и навыков звукового анализа. Формирование умения различать
на слух и по артикуляции поставленного звука.
Вариативный блок: Викторина «Логопедическая мозайка» (улучшение
разборчивости речевого высказывания).
Метод наглядного моделирования: использование карточек – символов
звуков, что позволяет чётко отдифференцировать понятия: «звук» и «буква».
Игровые
приёмы
предлагаются
в
порядке
нарастающей
сложности: определение
звука
изолированно,
в
слогах,
словах,
предложениях, связной речи.
Воспитательная работа:
Раздел 4.Развитие лексико-грамматических категорий (10 часов).
Теория: Формирование понятия слова – как основного источника
общения. Совершенствовать грамматический строй речи приёмами
обогащения словаря и расширения ситуаций общения.
Практика: Активизировать в речи образование и использование
существительных
с
уменьшительно-ласкательными
суффиксами,
относительными
прилагательными.
Совершенствовать
знания
об
окружающей действительности, окружающем мире. Формирование умения
использовать в речи разнообразные средства общения – словесные,
мимические и пантомимические.

9

Развивать
умения
группировать
предметы
по
признакам
соотнесенности, формируя доступные родовые и видовые обобщающие
понятия, составлять простые предложения, подбирать слова с
противоположным значением и к наречиям, выражающим пространственные
и временные понятия.
Инвариативный блок: Развивать умения согласовывать числительные с
существительными мужского и женского рода, использовать разные части
речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.
Вариативный блок: Детям предлагаются изображения, которые должны
разложить их на две группы:
1.Овощи и фрукты;
2.Мебель и посуда;
3.Найди лишний предмет;
4.Назови лишнее слово;
5.Назови одним словом.
Дидактические игры: «Скажи наоборот», «Закончи предложение»,
«Найди хозяина».
Языковая компетенция: Знания о правилах смысловой сочетаемости
слов, грамматического согласования слов и построения предложения.
Воспитательный компонент: Знакомство с видами трудовой
деятельности и их необходимости в окружающей действительности.
Раздел 5. Развитие связанной речи (10часов).
Теория: Формирование интереса к речевой деятельности, обучение
внимательному слушанию рассказов, сказок, поддержание интереса к слову в
данном произведении, формирование интереса к книге.
Практика: Совершенствовать умение последовательно и выразительно
излагать готовый текст без помощи взрослого, интонационно передавая
диалог действующих лиц и характеристику персонажей. Умение по картине
самостоятельно составлять описательный или повествовательный рассказ по
ее содержанию; с указанием места и времени действия, определенных
событий, предшествующих изображенному и следующих за ним сюжету.
Практическая работа с мнемотехникой: умения пересказывать рассказы
и сказки, придумывать название рассказу в соответствии с содержанием,
соединять
отдельные
предложения
и
части
высказывания
в
повествовательный текст. Формируются элементарные знания о структуре
повествовательного текста и умение использовать разнообразные средства
связи, обеспечивающие целостность и связность текста.
Инвариативный
блок:
Развивать
умение
последовательно,
содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно
излагать свои мысли, как в монологической речи, так и в диалогической.
Вариативный блок: Квест – игра «Волшебный экран», с
использованием опорных картин, мнемокартин, содержащие логическую
последовательность.

10

Дидактические игры: «Собери сказку по картинкам», «Подскажи
словечко», «Кто кем был?», «Придумай сказку».
Воспитательный компонент: Воспитывать интерес к чтению,
внимательному слушанию сказок и рассказов.
1.4. Планируемые результаты
К концу освоения программы учащийся должен придти к следующим
результатам:
1. Образовательные:
- Сформированно правильное звукопроизношение в свободной речи
(легкое, свободное, без затруднений) и развитое владение слоговым
анализом и синтезом слова с разной слоговой структурой;
- развит самоконтроль за четкостью произнесения звуков (умение
отличать правильное произношение от дефектного);
- сформированно умение дифференцировать при произношении звуки,
сходные по артикуляции и по звучанию;
2. Метапредметные:
- развиты
социальные
умения,
необходимых
для
общения,
коммуникативных потребностей ребёнка и речевых способностей;
- осуществление
регулятивных
действий
самонаблюдения,
самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности.
3. Личностные:
- приобретение эмоционального комфорта.
- работать в разных режимах (индивидуально, в парах, в группе);
- контролирует и оценивать свои действия и действия своих товарищей;
- соблюдать культуру общения;
- стремиться к совершенствованию собственной речевой культуры.
4. Коррекционные:
- развитие речевой и слуховой памяти;
- формирование общей, мелкой и артикуляционной моторики.
- развитие зрительного внимания;
- формирование правильного звукопроизношения;
- развитие элементарных форм устной речи.
Такие результаты достигаются за счет введения вариативной части в учебный
план (имеет инвариантную и вариативную части). Вариативная часть
направлена на освоение новых умений, усвоение конкретных элементов
социального опыта, применения полученных знаний в нестандартных для
обучающегося ситуациях. Вовлечение обучающихся в проектную
деятельность, квест - игру позволяет выработать индивидуальную
траекторию достижений каждого ребенка и дает возможность отслеживания
его социальных и жизненных компетенций.

11

2.1. Календарный учебный график на 2020-2021 учебный год
Наименов Уровень/
ание
год
объединен обучения
ия, группы

1 группа

Срок
учебного
года
(продолжит
ельность)

Стартовы 36 недель
й/1

Количество
занятий в
неделю,
продолжител
ьность
одного
занятия
2 занятия по
30 минут

Всего
академи
ческих
часов в
год

Количест
во
академ.
часов в
неделю

144

4

2.2. Условия реализации программы
1. Материально – техническое обеспечение:
Рабочие материалы: зеркало настенное, зеркало ручное, освещение над
зеркалом, набор логопедических зондов и шпателей.
Информационное обеспечение: ноутбук, аудио комплекс – магнитофон.
Оборудование: муляжи (иллюстрации) фруктов, овощей; посуды, мебели,
мольберт, доска.
Кабинет, в котором проходят занятия, оснащен необходимым
количеством столов и посадочных мест.
2. Методическое обеспечение программы.
Аудио, видео, фото и интернет источники по темам программы.
3. Кадровое обеспечение.
Педагог, реализующий данную программу, имеет педагогическое
образование,
курсы
повышения
квалификации
«Инновационные
педагогические технологии в образовательной деятельности педагога
дополнительного образования в условиях реализации ФГОС Нового
поколения» (год прохождения – 2019 год).
2.3. Формы аттестации
Система оценки достижения планируемых результатов:
- анализ результатов речевого развития обучающегося;
- наблюдение продуктивной деятельности обучающегося в ходе
занятия;
- наблюдение за деятельностью ребенка в группе в ходе выполнения
практических заданий;
Диагностика проводится в соответствии с индивидуальной
картой достижения обучающегося (Приложение 1).
Для контроля результатов проделанной работы оцениваются
следующие показатели детской деятельности на начало и конец учебного
года:
- формирование коммуникативных умений и навыков развитие
слухового внимания, памяти;
12

- развитие фонематического восприятия в играх и специальных
упражнениях;
- формирование правильного положения артикуляционного аппарат с
помощью статистических упражнений;
- автоматизация изолированного звука;
- использование в речи существительных с уменьшительноласкательными суффиксами, относительными прилагательными.
Методики контроля по окончании реализации программы:
- индивидуальные показатели положительной динамики
- диагностики детей;
- качественные изменения в психоэмоциональном состоянии детей
(появился интерес к игровой, учебной деятельности, повысилась
самооценка, возросла работоспособность);
- развитие артикуляционной моторики и мелкой моторики руки;
- самоанализ детей, участие в творческих проектах , играх (Это
помогает ребенку научиться занимать себя продуктивной
деятельностью, помогает побороть застенчивость и неуверенность в
себе.)
- участие в процессе работы в группе: ребенок охотно сотрудничает с
другими детьми. В процессе собственной деятельности стремится
выполнять свою работу, при небольшой помощи взрослого
правильно использует материалы и инструменты.
Формы отслеживания и фиксации результатов:
Аналитическая справка, портфолио, грамота, диплом, свидетельство
(сертификат, фото и т.п.).
Формы
предъявления
и
демонстрации
образовательных
результатов:
Аналитический материал по итогам педагогической диагностики,
аналитическая справка, конкурс, открытое занятие, творческая
защита проекта.
2.4. Оценочные материалы
Индивидуальная карта диагностики достижений обучающихся
освоения планируемых результатов программы «От звука к слову»
(Приложение 1).
2.5. Методическое обеспечение программы
Методы
обучения:
словесный,
наглядный,
практический,
объяснительно-иллюстративный, игровой, проблемный, дисскусионный,
проектный.
Формы организации образовательного процесса: индивидуальногрупповая, индивидуальная,
Формы организации учебного занятия: беседа, практическое занятие,
викторина, дидактические игры, логоритмические упражнения.

13

Педагогические технологии: технологии развивающего обучения,
игровые технологии, технологии сотрудничества, технологии проблемного
обучения, технологии дифференцированного обучения.
Алгоритм учебного занятия.
Каждое занятие по программе, включает теоретическую часть и практическое
выполнение задания.
Теоретические сведения – это как повтор пройденного материала, так
и объяснение нового, информация познавательного характера о приемах
используемых логоритмических, дидактических упражнений, создании
проекта. Теория сопровождается показом наглядного материала,
преподносится в форме рассказа-информации или беседы, сопровождаемой
вопросами к ребенку. На занятиях используются различные виды
наглядности: показ иллюстраций, рисунков, журналов, фотографий, образцов
изделий, демонстрация трудовых операций, различных приемов работы,
которые дают достаточную возможность обучающемуся закрепить их в
практической деятельности.
При проведении практических работ в процессе работы с
логопедическими зондами, зеркалом и другими приспособлениями педагог
систематически напоминает ребенку о правилах пользования инструментов и
соблюдении правил гигиены, санитарии и техники безопасности. Для
проведения практических работ у обучающегося имеется набор
инструментов и материалов, необходимых для конкретного задания.
1. Артикуляционная гимнастика.
Каждое занятие начинается с элементов артикуляционной гимнастики.
На одном занятии выполняется не более 3-4 упражнений. Весь комплекс
упражнений на занятиях делится на 3 составляющие:
Гимнастика состоит из:
 Статических упражнений. Они направлены на удержание губ, языка и
щек в правильном положении. Помогают укрепить мышцы
артикуляционного аппарата;
 Динамических упражнений. Они развивают гибкость, подвижность и
другие навыки, необходимые для четкой речи. Результат достигается
при помощи регулярных занятий, подразумевающих многократные
повторения отдельных положений.
Выбор упражнений зависит от того, чему нужно научить детей. Методика
проведения гимнастики включает в себя знакомство детей с инструкцией
выполнения каждого упражнения, образцом и самостоятельным
выполнением.
2. Дыхательная гимнастика.
Речевое дыхание является едва ли не основным моментом в структуре
логопедических занятий с детьми, имеющими дефекты звукопроизношения.
Особенно важную роль
дыхательная гимнастика играет при коррекции
речевого нарушения.

14

Дыхательная гимнастика развивает дыхательную мускулатуру, речевой
аппарат, координацию движений, для правильного ритмичного дыхания и
произнесения звуков.
Работа над развитием речевого дыхания делится на два этапа:
1 этап — выработка направленной воздушной струи, необходимой для
правильного произношения звуков.
2 этап — тренировка продолжительности речевого дыхания и умение на
одном выдохе произнести фразу, состоящую из 3—6 слов.
Работу над развитием речевого дыхания с дошкольниками проводиться в
игровой форме. Это обеспечит более высокий уровень активности детей на
занятиях.
3. Практические занятия.
Практическая работа с мнемотехникой: умения пересказывать рассказы
и сказки, придумывать название рассказу в соответствии с содержанием,
соединять
отдельные
предложения
и
части
высказывания
в
повествовательный текст. Формируются элементарные знания о структуре
повествовательного текста и умение использовать разнообразные средства
связи, обеспечивающие целостность и связность текста.
Дидактические материалы.
Наглядно-дидактические пособия по темам: «Времена года»,
«Транспорт», «Дикие животные», «Домашние животные», «Насекомые» и др.
Репродукции картин художников, иллюстрации из детских книг и книграскрасок, открытки, образцы готовых работ.

15

2.6.Список используемой литературы
1.
Жукова Н.С. Уроки логопеда. Исправление нарушения речи.
ЭКСМО Москва 2012г
2.
Ткаченко Т.А. Логопедическое лото в картинках. ЭКСМО
Пресс,2013г.
3.
Акименко В.М. Новые логопедические технологии: учебно –
метод. Пособие. Ростов н /Д: Феникс,2008 – 105с.:ил. – (Сердце отдаю детям)
4.
Акименко В.М. Исправление звукопроизношения у детей.
Учебно-метод. пособие / В. М. Акименко. — Изд. 2-е. — Ростов н/Д: Феникс,
2009. — 110с: илл. — (Сердце отдаю детям).
5.
Акименко В.А./ Речевые нарушения у детей. Учебно-метод.
пособие Ростов н/Д: Феникс, 2009. — 110с: илл. — (Сердце отдаю детям).
6.
Ткаченко Т.А. В школ без дефектов речи. Изд: Эксмо
Пресс,2017г 128с.
7.
Жукова, Н. С. Букварь: учебное пособие/Н. С. Жукова. – М.:
Эксмо, 2015. – 96 с.
Интернет ресурсы
1.
http://tvoylogoped.ru/ - Ранее развитие ребёнка.
2.
http://vk.com/logopedsfera - Развитие речевого дыхания.
3.
http://dic.academic.ru/ - Коррекция звукопроизношения по
ускоренной методике.
4.
http://nsportal.ru/ - Логопедические статьи для родителей.
5.
http://www.logolife.ru/ - Система индивидуальной логопедической
работы.
6.
http://geniuses.ucoz.ru/ - Развитие неречевых психических
функций у детей с задержкой речевого развития.
7.
http://logoped18.ru/ - Логопедические публикации и статьи по
логопедии.
8.
http://www.logolife.ru/ - Логопедия для всех.

16

Приложение 1
Диагностика достижений обучающихся
освоения планируемых результатов программы
«От звука к слову»
Индивидуальная карта_______________________________________
Фамилия, имя, отчество

Наличие навыка
Текущий Итоговый
Первичный
Наименование
контроль контроль
№
контроль
навыка
(декабрь,
(апрель,
(сентябрь)
январь)
май)
Есть Нет Есть Нет Есть Нет
1
2
3
4
5
6
7
8
Диагностика и коррекция звукопроизношения
1
Формирование
коммуникативных
умений и навыков
2
Развитие памяти,
зрительного,
слухового
внимания
3
Правильное
положение
артикуляционного
аппарат
4
Развитие речевого
дыхания
5
Формирование
мелкой моторики
рук
Развитие фонематического слуха
1
Автоматизация
изолированного
звука
2
Определение
звукового состава
слов
3
Составление слога
из звуков и слово

Итог

9

17

из слогов
1
2

3

Развитие лексико-грамматических категорий
Грамматический
строй речи
Образование
и
использование
существительных с
уменьшительноласкательными
суффиксами,
относительными
прилагательными
Формирование
умения использовать
в речи
разнообразные
средства общения –
словесные,
мимические и
пантомимические.
Развитие связанной речи

1

2

3

Умение
последовательно и
выразительно
излагать готовый
текст
Интонационно
передавать диалог
действующих лиц и
характеристику
персонажей
По
картине
самостоятельно
составлять
описательный или
повествовательный
рассказ

Анализ полученных результатов: ___________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».