положение о дополнительной программе

Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования для детей»

ПОЛОЖЕНИЕ
о дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе
муниципального учреждения
дополнительного образования
«Центр дополнительного образования для детей»

ст. Курская 2022г.

I.

Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет порядок деятельности по разработке,
утверждению и реализации дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ муниципального учреждения дополнительного
образования «Центр дополнительного образования для детей» (далее Центр).
1.2. Разработка и утверждение образовательных программ относится к
компетенции образовательных организаций (п.-5 ст. 12 Закона РФ «Об
образовании в Российской Федерации»).
В настоящее время цели, содержание и условия реализации дополнительных
общеобразовательных программ представлены в следующих документах:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» (Далее – ФЗ № 273);
- Приказ Министерства Просвещения России от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
(Далее – Приказ № 196);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного
образования детей»;
- Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 №ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ, способствующих социально-психологической реабилитации,
профессиональному
самоопределению
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей) (Далее – Письмо Минобрнауки №ВК641/09);
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. № 2 «Об
утверждении порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.
№ 1726-р (Далее – Концепция);
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерство образования и
науки РФ.
2

1.3. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
(ДООП) разрабатывается с целью создания условий для планирования,
организации и управления образовательной деятельностью и:
-отражает
педагогическую
концепцию
педагога
дополнительного
образования, в соответствии с заявленными целями и задачами деятельности;
- раскрывает условия, методы и технологию реализации целей и задач,
предполагающих
конечный
результат,
структуру
организации,
последовательность осуществления, информационное, технологическое и
ресурсное обеспечение в соответствии с обоснованными целями и
содержанием образования в Центре;
- включает краткое систематическое изложение содержание курса и его
объемов, позволяющих обучающемуся самоопределиться и реализовать себя;
Реализация
ДООП
направлена
на
достижение
обучающимися
прогнозируемого уровня образованности и воспитанности.
1.4. ДООП должна быть построена на следующих основаниях (Концепция,
гл.IV):
- свобода выбора образовательных программ и режима их освоения;
- соответствие образовательных программ и форм дополнительного
образования возрастным и индивидуальным особенностям детей;
- вариативность, гибкость и мобильность образовательных программ;
- разноуровневость (ступенчатость) образовательных программ;
- модульность содержания образовательных программ, возможность
взаимозачета результатов;
- ориентация на метапредметные и личностные результаты образования;
- творческий и продуктивный характер образовательных программ;
- открытый и сетевой характер реализации.
1.5.
Адаптированная
дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа (АДООП) - образовательная программа,
адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья
с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных
возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений
развития и социальную адаптацию указанных лиц. Проектирование АДОП
осуществляется согласно Методическим рекомендациям по реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному
самоопределению
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей (Письмо Минобрнауки №ВК-641/09)
Создаются специальные условия, без которых невозможно или затруднено
освоение дополнительных общеобразовательных программ указанными
категориями обучающихся в соответствии с заключением психолого-медикопедагогической комиссии.
Сроки обучения по дополнительным общеразвивающим программам для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов
3

могут быть увеличены с учетом особенностей их психофизического развития
в соответствии с заключением психолого- медико-педагогической комиссии.
Численный состав детского объединения может быть уменьшен при
включении в него обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и
(или) детей- инвалидов.
Занятия в объединениях с обучающимися с ограниченными возможностями
здоровья, детьми-инвалидами могут быть организованы как совместно с
другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах.
II.

Требования к оформлению дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы:

2.1. Текст должен быть набран на компьютере в текстовом редакторе
Microsoft Word , шрифтом Times New Roman, 14, одинарный межстрочный
интервал, выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, на бумаге формата А4
(210х297мм). Поля: слева - 25мм, справа - 10мм, снизу и сверху - 20мм. Текст
необходимо набирать единым шрифтом. Для оформления внутри текста
можно использовать полужирное и курсивное начертание. Пробелы перед
знаками препинания (кроме тире) не ставятся.
2.2. Страницы нумеруются последовательно, начиная со 2 страницы, кроме
титульного листа. Номер страницы располагается в нижнем правом углу.
2.3. Заголовки набираются полужирным шрифтом (шрифт 14 пт.),
выравнивание по центру. Точка в конце заголовка не ставится. Заголовок,
состоящий из двух и более строк, печатается через один межстрочный
интервал. Заголовок не имеет переносов, т.е. на конце строки слово должно
быть полным. Заголовок отделяется от предыдущего текста – одним
интервалом, если есть подзаголовок - двумя.
2.4. Материал, дополняющий текст документа, допускается помещать в
приложениях. В тексте документа на все приложения должны быть ссылки.
Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте документа.
Приложения должны иметь общую с остальной частью документа сквозную
нумерацию страниц.
III. Порядок разработки и утверждения дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ.
3.1. Педагогические работники самостоятельно разрабатывают ДООП (ФЗ №
273, гл.1, ст.12, п.5) в соответствии с настоящим Положением и
Методическими рекомендациями, разработанными к данному Положению.
Допускается
разработка
программы
коллективом
педагогических
работников.
Педагоги дополнительного образования Центра ежегодно обновляют
дополнительные общеобразовательные программы с учетом развития науки,
техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы (Приказ 196,
4

п.11). Внесенные изменения и дополнения в дополнительной
общеразвивающей
программе
проходят
процедуру
рассмотрения,
согласования и утверждения в соответствие с Положением и отражаются в
пояснительной записке.
3.2. Рассмотрение ДООП производится на методическом объединении по
направлению деятельности в срок до 20 августа с целью проведения
внутренней экспертизы (анализа качества документа, его соответствия уставу
образовательного
учреждения,
действующим
нормативно-правовым
документам, Положению и требованиям к содержанию дополнительного
образования детей). По итогам обсуждения на ДООП составляется аннотация
(размещается ежегодно на сайте Центра).
3.3. Согласование ДООП производится на заседании методического совета в
срок до 25 августа.
3.4. Утверждение образовательной программы осуществляется в срок до 10
сентября
приказом директора Центра на основании решения
педагогического совета. Только после утверждения программы приказом
директора она может считаться полноценным нормативно-правовым
документом детского объединения дополнительного образования.
3.5. Решение об утверждении образовательной программы обязательно
заносится в протокол педагогического совета.
3.6. После утверждения ДООП включается в учебный план Центра.
3.7. Реализация дополнительных общеразвивающих программ без
утверждения осуществляться не может.
3.8. В соответствии с утвержденной ДООП образовательная деятельность
может осуществляться как одним, так и несколькими педагогическими
работниками дополнительного образования.
3.9. Центр формирует открытые и общедоступные информационные ресурсы,
содержащие информацию о деятельности на официальном сайте
образовательной организации цдод26.рф:
- о реализуемых образовательных программах с указанием учебных
предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных
соответствующей образовательной программой;
- о численности обучающихся по реализуемым образовательным
программам;
- о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности
(ФЗ ст.29, п.1, п.2).
IV. Требования к реализации дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ.
4.1. При реализации образовательных программ используются различные
образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные
технологии и электронное обучение.
4.2. При реализации образовательных программ может применяться форма
5

организации образовательной деятельности, основанная на модульном
принципе представления содержания образовательной программы и
построения
учебных
планов,
использовании
соответствующих
образовательных технологий.
4.3. При реализации образовательных программ возможно обучение по
индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в
пределах осваиваемой ДООП, что осуществляется в порядке с Положением
об индивидуальном обучении муниципального учреждения дополнительного
образования «Центр дополнительного образования для детей» Курского
муниципального района Ставропольского края.
4.4. Каждый ребенок имеет право на стартовый доступ к любому уровню,
который реализуется через организацию условий и процедур оценки степени
готовности к освоению содержания программы (вступительное тестирование,
начальная диагностика и другое).
4.5. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются для детей в
возрасте от 5 до 18 лет. Все реализуемые программы соответствуют
направленностям учреждения. Дополнительные общеобразовательные
общеразвивающие программы Центра – программы открытого типа, что
позволяет введение курсов, внесение корректив в содержание, формы и
методы проведения занятия.
4.6. В течение учебного года в учебные планы объединений могут быть
внесены изменения по заявлению педагога с объяснением причин
предлагаемых изменений.
4.7. Каждый обучающийся имеет право заниматься в нескольких
объединениях, переходить в процессе обучения из одного объединения в
другое.
4.8. Использование при реализации дополнительных общеобразовательных
программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных
технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью
обучающихся, запрещается.
4.9. В работе объединений при наличии условий и согласия руководителя
объединения совместно с несовершеннолетними обучающимися могут
участвовать их родители (законные представители).
4.10. При реализации дополнительных общеобразовательных программ
могут предусматриваться как аудиторные, так и внеаудиторные
(самостоятельные) занятия, которые проводятся по группам или
индивидуально.
4.11. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детейинвалидов и инвалидов организуется образовательный процесс по
адаптированным дополнительным общеобразовательным программам с
учетом особенностей психофизического развития указанных категорий
обучающихся.
4.12. Разработка и реализация ДООП осуществляется на государственном
языке Российской Федерации – русском.
6

Структура дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы.
Структуру ДООП составляют два основных раздела.
Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»:
1.1. Пояснительная записка.
1.2. Цель и задачи программы.
1.3. Содержание программы.
1.4. Планируемые результаты.
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»:
2.1. Календарный учебный график.
2.2. Условия реализации программы.
2.3. Формы аттестации.
2.4. Оценочные материалы.
2.5. Методические материалы.
2.6. Список литературы.
Приложением к ДООП являются рабочие программы (модули) курсов,
дисциплин программы (Приложение 1 к ДООП).
V.

Технология проектирования дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
Титульный лист программы - страница, предваряющая текст
программы, источник идентификационной информации документа
(Приложение 2 к Положению о ДООП). Включает в себя следующие
элементы, необходимые для заполнения:
- наименование учреждения, организации (согласно формулировке устава
организации);
- дата и № протокола педагогического совета, рекомендовавшего
программу к реализации;
- гриф утверждения программы (с указанием ФИО руководителя, даты и
номера приказа);
- название программы, отражающее её содержание;
- срок реализации программы;
- адресат программы (обучающиеся определенного возраста);
- ФИО, должность разработчика(-ов) программы;
- место и год разработки/переработки программы.
ДООП считается принятой к работе в образовательной организации с
момента ее утверждения приказом руководителя, что отражается в грифе
утверждения программы на титульном листе с указанием даты и номера
приказа.
Информационная карта программы- краткая характеристика ДООП,
включающая в себя информацию: наименование образовательной
организации, название программы, направленность программы, нормативноправовую основу разработки программы, сведения о разработчике (ФИО,
7

должность), сведения о программе (срок реализации, возраст обучающихся,
цель программы, этапы обучения, формы и методы образовательной
деятельности, формы мониторинга результативности, дата утверждения и
последней корректировки программы), (Приложение 1 к Положению о
ДООП)
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы.
1.1. Пояснительная записка.
Этот раздел направлен на отражение общей характеристики
программы:
- направленность (профиль) программы - техническая, естественнонаучная,
физкультурно-спортивная,
художественная,
туристско-краеведческая,
социально-педагогическая;
- актуальность, новизну, педагогическую целесообразность программы своевременность, необходимость, соответствие потребностям времени;
- отличительные особенности программы - основные идеи, отличающие
программу от существующих;
- адресат программы - краткая характеристика обучающихся по программе,
возрастные
особенности,
иные
медико-психолого-педагогические
характеристики;
- объем и сроки реализации программы (уровень программы) - общее
количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и
необходимых для освоения программы; определяется содержанием и
прогнозируемыми
результатами
программы;
характеризуется
продолжительностью программы (количество месяцев, лет, необходимых для
ее освоения);
- формы обучения - очная, очно-заочная или заочная форме (Закон № 273ФЗ, гл. 2, ст. 17, п. 2), а также «допускается сочетание различных форм
получения образования и форм обучения» (Закон № 273-ФЗ, гл. 2, ст. 17, п.
4);
- формы организации занятий;
- режим занятий, периодичность и продолжительность занятий –
указываются продолжительность занятий, количество занятий, количество
часов в неделю, количество учебных недель, всего часов для каждого года
обучения. Возможно предоставление информации в виде таблицы.
- особенности организации образовательного и воспитательного
процесса.
При организации образовательного и воспитательного процесса программой
предусмотрено:
- организация образовательного процесса в соответствии с индивидуальным
учебным планом (Приказ №196, п. 7);
- организация образовательного процесса в объединении по интересам в
группах одного или разновозрастных категорий детей; с постоянным или
переменным составом;
- организация образовательного процесса в форме студии, клуба, кружка,
8

секции, ансамбля, оркестра, детского объединения, творческого коллектива,
театра, мастерской и т.д.
- в рамках реализации ДООП сотрудничество с иными учреждениями;
- проведение воспитательных мероприятий (беседы, лекции, праздники,
экскурсии, акции и т.д).
1.2. Цель и задачи программы
Цель - это заранее предполагаемый результат образовательного процесса, к
которому надо стремиться. При характеристике цели следует избегать общих
абстрактных формулировок.
Цель должна быть связана с названием программы, отражать ее основную
направленность и желаемый конечный результат.
Конкретизация
цели
осуществляется
через
определение
задач,
раскрывающих пути достижения цели. Задачи показывают, что нужно
сделать, чтобы достичь цели.
При формулировании задач можно воспользоваться следующей их
классификацией:
- образовательные (предметные) - развитие познавательного интереса к
чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение
определенных знаний, умений, навыков, компетенций и т.п. Формулировки
задач должны быть соотнесены с прогнозируемыми результатами;
- метапредметные - развитие мотивации к определенному виду
деятельности,
потребности
в
саморазвитии,
самостоятельности,
ответственности, активности, аккуратности и т.п.;
- личностные - формирование общественной активности личности,
гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков
здорового образа жизни и т.п.
1.3 Содержание программы
Содержание программы должно быть отражено в учебном плане и
содержании учебно-тематического плана.
- Учебный план (Приложение 3 к Положению о ДООП) - документ, который
определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по
периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), тем,
практики, иных видов учебной деятельности и формы аттестации
обучающихся (ФЗ № 273, ст.2, п.22; ст. 47, п.5). Учебный план
общеобразовательной
общеразвивающей
программы
содержит:
наименование разделов и тем, определять последовательность и общее
количество часов на их изучение (с указанием теоретических и практических
видов занятий, а также форм контроля и аттестации).
Учебный план может содержать инвариантную (обязательную) и
вариативную части (Приложение 4 к Положению о ДООП), что позволит
составлять индивидуальные учебные планы, исходя из интересов и
способностей учащихся.
На основании Письма Минобрнауки №ВК-641/09 соотношение практической
и теоретической деятельностей по программе составляет 60/30 %.
9

Объем 10% часов от общего количества часов по программе предназначены
на:
- комплектование группы первого года обучения;
- вводное занятие (введение в программу);
- концертную, выставочную или соревновательную деятельность;
- мероприятия воспитывающего и познавательного характера.
Содержание учебного плана должно быть направлено на достижение целей
программы и планируемых результатов ее освоения. Содержание учебного
плана – реферативное описание разделов и тем программы в соответствии с
последовательностью, заданной учебным планом, включая описание
теоретических и практических частей и форм контроля по каждой теме.
При оформлении содержания следует придерживаться ряда общих правил:
- содержание составляется согласно учебного плана;
- формулировка и порядок расположения разделов и тем должны полностью
соответствовать их формулировке и расположению в учебном плане;
- необходимо соблюдать деление на теорию и практику по каждому разделу
(теме);
- материал следует излагать назывными предложениями;
- содержание каждого года обучения целесообразно оформлять отдельно;
- в содержании могут размещаться ссылки на приложения (например, на
правила выполнения упражнений, репертуар и т.п.).
1.4. Планируемые результаты
Данные характеристики формулируются с учетом цели и содержания
программы.
В этой части необходимо сформулировать:
- требования к знаниям и умениям, которые должен приобрести
обучающийся в процессе занятий по программе (т.е. что он должен знать,
уметь);
- компетенции личностного качества, которые могут быть сформированы и
развиты у детей в результате знаний по программе;
Резутьтаты:
- предметные результаты: требования к знаниям и умениям, которые
должен приобрести обучающийся в процессе занятий по программе (т.е. что
он должен знать и уметь);
- метапредметные результаты означают усвоенные учащимися способы
деятельности, применяемые ими как в рамках образовательного процесса,
так и при решении реальных жизненных ситуаций; могут быть представлены
в виде совокупности способов универсальных учебных действий и
коммуникативных навыков, которые обеспечивают способность учащихся к
самостоятельному усвоению новых знаний и умений.
- личностные результаты включают готовность и способность учащихся к
саморазвитию и личностному самоопределению;
10

Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график (Приложение 5 к Положению о ДООП)
- это составная часть образовательной программы, содержащая комплекс
основных характеристик образования и определяющая: продолжительность
обучения по программе, кол-во учебных недель, сроки, режим занятий. При
составлении календарного учебного графика должны быть учтены все
дисциплины (модули), объем которых должен соответствовать учебному
плану. Продолжительность и режим занятий должны соответствовать
установленным санитарным нормам.
Конкретизируется календарный учебный график на учебный год в
зависимости от запросов потребителей и условий образовательной
организации при соблюдении обязательных санитарных требований к
режиму занятий.
Календарный учебный график является обязательным приложением к
образовательной программе и составляется для каждой учебной группы (ФЗ
№ 273, ст.2, п.92; ст. 47, п.5).
2.2. Условия реализации программы.
К условиям реализации программы относится характеристика следующих
аспектов:
- материально-техническое обеспечение - характеристика помещения для
занятий по программе;
- перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для
реализации программы (в расчете на количество обучающихся);
- информационное обеспечение - аудио-, видео-, фото-, интернет
источники;
- кадровое обеспечение – дать характеристику педагогу, который занят в
реализации
программы,
охарактеризовать
его
профессионализм,
квалификацию, критерии отбора.
2.3. Формы аттестации.
Разрабатываются и обосновываются для определения результативности
освоения программы. Призваны отражать достижения учащихся и
способствовать росту их самооценки и познавательных интересов.
Перечисляются согласно учебному плану и учебно-тематическому плану
(зачет, творческая работа, выставка, конкурс, фестиваль и др.).
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
аналитическая справка, аналитический материал, аудиозапись, видеозапись,
грамота, готовая работа, диплом, дневник наблюдений, журнал
посещаемости, маршрутный лист, материал анкетирования и тестирования,
методическая разработка, портфолио, перечень готовых работ, протокол
соревнований, фото, отзыв детей и родителей, свидетельство (сертификат),
статья и др.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
аналитический материал по итогам проведения психологической
11

диагностики, аналитическая справка, выставка, готовое изделие,
демонстрация моделей, диагностическая карта, защита творческих работ,
конкурс, контрольная работа, концерт, научно-практическая конференция,
олимпиада, открытое занятие, отчет итоговый, портфолио, поступление
выпускников в профессиональные образовательные организации по
профилю, праздник, слет, соревнование, фестиваль и др.
2.4. Оценочные материалы
В данном разделе отражается перечень (пакет) диагностических методик
(носит описательный характер), позволяющих определить достижение
учащимися планируемых результатов (Закон № 273-ФЗ, ст. 2, п. 9)
2.5. Методическое обеспечение программы
Настоящий раздел представляет краткое описание общей методики работы в
соответствии с направленностью содержания и индивидуальными
особенностями учащихся.
Методические материалы включают в себя:
- описание методов обучения (словесный, наглядный практический);
- объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично- поисковый,
исследовательский проблемный; игровой, дискуссионный, проектный и др.)
и воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование,
мотивация и др.);
- описание технологий, в том числе информационных (технология
индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология
коллективного взаимообучения, технология программированного обучения,
технология модульного обучения, технология блочно- модульного обучения,
технология дифференцированного обучения, технология разноуровневого
обучения, технология развивающего
обучения, технология проблемного
обучения,
технология
дистанционного
обучения,
технология
исследовательской деятельности, технология проектной деятельности,
технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения,
технология коллективной творческой деятельности, технология развития
критического мышления через чтение и письмо, технология портфолио,
технология педагогической мастерской, технология образа и мысли,
технология решения изобретательских задач, здоровьесберегающая
технология, технология-дебаты и др.).
Методика проведения занятия - краткое описание структуры занятия и его
этапов, которая включает в себя:
- тематику и формы методических материалов по программе (пособия,
оборудование, приборы и др.);
- дидактические материалы - раздаточные материалы, инструкционные,
технологические карты, задания, упражнения, образцы изделий и т.п.
2.6. Список литературы
При составлении списка литературы необходимо учитывать:
основную и дополнительную учебную литературу: учебные пособия,
сборники упражнений, контрольных заданий, тестов, практических работ и
12

практикумов, хрестоматии; наглядный материал: альбомы, атласы, карты,
таблицы; электронные образовательные ресурсы.
Список может быть составлен для разных участников образовательного
процесса (педагогов, детей, родителей).
Список оформляется в соответствии с ГОСТ к оформлению
библиографических ссылок.
Рабочая программа
Приложением к ДООП является рабочая программа, которая составляется
на один учебный год для каждой группы объединения.
Рабочие программы (модули) курсов и дисциплин входят в состав
образовательной
программы
(для
модульных,
интегрированных
комплексных и т.п. программ) (ФЗ № 273, ст.2, п.9).
Рабочая программа представляет собой конкретизацию образовательной
программы для конкретной группы обучающихся исходя из их
индивидуальных учебных планов, части учебного плана, приходящегося на
определенный учебный период в соответствии с календарным учебным
графиком. Рабочая программа предусматривает вручную внесение
корректировок в течение учебного года.
Цель рабочей программы - планирование, организация и управление
процессом освоения содержания общеобразовательной программы на
конкретном этапе (году обучения).
Структура рабочей программы является формой представления
содержания, как целостной системы, отражающей внутреннюю логику
организации учебного материала, методического обеспечения и включает в
себя следующие элементы:
- титульный лист;
- аннотация;
- календарно-тематическое планирование;
- организация воспитательной работы
- лист корректировки;
- приложение: список группы.
Титульный лист (Приложение 6 к положению о ДООП) содержит:
- в правом верхнем углу: направленность и название ДООП, на основе
которой составлена рабочая программа;
- наименование учреждения, организации (по уставу);
- ФИО педагога, категория;
- срок, на который составлена программа;
- группа, для которой составлена программа, год обучения данной группы по
ДООП.
Аннотация к рабочей программе должна содержать краткое описание
содержания программы (год реализации, уровень сложности), описание
группы (наполняемость, возрастной состав, гендерный состав, особенности
ее формирования), для которой она составлена, режим занятий, а также иную
13

информацию, необходимую для заказчиков и получателей услуг. Аннотация
составляется на понятном для широкого потребителя языке и не должна
превышать объем более 1 страницы.
Календарно- тематическое планирование (Приложение 7 к Положению о
ДООП) составляется на текущий учебный год. Для написания календарнотематического плана необходимо использовать «Учебный план» и
«Содержание»
утвержденной
дополнительной
общеразвивающей
общеобразовательной программы.
Лист корректировки рабочей программы (Приложение 8 к Положению о
ДООП) заполняется в том случае, когда занятие не было проведено по какимлибо причинам: учебный отпуск педагога, приказ на выход, командировка,
карантин и т.п. В этом случае занятия могут быть перенесены на другую
дату, либо проведены методом уплотнения (когда на одном занятии
рассматриваются не более двух тем).
Организация воспитательной работы.
Воспитательная работа в объединении состоит из разделов:
1. Дела (работа) в объединении (использование Интернет-ресурсов,
тематические беседы, мероприятия, праздники, ведение блога по
направлению деятельности на сайте Центра и т.д. )
2. Мероприятия (работа) в Центре (Участие в мероприятиях согласно плану
мероприятий Центра на текущий учебный год, социально значимых
программах, акциях и проектах Центра);
3. Работа с родителями (не менее 2 родительских собраний, посещение
родительских собраний в школах, оформление информационного стенда
«Родительский уголок»).
При описании системы воспитательной работы указывается перечень
традиционных мероприятий, организуемых для учащихся и их родителей за
для организации досуга, формирования ценностных ориентиров по
образовательной программе, профилактической, профориентационной
работы, участия в соревновательной деятельности и т.д., что отражено в
плане воспитательной работы и плане работы по программе «Каникулы»
(Приложение 9 к Положению о ДООП).
Приложения к рабочей программе:
- Список учащихся группы оформляется согласно таблице (Приложение 10
к Положению о ДООП) и является Приложением 1 к рабочей программе.
Столбец «Заключение врача» заполняется для групп: физкультурноспортивной направленности, туристско-краеведческой направленности
(исключ. краеведческие объединения), хореографических групп.
- Список учащихся в объединении, прошедших инструктаж по технике
безопасности согласно таблице (Приложение 11 к Положению о ДООП) и
является Приложением 2 к рабочей программе.
VI. Заключительные положения.
6.1. Настоящий локальный акт вводится в действие с момента утверждения.
14

6.2. Положение принимается на неопределенный срок. После принятия новой
редакции Положения предыдущая редакция утрачивает силу.
Приложение 1 к положению о ДООП
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
1.
2.
3.
4.

5.
5.1
6.
6.1.
6.2.
6.3.
6.4.
7.

8.

9.

Образовательная
организация
Название программы
Направленность
программы
Нормативно-правовая
основа
разработки
программы
Сведения о разработчике
ФИО, должность
Сведения о программе
Срок реализации
Возраст обучающихся
Цель программы
Этапы обучения
Формы и методы
образовательной
деятельности
Формы
мониторинга
результативности
Дата утверждения и
последней
корректировки
программы

15

Приложение 2 к положению о ДООП
Отдел образования администрации
Курского муниципального района Ставропольского края
муниципальное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования для детей»
Курского муниципального района Ставропольского края

Принята на заседании
педагогического совета
от «
»_______2019 г.
Протокол № ___________

Утверждаю:
Директор МУ ДО «ЦДОД» КМР СК
________________/Ю.А.Аштеменко/
Приказ № ____ от « »
20___ г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

"Название программы"
Срок реализации программы: 1 год (144 ч.)
Возрастная категория: 7 - 9 лет

Составил: педагог _________
квалификационной категории
Иванов Иван Иванович

Курская, 20__

16

Приложение 3 к положению о ДООП
Календарный учебный график на 20 - 20
Наименова
ние
объединен
ия, группы

Уровень/
год
обучения

Срок учебного
года
(продолжитель
ность)

Количество
занятий
в
неделю,
продолжительно
сть
одного
занятия

учебный год

Наименован
ие
дисциплины
(модуля)

Всего
академич
еских
часов в
год

Количе
ство
академи
ческих
часов в
неделю

Учебный план (вариант 1)
Количество часов

№
Наименование
раздела/модуля
1

Раздел 1

2

Раздел 2 (Д)

всего

теория

практика

Формы контроля и
аттестации

ИТОГО (min) объем
программы
(Д) может быть
реализовано заочно с
применением
дистанционных
образовательных
технологий
самостоятельная
проектная деятельность

17

Приложение 4 к положению о ДООП
Учебный план (вариант 2)
№

Трудоемкость инвариантной части
(кол-во ак.ч.)*

Трудоемкость вариативной части**
(кол-во ак.ч.)*

всего

всего

Наименование раздела/модуля

1

Раздел 1

2

Раздел 2

теория

практика

теория

практика

Формы контроля и
аттестации

(Д)

ИТОГО (min) объем программы
(Д) может быть реализовано
заочно с применением
дистанционных
образовательных технологий
самостоятельная проектная
деятельность

*в скобках указано расчетное кол-во академических часов в год
** модули по выбору

18

Приложение 5 к положению о ДООП
Календарный учебный график на 20 - 20
Наименова
ние
объединен
ия, группы

Уровень/
год
обучения

Срок учебного
года
(продолжитель
ность)

Количество
занятий
в
неделю,
продолжительно
сть
одного
занятия

учебный год

Наименован
ие
дисциплины
(модуля)

Всего
академич
еских
часов в
год

Количе
ство
академи
ческих
часов в
неделю

19

Приложение 6 к положению о ДООП
Приложение 1
к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе
художественной направленности
«ПАЛИТРА»

Отдел образования администрации Курского муниципального района
Ставропольского края
муниципальное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования для детей»
Курского муниципального района Ставропольского края

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Педагога дополнительного образования
________ квалификационной категории
Ивановой Олеси Ивановны
на 20__-20__ учебный год
группа № ___, ___ год обучения.

20

Приложение 7 к положению о ДООП
Календарно-тематическое планирование
№

Дата

Тема
занятия

Содержание
занятия

Кол-во Тип занятия Методы и Индивидуаль
часов (по гл.цели) формы
ная
проведения образователь
ная
траектория

Раздел 1. (часов)
1
2
Раздел 2. (часов)
3

Итого: ___часов

21

Приложение 8 к положению о ДООП
Лист корректировки рабочей программы
Дата
переноса
занятия

Причина переноса (приказ Дата, на которую
на выход с обучающимися, осуществлен
больничный, отпуск, дни перенос занятия
Б/С, командировка)

Форма
реализации
программного
материала
(уплотнение,
доп.занятие)

22

Приложение 9 к Положению о ДООП
План воспитательной работы
Направления
Мероприяти Дата
Раздел
Ответственны
воспитательно я (форма
проведени воспитательно е
й
проведения, я
й работы*
деятельности
название)
Сентябрь

Октябрь

*работа в объединении, работа в Центре, работа с родителями.

План работы по программе «Каникулы»
ОСЕННИЕ КАНИКУЛЫ
Дата
Наименование
Кол-во часов
№ группы и год
мероприятия
обучения

Итого:(
ч.)

нагрузка

23

Приложение 10 к Положению о ДООП
Приложение 1 к рабочей программе

Список учащихся ____ группы детского объединения
______________
№ Фамили
я, имя

Год
Школа,
рождени класс/детск
я
ий сад

ФИО
родителе
й

Домашни Заключен
й адрес,
ие врача*
телефон

Дата
вступления
в
объединени
е, №
приказа

Дата,
причин
а
выбыти
я

1
2

*- для детских объединений физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой
(исключение-краеведческие ДО) направленностей и хореографических детских
объединений, а также групп, использующих клеящие и красящие материалы.

24

Приложение 10 к Положению о ДООП
Приложение 2 к рабочей программе

Список обучающихся ____ группы детского объединения
__________, прошедших инструктаж по технике безопасности.
№ Фамили
я, имя

Дата
Номер
проведения инструкта
входного
жа
инструкта
жа

Подпись
проводивше
го
инструктаж

Дата
Номер
проведения инструкта
повторног жа
о
инструкта
жа

Подпись
проводивше
го
инструктаж

1
2

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».