МЯГКАЯ ИГРУШКА

Отдел образования администрации
Курского муниципального округа Ставропольского края
муниципальное казённое учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования для детей»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Мягкая игрушка»

Срок реализации программы: 3 года (576 ч.)
Возрастная категория: 10-12 лет

Составитель:
педагог дополнительного образования
Егизарова Алла Александровна

ст. Курская, 2021г.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
1.

Образовательная
организация

2.

Название
программы
Направленность
программы
Нормативноправовая
основа
разработки
программы

3.
4.

Муниципальное
учреждение
дополнительного
образования «Центр дополнительного образования
для детей» Курского муниципального района
Ставропольского края
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая программа «Мягкая игрушка»
Художественная
- Федеральный закон Российской Федерации от
29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
- Концепцией развития дополнительного образования
детей
(Распоряжение Правительства Российской
Федерации от 4 сентября 2014г. № 1726-р.).
Постановлением
Главного государственного
санитарного врача РФ от 28.09.2020г. №28 «Об
утверждении Санитарно-эпидемиологических правил
2.4.368-20
«Санитарно
эпидемиологические
требования к организациям воспитания о обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодёжи»
- Методические рекомендации по проектированию
дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая разноуровневые программы) (Приложение к
письму Департамента государственной политики в
сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки
России от 18.11.2015 № 09-3242).
- Методические рекомендации по реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической
реабилитации,
профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов,
с
учетом
их
особых
образовательных потребностей (Приложение к письму
Минобрнауки России от 29 марта 2016 г. № ВК641/09).
- Приказ Минпросвещения России от 9 ноября 2018 г.,
№ 196 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
- Положение о дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей
программе
муниципального
2

5.
5.1
6.
6.1.
6.2.
6.3.

6.4.
7.

8.

9.

учреждения дополнительного образования «Центр
дополнительного образования для детей» Курского
муниципального района Ставропольского края
(приказ МУ ДО «ЦДОД» КМР СК от 4 сентября 2017
г. № 74).
Сведения о разработчике
Егизарова
Алла
Александровна,
педагог
ФИО, должность
дополнительного образования
Сведения о программе
3 года
Срок реализации
7-12 лет
Возраст
обучающихся
Цель ознакомительного уровня – ознакомление с
Цель программы
основами
прикладного
творчества,
развитие
творческих, практических навыков и умений
учащихся посредством изготовления мягкой игрушки.
Цель программы базового уровня формирование у
учащихся базовых знаний прикладного творчества,
практических и творческих навыков в процессе
изготовления мягкой игрушки.
I этап – ознакомительный (1, 2 год обучения).
Этапы обучения
II этап – базовый (3 год обучения).
Формы и методы
Формы обучения:
очная, с использованием различных образовательных
образовательной
технологий;
деятельности
дистанционная.
Методы обучения:
объяснительно-иллюстративный;
эвристический метод (ролевая игра);
наглядный (демонстрационный материал);
репродуктивный;
исследовательский
(творческий проект, творческое задание);
практический.
Вводный контроль (первичная диагностика).
Формы
Промежуточный контроль.
мониторинга
результативности Итоговая аттестация.
Дата утверждения
и
последней
06 сентября 2021 г.
корректировки
программы

3

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»
1.1 Пояснительная записка
Программа
«Мягкая
игрушка»
относится
к
художественной
направленности и создаёт условия для развития творческих способностей детей,
посредством пошива мягкой игрушки. В процессе освоения программы учащиеся
знакомятся с технологией создания игрушек, начиная с простых плоских и
заканчивая более сложными объемными игрушками с шарнирным креплением
конечностей.
Данная образовательная программа является модифицированной. При
составлении программы были использованы структурные элементы учебных
пособий: Г.Дайн «Народная игрушка: Искусство и технология. «Дизайн
текстильной куклы»»; Р.М.Головачева «Обрядовые куклы. Куклы-обереги» И.М.
Косова «Музей и нематериальное культурное наследие. Сборник трудов».
Программа построена от простого к сложному с учетом возрастных,
индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
В процессе работы над созданием игрушки у ребенка развивается фантазия,
воображение, логическое мышление, память, умение работать самостоятельно.
Воспитывается
трудолюбие
и
художественный
вкус,
формируется
положительное творческое отношение к труду.
Актуальность программы «Мягкая игрушка» заключается в том, что на
современном этапе развития общества она отвечает запросам детей и родителей
формирует трудовое, эстетическое воспитание учащихся, способствует развитию
творческой активности и художественных навыков, выявляет и поддерживает
талантливых учащихся. Учащиеся
в процессе реализации программы
приобретают практические навыки шитья и работы с тканью, мехом, драпом;
получают представление о процессе декорирования готового изделия, что важно
для дальнейшего профессионального развития, обучения и освоения конкретной
специальности.
Педагогическая целесообразность программы основана на развитии
художественных и творческих навыков, путем изготовления мягкой игрушки. У
детей формируются личностные качества, такие как трудолюбие, усидчивость,
самостоятельность, бережливость и аккуратность. Изготавливая мягкую игрушку,
ребёнок понимает, что изделие не получится аккуратным и красивым, если не
приложить для этого усилия и будет стараться, чтоб его игрушка получилась
самая красивая. Ведь лучшая награда для ребёнка за его труды это готовое
изделие, которое хочется быстрее показать родным и близким, получить похвалу.
Чем аккуратней изделие, тем больше радости и гордости у ребёнка, что он сам это
сделал, своими руками.
Отличительной особенностью данной программы является знакомство с
историей мастеров-игрушечников, с народными традициями Ставропольского
края.
4

При изготовлении тряпичной куклы
отражается вышивка золотыми и
серебряными нитями, что является элементом этнической культуры Кавказа и
формирует интерес к особенностям быта
и традициям народов. Воспитание
уважения к народным традициям формируется в процессе изготовления, пошива и
изучения истории игрушек – оберегов, которые несут свой традиционный
характер, оберегая от недугов и неудач, имея свои защитные свойства и частичку
энергии.
В 2021 – 2022 году в программу внесены изменения:
-Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020г. №28 «Об утверждении Санитарно-эпидемиологических правил
2.4.368-20 «Санитарно - эпидемиологические требования к организациям
воспитания о обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»
-обновлен список литературы.
Адресат программы
Программа «Мягкая игрушка» предполагает обучение детей 7-12 лет. Группы
первого года обучения формируются по возрастному признаку, без
предварительного тестирования с учетом наполняемости групп. Добор детей в
группы второго и последующих годов обучения происходит по умению
выполнять элементарные практические навыки шитья.
Объем и срок освоения программы
Период
Кол-во недель
1 год обучения
36
2 год обучения
36
3 год обучения
36
Итого по программе:

Кол-во часов в год
144
216
216
576

Каждому году обучения соответствует определенный уровень
Год обучения
1 год
2 год
3 год

Этапы обучения
ознакомительный
ознакомительный
базовый

Возраст детей
7-9
9-10
10-12

Форма обучения – очная, с использованием различных образовательных и
информационных технологий; дистанционная.
Форма организаций занятий по программе «Мягка игрушка»
предусматривает различные виды занятий: творческая мастерская, выставка,
практическая работа, творческая работа, творческие посиделки.

5

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Период

Продолжительность Кол-во занятий в
занятия
неделю

Кол-во
часов в
неделю

Кол-во
недель

1 год
обучения

2ч., перерыв 10
мин.

2

4

36

2 год
обучения

2ч., перерыв 10
мин.

3

6

36

3 год
обучения

2ч., перерыв 10
мин.

3

6

36

Особенности организации образовательного процесса
В группы первого года обучения принимаются все желающие. Во второй и
последующий года обучения принимаются по умению выполнять элементарные
практические навыки шитья.
Состав группы постоянный, предусмотрены групповые занятия.
Содержание программы построено от выполнения простых практических
работ к сложным, предусмотрено выполнение творческих и практических
проектов, мини выставок, что является важным образовательным аспектом.
1.2 Цель и задачи
Цель ознакомительного уровня – ознакомление с основами прикладного
творчества, развитие творческих, практических навыков и умений учащихся
посредством изготовления мягкой игрушки.
Задачи:
Образовательные:
- обучение основам кройки и шитья игрушки;
- ознакомление с видами шва;
- ознакомление с технологией создания выкроек, лекал;
- обучение созданию объема и формы игрушки;
- обучение дизайнерскому оформлению игрушки.
Метапредметные:
- формирование у детей навыков ручного труда;
- развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;
- расширение знаний об истории игрушки, традициях, творчестве, быте народов;
- совершенствование умений и формирование навыков работы нужными
инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
6

Личностные:
- воспитание в детях любовь к своей родине, к традиционному народному
искусству;
- воспитание культуры общения, умения работать в коллективе
- воспитание трудолюбия, аккуратности.
Цель программы базового уровня формирование у учащихся базовых знаний
прикладного творчества, практических и творческих навыков в процессе
изготовления мягкой игрушки.
Задачи:
Образовательные:
-обучение работать с лекалами, выкройками;
-закрепление основ процесса выполнения мягкой игрушки;
-умение ориентироваться в схемах, выкройках, в выборе ткани для игрушек;
-обучение выполнению выкройки по предложенным схемам или самостоятельно;
-ознакомление с технологией изготовления объемных игрушек;
-обучение технологии оформления и украшения игрушек;
-обучение изготовлению полезных вещей для семьи и дома;
-расширение представлений о кукле – обереге.
Метапредметные:
-умение определять цели работы и видеть ее конечный результат;
- участие в проектно-исследовательской деятельности.
- развитие моторики рук, глазомера, фантазии, воображения;
- развитие вкуса, чувства цвета, композиционного решения, выбора
художественного образа;
- умение работать слажено в коллективе.
Личностные:
- воспитание чувство гордости за традиции своего народа;
- воспитание умению сочувствовать, сопереживать и радоваться за достижение
успехов товарищей;
- формирование бережного отношения к материальным ценностям.
- формирование уважительного отношения к ремеслам декоративно-прикладного
творчества.
1.3 Содержание программы
Учебный план
1 год обучения
Уровень изучения программы – ознакомительный
№
1. 1

Название раздела
Вводное занятие

Всего
2

Часы
Теория
2

Форма контроля
и аттестации
Практика
Устный опрос

7

Виды швов
Знакомство и
выполнение образцов
шва.

8

1

7

Практическая
работа

2. 3

Простейшие игрушки
из драпа (флиса)

34

2

32

Презентация
игрушки

3. 4

Комбинированные
игрушки из драпа
(флиса) и меха.

38

2

36

Самопрезентация
работы

4. 5

Сувениры из драпа
(флиса).

14

1

13

Тематическая
мини - выставка

5. 6

Игрушек из меха

44

2

42

Минивыставка

6. 7

Итоговое занятие

4

-

4

Выставка,
творческие
посиделки

7. 8

ИТОГО

144

12

132

Учебный план
2 год обучения
Уровень изучения программы – ознакомительный
№
8. 1
2
3
4
5

Название раздела
Вводное занятие

Всего
4

Часы
Теория
Практика
4
-

Форма контроля и
аттестации
Устный опрос

Игрушки из
носочков
Полезные игрушки

32

2

30

Практическая работа

44

4

40

Презентация проекта

Новогодние
сувениры.
Каркасные игрушки

36

3

33

42

4

38

Минивыставка
Презентация игрушек
8

56

6

50

7

Игрушки из
трикотажа и меха с
применением
шарнирного
соединения деталей
Итоговое занятие

4

2

-

8

ИТОГО

216

25

191

6

Самопрезентация
работы

Презентация проекта

Учебный план
3 год обучения-216 часа
Уровень изучения программы – базовый
№

Название раздела

Часы
Теория
3

Форма контроля и
аттестации
Практика
Устный опрос

1

Вводное занятие

Всего
3

2

Куклы «Тильда»

42

6

36

Практическая работа

4

Изготовление
тряпичной куклы.

42

6

36

Презентация игрушек

6

Объемные игрушки
из трикотажа, меха
и флиса.

42

6

36

Презентация работы

7

Куклы-обереги

42

6

36

Практическая работа

8

Игрушки из
трикотажа и меха с
применением
шарнирного
соединения деталей
Итоговое занятие

42

6

36

Минивыставка

6

-

6

Защита
проекта

216

33

183

9

10 ИТОГО

9

Содержание учебного плана
1 год обучения-144 часа
Уровень изучения программы – ознакомительный
Раздел 1. Вводное занятие (2 часа)
Теория: Правила по технике безопасности, при работе с иглой, ножницами.
Беседа о роли игрушки в жизни человека.
Раздел 2. Виды швов. Знакомство и выполнение образцов шва (8 часов)
Теория: Знакомство с образцами шва: шов "назад иголку" с пропусками;
петельный шов; шов "через край" ("обмёточный"). Теория выполнение шва.
Практика: Практическая работы, шитье игольницы «Шляпка».
Практические правила подбора и раскроя ткани. Выполнение выкроек-лекал,
перенос на ткань. Раскрой деталей из ткани. Сметывание и пошив игольницы.
Оформление работы.
Раздел 3. Простейшие игрушки из драпа (флиса) (34 часа).
Теория: Знакомство со свойствами и особенностями
драпа и флиса.
Рассматривание образца игрушек. Устное правило подбора материала (драпа),
раскроя и соединение деталей. Знакомство с правилами расположения накладки и
глаз на мордочке игрушки.
Формирование знаний о правильном выполнении
«утяжек» для глаз.
Практика: Презентация игрушек «Кролик», «Щенок», «Лягушонок», «Веселые
клоуны», «Ослик». Практические приемы стягивания накладки для мордочки и
носика.
Самостоятельная зарисовка игрушки, выполнение выкроек-лекал, раскрой ткани,
сшивание деталей, применение петельного шва, «вперед иглой», «шов через
край», набивка форм, оформление работы. Оценка выполненной работы.
Раздел 4. Комбинированные игрушки из драпа (флиса) и меха (38 часа).
Теория: Понятие «комбинированные игрушки». Знакомство со свойствами меха.
Теория правила работы с драпом, флисом. Виды
и определение
комбинированных игрушек. Основные приемы пошива комбинированных
игрушек из ткани и меха.
Практика: Самопрезентация работы «Ослик», «Дракончик»,
«Воробей»,
«Котенок», «Волк». Заготовка основы игрушки. Подбор ткани для игрушки.
Зарисовка модели. Раскрой деталей игрушки. Сшивание деталей петельным
швом, «вперед иглой», «шов через край». Набивка форм. Оформление работы.
Просмотр и оценка готовой игрушки.
Раздел 5. Сувениры из драпа (флиса) (14 часов).
Теория: Понятие сувениры, предназначение сувенира, как подарок, сделанный с
любовью. История сувенира и его назначение. Просмотр образцов сувениров.
Технология изготовление сувениров.
Практика: Тематическая мини – выставка сувениров «Свинка», «Петушок».
Зарисовка игрушки. Выполнение выкроек-лекал. Раскрой ткани и меха.
Сметывание и пошив игрушки. Набивка форм. Оформление, дизайн сувенира.
10

Воспитательный компонент: Знакомство с историей появления сувенира и его
предназначения.
Раздел 6. Игрушки из меха (44 часа)
Теория: История меховых (плюшевых) игрушек, венцом творения мастеров игрушечников в начале XIX века стал очаровательный мишка Тедди, плюшевый
мишка.
Практика: Мини – выставка игрушек из меха «Барашек», «Лисичка», «Зайчик»,
«Бельчонок». Презентация игрушек из меха. Технология пошива игрушек из меха.
Зарисовка игрушки. Выполнение выкроек-лекал. Раскрой меха. Сметывание и
сшивание деталей. Набивка форм. Соединение деталей. Оформление игрушки
необходимыми аксессуарами (бант, цветочек). Умение оценивать выполненные
работы.
Воспитательный компонент: Формирование знаний о истории происхождении
игрушек из меха.
Раздел 7. Итоговое занятие (4 часа)
Творческие посиделки. Выставка. Знакомство с историей народного промысла,
создании игрушек. Подведение итогов работы за год. Обсуждение выставочных
работ.
Содержание учебного плана
2 год обучения- 216 часов
Уровень изучения программы - ознакомительный
Раздел 1. Вводное занятие (4 часа)
Теория: Вводный инструктаж по технике безопасности. Оборудование кабинета,
организация рабочего места. Инструменты и материалы, необходимые для
работы.
Раздел 2. Игрушки из носочков (32 часа)
Теория: Основа теории подбора материала, раскрой носочка. Повторение
основных понятий по крою и шитью. Формирование знаний по теории
выполнения швы "назад иголку" с пропусками; петельный шов; шов "через край"
("обмёточный").
Практика: Практическая работа шитье игрушек «Ежик», кукла «Надюша»,
«Гномик». Презентация образца игрушек из носочков. Зарисовка игрушки.
Выполнение выкроек-лекал. Раскрой ткани. Сметывание и сшивание деталей.
Соединение деталей. Дизайн игрушки. Анализ конструкции модели.
Раздел 3. Полезные игрушки (44 часа)
Теория: Понятие «Полезная игрушка». Виды полезных игрушек («Футляр для
очков», «Грелка на чайник», игрушки – подушки, «Прихватки – сувениры»).
Формирование знаний о предназначении и применении полезной игрушки в быту.
Практика: Проект «Полезные игрушки». Презентация проекта «Полезные
игрушки». Просмотр поэтапного создания полезной игрушки. Выполнение эскиза,
11

выкроек-лекал. Раскрой носка. Сметывание и сшивание деталей. Соединение
деталей. Набивка форм. Декорирование игрушки. Оценка выполненной работы.
Воспитательный компонент: Воспитывать аккуратность в применении бытовых
и использовании бытовых приборов.
Раздел 4. Новогодние сувениры (36 часов)
Теория: Понятие сувенир. Происхождения сувениры. Правила этикета дарения
сувенира, приметы и значение сувенира. Знакомство с видами новогодних
сувениров «Снеговик», «Сапожок», «Елочка», «Дед Мороз»
Практика: Подготовка к мини – выставке. Презентация игрушек «Новогодние
сувениры». Формирование знаний с техникой пошива и создания новогодних
игрушек. Выполнение эскиза, подбор материала, раскрой и изготовление
игрушки. Оформление работы. Просмотр и оценка готовой работы.
Воспитательный компонент: Воспитывать умение проявлять любовь и уважение
к близким людям, радовать подарками, созданные своими руками.
Раздел 5. Каркасные игрушки (42 часа)
Теория: Знакомство с историей возникновения и развития каркасных игрушек.
Виды каркасных игрушек. Познакомить с понятием «каркас», как необходимый
элемент устойчивости игрушки. Этапы изготовления игрушек с использованием
проволочного каркаса. Особенности изготовления каркасных игрушек.
Практика: Презентация игрушек «Цыпленок», «Аисты», «Кенгуру», «Петушок».
Технология скрутки каркаса. Упражнения по конструированию из проволоки,
возможность придания различных поз и положений каркасной игрушке. Нитяная
обмотка каркаса. Зарисовка игрушки. Выполнение выкроек-лекал. Раскрой ткани.
Сметывание и сшивание деталей. Заготовка и укрепление каркаса. Набивка форм.
Соединение деталей. Оформление игрушки.
Воспитательный компонент: Знакомство с историей возникновения каркасных
игрушек, профессиональными художниками и скульпторами XIX века, Т.
Гидиримской, В. Громчевской, О. Траубер.
Раздел 6. Игрушки из трикотажа и меха с применением шарнирного
соединения деталей (56 часов)
Теория: История появления шарнирной куклы. Особенности и характеристики
шарнирных игрушек. Основные понятия по соединению шарнира. Формирование
и применение знаний в способах соединения отдельно связанных деталей и
основных видах креплений элементов.
Практика: Самопрезентация работы «Рысь», «Сова», «Олененок», «Ёжик
ушастый».Просмотр образца игрушек с шарнирным соединением деталей.
Выполнение шарнирного соединения. Зарисовка игрушки. Выполнение выкроек.
Раскрой ткани. Развитие знаний и применений швов в пошиве игрушки, набивка
форм. Оформление игрушки. Просмотр и оценка работ.
Воспитательный компонент: Формирование знаний о происхождении первых
шарнирных кукол в Италии и Франции, которые являлись частью декора.
Раздел 7. Итоговое занятие (4 часа)

12

Работа по замыслу. Индивидуальное выполнение работы. Презентация проекта,
подведение итогов работы за год. Участие в отчетной выставке. Подготовка
экспонатов. Обсуждение выставочных работ
Содержание учебного плана
3 год обучения-216 часа
Уровень изучения программы – базовый
Раздел 1. Вводное занятие (3 часа)
Теория: Вводный инструктаж по технике безопасности. Оборудование кабинета,
организация рабочего места. Инструменты и материалы, необходимые для
работы. Повторение основных понятий по крою и шитью. Знакомство с новыми
видами шва: пунктирный шов; наметочный шов; потайной шов.
Раздел 2. Кукла «Тильда» (42 часов)
Теория: Знакомство с историей происхождения куклы тильды, которая положила
начало «тильдомании». Знакомство с хитростями мастеров тильды.
Практика: Практическая работа, шитье кукол «Тильда», «Снежка», «Тильда
заяц». Просмотр образца кукол. Основные способы декорирования игрушек и
кукол. Волосы можно изготовить из пряжи, прическа может быть абсолютно
любой. Эта и многие другие выкройки кукол-тильда позволяют
экспериментировать и создавать самые разные типажи и характеры. Глазки
рисуют или вышивают черной ниткой. Щечки куклы-тильды принято слегка
румянить (это можно сделать с помощью румян или обычного красного
карандаша).
Тильда и ее отличительные черты: только натуральные ткани: плотный хлопок,
качественная бязь, лён, поплин, штапель, приятные для глаз цвета.
Воспитательный компонент: Знакомство с историей «Тони и тильды», с первой
создательницей куклы тильда норвежки Тони Финнангер.
Раздел 3. Изготовление тряпичной куклы (42 часов)
Теория: История и особенности тряпичной куклы. Беседа о предназначении
тряпичной куклы. Знакомство с теорией технологии изготовления тряпичной
куклы.
Практика: Презентация «Тряпичной куклы». Анализ качества выполненной
работы.
Рассматривание тряпичной куклы, выделяя особенности строения и элементы
куклы.
Заготовка основы куклы. Раскрой деталей, сшивание деталей.
Оформление работы.
Воспитательный компонент: Сформировать знания о значимости тряпичной
куклы, кукла в страну была не просто игрушкой, она несла в себе определённую
функцию: считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от
злых сил.
Раздел 4. Объемные игрушки из трикотажа, флиса и меха (42 часа)
13

Теория: Формирование знаний о важной составляющей объемной мягкой
игрушки, сделанной своими руками, является её наполнитель. Основными
критериями при его выборе являются его безопасность. Знакомство с наиболее
распространёнными видами наполнителя для игрушек и поделок,
предназначенных для детей всех возрастов: синтепон и холофайбер. Технология
пошива объемных игрушек.
Практика: Презентация работ обьемных игрушек «Мамотенок», «Лошадка»,
«Каркуша». Повторение правил по раскрою меха, трикотажа, флиса, зарисовка
игрушки. Выполнение выкроек-лекал, перенос на ткань. Аккуратное сметывание
и сшивание деталей. Оформление и декорирование игрушки. После завершения
декорирования обе детали складываются лицевой стороной внутрь и сшиваются,
оставляя отверстие для набивки. Набивка формы синтепоном. Оценка
выполненной работы.
Индивидуальная образовательная траектория: Самостоятельный выбор ткани
(трикотаж, флис, мех) для изготовления объемной игрушки.
Раздел 5. Куклы-обереги (42 часа)
Теория: История происхождения кукол – оберегов, которые защищали и
помогали исцеляться от болезней, укреплять семью. До наших дней дошло
множество традиций, связанных с изготовлением этих оберегов и их
использованием.
Практика: Практическая работа, шитье, изготовление кукол – оберегов
«Домовенок-батюшка», «Подкова на счастье»,
«Подарок на отдарок»,
«Зерновушка», «Подорожница», «Спиридон-батюшка», «Столбушка», «Семик и
семчиха». Презентация истории кукол – оберегов. Просмотр образца и видов
кукол – оберегов. Выделить особенности кукол – оберегов. Зарисовка оберега.
Технология изготовления оберегов. Подбор и раскрой ткани. Пошив и
декорирование оберегов.
Просмотр и оценка выполненых работ.
Самостоятельное выполнение заданий.
Воспитательный компонент: Воспитывать интерес к народным традициям и
обычаям, через знакомство с историей кукол – оберегов.
Раздел 6. Игрушки из трикотажа и меха с применением шарнирного
соединения деталей (42 часов)
Теория: История появления шарнирной куклы. Особенности и характеристики
шарнирных игрушек. Основные понятия по соединению шарнира.
Практика: Практическая работы, пошив игрушек «Гепард», «Филин»,
«Лошадка», «Ёжик ушастый». Мини- выставка.Практические приемы шарнирного
соединения деталей. Формирование и применение знаний в способах соединения
отдельно связанных деталей и основных видах креплений элементов. Выполнение
шарнирного соединения.
Основными этапами работы:
- выполнение эскиза;
- изготовление черновой модели из пластилина;
- ошкуривание и шлифовка деталей;
- сборка куклы (установка шарниров и крючков);
14

- роспись изделия;
- финальные штрихи (одежда, парик, подставка).
Применение изученных швов в пошиве одежды для игрушки Просмотр и оценка
работ.
Воспитательный компонент: Формирование знаний о происхождении первых
шарнирных кукол в Италии и Франции, которые являлись частью декора.
Раздел 7. Итоговое занятие (6 часов)
Практика: Обоснование возникшей проблемы, Формулировка задач.
Историческая справка (исследования). Разработка различных вариантов.
Выявление основных требований к изделию. Анализ идей и выбор лучшего
варианта. Защита проекта.
1.4 Планируемые результаты
К концу первого года обучения учащиеся должны знать:
-правила поведения на занятии, правила ТБ при работе с острыми предметами,
какие инструменты нужны для изготовления игрушек;
-основные виды швов («вперед иголка», «назад иголка»), основные отличия при
работе с тканью и мехом;
-правила подбора материала, раскроя и соединения деталей при изготовлении
простейших игрушек из драпа (флиса);
-технологию пошива сувенирных игрушек;
-технологию пошива комбинированных игрушек из драпа (флиса) и меха;
уметь:
-планировать свою деятельность;
-кроить детали игрушки по шаблону с помощью педагога;
-выполнять шов «вперед иголка», «назад иголка»;
-изготавливать простейшие игрушки из драпа (флиса);
-изготавливать игрушки
из драпа (флиса) в комбинации с мехом под
руководством педагога и частично самостоятельно;
К концу второго года обучения учащиеся должны знать:
-правила ТБ при работе с мехом и ворсистыми тканями;
-виды ручных швов;
-понятие - каркасная игрушка;
-понятие – шарнирная игрушка;
-способы изготовления простых игрушек из ткани и меха, каркасных игрушек;
уметь:
-выполнять основные виды швов («вперед иголка», «назад иголка»,
«тамбурный»);
-изготавливать сложные по крою игрушки из меха и ткани, с каркасом и без него;
- изготавливать сложные по крою игрушки из меха и ткани, с каркасом и без
него, с использованием шарнирного соединения деталей
-изготавливать сувенирную игрушку;
К концу третьего года обучения учащиеся должны знать:
15

-основные правила и приемы оформления игрушек и кукол;
-основы правила и приемы моделирования и конструирования выкроек;
-технологию изготовления тряпичной куклы;
-правила подбора материала, раскроя и соединения деталей при изготовлении
объемных игрушек трикотажа, меха, флиса;
-технологию пошива кукол-оберегов.
уметь:
-декорировать игрушки и куклы;
-изготавливать тряпичную куклу;
-изготавливать объемную игрушку самостоятельно.
Компетенции, которые могут быть сформированы в результате освоения
программы:
Образовательные:
- умение работать с различными видами тканей и мехом;
- применение различных технологий изготовления игрушек и кукол.
Метапредметные:
- проявление фантазии и воображения, интереса к занятиям по пошиву игрушек;
- умение адекватно оценивать свою работу.
Личностные:
-положительное оценивание своих достижений и достижений других, помощь
сверстникам;
- аккуратность и упорство в работе, проявление уважения к товарищам и к их
работам.
Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1 Календарный учебный график
Наимено
вание
объедине
-ния,
группы

Уровен
ь/год
обучен
ия

Срок
учебного
года
(недель)

«Сказка» Ознако 36
митель
ный
1год
«Сказка» Ознако 36
митель
ный 2
год

Количество
занятий
в
неделю,
продолжитель
ность одного
занятия

Наимено
вание
дисципл
ины
(модуля)

Всего
академи
-ческих
часов в
год

2 часа 2 раза в
неделю, по 40
мин , 10 мин
перерыв
3 часа 2 раза в
неделю, по 40
мин , 10 мин
перерыв

«Мягкая
игрушка
»

144

Количе
ство
академ
ических
часов в
неделю
4

«Мягкая
игрушка
»

216

6

16

«Сказка» Базовы
й 3 год

36

3 часа 2 раза в «Мягкая
неделю, по 40 игрушка
мин , 10 мин »
перерыв

216

6

2.2 Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Важнейшим условием реализации программы является создание развивающей,
здоровьесберегающей образовательной среды, необходимой для развития
творческих интересов и способностей детей.
Занятия должны проходить в просторном светлом помещении с мебелью,
рассчитанной на младших школьников.
Ткань, инструменты и приспособления для шитья должны размещаться в удобном
для детей месте (шкафы, полки, кармашки).
Должны быть предусмотрены места для выставки готовых изделий.
Для работы
потребуются: иголки, ножницы, электрический утюг,
катушечные нитки, сантиметровая лента, наперсток, бумага для изготовления
чертежей и выкроек, мел и мыло для обводки, швейные булавки, ткань.
Информационное обеспечение
Специальная литература для педагога и учащихся, альбомы, журналы, фото- и
видеоматериалы о художественно-прикладном искусстве и технологии пошива
игрушек из различных тканей, различные интернет – источники.
2.3 Формы аттестации
2.4
Формы отслеживания и фиксации результатов: применение шва в
практике, результат практической работы, готовая работа (игрушка),
тестирование, методическая разработка, перечень готовых работ, отзыв детей и
родителей.
Формы предъявления и демонстрации результатов
В ходе реализации программы по итогам раздела проводятся отчетные
выставки, конкурсы, защиты творческих работ, работы детей участвуют в
районной выставке. Все это позволяет учащимся почувствовать себя успешными,
развивать уверенность в себе и в своих способностях, что приводит к раскрытию
их творческого потенциала.
В конце учебного года проводятся творческие испытания – изготовление
выставочного отдельного изделия или коллективной композиции.
2.5 Оценочные материалы
17

2.6
Опрос – карта (Приложение 2)
2.5 Методические материалы
Особенности организации образовательного процесса – очно
Методы обучения и воспитания: словесный, наглядный практический,
объяснительно - иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый,
игровой, дискуссионный, поощрение, мотивация.
Формы
организации
образовательного
процесса
–
групповая,
индивидуально-групповая
Формы организации учебного занятия - беседа, практическое занятие,
выставка, игра, конкурс, мастер класс, наблюдение, открытое занятие, посиделки,
экскурсия.
Педагогические технологии - технология группового обучения, технология
коллективного взаимообучения, технология развивающего обучения, технология
игровой деятельности, технология коллективной творческой деятельности,
технология педагогической мастерской, здоровьесберегающая технология.
Алгоритм учебного занятия:
1. Подготовительная часть.
Занятие начинается с подготовки рабочего места, повторения правил
техники безопасности, повторения пройденного материала.
2. Основная часть.
В основной части занятия педагог дает информацию по теме занятия,
объясняет и показывает различные приемы и последовательности выполнения
работ. Далее идет самостоятельная работа. Для предотвращения утомляемости в
основной части занятия предусматривается физ. минутка. Осваивая темы учебнотематического плана, учащийся выполняет задания на доступном ему уровне
сложности, в зависимости от индивидуальных способностей, возраста, интереса,
наличия материала. На занятиях должно происходить раскрепощения личности,
освобождение его от страха перед ошибкой.
3. Заключительная часть.
Заключительная часть занятия предусматривает анализ и обсуждение
каждой работы.
Дидактические материалы – раздаточные материалы, наглядные
материалы, показ иллюстраций, образцы изделий.
2.6 Список литературы
Литература для педагогов
1. Р.М.Головачева. Обрядовые куклы. Куклы-обереги. Калуга, 2003 г.
2. И.Н.Котова, А.С.Котова. Русские обряды и традиции. Народная кукла. СанктПетербург «Паритет» 2008 г.

18

3. Г.Дайн. Народная игрушка: Искусство и технология. Статьи и методические
материалы для слушателей курсов повышения квалификации «Дизайн
текстильной куклы». Челябинск, 2007 г.
4. Галина и Мария Дайн "Русская тряпичная кукла" 2007 г.
5. Г.Дайн. Игрушечных дел мастера. Москва «Просвещение» 1994 г.
6. И.А.Морозов. "Феномен куклы в традиционной и современной культуре"
(кросскультурное исследование идеологии антропоморфизма) Москва
"Индрик 2011 г.
7. И.М. Косова. Музей и нематериальное культурное наследие. Сборник трудов.
Выпуск 6. Москва, 2005 г.
8. « Народные худ. промыслы»/ под ред. О.С. Поповой М., 1984 г.
Литература для учащихся
1.Белова Н.Р., Кононович Т.П., С.В. Кочеткова; З.Л. Неботова «Энциклопедия
рукоделия – мягкая игрушка» 2001 г.
2.Соколова Ю., Сидорович Ю. «Мягкая игрушка 1998 г.
3.Данкевич Г.Л. , Жакова О.В., «Большая книга поделок для девочек и
мальчиков» 2000 г. издательство «Кристалл»
4.Горечева В.С. «Куклы» (бабушкин сундучок) Ярославль-Академия «Развитие»

19

Приложение 2
Опрос-карта для 1-года обучения
1. Назвать основные простейшие швы.
2. Назвать виды тканей для изготовления простейших игрушек
3. Назвать порядок изготовления игольницы «шляпка»
4. Технологию изготовления комбинированных игрушек
5. Особенности раскроя меха.
Опрос-карта для 2-гогода обучения
1Назвать правила работы с лекалом.
2. Перечислить последовательность изготовление игрушек из носочков.
3. Назвать технологию скрутки каркаса.
4. Назвать технику «шарнирного» соединения деталей
5. Перечислить название полезных игрушек и технологию их изготовления.
Опрос-карта для 3-гогода обучения
1. Рассказать об устройстве швейной машины.
2. Назвать основные правила и приемы оформления кукол и игрушек.
3. Рассказать о моделировании и конструировании выкроек.
4. Назвать технологию изготовления тряпичной куклы.
5. Перечислить этапы изготовления объемных игрушек из трикотажа, меха,
флиса.

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».