Детское объединение "Юные туристы-спасатели", педагог Малбиев Михаил Вячеславович

01.04.2020

~детское объединение «Юные туристы - спасатели»

педагог Малбиев М.В.

 

(второй год обучения)

Дата проведения

Тема занятия

Методы работы

Способы контроля

15 апреля

Измерение расстояний.

Размещение материалов занятия на сайте Центра для ознакомления учащихся.

Фото отчет учащихся по заданию педагога.

16 апреля

Личная гигиена туриста

Размещение материалов занятия на сайте Центра для ознакомления учащихся.

Устный опрос, просмотр видео учащихся с рассказом о личной гигиене туриста.

17 апреля

Способы обеззараживания питьевой воды

Размещение материалов занятия на сайте Центра для ознакомления учащихся.

Устный опрос посредством телефонной связи.

 

Дата проведения

Тема занятия

Методы работы

Способы контроля

22 апреля

Азбука спортивного туризма: тренировка базовых элементов.

Размещение материалов занятия на сайте Центра для ознакомления учащихся. Просмотр учебного фильма.

Фото отчет учащихся по заданию педагога.

23 апреля

История туризма: Жумар

Размещение материалов занятия на сайте Центра для ознакомления учащихся. Просмотр учебного фильма.

Устный опрос посредством доступных средств связи.

24 апреля

История туризма: спусковые устройства

Размещение материалов занятия на сайте Центра для ознакомления учащихся. Просмотр учебного фильма.

Устный опрос посредством доступных средств связи.

29 апреля

Маркировка веревки

Размещение материалов занятия на сайте Центра для ознакомления учащихся. Просмотр учебного фильма.

Устный опрос посредством доступных средств связи.

30 апреля

Изготовление мягких носилок из основной веревки.

Размещение материалов занятия на сайте Центра для ознакомления учащихся. Просмотр учебного фильма.

Фото отчет учащихся по заданию педагога.

 

(третий год обучения)

Дата проведения

Тема занятия

Методы работы

Способы контроля

17 апреля

Работа с топографическими картами.

Размещение материалов занятия на сайте Центра для ознакомления учащихся.

Проведение топографического диктанта с помощью WhatsApp или телефонной связи. Проверка результатов по фото или электронной почте.

18 апреля

Кросс ориентирование

Размещение материалов занятия на сайте Центра для ознакомления учащихся.

Устный опрос, подготовка аудио-, видеосообщений детьми об изученном материале.

19 апреля

Чтение карты на различных скоростях движения.

Размещение материалов занятия на сайте Центра для ознакомления учащихся.

Чтение карты педагога, видео-, фотоотчет.

   

Дата проведения

Тема занятия

Методы работы

Способы контроля

24 апреля

Обучение спортивному ориентированию.

Размещение материалов занятия на сайте Центра для ознакомления учащихся. Просмотр учебного фильма.

Устный опрос посредством телефонной связи.

25 апреля

Уроки ориентирования.

Размещение материалов занятия на сайте Центра для ознакомления учащихся. Просмотр учебного фильма.

Консультирование учащихся с помощью доступных средств связи. Выполнение контрольных заданий.

26 апреля

Уроки ориентирования

Размещение материалов занятия на сайте Центра для ознакомления учащихся. Просмотр учебного фильма.

Консультирование учащихся с помощью доступных средств связи. Выполнение контрольных заданий.


  

Педагог Малбиев Михаил Вячеславович.

Название темы: «Измерение расстояний ».

Занятие для группы 2 года обучения.

Дата занятия: 15 апреля 2020 г.

  

Умение определять расстояние до объектов на местности может пригодиться в самых различных ситуациях. Для точного и быстрого определения расстояния существуют специальные приборы (дальномеры, шкалы биноклей, прицелы и стереотрубы). Впрочем, даже не имея специальных приспособлений, вы можете научиться узнавать расстояния с помощью следующих приемов:

1. При помощи пальца. Вытянуть вперёд руку с поднятным большим пальцем и закрыть один глаз - правый, если пешеход (предмет) движется справа налево, и левый, если он движется слева направо. Когда пешеход закроется пальцем, закрыть левый глаз и открыть правый. Человек окажется при этом отодвинутым назад. 1.jpgСосчитайте, сколько шагов он сделает до того момента, когда снова будет закрыт пальцем. Расстояние до пешехода будет равно количеству шагов, умноженному на 10.

Этот способ применим и для определения расстояния до неподвижных предметов. Тогда надо установить, сколько предметов, истинные размеры которых известны, разместится между положением пальца при наблюдении правым и левым глазом.

2.jpg
3.jpg  

2. При помощи спички. Взять спичку, нанести на одну из её граней миллиметровые деления. Держать спичку вертикально в вытянутой вперёд руке и, глядя одним глазом, совместить верхний её конец с верхней частью предмета, до которого нужно определить расстояние.

4.jpgЗатем медленно двигать по спичке ноготь большого пальца до основания предмета. Теперь можно овысчитать искомое расстояние по формуле:

Расстояние до предмета = высота предмета

________________________________________________________________________________

Расстояние от глаз до спички = количество мм, отмеченных на спичке

 

3. При помощи измерения углом. Можно измерить расстояние до предмета, зная угол, под которым он виден. Известно, что каждый предмет, видимый под углом в 1о, находится на расстоянии в 57 раз большем своего поперечника.

6.jpg5.jpgПредмет, видимый под углом в 2о, удалён на 28 поперечников; под углом в 5о - на 11; под углом в 7о - на 6 и т.д.

Расстояния измеряют также ногтевым суставом большого пальца. Его длина обычно равна 3,5 см.

Предмет, закрываемый этим суставом, при вытянутой руке, виден примерно под углом 3о и удалён на расстояние, в 18 раз большее своего поперечника.

Ширина четырёх пальцев ладони 7о, между большим и указательным пальцами, максимально раздвинутыми, 15о.Хочу такой сайт

Предметы, при помощи которых удобно определять расстояния, сведены в следующую таблицу:

 

Если указанный в таблице предмет, находясь от глаза на длине вытянутой руки, закрывает предмет, до которого нужно определить расстояние, то искомая дальность предмета равна его поперечнику, умноженному на число, стоящему в графе "Множитель".

4. При помощи дальномера. Расстояние до отдельных предметов можно определить дальномером, который легко сделать7.jpg. Держа дальномер на вытянутой руке, направить его на предмет 

таким образом, чтобы последний поместился в вырезе. Расстояние до предмета в метрах равно размеру предмета, делённому на номер деления и умноженному на 1000.

Для определения расстояний полезно знать следующие данные:

·         длина шага;

·        рост;

·        высота от земли до глаз;

·        ширина ладони с большим пальцем;

·        ширина ладони без большого пальца;

·        расстояние между глазами;

·        расстояние от глаз до большого пальца (при вытянутой руке);

·        ширина ногтя указательного пальца;

·        длина "четверти", то есть расстояние между концами расставленных пальцев: большого и мизинца (у взрослого мужчины - 18-20 см);

·        лдина указательного пальца от основания среднего (около 7 см);

·        длина указательного пальца от основания большого (около 10 см);

·        наибольшее расстояние между концами указательного и среднего пальца (около 10 см);

длина спички (4,3 см).

 Ccылка на видео

Расстояние до видимого предмета проще всего определить с помощью любого, даже самого примитивного угломера. Если мы знаем, под каким углом виден предмет, размеры которого нам известны, то можно вычислить и расстояние до него. Оно будет равно числу размеров этого самого предмета, и зависит, как я уже сказал, от угла, под которым нам виден этот предмет. На этом принципе построены и сетки биноклей и оптических прицелов.
Таким образом, нам надо научиться определять углы без помощи угломерных приборов. И опять же приведу цитату из столь любимого мной «Справочника путешественника и краеведа»: «Измерение углов без инструментов также иногда бывает необходимо для измерения расстояний. Как известно, 1 см на расстоянии 57 см мы видим под углом 1°. Поэтому ноготь указательного пальца (1 см) на вытянутой руке с кистью, поставленной перпендикулярно руке, будет эталоном для 1°, весь указательный палец (10 см) — эталоном для 10°. Для измерения углов также могут служить: 2-я фаланга большого пальца длиной около 4 см = 4°, расстояние около 7-8 см между концами раздвинутых среднего и указательного пальцев равно 7-8°; расстояние около 20 см между концами большого пальца и мизинца (или среднего или указательного пальца — у разных людей) = 20°. Все эти эталоны и длину своей руки следует проверить. Смотреть надо одним глазом, вытянув руку так, чтобы кисть была на уровне глаз. Если сильно растянутая кисть руки имеет между концами пальцев длину 22,5 см, то ею можно измерять углы в 22,5° и кратные — в 45° и 90°»

 Ccылка на видео

Кроме того, всегда следует помнить:

 

1. Ярко освещённые предметы кажутся ближе. Например, костёр или пожар кажутся всегда ближе истинного расстояния.

2. Предметы, окрашенные в яркие цвета — белый, жёлтый и красный,— кажутся ближе. 

3. В туман расстояния кажутся больше, а после дождя, когда нет пыли,— ближе. В сумерки все предметы кажутся дальше. 

4. Когда солнце впереди наблюдателя, то оцениваемые расстояния меньше, а когда, солнце сзади — больше истинного. 

5. Крупные предметы кажутся ближе, чем мелкие. 

6. Предметы, расположенные на ровном месте, кажутся ближе, чем те же предметы, расположенные на холмистой местности или за какими-либо заслонами. Вот почему противоположный берег реки или озера всегда кажется ближе, чем на самом деле. 

7. При наблюдении снизу вверх предметы кажутся ближе, чем при наблюдении сверху вниз. По этой причине человеку, находящемуся у подошвы горы, гора всегда кажется круче. 

8. Чем темнее фон, на котором находится предмет, тем он кажется дальше. В силу этого дом на фоне неба всегда кажется ближе, чем тот же дом на тёмном фоне леса или горы. 

Точность глазомерного определения расстояния зависит от навыка, а также и от величины измеряемых дистанций. При определении расстояния свыше 1 км ошибка может достигать 50%. При малых расстояниях у опытных наблюдателей ошибка не превышает и 10%. 

 

Таблица видимости предметов на определённом расстоянии  (м)

  таблица  

 

2.Практическая работа

Учащиеся берут компасы, карточки с чертежами и формулами, выходят на свой двор  перед домом.

Карточка с Рисунком 1.

Точка А- местоположение наблюдателя.

Точка С- предмет, до которого нужно определить расстояние.

1) Определяем по компасу направление на точку С (азимут)

2) Положив камень в точке А, начинаем движение под углом 90 градусов относительно азимута точки С

3) Остановившись в произвольной точке В, замеряем угол между направлениями на точки А и С.

4) Зная количество шагов от точки А до точки В, мы считаем это расстояние (количество шагов умножаем на 70- 75 см (зависит от роста ученика).

5) Вычисляем расстояние до «недоступной» точки, для этого: расстояние от А до В умножаем на тангенс угла, что мы измерили в п.3.

6) Проверяем себя,  замеряем действительное расстояние, сравниваем с нашими вычислениями.

Второй вариант измерений. Делаем все точно также, как и в первый раз, но точка В у нас будет уже не произвольная, а в том месте, где угол между направлениями на А и на С будет равен 45-ти градусам. (сразу отмеряем этот угол, для удобства кладем на компас стержень от ручки, стебелек, травинку)….и идем…время от времени глядя по направлению стержня… до тех пор, пока стержень не покажет нам точку С. во втором варианте считать ничего не нужно, Расстояние от А до В будет равно расстоянию от А до С.


Второй год обучения.

 

Дата 22.04.2020

Тема: «Азбука спортивного туризма: тренировка базовых элементов.»

 

Для знакомства с темой занятия, посмотрите обучающее видео:

Ccылка на видео
 - Азбука спортивного туризма Тренировка базовых элементов.

 

Дата 23.04.2020

Тема: «История туризма: Жумар.»

 

Для знакомства с темой занятия, посмотрите обучающее видео:

Ccылка на видео
 - История туризма: Жумар.

   

Дата 24.04.2020

Тема: «История туризма: спусковые устройства».

 

Для знакомства с темой занятия, посмотрите обучающее видео:

Ccылка на видео
 - История туризма: Спусковые устройства.

 

Третий год обучения.

 

Дата 24, 25, 26.04.2020

Тема: «Обучение спортивному ориентированию. Уроки ориентирования».

 

Основы ориентирования на местности

Ориентирование с помощью карты, компаса. Основы спортивной топографии.

Карты по содержанию делятся на общегеографические и специальные.

Общегеографические карты отображают рельеф, дороги, населенные пункты и некоторые другие элементы местности. К специальным картам относятся геологические, почвенные, политико-административные, рельефные, спортивные и т.п.

Полнота и детальность изображения местности на топографических картах зависят от масштаба. Чем крупнее масштаб, тем полнее и детальнее карта; чем меньше местность содержит деталей, тем полнее показываются они на карте.

Для определения своего местоположения карту необходимо ориентировать, т.е. придать ей горизонтальное положение, когда все ее линии будут параллельны соответствующим линиям на местности (рекам, дорогам и т.п.), а направление карты на север — совпадать с направлением компаса на север. При этом также необходимо иметь в виду, что на любой карте все надписи, обозначающие названия населенных пунктов, болот, а также за рамочное оформление сделаны слева направо или с запада на восток, а вертикальный срез карты ориентирован на север-юг (иногда с точностью определения склонения).

Если карта сориентирована правильно, то место своего стояния можно определить путем обратных «засечек» по видимым ориентирам или характерным изгибам рек, береговой линии, отчетливым формам рельефа (склон, гора, овраг и т.п.).


1.jpg 

Рис.1. Ориентирование карты по местным предметам

 


2.jpg 

Рис. 2. Глазомерный чертеж местности. Цифрами обозначены точки стояния

 

Учебные фильмы:

Ccылка на видео


Ccылка на видео


Ccылка на видео
-

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 03.04.2020

Дата обновления: 28.04.2022

Дата публикации: 01.04.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».