Детское объединение "Занимательная химия", педагог Волкова Татьяна Валериевна

01.04.2020

План дистанционного обучения по программе «Занимательная химия»

Педагог дополнительного образования Волкова Татьяна Валериевна

Дата

Тема

Методы работы

Способы контроля

13.04.

Генетический ряд металлов

Обучение по интерактивному плакату

https://edu.glogster.com/edit/glog/?id=72410168

 

Фотоотчеты учащихся о выполнении заданий

16.04

Решение заданий повышенной сложности №21

Видео уроки «Решаем цепочку превращений»,

«Алгоритм решения задания 21». Решение типовых заданий.

 

Фотоотчеты учащихся о выполнении заданий

  
 

Дата

Тема

Методы работы

Способы контроля

20.04.

Генетический ряд НЕметаллов

Просмотр видео урока «Генетический ряд неметалла»

https://www.youtube.com/watch?v=c9aKbJiDqOo, онлайн тестирование по ссылке:

https://www.yaklass.ru/TestWork/Join/dH7_xq6Pvk6DG5mSudigUg

 

Фотоотчеты учащихся о выполнении заданий

23.04

Решение заданий повышенной сложности №21

Видео уроки «Решаем цепочку превращений на основе неметалла»,

Решение типовых заданий, групповая аудио консультация ВКонтакте по решению задания 21.

Фотоотчеты учащихся о выполнении заданий

 

Дата

Тема

Методы работы

Способы контроля

27.04.

Чистые вещества и смеси.

Просмотр видео урока «Чистые вещества и смеси»

https://www.youtube.com/watch?v=wFUpPUS4eUw

Групповая аудио консультация ВКонтакте

Тестирование по пройденной теме на платформе ЯКласс

https://www.yaklass.ru/TestWork/Join/IJp508oYGEiMi1IXHTdpmA

  

Дата

Тема

Методы работы

Способы контроля

07.05

Решение заданий №17

Решение заданий на сайте https://chem-oge.sdamgia.ru/ Групповая аудио консультация ВКонтакте

 

Тестирование по пройденной теме на платформе ЯКласс https://www.yaklass.ru/TestWork/Join/0M9V9VkzbU-qVU1vSikmOQ

 

14.05

Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни

Просмотр видео по теме https://www.youtube.com/watch?v=J4cLNoSh7Rk Групповая аудио консультация ВКонтакте

 

Решение заданий по теме на платформе ЯКласс https://www.yaklass.ru/TestWork/Join/18s3ZgYHQkCVCzjV1O4v4w

 

18.05

Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия

Просмотр видео по теме https://www.youtube.com/watch?v=ChaFhPxcass Групповая аудио консультация ВКонтакте

 

Решение заданий по теме на платформе ЯКласс https://www.yaklass.ru/TestWork/Join/7XbU4QCg40qNdsbYB-bGAQ

 

21.05

Обобщение знаний по курсу «Занимательная химия»

Экспресс-тестирование в режиме аудио консультации ВКонтакте на сайте https://chem-oge.sdamgia.ru/ вариант 1

Фотоотчеты учащихся о выполнении заданий

25.05

Обобщение знаний по курсу «Занимательная химия»

Экспресс-тестирование в режиме аудио консультации ВКонтакте на сайте https://chem-oge.sdamgia.ru/ вариант 2

Фотоотчеты учащихся о выполнении заданий

28.05.

Итоговая диагностика

Решение варианта ОГЭ на сайте https://chem-oge.sdamgia.ru/

Скриншот экрана о результатах выполненного  тестирования

 



План

воспитательной работы детского объединения «Занимательная химия» на период дистанционного обучения.

Педагог дополнительного образования: Волкова Татьяна Валериевна.

 

Наименование мероприятия

Дата

Форма и метод взаимодействия

Краткое содержание

Краевая экологическая акция «День птиц»

13.04.2020-14.04.2020

Аудио и видео-сообщения посредством WhatsApp, чат ВКонтакте.

Создание видеорепортажа обучающихся о птицах Ставропольского края Курского района «Пернатый»

Краевая экологическая акция «День земли»

20.04.2020-24.04.2020

Аудио и видео-сообщения посредством WhatsApp, чат ВКонтакте.

«Домашние» рейды обучающихся с родителями по озеленению территории, посадке деревьев, сбору мусора «Зеленая Земля». Фотоотчеты, видеоотчеты.

Видеообращение «Я СДАМ ОГЭ!» от учащихся детского объединения

13.04.2020

Аудио и видео-сообщения посредством WhatsApp, чат ВКонтакте.

Создание мотивационного видеоролика, отражающего основные принципы подготовки к экзаменам по любому предмету на примере опыта занятий в детском объединении «Занимательная химия»

   

Дата

     

11-30 мая

Сохраним природу Ставрополья!

   

Поиск информации о состоянии биосферы Ставропольского края. Систематизация информации в групповом чате ВКонтакте.

Социальный видеоролик по теме: Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия




14.04.2020. «Занимательная химия»

Тема: Генетическая связь металлов.

 

Здравствуйте, ребята!

Тема сегодняшнего занятия – «Генетическая связь металлов».

Наша задача: разобрать типы генетических связей металлов и научиться применять знания при решении задач.

Работать на занятии мы будем при помощи интерактивного плаката в среде Glogster.com. Для работы перейдите по ссылке:

https://edu.glogster.com/edit/glog/?id=72410168

 

1. Сначала вспомним, что такое «генетические связи».  

Генетические связи - это связи между разными классами, основанные на их взаимопревращениях.

Зная классы неорганических веществ, можно составить генетические ряды металлов и неметаллов. В основу этих рядов положен один и тот же элемент.


2. Посмотрите видео о генетических связях неорганических веществ. Кратко его можно выразить на примере схемы:

Ccылка на видео

Среди металлов можно выделить две разновидности рядов:

1. Генетический ряд, в котором в качестве основания выступает щёлочь. Этот ряд можно представить с помощью следующих превращений:

металл→основный оксид→щёлочь→соль

Например, K→K2O→KOH→KCl

2. Генетический ряд, где в качестве основания выступает нерастворимое основание, тогда ряд можно представить цепочкой превращений:

металл→основный оксид→соль→нерастворимое основание→

→основный оксид→металл

Например, Cu→CuO→CuCl2→Cu(OH)2→CuO→Cu

Для решения этой цепочки превращений посмотрите видео 2 (Как решаем?)

Ccылка на видео

Домашнее задание:

Осуществите превращения по схеме, укажите типы реакций, назовите вещества.

1.AlAl2O3AlCl3Al(OH)3Al2O3

2. Zn→ZnCl2→Zn(OH)2→ZnO→Zn(NO3)2

Фотоотчеты ваших решений цепочек превращений я жду по адресу:

Tv.volkova@mail.ru  или в группе «Занимательная химия»  ВКонтакте.

До свидания.


14.04.2020. «Занимательная химия»

Тема: Решение задания повышенной сложности №21

 

Здравствуйте, ребята!

Тема сегодняшнего занятия – «Решение задания повышенной сложности №21».

Наша цель: понять принцип решения задания  и научиться самостоятельно решать его.

Задание №21 – очень емкое. Его важно уметь решать, так как оно является итогом ваших знаний по теме «Генетическая связь неорганических соединений» и за него вы можете получить 4 балла на экзамене!

1.              Сначала вспомним, что такое «генетический ряд металлов».

1. Генетический ряд, в котором в качестве основания выступает щёлочь. Этот ряд можно представить с помощью следующих превращений:

металл→основный оксид→щёлочь→соль

Например, K→K2O→KOH→KCl

2. Генетический ряд, где в качестве основания выступает нерастворимое основание, тогда ряд можно представить цепочкой превращений:

металл→основный оксид→соль→нерастворимое основание→

→основный оксид→металл

Например, Cu→CuO→CuCl2→Cu(OH)2→CuO→Cu

 

2.              Посмотрите видео об алгоритме решения задания 21.

 

Ccылка на видео

 

Домашнее задание:

Решить задание 21 на основе генетических рядов металлов в вариантах 7,10.

 

Фотоотчеты ваших решений цепочек превращений я жду по адресу:

Tv.volkova@mail.ru  или в группе «Занимательная химия»  ВКонтакте.

До свидания.


20.04.2020. «Занимательная химия»

Тема: Генетический ряд НЕметалла.

 

Здравствуйте, ребята!

Тема сегодняшнего занятия: «Генетический ряд НЕметалла».

Наша цель: разобрать типы генетических связей НЕметаллов и научиться применять знания при решении задач.

Ход занятия:

Напомню Вам, что Генетические связи - это связи между разными классами, основанные на их взаимопревращениях.

Зная классы неорганических веществ, можно составить генетические ряды металлов и неметаллов. В основу этих рядов положен один и тот же элемент.

Посмотрите видео о генетических связях неметаллов: Ccылка на видео
 

Среди неметаллов, как и среди металлов, также можно выделить две разновидности рядов:

1. Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает растворимая кислота. Цепочку превращений можно представить в следующем виде:

неметалл→кислотный оксид→растворимая кислота→соль

Например, P→P2O5→H3PO4→Na3PO4

2. Генетический ряд неметаллов, где в качестве звена ряда выступает нерастворимая кислота:

неметалл→кислотный оксид→соль→кислота→

→кислотный оксид→неметалл

Например, SiSiO2Na2SiO3H2SiO3SiO2Si

Для решения этой цепочки превращений посмотрите видео 2 (Как решаем?)

Домашнее задание:

Осуществите превращения по схеме, укажите типы реакций, назовите вещества.

1. PP2O5H3PO4Na3PO4Ca3(PO4)2

Фотоотчеты ваших решений цепочек превращений я жду по адресу:

Tv.volkova@mail.ru  или в группе «Занимательная химия»  ВКонтакте.

До свидания.


23.04.2020. «Занимательная химия»

 

Тема: Решение заданий повышенной сложности №21.

Здравствуйте, ребята!

Тема сегодняшнего занятия – «Решение заданий повышенной сложности №21».

Наша цель: научиться решать задания №21.

Ход занятия:

Почему важно уметь решать задание 21?  Потому что оно систематизирует ваши знания по сразу по нескольким темам неорганической химии. За него вы можете получить на экзамене 4 балла! К заданию предъявляются следующие требования (критерии оценивания):

1.Правильно осуществлены все химические превращения (3 уравнения химических реакций по 1 баллу)

2.Написано сокращенное ионное уравнение требуемого уравнения по заданию – 1 балл.

Не забываем уравнивать уравнения реакции!

Я предлагаю вам просмотреть видеоролик по решению подобных цепочек превращений. Ваши вопросы я жду в группе ВКонтакте.

Ccылка на видео

В закреплении пройденной темы я предлагаю вам решить цепочки превращений:

 1.jpg 

Множество заданий по данной теме вы найдете, перейдя по ссылке на сайт РЕШУ ОГЭ.

https://chem-oge.sdamgia.ru/test?filter=all&category_id=25


27.04.2020. «Занимательная химия»

Тема: Чистые вещества и смеси.

 

Здравствуйте, ребята!

Занятие с вами хочу начать с вопроса:

Морская вода кипит при температуре выше 100 0с, а замерзает при температуре ниже 0 0с. Почему морская вода отличается от дистиллированной воды по физическим свойствам?

 14.04.jpgВывод: морская вода представляет собой смесь чистой воды и солей, которые составляют примеси. Примеси, содержащиеся в веществах, меняют их свойства; чистые вещества обладают определенными постоянными свойствами.

Смеси отличаются от чистых веществ тем, что содержат примеси, не имеют постоянной температуры кипения и плавления.

 

Задание:

Выпишите названия веществ: дерево, древесина, железо, гвоздь, ваза, стекло, сахар, лёд, льдина, проволока, медь, нож, сталь, ртуть, термометр.

По каким свойствам можно распознать эти вещества? Выпишите названия веществ и наиболее характерное свойство каждого вещества, используемое для распознавания.

Итак, тема сегодняшнего занятия – «Чистые вещества и смеси».

Наша цель: актуализировать знания по данной теме для решения заданий ОГЭ №17.

Все вещества делятся на чистые вещества и смеси.

14.2.jpg

Различают:

1.              Гомогенные смеси (однородные). Даже с помощью микроскопа нельзя обнаружить частички веществ , входящих в эту смесь.

2.               Гетерогенные (неоднородные) Можно отличить частички веществ, образующих смесь.

 14.3.jpg

Вещества, входящие в состав смесей, сохраняют свои индивидуальные свойства, на этом основаны способы разделения смесей.

14.4.jpg   

Посмотрите видео о чистых веществах и смесях.

Ccылка на видео

 

Применим знания в решении заданий №17:

1.              Верны ли следующие суждения о чистых веществах и смесях и способах их разделения?

 

А. Чистые вещества имеют постоянный состав.

Б. Смесь поваренной соли с речным песком можно разделить с помощью добавления воды и последующего фильтрования и выпаривания.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Решение.

Первое утверждение верно. Поскольку поваренная соль растворима, а песок нет, то второе утверждение также верно.

 

Правильный ответ указан под номером 3.

 

2.              Верны ли следующие суждения о способах разделения смесей?

 

А. Для разделения смеси речного песка и железных опилок можно использовать магнит.Хочу такой сайт

Б. Для отделения осадка от раствора можно использовать фильтровальную бумагу.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Решение.

Поскольку железо притягивается магнитом, а песок нет, то для разделения смеси речного песка и железных опилок действительно можно использовать магнит.

Для отделения осадка от раствора фильтрованием можно использовать фильтровальную бумагу.

 

Правильный ответ указан под номером 3.

 

3.              Верны ли суждения о способах разделения смесей?

 

А. Выпаривание относят к физическим способам разделения смесей.

Б. Разделение смеси воды и этанола возможно способом фильтрования.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Решение.

Выпаривание не сопровождается химическими реакциями — это физический процесс.

Разделение гомогенной смеси воды и этанола невозможно способом фильтрования.

 

Правильный ответ указан под номером 1.

 

4.              Верны ли суждения о способах разделения смесей?

 

А. Очистить морскую воду от растворённых в ней солей можно с помощью фильтрования.

Б. Перегонка является химическим способом разделения смесей.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Решение.

Морская вода — гомогенный раствор, поэтому очистить такую воду от растворённых в ней солей с помощью фильтрования нельзя. При перегонке не происходит химических реакций — это физический процесс.

 

Правильный ответ указан под номером: 4.

 

5.              Верны ли следующие утверждения о чистых веществах и смесях?

 

А. Природный газ является чистым веществом.

Б. Алмаз является смесью веществ.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба утверждения

4) оба утверждения неверны

Решение.

Всё наоборот: природный газ является смесью веществ, а вот алмаз — чистым веществом.

 

Правильный ответ указан под номером 4.

Домашнее задание:

Выучить способы разделения смесей. Пройти тестирование по теме  https://www.yaklass.ru/TestWork/Join/IJp508oYGEiMi1IXHTdpmA

 
  

07.05.2020.

Тема: Решение заданий №17

 

Здравствуйте, ребята!

Тема сегодняшнего занятия – «Решение заданий №17».

Наша цель: закрепить знания по  решению задания №17.

Ход занятия:

Вам необходимо перейти на сайт Решу ОГЭ по ссылке https://chem-oge.sdamgia.ru/sgia_catalog

и выбрать раздел 4.1.Правила работы в лаборатории.

Приступаем к поэтапному решению заданий.

На ваши вопросы я отвечу в группе ВКонтакте.

  

14.05.2020.

Тема: Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни

Здравствуйте, ребята!

Тема сегодняшнего занятия – «Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни».

Наша цель: закрепить имеющиеся знания в области безопасного обращения с химическими веществами.

Ход занятия:

Просмотрите видеоролик: https://www.youtube.com/watch?v=J4cLNoSh7Rk

Лабораторные работы по химии проводят в специально оборудованной химической лаборатории. Выполнение работ связано с использованием оборудования, химической посуды и реактивов, способных нанести травмы при неумелом обращении. Поэтому учащиеся с первых дней должны приучаться к аккуратной и внимательной работе, строгому соблюдению правил безопасности.

При работе в химической лаборатории необходимо придерживаться следующих правил:

1.              Работу проводить индивидуально, соблюдать тишину.

2.              Предварительно повторить теоретический материал соответствующей главы в учебнике и ознакомиться с содержанием лабораторной работы.

3.              Проверить наличие необходимого оборудования и реактивов для данной работы или опыта.

4.              Уяснить и точно соблюдать порядок и последовательность операций, указанных в руководстве.

5.              Соблюдать все меры предосторожности, указанные в инструкции или сообщённые преподавателем устно.

6.              Внимательно следить за ходом опыта. В случае неудачной постановки опыта и прежде, чем его повторить, следует выяснить причину; в сомнительных случаях обращаться к преподавателю.

7.              Все записи наблюдений делать сразу же после окончания опыта в лабораторном журнале.

8.              После окончания работы вымыть использованную посуду и привести в порядок рабочее место.

Техника безопасности при работе в химической лаборатории

Общие сведения:

1.              Все работы в учебной химической лаборатории проводят под непосредственным руководством преподавателя.

2.              В лаборатории должны быть инструкции по соблюдению правил техники безопасности при выполнении различных видов работ.

3.              За каждым учащимся закрепляют постоянное место на рабочем столе, снабжённое определённым набором лабораторных принадлежностей.

4.              К работе в лаборатории допускаются учащиеся, прошедшие инструктаж по технике безопасности и получившие допуск к занятиям. В журнале инструктажа делается соответствующая запись, а учащиеся расписываются в том, что ознакомлены с правилами.

5.              К работе допускаются учащиеся, имеющие спецодежду.

6.              Для обеспечения пожарной безопасности в лаборатории постоянно должны находиться сухой песок, асбестовое одеяло, огнетушители.

7.              Для оказания первой доврачебной помощи в лаборатории должна быть аптечка.

Правила безопасной работы в химической лаборатории

1.              Лабораторный стол необходимо содержать в чистоте и порядке, не загромождать лишними предметами. Портфели и сумки убирать в столы.

2.              Посуда должна быть всегда вымыта; не проводить опыты в загрязнённой посуде.

3.              Аккуратно обращаться со стеклянной химической посудой. Остатки разбитой посуды убирать с помощью совка и щётки.

4.              Все работы, связанные с выделением ядовитых, летучих и неприятно пахнущих веществ, проводить в вытяжном шкафу.

5.              Не выполнять дополнительных опытов без разрешения преподавателя.

6.              При определении запаха веществ отверстие сосуда держать на расстоянии 25—30 см от лица, направляя к себе струю газа поступательными движениями ладони от отверстия к лицу.

7.              При наливании реактивов не наклоняться над сосудом во избежание попадания брызг или частиц на лицо или одежду.

8.              При нагревании пробирки не держать её отверстием к себе или в сторону товарищей.

9.              Горячие предметы можно ставить только на асбестовый картон или асбестовую сетку.

10.          Запрещается хранить и пользоваться легковоспламеняющимися жидкостями (бензин, спирт, ацетон и пр.) вблизи огня. В случае воспламенения горючих жидкостей быстро погасить горелку, выключить электроприборы, отставить сосуды с огнеопасными веществами и тушить так: накрыть асбестовым одеялом либо засыпать песком.

11.          Опасны для здоровья пары ртути. Поэтому, если разбит ртутный термометр или пролита ртуть, о случившемся необходимо сообщить преподавателю и принять меры к её ликвидации.

12.          Осторожно пользоваться газовыми горелками. При появлении запаха газа немедленно закрыть все газовые краны и прекратить все работы с огнём.

13.          Нельзя пользоваться электроприборами без соответствующего инструктажа. При включении их в сеть нельзя держаться за металлические предметы (трубы, краны и т. п.). Запрещается включать и выключать электроприборы мокрыми руками, а также пользоваться неисправными и имеющими оголенные провода приборами.

14.          Запрещается принимать пищу в химической лаборатории и пить воду из лабораторной посуды.

15.          По окончании работы необходимо выключить из сети все электроприборы, перекрыть подачу газа и воды в лабораторию и убрать рабочее место.

16.          Обо всех несчастных случаях немедленно сообщить преподавателю или лаборанту.

Большинство экспериментальных работ в школьной лаборатории проводят в химических пробирках конической или цилиндрической формы. Основное отличие химических пробирок от биологических — их термостойкость.

Как правило, объём этих пробирок составляет от 5 до 15 мл. При проведении опытов не следует заполнять пробирку более чем на 2/3. Оптимально пробирка должна быть заполнена не более чем на 1/8 её объёма.

При работе с очень малыми количествами вещества используют часовые или предметные стекла.

Стеклянные палочки используют для перемешивания жидкостей и для более удобного переливания растворов и смесей из одной ёмкости в другую.

Для отделения твёрдых частиц от жидкости в простейшем случае сливают (декантируют) жидкость с осадка. Однако при этом невозможно достигнуть полного отделения жидкости, и при необходимости получения чистого твёрдого вещества необходима фильтрация.

Фильтрация — метод отделения твёрдого вещества от жидкости. В простейших случаях для этого используют стеклянную воронку и гладкий или (предпочтительнее) складчатый фильтр.

В более сложных случаях проводят фильтрацию под вакуумом, для чего используют прибор, состоящий из колбы Бунзена и воронки Бюхнера (рисунок 1).

14.11.jpg 

На дно воронки Бюхнера кладут фильтр, размером на 1—2 мм меньше, чем диаметр воронки. Затем фильтр смачивают жидкостью для более плотного прилегания ко дну воронки и создают вакуум. По стеклянной палочке наливают смесь в воронку Бюхнера и отфильтровывают. По окончании фильтрации отключают вакуумнасос, вынимают воронку Бюхнера и вытряхивают кристаллы на чистый лист фильтровальной бумаги.

Для разделения несмешивающихся жидкостей используют делительные воронки (рисунок 2).

14.22.jpg 

Жидкости помещают в делительную воронку. После отстаивания разделяют два образовавшихся слоя. Нижний слой сливают через кран делительной воронки, а верхний всегда выливают через верхнее отверстие.

Для очистки твёрдых веществ используют метод перекристаллизации.

Он заключается в приготовлении насыщенного раствора очищаемого вещества с последующим выделением из него твёрдой фазы. В качестве растворителя в большинстве случаев применяется вода, но могут быть использованы и другие жидкости. Выбор растворителя зависит от растворимости в нём подвергаемого перекристаллизации вещества

Для перекристаллизации исходное вещество растворяют при нагревании в рассчитанном количестве выбранного растворителя (например, воды), а затем охлаждают полученный раствор. Разность между массой вещества в нагретом растворе и в растворе, охлаждённом до заданной температуры, определяет массу растворённого вещества, выделяющегося в кристаллическом состоянии.

Для разделения смеси жидких веществ с разными температурами кипения используют метод перегонки. При этом отогнанный дистиллят обогащается низкокипящим компонентом, а остаток — высококипящим.

Приготовление растворов проводят в стаканах, конических плоскодонных колбах и мерных колбах.

Для закрепления знаний по теме пройдите тестирование, перейдя по ссылке:

 https://www.yaklass.ru/TestWork/Join/18s3ZgYHQkCVCzjV1O4v4w

  

18.05.2020.

Тема: Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия

 

Здравствуйте, ребята!

Тема сегодняшнего занятия – «Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия».

Наша цель: ознакомиться с основными причинами загрязнения окружающей среды и их последствиями.

Ход занятия:

Экологическая часть химии исследует воздействие веществ на окружающую среду (воздух, воду, твердую кору, живые организмы).

Проблема химического загрязнения планеты – одна из глобальных и актуальных экологических проблем.

18.1.jpg 

Рассмотрим некоторые из этих проблем:

Кислотные осадки

Кислотные дожди – атмосферные осадки, которые содержат кислоты из-за поглощения облаками диоксида серы и оксидов азота. Источник загрязнения – промышленный выброс газов, двигатели сверхзвуковых самолетов. Это приводит к повреждению лиственных растений, коррозии металлов, закислению почв и воды.

Кислотность природных водоемов и атмосферных осадков в норме,  если рН 5,6 (из-за растворенного в воде СО2)

Кислотные осадки –любые осадки кислотность которых выше нормы. Впервые были зарегистрированы в Англии в 1907-1908г. Сейчас бывают осадки с рН 2,2-2,3.

Источники кислотных осадков: кислотные оксиды: SO2, NO2

Механизм образования кислотных осадков: газы+ пары воды образуют растворы кислот с рН< 7

Соединение серы в атмосферу попадают:

а) естественным путем т.е. биологические процессы разрушения, действие анаэробных бактерий заболоченных мест, вулканическая деятельность;

б) антропогенным -59-60% от общего количества выбросов в атмосферу, переработка разных видов топлива, работа предприятий металлургии, цементные работы, производство серной кислоты и др.

2 H 2S + 3O2 = 2H2 O + 2SO2

2ZnS+3O2 = 2ZnO + 2SO2

Далее в атмосфере SO2 превращается в SO3. В чистом воздухе возможность превращения оксида серы +4 в оксид серы +6 мала, но пылевые частицы, несущие частицы железа и марганца играют роль катализатора.

2SO2+ 3O2= 2SO3

Далее происходит процесс: SO3 + H 2O =H 2SO4

Оксиды азота поступают в атмосферу:

а) естественным путем –грозой, или под действием почвенных бактерий;

б) антропогенным — из-за деятельности автотранспорта, теплоэнергетических установок, производства минеральных удобрений, азотной кислоты, нитросоединений, взрывных работ.

N2 + O2=2NO

2NO + O2 = 2NO2

При растворении оксида азота +4 в воде образуются две кислоты — азотная и азотистая, при окислении оксида азота +4 и взаимодействии с водой образуется азотная кислота.

2NO2 + H 2O = HNO3 +HNO2

4NO2+ 2H 2O+O2 = 4HNO3

 

Парниковый эффект

Парниковый эффект – процесс в атмосфере, при котором падающий видимый свет пропускается, а инфракрасный  — поглощается, что повышает температуру у поверхности Земли и наносит вред всей природе. Загрязнение – избыток углекислого газа.

18.2.jpg 

Это понятие было впервые сформулировано еще в 1863г. Тидаллом. В 1896г. С. Аррениус показал, что углекислый газ повышает температуру атмосферы на  50С.  В 70-ые годы 20 века доказано, что и другие газы дают парниковый эффект: углекислый газ — 50-60%, метан — 20%,  оксиды азота — 5%.

На поверхность Земли поступает поток видимых лучей, через парниковые газы они проходят не изменяясь, а при встрече с Землей их часть трансформируется в длинноволновые инфракрасные лучи. Эти лучи задерживаются парниковыми газами и тепло остается на Земле.

В 1890г. – средняя температура планеты 14,50 С, в 1980 — 15,2С. Опасность в тенденции роста. По прогнозам 2030-50 г. еще вырастет на 1,5-4,5 0С.

Последствия:

Отрицательные: таяние вечных снегов и подъем уровня океана на 1,5м. затопление наиболее урожайных территорий, неустойчивая погода, ускорение темпов вымирания животных и растений, таяние вечной мерзлоты, что приведет к разрушению зданий, построенных на сваях.

Положительные: теплые зимы в северных областях нашей страны, некоторые преимущества для ведения с/х.

 

Озоновая дыра

Впервые озоновую дыру обнаружила в 1985 году группа ученых из Великобритании во главе с Джо Фарменом (Joe Farman). Диаметр дыры был более 1000 километров, а находилась она над Антарктидой – в Южном полушарии. Возникая ежегодно в августе, данная озоновая дыра исчезала в период с декабря по январь.

1992 год ознаменовался для ученых тем, что уже над Северным полушарием в Антарктике образовалась еще одна озоновая дыра, с гораздо меньшим диаметром. А в 2008 году диаметр первого обнаруженного в Антарктиде озонового явления достиг максимальных рекордных размеров – 27-ми миллионов квадратных километров.

Основные причины появления озоновых дыр

Давно уже установлено, что основное количество природного озона содержится на высоте от 15 до 50 километров над поверхностью Земли – в стратосфере. Наибольшую пользу озон приносит, поглощая значительное количество ультрафиолетового солнечного излучения, которое иначе оказалось бы губительным для живых организмов на нашей планете. Снижение концентрации озона в определенном месте может быть обусловлено загрязнениями воздушной среды двух типов. К ним можно отнести:

1.    Естественные процессы, при которых происходит загрязнение воздуха.

2.    Антропогенные загрязнения атмосферы Земли.

В мантии Земли постоянно осуществляются процессы дегазации, вследствие которых выделяются самые разные органические соединения. Порождать такие виды газов могут грязевые вулканы и гидротермальные источники.

18.3.jpg 

Кроме того, в земной коре расположены определенные газы, находящиеся в свободном состоянии. Часть их способна достигать земной поверхности и через трещины земной коры диффундировать в атмосферу. Поэтому приземной воздух над нефтегазоносными бассейнами зачастую содержит повышенный уровень метана. Эти виды загрязнений можно отнести к естественным – происходящим в связи с природными явлениями.

Антропогенные загрязнения воздушной среды могут быть вызваны запусками космических ракет и полетами сверхзвуковых реактивных самолетов. Также большое количество самых разных химических соединений выделяется в атмосферу в процессе добычи и переработки многочисленных ископаемых из недр земли.

18.4.jpg 

Озоновая дыра над Антарктидой. Временной процесс образования с 1979 года.

Немалую роль в загрязнении атмосферы играют и большие промышленные города, являющиеся своеобразными антропогенными источниками. Воздушные массы в подобных местностях загрязняются посредством обширного потока автомобильного транспорта, а также из-за выбросов разных промышленных предприятий.

Возможные последствия расширения озоновых дыр

Так как озоновый слой призван защищать поверхность нашей планеты от переизбытка ультрафиолетового солнечного излучения, то озоновые дыры можно считать реально опасным для живых организмов явлением. Снижение озонового слоя значительно увеличивает поток солнечной радиации, что может влиять на резкий рост числа раковых кожных заболеваний. Не менее губительно появление озоновых дыр для растений и животных на Земле.

Ccылка на видео

Благодаря вниманию общественности, в 1985 году приняли Венскую конвенцию об охране озонового слоя. Затем имел место так называемый Монреальский протокол, принятый в 1987 году и определяющий список самых опасных хлорфторуглеродов. Тогда же страны-производители указанных загрязнителей атмосферы обязались ограничить их выпуск, а к 2000 году – прекратить совсем. 

Радиоактивное (радиационное) загрязнение – наиболее опасный вид физического загрязнения окружающей среды, связанный с воздействием на человека и другие виды организмов радиационного излучения. В развитых странах в настоящее время радиационное загрязнение окружающей среды представляет наибольшую опасность вследствие того, что один из основных источников этого вида загрязнения – ядерная энергетика в последнее время развивается наиболее быстрыми темпами. По оценкам экспертов, этот вид загрязнения среды в нашей стране и в других государствах СНГ находится на втором месте после химического загрязнения.

К радиационному загрязнению относятся:

1) собственно радиационное загрязнение, под которым понимается физическое загрязнение среды, связанное с действием альфа- и бета-частиц и гамма-излучений, возникающих в результате распада радиоактивных веществ,

2) загрязнение окружающей среды радиоактивными веществами, т.е. по существу химическое загрязнение среды, связанное с превышением естественного уровня содержания (природного фона) радиоактивных веществ в окружающей среде.

Второй вид загрязнения среды проявляется в результате действия излучений, сопровождающих радиоактивный распад. Поэтому и контроль содержания радиоактивных веществ, и оценка их действия на живые организмы производится путем регистрации излучений. В связи с этим принято объединять эти два вида загрязнения и рассматривать их в качестве радиационного загрязнения окружающей среды.

18.5.jpg  

Общее загрязнение атмосферы

Кроме перечисленных оксидов азота и серы в атмосферу выбрасываются еще и другие газы.

Углерод образует два оксида: углекислый и угарный газ.

Угарный газ — яд. Он образуется при неполном сгорании топлива.

Основные поставщики вредных газов — автомобили.

Существует  много других видов загрязнения окружающей среды, например сточные воды с токсичными отходами, вещества с высокой стойкостью (пестициды, тяжелые металлы, полиэтилен и т. д.) промышленные дым и пыль, автомобильный транспорт, танкеры с нефтью.

Подготовьте доклад об одном из видов загрязнения окружающей среды на территории Ставропольского края.

Спасибо!


21.05.2020.

Тема: Обобщение и систематизация знаний

 

Здравствуйте, ребята!

Тема сегодняшнего занятия – «Обобщение и систематизация знаний».

Наша цель: обобщить и систематизировать знания за курс «Занимательная химия».

Ход занятия:

Занятие сегодня мы будем осуществлять в форме  экспресс-тестирования. Для этого вам необходимо перейти на сайт https://chem-oge.sdamgia.ru/. Для решения выбираем вариант 1. Все интересующие вас вопросы обсуждаем в группе ВКонтакте.

Предлагаю Вам метод взаимопомощи: если вы знаете ответ на возникший вопрос, попробуйте объяснить его сами другу. Таким образом вы систематизируете свои знания. Ведь ученик запоминает лучше материал, когда рассказывает, а если может объяснить другому, то в таком случае можно с уверенностью сказать, что материал он усвоил в полном объеме.

Если вопрос не удается решить при помощи групповой дискуссии-объяснения, то в таком случае, я помогу найти верный ответ.

Жду ваши фотоотчеты с решением варианта №1.

Спасибо!

25.05.2020.

Тема: Обобщение и систематизация знаний

 

Здравствуйте, ребята!

Тема сегодняшнего занятия – «Обобщение и систематизация знаний».

Наша цель: обобщить и систематизировать знания за курс «Занимательная химия».

Ход занятия:

Занятие сегодня мы будем осуществлять в форме  экспресс-тестирования. Для этого вам необходимо перейти на сайт https://chem-oge.sdamgia.ru/. Для решения выбираем вариант 2. Все интересующие вас вопросы обсуждаем в группе ВКонтакте.

Предлагаю Вам метод взаимопомощи: если вы знаете ответ на возникший вопрос, попробуйте объяснить его сами другу. Таким образом вы систематизируете свои знания. Ведь ученик запоминает лучше материал, когда рассказывает, а если может объяснить другому, то в таком случае можно с уверенностью сказать, что материал он усвоил в полном объеме.

Если вопрос не удается решить при помощи групповой дискуссии-объяснения, то в таком случае, я помогу найти верный ответ.

Жду ваши фотоотчеты с решением варианта №2.

Спасибо!

   

28.05.2020.

Тема: Итоговое занятие

 

Здравствуйте, ребята!

Сегодня у нас итоговое занятие – «экзамен»! Вы целый год шли к этому! Пора проверить Ваши знания! 

Ход занятия:

Сейчас каждому лично я разошлю номера вариантов для решения ВКонтакте в 14:00!

Решаем честно, подсказками не пользуемся! Ваша цель – проверить свои знания на прочность, понять, насколько хорошо вы владеете химическими понятиями и задачами! Засеките 2 часа, именно столько времени Вам потребуется для решения!

Желаю удачи и жду Ваши фотоотчеты!

Спасибо!


Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 03.04.2020

Дата обновления: 28.04.2022

Дата публикации: 01.04.2020

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».